Россия
В статье рассмотрены современные тренды развития экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции в условиях современной концепции производства и реализации продукции данного товарного направления.Цель исследования – выявить современные тенденции повышения эффективности экспорта сельскохозяйственной продукции в условиях обострения конкурентной борьбы на мировых продовольственных рынках. Актуальность данного исследования заключается в том, что повышение показателей экспорта продукции сельскохозяйственной отрасли позволит минимизировать давление со стороны предложения на внутренний рынок сельскохозяйственной продукции. В статьерассматриваются вопросы, связанныене только с расширением экспортной составляющей в деятельности различных форм производства продукции агропромышленного сектора, но и возможные варианты совместного участия в процессе оптимизации экспорта продукции продовольственного назначения. В рамках исследования проанализированы и изучены различные концепции международной торговли, проведен их детальный анализ и выявлены положительные стороны, которые можно использовать в повышении эффективности экспорта продукции агропромышленного сектора экономики.
эффективность,внешнеэкономическая деятельность, продукция агропромышленного комплекса, мировой рынок продовольствия, спрос на продовольствие, предложение продовольственной продукции, оптимизация каналов сбыта, устойчивость экономики, объем экспорта
Введение. Следует отметить, что в современных условиях ведения бизнеса в агропромышленном секторе экономики невозможно не обращать внимание на оптимизацию каналов сбыта продукции, причем, в большей степени данная заинтересованность касается внешних рынков, так как внешнеэкономический эффект позволяет повысить устойчивость всей агропромышленной сферы экономики.
Используя широкий ассортимент методов научного изучения проблемы повышения эффективности экспорта продукции агропромышленного сектора, прежде всего анализ, синтез, метод экспертных оценок и графический метод, можно сделать вывод о том, что современная концепция ведения внешнеэкономической деятельности не представляется эффективной без активной роли государства в её осуществлении. Отметим, что рыночные методы продвижения продовольственных товаров на мировых рынках в современном мире практически исчерпали свой потенциал влияния, так как, во-первых, издержки на производство и реализацию продовольствия возрастают в среднесрочном периоде анализа практически во всех странах мирового сообщества, а во-вторых, численность населения и доходы также возрастают.
Цель работы – провести анализ эффективности экспорта продукции агропромышленного сектора и определить пути оптимизации каналов и объемов поставок с возможностью снижения давления предложения на внутреннем рынке продукции АПК.
Материалы исследования. Рассматривая специфику применения методологического аппарата изучения процесса экспорта сельскохозяйственной продукции, как на рынки стран ближнего зарубежья, так и по более дальнимнаправлениям поставок можно констатировать тот факт, что в современных условиях осуществления экспортных операций,методология исследования носит достаточно прикладной характер, вызванный спецификой процесса внешнего обмена товарами продовольственной направленности. В рамках этого аспекта можно констатировать, что с точки зрения методологии наиболее результативными выступают методы анализа, прежде всего, при определении объемов и направлений поставок, а также синтеза и метода экспертных оценок при последующем определении направлений оптимизации поставок и путей их диверсификации.Посредством применения метода анализа в первую очередь дается представление о структуре экспортных потоков, изменении их физических показателей в системе объема и интенсивности.
Также в данном ключе методологического содержания специалисты выдвигают гипотезы причин отклонения от базовых показателей и фиксируют последствия такого отклонения.
Особенно данные направления исследования были рассмотрены в трудах представителей классической экономической школы международной торговли, таких как А. Смит, Т. Мальтус, которые считали международный обмен товарами продовольственной направленности конкурентным преимуществом той страны, которая имеет положительное торговое сальдо с внешним миром.
Синтез позволяет выделить в массе направлений внешнеторговых операций, связанных с разными товарами продовольственной классификации те векторы, которые не только определяют текущие направления оптимизации экспортных потоков и спектра регионов поставок, но и наметить динамические сдвиги в различных товарных группах, приводящих к изменению общих экспортных показателей и ориентиров. Данный метод особенно был рассмотрен и проработан в трудах И. Фишера, А. Маршалла, А. Пигу.
Метод экспертных оценок в изучении структуры экспорта и его возможных изменениях, как по количественному, так и по качественному составу получил широкое распространение в трудах таких авторов, как Д. Городон, О. Хелмер, В.Глушков, которые вне зависимости от разности концептуальных подходов к данному методу в большей степени акцентировали свое внимание на перспективности данного метода, так как он предполагал выявление как сильных сторон процесса, так и его слабых особенностей, которые могут спровоцировать угрозы в реализации всей доктрины экспорта, как экономического процесса. Особо следует отметить, что данный метод в современной трактовке особенно заслуживает внимания, так как следует признать, что экономические методы косвенного вмешательства в процесс осуществления экспорта продукции продовольственного направления всё в большей мере заменяются прямыми методами вмешательства государств в процесс международного обмена, в результате чего находится место и совсем нерыночным проявлениям экономических воздействий, прежде всего, таких как санкции, товарное эмбарго и т.д.
