ДОКТРИНА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОСТИ БИЗНЕС-СТРУКТУР В СФЕРЕ МЕБЕЛЬНОГО РЫНКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются взаимосвязи элементов конкурентоспособности в целях обеспечения инновационности бизнес-структур в сфере мебельного рынка. Доктрина как система убеждений и основных принципов служит основой для разработки стратегии по обеспечению конкурентоспособности в целях усиления конкурентных преимуществ предприятий. Конкурентоспособность является многомерным свойством, в том числе инновационность продукции, играет значимую роль в достижении высокого статуса на конкурентном рынке. В центре внимания оказывается рассмотрение каждого из элементов конкурентоспособности в целях обеспечения инновационности бизнес-структур на примере мебельного рынка. Конкуренция заставляет бизнес-структуры повышать качество выпускаемой продукции, использовать новые составляющие продукта, инновационные технологии и новшества в дизайне и системе сбыта. В этой связи бизнес-структурам в сфере мебельного рынка необходимо исследовать взаимосвязи элементов конкурентоспособности и их влияние на конечный результат. В целях обоснования доктрины взаимосвязей элементов для обеспечения инновационности бизнес-структур была определена система управления качеством инноваций бизнес-структур в сфере мебельного рынка, построенная по блокам обеспечения инновационности и качества, управления качеством и совершенствования качества, включающая элементы конкурентоспособности для обеспечения инновационности бизнес-структур, находящиеся в тесной взаимосвязи, такие, как разработка устойчивой нормативно-правовой базы, создание наиболее благоприятного инвестиционного климата, создание эффективной конкурентной политики, способствование инновационной деятельности бизнес-структур, упрощения барьеров для создания и ведения бизнеса в системе управления качеством инноваций бизнес-структур в сфере мебельного рынка. В процессе исследования были использованы методы структурного, системного и функционального, количественного и качественного анализа, графические и математические методы, методы структурно-функционального моделирования.

Ключевые слова:
доктрина, взаимосвязи, конкурентоспособность, бизнес-структуры, инновационность, мебельный рынок
Текст

Введение

«Конкурентоспособность на сегодняшний день является актуальной темой для исследования, так как в современных условиях рыночной экономики нужен рост не каждого отдельного производства, а именно конкурентоспособного, которое побуждает конкурентов совершенствовать свои продукты производства» [11].

Конкурентоспособность способствует формированию устойчивых конкурентных позиций бизнес-структур на рынке, является гарантом успешного ведения бизнеса. Бизнес-структуры должны ориентироваться на эффективную деятельность в конкурентной среде, определять факторы повышения конкурентоспособности и силу их влияния на конечные результаты, своевременно реагировать на изменения внешней среды, которая в условиях рыночной экономики нестабильна и стохастична.

«С самых ранних времен развития производства во всех сферах деятельности человека растет острая необходимость в рассмотрении вопроса управления и регулирования конкурентоспособности бизнес-структур» [4].

«Среди зарубежных авторов, рассматривающих вопросы конкурентоспособности в работе, были рассмотрены труды Christopher M., Blank S. G., Krauszova A., Palmer R., Porter M., Szombathyova E., Whetten D. A. [19].

Среди отечественных в исследовании были рассмотрены труды авторов: Абаева Н. П.» [12], Балашова Е.С., Карасева М.Ю., Калмыкова Я.Н., Кидрук М.А., Кинцнер И., Константинова И.В., Корончик А.О., Кротков А.М., Лазаренко А.А., Лепешева А.А., Лифиц И.М., Пухова В.М., Портер М., Чернова И.В., Фатхутдинов Р.А., Юданов А.Ю., Ягафарова Е.Ф. и др. [1,2,5-23].

Доктрина как система убеждений и основных принципов, которая служит основой для разработки стратегии по обеспечению конкурентоспособности в определенной области, в частности, в процессе совершенствования бизнес-структур в сфере мебельного рынка, послужила основой для определения взаимосвязей элементов конкурентоспособности в целях обеспечения инновационности бизнес-структур в указанной сфере.

«Для того, чтобы бизнес-структура могла успешно работать на рынке и определять дальнейшие перспективы развития была выявлена необходимость учитывать наиболее важные факторы конкурентной среды. Те самые факторы, которые влияют на конкурентоспособность и включают отсутствие системы налоговых кредитов, государственную политику, ограничения населения, возможности для высокой заработной платы, дефицит, увеличение доходов за счет роста и финансовой стабильности.

Было рекомендовано, чтобы процесс оценки конкурентоспособности бизнес-структур основывался на теории эффективной конкуренции. Дальнейшая методика основана на оценке определенных групп показателей, представляющих основные элементы конкурентоспособности бизнес-структур в определенной взаимосвязи» [12].

 

Материал и методы исследования

«Информационную базу исследования составили данные Государственного комитета по статистике, данные комитета Воронежской области по статистике и данные предоставленные представленные предприятиями мебельной промышленности Воронежа и Воронежской области, которые характеризуют экономическую деятельность предприятий мебельной отрасли. К эмпирической базе относятся статистические данные министерств РФ, аналитические материалы ФС статистики РФ и ФСС по Воронежской области; бухгалтерская отчётность мебельных предприятий за 2015 – 2021 гг.; научные статьи, информационные и методические материалы; законодательные и нормативные акты федерального и регионального уровня.

