ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современный мировой рынок продовольствия демонстрирует устойчивые тенденции, обусловленные увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию. В статье рассматривается состояние сельского хозяйства Пермского края, анализируются структура животноводческого комплекса, динамика посевных площадей и продукции сельского хозяйства в разрезе отраслей животноводства и растениеводства.

Ключевые слова:
сельское хозяйство, животноводство, растениеводство, посевные площади, продовольственная безопасность
Текст

Пермский край (Прикамье) является субъектом Российской Федерации, расположенным на востоке России и входящим в Приволжский федеральный округ. Основной специализацией края выступает обрабатывающая промышленность, которая составляет 30% от валового регионального продукта (ВРП) [9]. В связи с геополитической обстановкой и введенными санкциями, направленными на запрет импорта, наращивание объёмов производства продукции сельского хозяйства является ключевой задачей в обеспечении продовольственной безопасности, поэтому развитие данного сектора экономики является крайне актуальным.

На основании данных Федеральной службы государственной статистики валовой региональный продукт по разделу «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» насчитывает 25,2 млн. руб. по состоянию на 2022 г. [14]. На основе этого, Пермский край по объему производства продукции сельского хозяйства, среди всех субъектов Российской Федерации, занимает 43 место [9], что указывает на необходимость принятия комплексных мер поддержки как со стороны местной власти, так и со стороны государства в целом.

Большинство мероприятий реализуются в рамках многолетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [5], которая является основой аграрной политики страны. Также на координацию деятельности в данной сфере направлены различные программы развития края, в том числе Государственная программа Пермского края «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края» [6] и Муниципальная программа «Сельское хозяйство и комплексное развитие сельских территорий Пермского муниципального округа» [7].

Согласно Стратегии социально-экономического развития Прикамья до 2035 г. [4] приоритетными направлениями экономического развития выступают:

- создание эффективной системы хранения и реализации сельскохозяйственной продукции;

- развитие инвестиционной привлекательности АПК, в том числе привлечение инвестиций в сельскохозяйственные проекты, реализация модельных проектов в сфере сельского хозяйства, реализация проектов для осуществления поставки молочной, мясной и растительной продукции местных производителей в целях обеспечения продуктами питания социальной сферы;

- развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

- комплексное развитие сельскохозяйственных территорий.

В сельскохозяйственной отрасли Пермского края существует ряд организационно-правовых форм, которые могут быть использованы фермерами и сельскохозяйственными предприятиями в рамках реализации своей деятельности (рис.1).

К сельскохозяйственным организациям относят крупные коммерческие предприятия, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции на больших площадях [3]. Их деятельность основана на государственном регулировании и законодательстве, касающемся использования земли, безопасности продукции и защиты окружающей среды.

Хозяйства населения включают личные подсобные хозяйства, другие индивидуальные хозяйства в сельских и городских поселениях, а также садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан. Данную форму хозяйственной деятельности осуществляют отдельные семьи или группы людей для обеспечения своих потребностей в продуктах питания, одежде, жилье и других материальных благах [2]. В рамках хозяйств населения происходит производство, потребление и обмен товарами. Такая форма хозяйствования в зависимости от целей и задач участников хозяйства может быть, как самообеспечивающейся, так и коммерческой.

 

 

 

 

Рисунок 1 - Организационно-правовые формы ведения сельскохозяйственной деятельности в Пермском крае

 

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) является особым видом хозяйствования, при котором физические лица объединяют свои активы и совместно занимаются сельскохозяйственной деятельностью [1]. Регистрация КФХ может осуществляться как в форме фермерского хозяйства, так и в форме индивидуального предпринимателя.

Каждая из указанных выше организационно-правовых форм имеет свои особенности, преимущества и недостатки, но в совокупности они способствуют решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности Пермского края, а также направлены на увеличение эффективности использования ресурсов производства, создание соответствующей системы их распределения и реализацию многосложного механизма экономических интересов [13].

Современное состояние продовольственной безопасности Прикамья характеризуется количественными и качественными показателями. На основании данных Пермьстата посевная площадь сельскохозяйственных культур всех организационно-правовых форм хозяйствования Пермского края на 2023 г. составляет 677,4 тыс. га, что на 2 % меньше в сравнении с прошлым годом. Отметим, что с 2013 г. площадь возделанной земли сократилась на 5,7 % - с 718,5 тыс.га до 677,4 тыс.га в 2023 г.

