в статье представлены результаты формирования методических основ оценки уровня регионального развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли. Разработана система показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне. Обоснованы пороговые значения показателей и методика интерпретации их расчетов.
торговля, корпоративная социальная ответственность, сфера услуг, анализ и оценка
Актуальность решения задач, касающихся оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности (далее – КСО) в сфере розничной торговли на региональном уровне, обусловливается тем, что идентификация параметров развития ключевых аспектов КСО в регионах и выявления направлений дальнейшего совершенствования региональной и федеральной политики в области развития КСО, осуществляется посредствам исследования отраслевых параметров текущего уровня внедрения принципов КСО и дальнейших перспектив ее развития.
Проблематика разработки и совершенствования методических основ оценки уровня развития КСО на региональном уровне получила развитие в работах таких ученых, как Гулло А.А., Филимонова Н.Г. [1], Березин А.А. [2], Аксенов В. А. Богатищева Ю.Н., Любимова М.В. [3], Савина Т. Н. [4], Кравцова Е.М. Матвеева В.Ю. [5], Суглобов А.Е., Родионов А.В. [6], Минаков А.В., Суглобов А.Е. [7].
Для осуществления оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне была разработана система показателей, приведенная в Таблице 1. Группы представленных показателей позволяют осуществить оценку:
- экономического и экологического аспектов КСО на основе ретроспективного анализа финансово-экономических показателей розничной торговли региона;
- аспектов КСО, отражающих социально-этический характер региональной розничной торговли.
Таблица 1 – Система показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне (Формулы 1 – 11)
Открытые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) и официальные порталы органов региональной исполнительной власти являются информационной базой исследования.
Необходимость выявления пороговых значений и весовых коэффициентов итогового интегрального показателя обусловлена тем, что показатели оценки регионального уровня развития КСО в отрасли розничной торговли на являются коэффициентами, для которых характерны различные и слабо сопоставимые диапазоны абсолютных значений. В качестве основы расчетов весовых коэффициентов показателей оценки уровня развития КСО в отрасли розничной торговли на региональном уровне и их групп (Таблица 2) использован метод экспертных оценок, а на основе определения индексов однородности была подтверждена достоверность полученных результатов.
Таблица 2 – Весовые коэффициенты показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне (
Пороговые значения показателей оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне приведены в Таблице 3.
Таблица 3 – Пороговые значения показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне
Интерпретация рейтинговых показателей оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне осуществляется в зависимости от расчетных значений показателей оценки с присвоением рейтинговых баллов от 1 до 5 (Таблица 4).
Таблица 4 – Интерпретация рейтинговых показателей оценки уровня развития корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли на региональном уровне
Расчет итогового интегрального показателя оценки уровня развития КСО в сфере розничной торговли на региональном уровне по формуле 12:
Для осуществления оценки уровня развития КСО в отрасли розничной торговли на региональном уровне нами была разработана система показателей, которые позволяют осуществить оценку: экономического и экологического аспектов КСО на основе ретроспективного анализа финансово-экономических показателей розничной торговли региона, а также аспектов КСО, характеризующих социально-этическую и экологическую направленность региональной розничной торговли.
1. Гулло, А. А. Анализ методик оценки эффективности корпоративной социальной ответственности предприятий / А. А. Гулло, Н. Г. Филимонова. — Текст: непосредственный // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. — 2018. — №1. — С. 92—106.
2. Березин, А. А. Формализация процесса бенчмарктинга для прогностической оценки динамики конкурентоспособности компаний / А. А. Березин. — Текст: непосредственный // Национальная ассоциация ученых (НАУ). — 2015. — №14. — С. 30—34.
3. Аксенов, В. А. Региональный аспект корпоративной социальной ответственности / В. А. Аксенов, Ю. Н. Богатищева, М. В. Любимова. — Текст: непосредственный // Управленческие науки. — 2013. — №2(7). — С. 46—57.
4. Савина, Т. Н. Анализ процесса институционализации корпоративной социальной ответственности в России / Т. Н. Савина. — Текст: непосредственный // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2015. — №34. — С.2—15.
5. Кравцова, Е. М. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике / Е. М. Кравцова, В. Ю. Матвеева. — Текст: непосредственный // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — №6(1). — С. 81—98.
6. Суглобов А.Е., Родионов А.В. Привлечение инвестиционных ресурсов российскими предпринимательскими структурами на открытом внутреннем рынке: теория, практика, перспективы // Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 2. С. 86-90
7. Минаков А.В., Суглобов А.Е. Трансформация механизмов коммуникации и взаимодействия с клиентами в цифровом маркетинге // Russian Journal of Management. 2023. Т. 11. № 1. С. 211-228