ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ УИС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются полученные результаты по изучению психологических особенностей профессионального взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительной системы. Так, тема общения и профессионального общения конкретно занимает особое место в профессионально-психологической подготовке с сотрудниками учреждений. Личность человека формируется и развивается в процессе взаимодействия с окружающими людьми с помощью передачи информации. В статье указано, что тема профессионального общения для сотрудников уголовно-исполнительной системы актуальна ввиду постоянного их взаимодействия с различными категориями людей, то есть как с сотрудниками, так и с осужденными. Сотрудники ввиду сложности и специфичности выполняемой ими служебной деятельности часто сталкиваются с неординарными ситуациями в контексте взаимодействия. Отмечено, что специфичная сторона общения определяется при осуществлении конкретного выбора профессионального взаимодействия, задач и целей, которые стоят перед сотрудником уголовно-исполнительной системы. Так, сотрудникам приходится решать конфликтные вопросы, принимать сложные решения, постоянно быть собранным и нести ответственность не только за себя, но и за других. Объектом исследования определено профессиональное общение, а предметом - психологические особенности личности сотрудника, которые могут повлиять на профессиональное взаимодействие сотрудников уголовно-исполнительной системы. С помощью непосредственного проведения эмпирического исследования достигается цель — выявить существующие психологические особенности личности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Личность сотрудника рассматривается в контексте его профессионального взаимодействия. Полученные результаты по итогам исследования позволяют выявить необходимые закономерности и особенности о изучаемой категории сотрудников для проведения дальнейшей с ними псикоррекционной и психопрофилактической работы. Также в статье представлены темы лекционных занятий, позволяющие довести необходимые аспекты изучаемой темы, обучить навыкам самопомощи и взаимопомощи, рассказать о важности навыка профессионального общения в ходе осуществления сотрудниками своей служебной деятельности.

Ключевые слова:
профессиональное общение, уголовно-исполнительная система, сотрудники, взаимодействие, навыки профессионального общения, деловое общение, осужденные, сотрудники
Текст

Введение. Проблема общения в современном мире занимает отдельное значимое место. Она является предметом изучения многих гуманитарных наук и привлекает внимание исследователей разного профиля. Особое место занимает изучение темы общения в контексте психологических наук. Общение как единица взаимодействия между людьми является условиям для формирования личности. Человек социализируется, получает новые необходимые навыки в процессе общения с окружающими. Важно отметить, что личность человека развивается и формируется в обществе. Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы непосредственно связана с взаимодействием со спецконтингетном и их родственниками, другими сотрудниками [7]. Часто сотрудники сталкиваются с проблемой непринятия спец контингентом. Вторые могут проявлять агрессию, жестокость, несдержанность, отчужденность и другие негативные реакции. Сотруднику важно научиться управлять поведением лиц, с кем проходит непосредственное взаимодействие. Как правило, представитель государственной службы выполняет различные роли, вступает в разное ролевое взаимодействие, принимает в сложных условиях оперативные решения и контролирует любой исход ситуации.

Актуальность темы исследования навыков общения подтверждается в постоянном взаимодействии сотрудников уголовно-исполнительной системы с участниками рабочего процесса. Важно обучить сотрудников навыкам общения в различных негативно-окрашенных ситуациях с целью успешного выполнения должностных обязанностей и достижения поставленных целей. Также важно научить поддерживать необходимый уровень взаимоотношений с различными категориями граждан. Таким образом, целесообразно выделить некоторые функции профессионального общения для сотрудников уголовно-исполнительной системы:

  1. Информационная функция. Данная функция связана с непосредственной передачей оперативной и иной информации между сотрудниками и спец контингенту, также сюда относится обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
  2. Оказание взаимного влияния. С помощью данной функции реализуется принцип коррекции ведущего поведения, а также участие в организации взаимодействия.
  3. Интеллектуальная функция. Реализуется через восприятие одного человека другим в ходе профессионального взаимодействия. Она определяет возможность понимания одним человеком другого в процессе общения.

Специфичная сторона общения определяется при осуществлении конкретного выбора профессионального взаимодействия, задач и целей, которые стоят перед сотрудником уголовно-исполнительной системы. Возраст, профессиональная составляющая, пол собеседника, особенности его здоровья определяют также особенность взаимодействия, которое будет установлено [5].