Графический метод при всей его простоте применения также актуален в данном вопросе, так как позволяет, как никакой другой придать наглядность процессу экспорта или импорта товаров продовольственной направленности, тем самым давая возможность не только анализировать динамику изменений, но и с высокой степенью точности определять тренды и перспективы развития товарных потоков и направлений.
Применения метода сравнения, по нашему мнению, позволяет выявить не только позиции отечественного сегмента реализации продукции пищевой направленности, но и выявить основных конкурентов в том или ином сегменте товарного обмена, что повышает степень конкретности в борьбе за новые рынки и степень устойчивости при определении положения на давно отработанных рынках. В трудах теоретиков и практиков метода сравнительных преимуществ в международной торговле можно особо подчеркнуть направления оптимизации экспортного потенциала в работах Д. Рикардо, М Портера и др.
Благодаря их научному вкладу в изучение экспорта и импорта можно в современной практике торговли говорить о том, что в экспорте выигрывает та страна, издержки на производство экспортируемой продукции, в которой меньше, чем издержки на аналогичную продукцию в стране поставки, даже при учете транзакционных издержек и экспортных пошлин. По нашему мнению, в современной торговой практике данная концепция наиболее точно соответствует духу времени, а метод сравнительных преимуществ, как никакой другой, из всего широкого спектра заявленных методов, позволяет объяснить причины успешного продвижения товаров.
Есть в данном вопросе только одно допущение, что применение данного метода оправдано только в условиях достаточной свободы торговых отношений в мировой практике обмена товарами и услугами, однако, до настоящего времени мы не в полном объеме можем констатировать этот факт на товарных рынках, и в большей даже степени, по сравнению с товарными нет равенства на рынках и торговых площадках обмена товарами продовольственной направленности, которые по своему происхождению и свойствам уже имеют следы неэластичности, как по цене, так и по спросу.
Результаты исследований.
Одна из главных проблем, отражающихся на достаточно узком аппарате исследования экспорта продукции продовольственного назначения в нашей стране, заключается в однородности ассортимента поставок, в котором преобладают товары низкой степени переработки и, соответственно, добавленной стоимости (зерно, рыба, растительные масла).
Следует признать, что, несмотря на достаточно узкую специализацию товарных поставок, есть и способы к увеличению ассортимента продукции, поставляемой на экспорт, поэтому считаем возможным предположить, что существующий в настоящее время набор методов и инструментов изучения процесса экспорта будет расширяться и диверсифицироваться.
В таких условиях невозможно представить ситуацию, связанную со снижением цен на мировых рынках продовольствия, поэтому, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе можно утверждать о повышении не только доходности реализации продовольственных товаров, но и возрастанию роли финансовых потоков от этой реализации в экономиках ведущих стран-экспортеров продукции продовольственной направленности.
Еще в рамках развития и становления теорий международной торговли экспорт и импорт продукции сельскохозяйственного назначения рассматривался определенным образом, так как продовольствие имеет специфические признаки, которые в одном случае придают продовольственному рынку конкурентные преимущества, а другом выступают ограничителями проникновения к тому или иному рынку.
К примеру, если продовольственный товар, поставляемый на внешние рынки, имеет длительные сроки хранения, то предпочтительнее использовать более дешевые виды транспорта для поставок, что существенным образом отразится на стоимости конечной продукции и объеме транзакционных издержек, которые также выступают существенным конкурентным преимуществом. [2]
Внешние рынки представляют не только практический интерес, так как дают целый ряд конкурентных преимуществ, причем, они выражаются как на микро, так и на макроуровне.
Если говорить о микроуровне, то оптимизация процесса экспорта сельскохозяйственной продукции будет воздействовать на следующие элементы рыночного механизма:
1) повышение объема экспорта сельскохозяйственной продукции снизит давление на объем предложения на внутреннем рынке, тем самым повышая стабильность как рыночного механизма, так и уровня цен;
2) увеличение объема экспорта сельскохозяйственной продукции позволит повысить конкурентоспособность отечественных производителей и оптимизировать процесс сбыта продукции;
3) вектор поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей переместится от несвязанной поддержки внутренних потребителей к повышению эффективности продаж и цен на мировом рынке продовольствия;
4) активное продвижение товаров на внешних рынках позволит минимизировать отрицательные проявления перепроизводства продукции.