Для получения научных результатов применялись общенаучные методы: системный анализ, количественный и качественный анализ, экономико-статистический анализ, структурно-функциональное моделирование» [3].

Список литературы

1. Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина – Ульяновск: УлГТУ, 2018.– 259с.

2. Балашова, Е. С. Анализ мебельной промышленности и факторы, влияющие на развитие промышленности / Е.С. Балашова, Т.П. Харченко // в сборнике: Пермский край: новые вызовы, новое время. Материалы IV Пермского экономического конгресса. 2018. С. 307-311. Режим доступа: https://science.volgatech.net/upload/documents/science (дата обращения 25.05.2022)

3. Безрукова, Т. Л. Стратегирование использования потенциала лесной промышленности России в условиях развития цифровой экономики // Современные вызовы и реалии экономического развития России. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. Ставрополь. 2018. C. 217-218. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023719

4. Безрукова, Т. Л. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности бизнес-структур в сфере мебельного рынка [Текст] / Т.Л. Безрукова, О.В. Коржова, // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2022. – Т. 10. – № 3 (58). – С. 56-70. – Библиогр.: с. 69-70 (26 назв.). – DOI:https://doi.org/10.34220/2308-8877-2022-10-3-56-70.

5. Карасева, М. Ю. Прибыль как показатель эффективности работы предприятия [Электронный ресурс] / М. Ю. Карасева // Экономика и экономические науки. – Режим доступа: http://naukarus.com/pribyl-kak-pokazatel-effektivnosti-raboty-predpriyatiya.Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н Качалина. - М.: Эксмо, 2016. - 345 с.

6. Калмыкова, Я.Н. Сущность прибыли и пути ее повышения на предприятии [Электронный ресурс] / Я. Н. Калмыкова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2017. - № 11. – Режим доступа: http:// ekonomika. snauka.ru/2017/11/15378.

7. Кидрук, М. А. Стабильность и конкурентоспособность [Электронный ресурс] / М. А. Кидрук – Режим доступа: (http://www.sapr.ru/ article.aspx?id=17168&iid=793) (дата обращения: 17.01.2022)

8. Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство / Под ред. проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 239 с.

9. Константинова, И. В. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] / И. В. Константинова – Режим доступа: (www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi). (дата обращения: 17.01.2017)

10. Коржова, О. В. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности [Текст] / О.В. Коржова // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России. Материалы II Всероссийского форума по экономической безопасности. Выпуск II. – 2019. – С. 213-217.

11. Коржова, О.В. Государственное регулирование конкурентоспособности [Текст] / О.В. Коржова // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Отв. редактор А.А. Бурмистрова [и др.]. – 2020. – С. 353-360.

12. Коржова, О.В. Инструментарий обеспечения конкурентоспособности бизнес-структур [Текст] / О.В. Коржова, Т.Л. Безрукова // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2023. – Т. 11. – № 1 (60). – С. 32-44. – Библиогр.: с. 43-44 (26 назв.). – DOI:https://doi.org/10.34220/2308-8877-2023-11-1-32-44

13. Корончик Александра Олеговна Элементы конкурентоспособности как драйвер экономического развития // Успехи в химии и химической технологии. 2015. №9 (168). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-konkurentosposobnosti-kak-drayver-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения: 22.03.2024).

14. Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки [Электронный ресурс] / А. М. Кротков, Ю. Я. Еленева – Режим доступа: (http://www.rbedu.ru/articles/managem- ent/article6139.html). (дата обращения: 17.01.2022)

15. Лазаренко, А. А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст] / А.А. Лазаренко // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С.374-377.

16. Лепешева, А. А. Конкурентоспособность и модернизация российской экономики [Электронный ресурс] / А. А. Лепешева – Режим доступа: (http://www.moderniz.org.ru/). (дата обращения: 17.01.2022)

17. Лифиц, И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг [Текст] / И.М. Лифиц. – М.: Высшее образование, Юрайт, 2013. – 464 c.

18. Мебельный рынок: тенденции и прогнозы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://uldelo.ru/2016/04/20/mebelnyi-rynok-tendentsii-i-prognozy.

19. Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер .– М.: Вильямс, 2005. – 748 с.

20. Пухова, В.М. Анализ конкурентоспособности предприятий мебельной промышленности [Текст] / В.М. Пухова // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 5-2 (63). – С. 179-181.

21. Чернова, И. В. Управление конкурентоспособностью предприятия/ И.В. Чернова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2018. – № 15.–С.–146 –149.

22. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебник для вузов / Юданов А. Ю. – М.: ГНОМ и Д, 2018. – 304 с.

23. Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. – 2018. – №4. – С. 181–185.

24. Bezrukova, T. L., Larionov V. G., Zinovyeva I. S., Kuksova I. V. Assessment of innovation impact on the economic development of the forest complex // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 33, Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 2019. С. 3822-3828.

25. Bezrukova, T. L. Larionov V. G., Kuksova I. V. Ecological and economic management tools in forestry/ International Forestry Forum "Forest ecosystems as global resource of the biosphere: calls, threats, solutions" 9-10 September 2021, Voronezh, Russian Federation. 2021. С. 012044. Режим доступа: https://iopscience.iop.org/issue/ 1755-1315/875/1. - Библиогр.: 22назв. – eLIBRARY


Войти или Создать
* Забыли пароль?