Профессия сотрудника уголовно-исполнительной системы носит достаточно специфичный характер. Эмоциональные и волевые качества, присутствующие в психологическом контексте сотрудников приобретают важность. Эмоциональная и волевая составляющие в личности сотрудника позволяют ему устанавливать психологический контакт, строить взаимодействие со спецконтингентом и другими сотрудниками [9]. Так, способность сохранять устойчивое эмоциональное состояние при возникновении конфликтов и иных неординарных состояний, принятие ответственных решений, желание эффективно преодолевать трудности относятся к значимым эмоционально-волевым качествам сотрудника. Также для сотрудника является необходимым качество в умении эффективно разрешать возникающие конфликтные ситуации, быть собранным, иметь низкую внушаемость негативному влиянию. Так, негативное влияние может возникнуть при отрицательном настрое спец контингента на диалог. Объективная оценка различных ситуаций, принятие в них грамотного решения, а также способность сдерживать эмоциональные проявления достигаются при обучении специалиста навыкам бесконфликтного общения, само регуляции и иных не менее значимых.

Все эмоционально-волевые качества, представленные нами выше, предопределяют эффективность межличностной коммуникации при осуществлении служебной деятельности сотрудниками [1]. Также особо актуальна для сотрудников проблема внушения со стороны спец контингента. Имеющееся нервное напряжение, большая загруженность, трудные жизненные ситуации могут послужить проблемой возникновения высокой внушаемости отрицательным эмоциям. Сотрудник обязан контролировать возникающую ситуацию, быть собранным и сосредоточенным при любых обстоятельствах.

Так, процесс общения понимается авторами как результат установления контактов между людьми с целью достижения определенной цели. Общение формируется с использованием различных знаковых систем и схем. Три стороны общения, определенные исследователями в области коммуникации, определяют основные направления взаимодействия и ее сущность непосредственно. Интерактивная сторона общения заключается в непосредственном взаимодействии одного человека с другими или другими. Далее коммуникативная сторона общения, под которой понимается передача информации между людьми с помощью слов, жестов, мимики и иного. Перцептивная сторона общения определяет познание людей друг другом, принятие собеседника, осознание чувств и эмоций коммуникатора.

Процесс общения в общем смысле определяется ключевыми словами: обмен информацией, контакт, собеседник, коммуникативная связь, непосредственное взаимодействие. Стороны и виды общения достаточно разнообразны. Общение может быть, как массовым, то есть, например, передача информации происходит между аудиторией и оратором, так и межличностным, то есть взаимодействуют два коммуникатора между собой. Данный пример классификации является общепризнанным. В свою очередь, профессиональное общение определяется авторами как процесс установления и поддержания прямого или опосредованного средствами контакта [2]. Профессиональное общение осуществляется при наличии какой-либо значимой цели, за которую определена доля ответственности. Такой формат общения происходит между сотрудником и иным лицом, вовлеченным в сферу его профессиональных интересов [4].

Так, цели профессионального общения могут иметь разный характер. Они определяются, в первую очередь, возникшей ситуацией профессиональной деятельности и ее характером. Достижение профессиональных целей в контексте служебного взаимодействия говорит о наличии необходимых навыков специалиста. Процесс коммуникации в служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы наделен общим смыслом информационного формата. Успешное взаимодействие коммуникативной активности является результатом социальной общности. В процессе взаимодействия с окружающими возникают различные неординарные ситуации, в решении которых сотруднику приходится использовать стратегии: избегание, соперничество, компромисс, сотрудничество и приспособление. Стратегии взаимодействия позволяют эффективно решать возникающие конфликтные ситуации, экономить энергию для достижения важных поставленных целей.

С точки зрения научного подхода, навык профессионального общения формируется за счет владения психологическим инструментарием. Творческое применение методов и техник общения позволяет отобразить своеобразность сотрудника в контексте взаимодействия. Актуальным здесь выступает владение психотехникой общения [10].

Сотрудник уголовно-исполнительной системы в процессе профессионального взаимодействия не всегда может испытывать положительные эмоции к собеседнику [6]. Данная проблема может быть в результате возникновения разницы социального статуса между сотрудником и спец-контингентом. Также трудности возникают при профессиональном общении между сотрудниками. Например, причиной может послужить наличие субъективной оценки, предвзятого отношения, конфликтных ситуаций и многого другого. Также некомпетентность сотрудника может повлиять на исход профессионального взаимодействия в отрицательную сторону. Поэтому нам представляется важным изучение возникающих трудностей профессионального взаимодействия у сотрудников уголовно-исполнительной системы с целью выявления особенностей общения и составления психоррекционных занятий на определенную тематику.

Методика исследования. Многообразие феноменов общения, сложность осуществления эффективной коммуникации в целом, решение задач в рамках различных научных и конкретно-прикладных исследований определяют выбор подходящего психодиагностического инструментария. Так, имеющиеся принципы систематизации и классификации инструментария достаточно многообразны. Ввиду этого нами был определен объект исследования – это профессиональное общение. Предметом исследования мы определяем психологические особенности личности сотрудника, которые могут повлиять на профессиональное взаимодействие сотрудников уголовно-исполнительной системы. Выявление психологических особенностей личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, которые могут повлиять на его профессиональное взаимодействие – цель проводимого эмпирического исследования. Гипотезой мы определили следующее: враждебность, агрессивность и цинизм, которые являются психологическими особенностями личности сотрудника, становятся причиной возникновения трудностей в профессиональном взаимодействии.