Можно уже сейчас говорить о том, экспортная составляющая проникает практически во все сферы экономического цикла товара или услуги охватывая все основные стадии движения – производство, распределение, обмен и потребление [3].Не стал в данном отношении исключением и агропромышленный комплекс, можно даже признать, что данный сектор экономики является одним из лидеров по продвижению на мировых торговых площадках.
Отметим, что когда мы берем во внимание механизм оптимизации экспорта сельскохозяйственной продукции на микроуровне, то конечными выгодополучателями выступают либо домохозяйства (оптимизация системы потребления продуктов питания при минимальном росте цен), либо предприятия и организации (повышение прибыли в результате более высокого уровня цен на мировых рынках продовольствия).
Следует признать, что микроуровень очень важен для предприятий и домохозяйств, однако в долгосрочной временной перспективе предпочтения следует отдавать конкурентным преимуществам макроуровня в формировании эффективной концепции экспорта сельскохозяйственной продукции. Для государства, как активного игрока на рынке сельскохозяйственной продукции макроуровень также представляет интерес, так как позволяет минимизировать риски, связанные как с внешними аспектами поставок продукции агропромышленного комплекса, так и с внутренними возможностями колебания цен на продовольственном рынке, что вызывает определенные структурные и экономические трудности во внутренней среде потребления.
Вместе с тем, рассматривая конкурентные преимущества нельзя делать большой крен в какую-либо сторону, так как рынок сельскохозяйственной продукции достаточно волатильный, причем степень его волатильности достаточно трудно прогнозировать, так как специфика аграрного производства не позволяет с высокой точностью планировать объёмы производства в силу техногенных природных и иных факторов, которые слабо прогнозируются. К примеру, очень трудно прогнозировать объемы производства сельскохозяйственных культур, так как воздействие природных факторов (заморозки, засуха, обильные осадки и т.д.) заранее крайне проблематично выявить, а тем более минимизировать.
Учитывая современные тренды на мировых рынках продукции сельскохозяйственного назначения можно выделить следующие основные направления оптимизации экспортных отношений на макроуровне:
1) Участие в международном разделении труда и возможность более широкого использования конкурентных преимуществ;
2) Проникновение на внешние рынки сопровождается повышением экспортной выручки, что в конечном счете не только улучшает финансовые результаты производителей и экспортеров, но и позволяет укрепить курс национальной валюты;
3) Увеличение поставок продовольствия на мировых рынках позволяет налаживать прочные торговые отношения со странами мирового сообщества, что повысит узнаваемость России на мировых рынках.
Отметим, что и с позиций внутреннего производства продовольствия высокая степень проникновения отечественных производителей на мировые рынки сельскохозяйственной продукции не только повышает экспортный потенциал отечественного АПК, но и позволяет выполнить задачу минимизации влияния внешней конъюнктуры на внутренний сегмент рынка продукции сельскохозяйственного назначения.
С точки зрения производства сельскохозяйственной продукции можно выделить следующие основные аспекты важности данного направления, как для производителей на микроуровне, так и для отрасли и государства на макроуровне рассмотрения проблемы:
1) достаточно реализуемые требования к технологии производства продукции агропромышленного сектора экономики;
2) высокий уровень механизации и автоматизации процесса производства;
3) минимальные требования к уровню образования и умения работников данного направления;
4) стабильный спрос на внутреннем рынке и высокая экономическая эффективность, по сравнению с другими направлениями производства продукции в отечественном ВВП.
Рассматривая механизм реализации экспортного потенциала в агропромышленном подкомплексе, можно выделить следующие направления, позволяющие говорить о перспективности работы в части реализации конкурентных преимуществ:
1) большие объемы потребности населения мирового сообщества в продовольствии, как на уровне конечного потребления, так и в животноводстве, как системе первичного использования продукции АПК (преимущественно зерна и его производных) для получения конечной продукции (мяса, молока, шерсти и т.д.);
2) высокая степень конкуренции в сфере производства продовольствия и тренд на рост цены в долгосрочной перспективе;
3) получение большого объема экспортной выручки, что сказывается на состоянии всей финансовой системы государства и благосостоянии субъектов АПК;
4) освоение новых рынков и направлений реализации продукции пищевой направленности.
Следует признать, что такая взаимосвязь показателей внутренней и внешней конъюнктуры доказывает в полной мере наше предположение о важности использования инструментов политики поддержки экспорта продукции агропромышленного сектора экономики, причем, сам механизм и инструментарий данной поддержки должны носить комплексный и взаимопроникающий характер воздействий, о чем мы более подробно расскажем по ходу работы над данной темой в представленной статье.