Изменения в посевных площадях влияют на общий объем производства продукции сельского хозяйства. Однако, чтобы полностью оценить такое влияние, необходимо рассмотреть урожайность как ключевой показатель эффективности сельскохозяйственного производства. В период с 2013 по 2023 гг. урожайность зерновых и зернобобовых культур претерпела значительные колебания. На начало анализируемого периода она составляла 12,9 ц/га, а в 2022 г. достигла пикового значения - 19,3 ц/га. При этом, минимальная урожайность исследуемых культур зафиксирована в 2016 г. и составила всего 11,8 ц/га. Объем производства овощей с единицы посевной площади показывает переменчивый тренд с постепенным увеличением с 289,7 до 308 ц/га по состоянию на 2018 г. В 2023 г. данный показатель снизился до значения 224,3 ц/га. Урожайность картофеля также показала нестабильность. Минимальное значение отмечено в 2017 г. - 106,3 ц/га, а пик урожайности пришёлся на 2021 г. - 159,4 ц/га. Такие статистические данные свидетельствуют о неравномерном использовании посевных площадей на фоне ухудшения климатических условий, истощения и неплодородности почвы (рис.2).

Для оценки прогнозных значений показателя посевных площадей в качестве наиболее достоверной и надежной модели выбрана полиномиальная функция второго порядка (ф.1), где коэффициент детерминации составляет 0,95:   

                         ͠yt = 690,48 + 22,306t – 2,1078t2                                                           (ф.1)

Коэффициент уравнения тренда а1 = 22,306 констатирует восходящую тенденцию показателя посевных площадей сельскохозяйственных культур Прикамья до достижения точки максимума в 2018 г., а коэффициент а2 показывает наличие скорости его снижения - в среднем на 2,1078 тыс. га. При сохранении выявленной тенденции, в 2025 г. можно ожидать снижение значения показателя посевных площадей до уровня ~ 624,2 тыс. га.


 

Рисунок 2 - Динамика посевных площадей и урожайности основных сельскохозяйственных культур Пермского края в хозяйствах всех категорий [12]

 

Сельскохозяйственные организации занимают примерно 80% всей посевной площади Пермского края. При этом, отметим, что доля земли, принадлежащая сельскохозяйственным организациям и хозяйствам населения, в 2023 г. по сравнению с 2013 г. сократилась на 83,8 и 16,7 тыс. га. соответственно. В крестьянских (фермерских) хозяйствах (КФХ) и у индивидуальных предпринимателей (ИП) наблюдается обратная динамика к росту - с 53,6 тыс. га. в 2013 г. до 113 тыс. га. в 2023 г. (рис.3).

 

 

 Рисунок 3 - Динамика структуры посевных площадей сельскохозяйственных культур Пермского края по категориям хозяйств [12]

 

Анализируя численность поголовья скота и птицы за 2013-2023 гг., отметим снижение показателя крупного рогатого скота (КРС) в хозяйствах всех категорий с 250,1 до 221,6 тыс. голов, примерно на 11,4%. Спад наблюдается в хозяйствах всех категорий, кроме крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, где наблюдается рост единицы КРС - с 10,3 до 24,8 тыс. голов. Поголовье свиней в 2023 г. увеличилось на 3,6% в сравнении с прошлым годом, но, если рассматривать весь период с 2013 по 2023 гг., то оно сократилось с 204 до 102,4 тыс. голов. Также, следует отметить снижение показателя поголовья овец и коз с 80,7 тыс. голов в 2013 г. до 43,1 тыс. голов в 2023 г., на 46,6%. Положительная динамика отмечается в численности птицы – с 7141,9 до 8378,4 тыс. голов. При сохранении выявленных тенденций, в 2025 г. можно ожидать снижение значений показателей численности поголовья крупного рогатого скота ~ до 219,1 тыс. голов, свиней ~ до 100,7 тыс. голов и рост количества поголовья овец и коз ~ до 52,0 тыс. голов, птицы ~ до 8837,1 тыс. голов (рис.4).

 

  

Рисунок 4 - Динамика численности поголовья скота и птицы по категориям хозяйств по Пермскому краю [12]

 

По состоянию на 2023 г., согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, объем сельскохозяйственной продукции Прикамья составил 62889,2 млн. руб., что на 8,5% меньше в сравнении с предшествующим годом, из которых продукция растениеводства составила 17971,8 млн. руб., а животноводческая - 44917,5 млн. руб. (табл.1).