С целью выявления достоверности или недостоверности предполагаемой гипотезы эмпирического исследования мы определили задачи, с помощью которых будет поэтапное достижение поставленной цели:

  1. Раскрыть понятие общения и профессионального общения с позиции различных теоретических подходов.
  2. Подобрать соответствующую научную литературу по проблематике исследования.
  3. Подобрать соответствующий психодиагностический инструментарий.
  4. Сделать выводы по результатам эмпирического исследования.
  5. Дать некоторые рекомендации с целью повышения навыков профессионального общения у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Психодиагностический инструментарий позволяет оценить необходимые особенности у исследуемой выборки. В выборку вошли 30 сотрудников отдела безопасности и отдела охраны в возрасте 30-35 лет, наличие стажа которых в работе уголовно-исполнительной системы более 5 лет, что позволяет оценить уже сформировавшиеся навыки профессионального общения. Исследование проводилось на базе ФКУ ИК-3. УФСИН России по Кировской области. Методика, используемая в эмпирическом исследовании: «Шкала враждебности» Кука-Медлей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы психогигиенических, профилактических и психокоррекционных мероприятий в дальнейшей работе с данной категорией сотрудников в целом.

Результаты эксперимента. Так, в результате исследования, проведенного с помощью методики «Диагностика враждебности» Кука-Медлей были получены следующие значимые для исследования результаты:

Таблица - 1. Результаты проведенного исследования, полученные с помощью методики «Шкалы враждебности» Кука-Медлей.

Название шкал

Высокий показатель

Средний показатель с тенденцией к высокому

Средний показатель с тенденцией к низкому

Низкий показатель

Результаты

34%

26%

15%

25%

Анализ полученных результатов показал, что 34% испытуемых имеют высокий показатель по шкале враждебности, 26% имеют показатель близкий к высокому, 25% имеют низкий показатель враждебности и 15% имеют приближенный показатель к низкому. Данный результат говорит о том, что сотрудники уголовно-исполнительной системы, принимавшие участие в исследовании, склонны обладать таким комплексом аффектов как враждебность. Враждебность как комплекс аффектов у человека проявляется в наличии враждебного состояния, неприятия, влечения к соперничеству, неприязни и неприязненности по отношению к другим людям. Как правило, враждебность проявляется как негативное и продолжительное восприятие окружающих человеком других людей и каких-либо предметов. Больший процент опрошенных испытуемых имеют высокий показатель по шкале исследования. Высокий показатель враждебности может привести к быстрому выгоранию сотрудников, нерациональному обдумыванию поступков и действий.

Далее перейдем к другой шкале методики: «Шкале цинизма» Кука-Медлей. Показатели по данной шкале интерпретируется таким же образом и имеют высокие значения, средние значения с тенденцией к высокому, средние значения с тенденцией к низкому и, соответственно, низкие.

Таблица - 2. Результаты исследования, полученные с помощью «Шкалы цинизма» Кука-Медлей.

Название шкал

Высокий показатель

Средний показатель с тенденцией к высокому

Средний показатель с тенденцией к низкому

Низкий показатель

Результаты

15%

20%

25%

40%

Анализ результатов по данной шкале исследования показал следующие результаты: что 40% испытуемых имеют низкий показатель по шкале цинизма, 20% имеют показатель близкий к высокому, 25% имеют средний показатель близкий к низкому и 15% имеют высокий показатель по шкале. Большая часть испытуемых имеют низкий показатель по данной шкале. Цинизм проявляется у человека как пренебрежительное отношение к нормам и правилам поведения в обществе, к нравственности и морали в целом. Циничные люди являются равнодушными, безнравственными, презрительно относятся ко всем вещам, касающихся их и не только. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы важно быть чувственными, внимательными, уважительно относится к другим сотрудником и осужденным. Далее перейдем к интерпретации результатов по «Шкале агрессивности»Кука-Медлей.

Таблица - 3. Результаты исследования, полученные с помощью «Шкалы агресивности» Кука-Медлей.