В современных условиях хозяйственной деятельности субъектов АПК и состоянии развития внешнеторговых операций с продовольственными товарами наибольший научный интерес представляют следующие научные методы изучения специфики экспортных операций в сфере международного обмена продукцией продовольственной направленности–анализ, синтез, метод экспертных оценок, графический метод, метод сравнения.
В рамках рассмотрениявопроса оптимизации экспортных поставок можно говорить о том, что необходимо не только проанализировать объем и стоимость экспорта продукции агропромышленного комплекса, но и определить её часть в общем объеме экспорта товаров и услуг. Отметим, что в рамках отечественного механизма экспорта продукции именно продукция аграрной сферы представляет собой не только научный, но и практический интерес, так как подавляющий объем экспорта нашей страны состоит из ресурсов, причем, невозобновляемых.
Смеем предположить, что возобновляемость продукции АПК выступает не только конкурентным преимуществом отрасли, но и драйвером всего экспорта, как такового, потому что в дальнейшем можно рассчитывать не только на ресурс воспроизводства товаров аграрного сектора, но и на углубление степени переработки товаров в системе экспортных поставок.
В продолжении изучения вопроса повышения эффективности экспортных поставок продовольствия на мировые рынки необходимо отметить тот факт, что наша страна в некотором роде сама порождает конкурентные воздействия на мировых рынках продовольствия, в частности, проводимая в 2022 и в 2023 гг., так называемая «зерновая сделка» с зерном из Украины оказывает давление на наших экспортеров зерна, так как тем самым образуется избыточный объем предложения и, как следствие снижение цены реализации зерна на мировых рынках.
Учитывая тот факт, что зерно, преимущественно пшеница, является основным ресурсом экспорта отечественные производители и экспортеры теряют существенный объем прибыли.
Для более детального представления объема экспорта РФ представим графически его объемы на рисунке 1.
Рисунок 1 –Объем экспорта продукции сельского хозяйства из РФ в 2018-2022 г. (млрд. долл.)[1]
Figure 1– The volume of exports of agricultural products from the Russian Federation in 2018-2022 (billion dollars) [1]
Как видно из представленного графика, продукция агропромышленного направления занимает достаточно устойчивые позиции, как в стоимостном выражении, так и исходя из динамики роста показателей.
Особенно важно отметить, что на среднесрочной временной перспективе исследования на мировых рынках можно уверенно прогнозировать рост спроса, так как в странах, являющихся основными потребителями нашей экспортной продукции наблюдается стабильный рост доходов населения, что в свою очередь вызывает повышение платежеспособного спроса на продукцию АПК. [8,10]
Используя сравнительный метод анализа можно говорить о том, что для определения экспортного потенциала необходимо рассматривать объемы внешних поставок продукции отечественного АПК в разрезе объемов поставок прямых конкурентов Российской федерации на мировых торговых площадках продовольственными товарами и продуктами их переработки.
Следует признать, что экономические санкции и последовавшие за их вводом антисанкции коренным образом изменили правила игры на экспортных рынках, что сказывается на объемах и стоимости экспортируемой продукции
Для большей наглядности рассмотрим это в табличной форме (таблица 1).
Таблица 1 - Стоимость продовольственной продукциив экспорте ведущих стран мирового сообщества в 2021-22 гг.(млрд. долл.) [1]
Table 1 - The value of food products in the exports of the leading countries of the world community in 2021-22 (billion dollars) [1]
Место в рейтинге стран экспортеров продукции АПК в 2021 году |
Страна |
Объем экспорта продовольственной продукции (млрд. долл.) |
|
2021 г. |
2022 г. |
||
1. |
США |
88,43 |
86,14 |
2. |
Германия |
69,53 |
64,32 |
3. |
Великобритания |
53,96 |
50,32 |
4. |
Китай |
51,23 |
50,12 |
5. |
Нидерланды |
50,74 |
52,13 |
6. |
Франция |
47,14 |
45,20 |
7. |
Япония |
45,24 |
41,43 |
8. |
Канада |
43,81 |
39,32 |
9. |
Бельгия |
39,22 |
37,36 |
10. |
Италия |
38.19 |
40,43 |
13. |
Россия |
37,11 |
42,39 |
Как видно из анализа таблицы 1, у нас есть все возможности для того, чтобы уже в среднесрочной временной перспективе войти в десятку ведущих стран мирового сообщества по объемам экспорта продукции продовольственного направления, поэтому необходимо в большей степени концентрировать государственную политику и внимание бизнеса в данном направлении для ускорения достижения поставленных целей.