В рамках сельскохозяйственных производителей: сельскохозяйственные организации произвели продукцию на 46898,6 млн. руб., хозяйства населения - на 12825,9 млн. руб., крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели - на 3164,7 млн. руб.

Сельскохозяйственные организации являются основными животноводческими предприятиями, удельный вес которых составляет 83,5% от общего объема производства продукции животноводства. Хозяйства населения в основном специализируются на производстве продукции растениеводства – 7023,9 млн. руб. Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (КФХиИП) производят продукцию растениеводства и животноводства примерно в равных объемах – 1567,2 млн. руб. и 1597,5 млн. руб. соответственно.

Таблица 1 - Объем и индекс производства сельскохозяйственной продукции Пермского края за 2023 г. [12,14]

Показатели

Хозяйства всех категорий

из них

сельскохозяйственные организации

хозяйства населения

крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели

Продукция сельского хозяйства (в фактических ценах; млн рублей)

Продукция сельского хозяйства

62889,2

46898,6

12825,9

3164,7

в том числе:

 

 

 

 

растениеводства

17971,8

9380,6

7023,9

1567,2

животноводства

44917,5

37517,9

5802,0

1597,5

Индексы производства (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

Продукция сельского хозяйства

91,5

95,0

84,2

77,0

в том числе:

 

 

 

 

растениеводства

75,1

74,0

79,7

64,1

животноводства

100,1

102,1

90,2

95,5

Структура продукции (в фактических ценах; в процентах от хозяйств всех категорий)

Продукция сельского хозяйства

100

74,6

20,4

5,0

в том числе:

 

 

 

 

растениеводства

100

52,2

39,1

8,7

животноводства

100

83,5

12,9

3,6

 

Индекс производства свидетельствует о том, что в 2023 г. происходит снижение объемов выпуска продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий на 24,9%. Наибольший спад прослеживается в КФХиИП – на 35,9%. При этом, продукция животноводческого комплекса в общем объеме в хозяйствах всех категорий практически не изменилась.

Проведем анализ динамики производства ключевых видов сельскохозяйственной продукции за 2000, 2013 и 2023 гг. Особое внимание уделено изменениям в объемах производства, а также рассчитаны коэффициенты роста для каждого периода (2013 и 2023 гг. относительно базового 2000 г.), средние коэффициент роста, темпы роста и прироста (табл. 2).

Среди продукции растениеводства объем производства пшеницы снизился с 210 тыс. т в 2000 г. до 99,7 тыс. т в 2013 г. В последующие годы наблюдается некоторое восстановление до 115,2 тыс. т по состоянию на 2023 г. Средний коэффициент за период составил 0,97, что указывает на общее уменьшение объемов производства ежегодно на 3% по сравнению с базисным годом. Рожь озимая и сектор овощеводства демонстрируют значительное падение показателя в среднем на 9,21% и 4,74% соответственно. Показатель производства овса свидетельствует о снижении - с 133,1 тыс. т в 2000 г. до 57,8 тыс. т в 2023 г. При этом, стабилизация объемов его производства после 2013 г. не компенсирует общего падения. Производство картофеля сократилось более чем в 2 раза - с 583,4 тыс. т в 2000 г. до 217,5 тыс. т в 2023 г. Ячмень яровой стал единственной культурой, показавшей незначительную, но положительную динамику. Производство увеличилось с 81,3 тыс. т в 2000 г. до 91,1 тыс. т в 2023 г.  (в среднем на 0,5%), но внутри исследуемой динамики в 2013 г. данный показатель упал на 11,7% в сравнении с 2000 г.

В секторе животноводства показатель производства мяса крупного рогатого скота свидетельствует о значительном спаде с 50,9 тыс. т в 2000 г. до 15,2 тыс. т в 2023 г., снижение в среднем ежегодно на 5,12% за анализируемые года. Аналогичная тенденция наблюдается и при производстве свинины - с 41,2 тыс. т до 15,3 тыс. т. Объемы производства мясной продукции мелкого рогатого скота (овец и коз) упали с 2,7 тыс. т в 2000 г. до 0,6 тыс. т в 2023 г., что является наибольшим падением (6,33%) среди всех рассматриваемых категорий продукции животноводства. В производстве мяса птицы отмечается рост - с 29,4 тыс. т в 2000 г. до 34,4 тыс. т в 2023 г., демонстрируя прирост в среднем на 0,69% каждый год. Молочное производство достигло самого высокого уровня за рассматриваемый период - 567 тыс. т. Также максимальный прирост наблюдается при производстве яиц, где объемы увеличились с 926,2 млн. шт в 2000 г. до 1430,5 млн. шт в 2023 г. (на 1,91%).