Название шкал

Высокий показатель

Средний показатель с тенденцией к высокому

Средний показатель с тенденцией к низкому

Низкий показатель

Результаты

10%

15%

35%

40%

Большая часть испытуемых имеет низкий показатель по данной шкале исследования (40 %). Так, анализ результатов показал, что 15% испытуемых имеют показатель близкий к высокому, 10% от выборки имеют высокий показатель враждебности и 35% имеют приближенный показатель к низкому результату. Агрессивность как черта личности у сотрудников выборки выражена в меньшей степени, так как большая часть имеет низкий и приближенный к низкому показатели. Агрессивное поведение может привести к негативным последствиям для сотрудника, как со стороны других сотрудников, так и вызывать негативные реакции со стороны осужденных исправительного учреждения. Сотрудники, принимающие участие в исследовании, умеют сдерживать свои эмоции, принимать обдуманные решения, грамотно строить диалог без вспышек гнева с учетом всех этических правил и особенностей собеседника.

Выводы. Таким образом, нами было проведено эмпирическое исследование по изучению психологических особенностей личности сотрудника уголовно-исполнительной системы, которые могут повлиять на их профессиональное взаимодействие. Враждебность, агрессивность и цинизм, которые являются психологическими особенностями личности сотрудника, могут стать причиной возникновения трудностей в профессиональном взаимодействии по причине возникновения возможных негативных последствий. Высокие результаты исследования были получены испытуемыми по шкале враждебности, что указывает на наличие таких негативных чувств как гнев, раздражение, отвращение и иные [3]. Данные чувства могут возникнуть в результате сильной утомляемости ввиду загруженности сотрудника в ходе выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы ввиду специфичности служебной нагрузки постоянно является участником профессионального взаимодействия. Для него важно не только непосредственное исполнение обязанностей, но и установление положительных контактов с разными категориями осужденных и коллегами соответственно.

Так, отрицательные эмоции и чувства, которые входят во враждебность, могут возникнуть ввиду сильного психотравмирующего события или накопительного воздействия отрицательных событий на личность сотрудника [8]. Ввиду чего рационально проведение комплексной психологической работы с сотрудниками, направленной на повышение навыков профессионального взаимодействия, снижения уровня враждебности, обучению навыкам саморегуляции и формирование позитивного мышления. Так, темами лекционных занятий могут выступить: « Конструктивное приятие критики в деловом общении», «Конструктивное выражение обратной связи в общении в форме критики и одобрения», «Повышение коммуникативных способностей» и другие. Важно отметить, что комплексная работа включает в себя проведение психодиагностического исследования и коррекционного воздействия ввиду полученных результатов.

Таким образом, проблематика изучения профессионального взаимодействия остается актуальной в настоящее время. Профессиональное взаимодействие заключается в установлении положительных контактов с субъектами взаимодействия с целью достижения общей цели. Взаимодействие осуществляется через коммуникацию и направлено на передачу информационных сообщений, эмоций, чувств собеседниками. Для сотрудника уголовно-исполнительной системы важно иметь навык профессионального общения с целью принятия решений и осуществления служебной деятельности а также оказания помощи людям, попавшим в места лишения свободы.

Список литературы

1. Даниличева Т. П. Коммуникативные навыки сотрудников УИС как фактор успешного профессионального развития // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 2(20). С. 44-47.

2. Зауторова Э. В. Социально-педагогическая поддержка в профессиональной подготовке студентов. Глобальные, национальные, региональные проблемы развития приоритетных отраслей в условиях цифровой экономики // Международная научно-практическая конференция. 2022. С. 96-99.

3. Коленкова Е. Г. Особенности этики речевой коммуникации в деятельности юриста // Молодой ученый. 2022. № 45 (440). С. 136-138.

4. Литвин В. В., Таллибулина М. Т. Стратегии поведения личности в конфликте и их связь с когнитивными установками и стилем принятия решений // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Педагогика. Психология». 2022. № 3. С. 256–267.

5. Ляховненко Ю. Г. Профессиональная этика и ее особенности в юридической деятельности // Сборник научных трудов кафедры правовой культуры и защиты прав человека: сборник научных работ преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. Ставрополь: Издательско-информационный центр «Фабула». 2021. С.19–22.

6. Маринова Е. В. Понятийная область «информация, её качества и их оценка»: особенности вербализации в речи интернет-пользователей // Аксиологические аспекты современных филологических исследований. 2019. С. 141–142.

7. Молчанова Т. Ю. Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. 2020. № 45 (335). С. 213-215.

8. Клячкина Н. Л. Перспективы развития в России пенитенциарной психологии с учетом отечественного наследия // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. № 3(17)/2015. С.123-126.

9. Фокина О. П. Деловые коммуникации как успешный фактор управления образованием // Молодой ученый. 2021. № 27 (369). С. 139-141.

10. Храмцова Н. Г. Профессиональные коммуникативные компетенции студентов юридических вузов в системе повышения качества высшего юридического образования. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. С. 203-212.

Рецензии
1. Психологические особенности профессионального взаимодействия сотрудников УИС Авторы: Михайлов Алексей Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?