Россия
Статья посвящена актуальным вопросам формирования социальной мобильности обучающихся в контексте вызовов современной реальности. Авторы рассматривают понятие «социальная мобильность» с точки зрения идентичности личности – гражданской и этнокультурной. В качестве практического опыта в статье представлен материал эмпирического исследования, проведенного авторами в 2022 г. на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского при реализации проекта «Университетские смены» для детей из вновь образованных территорий России (Луганская Народная Республика, Донецкая Народная Республика). В исследовании приняли участие 109 детей в возрасте от 12 до 17 лет, имеющие равный социальный статус – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
ассимиляция, гражданская идентичность, обучающиеся, социальная мобильность, этнокультурная идентичность, этнокультурная образовательная среда
1. Бондырева С.К. Суверенитет, субъективность, свобода / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – Москва : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 464 с.
2. Гурьянчик В. Н. Формирование ценностно-мировоззренческих установок у иностранных образовательных мигрантов в военном вузе / В. Н. Гурьянчик, Т. В. Макеева // Человек в информационном пространстве : сборник научных трудов, Ярославль, 17–19 ноября 2016 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 113-119.
3. Гурьянчик В. Н. Социокультурная адаптация иностранных курсантов российских военных вузов / В. Н. Гурьянчик, Т. В. Макеева // Социологические исследования. 2018. № 11(415). С. 124-133. DOIhttps://doi.org/10.31857/S013216250002792-4.
4. Занятость молодежи в мотивационном и структурном измерении [Электронное издание] / [М. К. Горшков и др.]; Отв. редактор М. К. Горшков. – Электрон. текст. дан. (объем 1,5 Мб) – Москва : Институт социологии ФНИСЦ РАН, 2017. 129 с.
5. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. – Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. – 270 с.
6. Котова И. Б., Козельская А. В Психологическая характеристика социальной мобильности субъектов с разным типом жизненных ресурсов // Российский психологический журнал. 2008. 5 (3). С. 25-34. DOIhttps://doi.org/10.21702/rpj.2008.3.2
7. Красовская Н. Р. Этнокультурная идентичность / Н. Р. Красовская // Власть. 2020. Т. 28, № 3. С. 75-81. DOIhttps://doi.org/10.31171/vlast.v28i3.7313.
8. Пищик В.И. Психологические особенности поколений в культурном контексте // Концепт: научно-методологический электронный журнал. 2015. № 4. С. 1-8.
9. Погодаева М. В. Концепция пространства безопасного детства: подходы и принципы проектирования / М. В. Погодаева // Мир образования - образование в мире. 2015. № 2(58). С. 228-238.
10. Социальная мобильность в России: поколенческий аспект : [монография] / [А. В. Ваньке и др.] ; отв. ред. В. В. Семенова, М. Ф. Черныш, А. В. Ваньке. Институт социологии РАН. — Москва : Институт социологии РАН, 2017. 384 с.
11. Шиндель С. В., Семухина Е. А. Проблема сохранения этнокультурной идентичности в XXI веке: методологический аспект // Культура и цивилизация. 2022. Том 12. № 1А. С. 221-230. DOI:https://doi.org/10.34670/AR.2022.91.32.026
12. Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников / И. Ю. Шустова // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186-193. DOIhttps://doi.org/10.17223/15617793/438/25.
13. Эриксон Эрик Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. – Санкт-Петербург : Психол. центр «Ленато» ; Балашиха : Фонд «Унив. кн.», 1996. 589 с.
14. Alba R., Nee V. Remaking the American mainstream: Assimilation and contemporary immigration. 2003. Cambridge. Mass.: Harvard University Press. 359 p.
15. Gur'yanchik V. N. The Educational Aspect of Ensuring the Safety of Children from the Liberated Territories / V. N. Gur'yanchik, V. V. Belkina, T. V. Makeeva // Pedagogy and Education. 2022. No. 4. P. 72-81. DOIhttps://doi.org/10.7256/2454-0676.2022.4.39265.
16. Introduction to the Science of Sociology. By Robert E. Park and Ernest W. Burgess. The University of Chicago Press Chicago. Illinois, 1921. 1059 p.
17. Sorokin P. Social and Cultural Mobility. N.Y: The Free Press, 1959. 645 p.