 

 

 

 

Экономическая и социальная обстановка в сельскохозяйственном секторе Пермского края характеризуется неустойчивостью и наличием негативных тенденций в развитии. Основными причинами, тормозящими восстановление отрасли сельского хозяйства, являются:

- замедленные темпы обновления технологий в отрасли, износ основных средств производства и истощение природно-экологических ресурсов;

- неблагоприятные условия для сельского хозяйства, включая недостаточно развитую рыночную инфраструктуру, которая затрудняет доступ сельскохозяйственных производителей к финансовым, материально-техническим и информационным рынкам, а также к готовой продукции без посредников;

- финансовые проблемы отрасли, связанные с нестабильностью и сезонностью рынков сельскохозяйственной продукции, дефицитом инвестиций и недостаточным уровнем страхования;

- нехватка высококвалифицированных специалистов из-за низкого уровня жизни в сельской местности, сокращения государственной поддержки переподготовки и повышения квалификации кадров в агропромышленном комплексе.

Для поддержания и увеличения текущих объемов производства сельскохозяйственной продукции в Пермском крае и обеспечения высокого уровня самообеспеченности продуктами питания необходимо увеличить как количественные, так и качественные показатели средств механизации, а также обеспечить постоянный контроль качества продукции. В настоящее время государственная поддержка сельского хозяйства является ключевым фактором для эффективного функционирования экономики отрасли сельского хозяйства и, как следствие, обеспечения продовольственной безопасности региона и страны в целом.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред. от 11.03.2024) [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76277/a7bbda72e5fddc411001ad439e1c6240b603e3f9/#dst100096.

2. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (ред. от 04.08.2023) [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43127/.

3. Федеральный закон от 08.12.1995 №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024) [электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/.

4. Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2035 года. Media.75.ru. [электронный ресурс]. URL: https://media.75.ru/mininvest/documents/162538/ot-02-06-2023-g-272.pdf.

5. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Pravo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102158516&intelsearch=%EF%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5+%EF%F0%E0%E2%E8%F2%E5%EB%FC%F1%F2%E2%E0+%F0%F4+717.

6. Государственная программа Пермского края «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края». Mfin.permkrai.ru [Электронный ресурс]. URL: https://mfin.permkrai.ru/dokumenty/285549/?ysclid=lw3kzl5iab884416452.

7. Муниципальная программа «Сельское хозяйство и комплексное развитие сельских территорий Пермского муниципального округа». Permokrug.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://permokrug.ru/munitsipalnaya-programma-selskoe-khozyajstvo-i-kompleksnoe-razvitie-selskikh-territorij-permskogo-munitsipalnogo-okruga//.

8. Дулунц К.А., Шевкуненко М.Ю. Теневая экономика как угроза развития сельского хозяйства // Актуальные вопросы развития отраслей сельского хозяйства: теория и практика: Материалы || Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых АПК. Рассвет, 2020. – c. 223-225.

9. ЕМИСС Государственная статистика (официальные статистические показатели) [информационно – аналитический ресурс]. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/.

10. Маслова В.В., Светлов Н.М., Силаева Л.П., Авдеев М.В. Формирование и совершенствование мер государственной поддержки в сельском хозяйстве России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2022. – № 12(94). – c. 19-30.

11. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/.

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. [Электронный ресурс]. URL: https://59.rosstat.gov.ru/.

13. Холодов О.А. Эффективность и потенциал развития различных организационно-правовых форм в сельском хозяйстве // АВУ. 2019. №10 (189). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-i-potentsial-razvitiya-razlichnyh-organizatsionno-pravovyh-form-v-selskom-hozyaystve.

14. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.

15. Якубович Е.Н. Теневая экономика в аграрном секторе страны // Никоновские чтения. – 2015. – № 20-14. – c. 83-86.


Войти или Создать
* Забыли пароль?