Заключение. В заключении статьи можно отметить, что в вопросе повышения объема экспорта продукции агропромышленного комплекса у нашего отечественного производителя продуктов есть все шансы на расширение как имеющихся рыночных ниш, так и освоения новых рынков и направлений. - в условиях обеспечения устойчивости рынка товаров агропромышленной направленности необходимо четко прорабатывать вопросы обеспечения его устойчивости, как посредством внешних составляющих спроса, так и с учетом потребностей внутреннего спроса:
- активный рост спроса на продовольствие в подавляющем числе стран мирового сообщества позволяет предположить о долгосрочности вектора развития внешнеторговых отношений и связей:
- для обеспечения диверсификации рынка продовольствия необходимо учитывать не только возможные внешние направления увеличения поставок, но и пропорции объемов экспорта и внутреннего потребления.
Отметим, что, несмотря на имеющийся потенциал производителей и экспортеров данный процесс проходил бы намного эффективнее при государственном вмешательстве в его механизм.
По нашему мнению, именно государство в современной структуре экспорта может и должно предпринимать шаги по повышению присутствия на внешних рынках и повышению привлекательности отечественных товаров за рубежом. Наиболее эффективными мерами государственного воздействия на оптимизацию экспорта продовольственной продукции, как процесса и повышения его результативности, как системы экономических показателей реализации являются:
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы по оптимизации экспорта продукции агропромышленного сектора экономики:
1. у отечественного АПК уже есть весомые позиции на международных рынках, которые позволяют говорить о важности данного направления;
2.на мировых аграрных рынках усиливается конкуренция, поэтому очень важно не только удержать имеющиеся позиции, но и выйти на новый уровень (цель войти в 10-ку стран крупнейших экспортеров);
3.залог реализации успехов в товарном представительстве на внешних рынках кроется не только в цене, но и в специфике реализуемой продукции;
4.расширение присутствия на внешних рынках позволяет снижать волатильность внутреннего рынка продовольствия, что положительно отражается на внутреннем потреблении продукции АПК и социальной стабильности;
5. государственная поддержка экспорта продукции АПК на внешних рынках намного эффективнее, чем поддержка внутреннего рынка, как с позиций производства, так и с позиций потребления
Если предложенные меры будут реализованы в современной экспортной практике можно говорить не только о повышении объемов поставок на мировых рынках, но и о повышении эффективности мер государственной поддержки, так как поддержка внешнеторговых операций намного эффективнее, чем поддержка внутреннего производства, так как осуществляется в более конкурентной среде.
По нашему мнению, поддержка государства в вопросах оптимизации экспорта должна носить более косвенный характер и выражаться в юридическом сопровождении внешнеторговых операций, посредничестве на международных торговых площадках, организации и проведении мероприятий, позволяющих внешним потребителям более подробно ознакомиться с ассортиментом предложения, особенно в узкоспециализированных товарных сегментах.
1. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. Режим доступа: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publicat ions/catalog/doc_1265196018516 Дата обращения 09.04.2023г
2. Институциональная экономика / Р. С. Гайсин, Н. В. Арзамасцева, В.В. Рахаева [и др.]. – Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2015. – 156 с.
3. Бесшапошный, М. Н. Формальные и неформальные институты в современной экономической системе / М. Н. Бесшапошный // Казанская наука. – 2011. – № 1. – С. 97-98.
4. Ковалева Е.В. Теоретические аспекты воспроизводства ресурсов в сельском хозяйстве//Техника и оборудование для села. №1 (283) – 2021, с.2-6
5. Ковалева Е.В. Концептуальные подходы к оценке качества товаров //Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина" №5 (25) – 2007 с. 27-29
6. Бесшапошный, М. Н. Проблема отражения стоимости в современной экономической теории / М. Н. Бесшапошный // Политэкономические императивы развития: Монография / Ответственные редакторы М.Л. Альпидовская, А.Г. Грязнова. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2019. – С. 206-210.
7. Динамика производства и экспорта зерна в России и странах ближнего зарубежья / Р. Р. Мухаметзянов, Г. К. Джанчарова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2021. – № 5. – С. 47-58.
8. Макроэкономика / В. Г. Кучкин, В. В. Рахаева, О. А. Еремеева. – Москва: Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2016. – 112 с.
9. Семенова Е.И. Возможности расширения экспорта сельскохозяйственной продукции /Е.И. Семенова // В сборнике: Доклады ТСХА, 2020. С. 12-17.
10. Экономика развития отраслей сельского хозяйства / Ю. И. Агирбов, Т. И. Ашмарина, А. В. Боговиз [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Сам Полиграфист", 2019. – 248 с.