ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОМ В РЕШЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема самостоятельного использования искусственного интеллекта студентами в образовании и его влияния в решении образовательных задач. Цель статьи – обсуждение проблемных эпизодов и поиск конструктивных решений для нивелирования негативных сторон и повышения благоприятного влияния на решение образовательных задач обучающихся. Методологию и методы исследования составляют анализ научной литературы и интернет-источников в сфере IT-технологий в образовании. Практический метод исследования был реализован в констатирующем этапе исследования, опросе среди 22 студентов различных учебных заведений и интервью с людьми, интересующихся научными разработками. Результаты исследования. Выявление причин использования ИИ, определение круга задач выполняемых ИИ для обучающихся и выявление негативных проявлений происходящих при использовании этой технологии, а также отношение опрошенных к применению ИИ в образовательной среде. Рассмотрение темы использования искусственного интеллекта обучающимися является крайне важной, с учетом как положительных, так и негативных сторон данного подхода. Нельзя не принимать во внимание негативные аспекты использования ИИ особенно то, что использование ИИ может сделать людей зависимыми от нейросетей, лишив их способности наращивать собственные знания, креативность и самодостаточность. Однако, при правильном использовании ИИ может значительно улучшить процесс обучения, помогая студентам быстрее и эффективнее усваивать знания, развивать навыки и решать образовательные задачи. Выводы. Поэтому, понимание причин возникающих проблем использования искусственного интеллекта в образовании позволит нам находить баланс между его преимуществами и существующими рисками, обеспечивая максимальный результат и благоприятные условия для обучающихся.

Ключевые слова:
учебный процесс, образование, искусственный интеллект, информационные технологии, студенты, технологии искусственного интеллекта в образовании
Текст

Введение. Каким видят человека 21-го века?

Молодежь 21-го века называют «цифровое поколение», поколение чья жизнь в большинстве своём имеет тесную связь с цифровыми технологиями в том или ином проявлении (интернет, гаджеты и т.п.). В современном цивилизованном мире для человека и подрастающего поколения стоит вопрос реализации себя. Реализации в целом как полноценной ячейки общества, которая развивает свой потенциал и стремиться к успеху в широком спектре личной и социальной сферах.

Можно выделить большой список того, что социум хочет видеть у человека в качестве положительных характеристик, но выделим основные из них, те, что актуальны в цифровой век:

  • первым, что неотъемлемо связано с нашим технологическим обществом, это цифровая грамотность. Эта характеристика представляет собой умение эффективно использовать компьютеры, интернет, социальные сети, мобильные устройства и другие цифровые технологии и гаджеты для обучения, работы и развлечений;
  • умение адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде, иметь способность быстро усваивать новую информацию, обучаться и динамично приспосабливаться к новым технологиям.

Далее рассмотрим характерные черты, что были всегда актуальны для человека, но наибольшую востребованность возымели в современном мире:

  • критическое мышление, является умением анализировать и оценивать информацию, различать факты от мнений, фильтровать недостоверную информацию и принимать обоснованные решения;
  • способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения. Эти навыки заключены в смысле креативности и умении решать проблемы;
  • человек не может добиться успеха в одиночку, всё, что мы имеем, было достигнуто совместными усилиями человечества. И необходимым навыком для этого является коммуникабельность. Сейчас этот навык представляет собой не просто общение — это способность эффективно общаться через цифровые и интерактивные каналы связи, строить отношения с другими людьми, участвовать в коллективной работе и сетевых сообществах;
  • и последнее, что можно выделить, это этика ведения социального и делового взаимодействия. Важно помнить, что за экраном также находятся реальные люди и необходимо соблюдать определенные принципы и правила поведения, чтобы обеспечить безопасность, конфиденциальность и уважение к другим пользователям.

Российское образование в целом, а в частности Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учащимися разнообразные задачи, которые направлены на создание условий для всестороннего развития личности учащегося, формирование его интеллектуальных, эмоционально-нравственных и физических способностей и духовно-нравственных ценностей, а также обеспечение возможностей для самореализации и успеха в будущем, согласно современным тенденциям.

Перед современным образованием стоит ряд проблем, таких как быстрое устаревание учебных программ в динамично меняющемся информационном обществе, недостаточность применения индивидуального подхода к ученикам и нехватка опытных преподавателей. В связи с этим Российская система образования рассматривает возможность скорого внедрения искусственного интеллекта в учебный процесс.

Автор аналитической записки «Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения» — Стивен Даггэн с опытом работы в образовании превышающий 30 лет, высказывает мнение, что внедрение  системы искусственного интеллекта в образовательном процессе позволит, исходя из того, как обучается учащийся и его индивидуальных особенностей, сделать процесс обучения более эффективным и интерактивным [2].

Говоря о значимом шаге для развития этой сферы в России, был введён Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [4]. Он утверждает Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года и определяет меры, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов, в том числе в области научно-технологического развития. В частности, в документе говорится о разработке и внедрении образовательных модулей в рамках образовательных программ всех уровней образования, программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для получения гражданами знаний, приобретения ими компетенций и навыков в области математики, программирования, анализа данных, машинного обучения, способствующих развитию искусственного интеллекта.

На данный момент применение установленных государством технологий искусственного интеллекта не распространено широко в образовательном процессе по всей территории Российской Федерации, это в большей степени связано с недостаточным техническим обеспечением. Но это не отменяет интерес обучающихся к способностям технологий на основе ИИ.

Методы исследования.

Теоретические – анализ научной литературы и интернет-источников.  Практические – локальный опрос, интервью, обсуждение.

Методология исследования. Ольга Мамиконян автор статьи «Половина российских студентов используют нейросети в учебе» журнала Forbes, ссылаясь на исследование аналитиков платформы «Высшее образование» онлайн-платформы Skillfactory, в котором приняли участие 1272 студентов российских вузов в городах-миллионниках, пишет: «Как отмечают аналитики, знают о нейросетях, но еще не разобрались, как они работают, только 31% респондентов, а 28% опрошенных пользовались ими только один-два раза [5].

Почти половина опрошенных студентов — 44% — рассказали, что научились пользоваться нейросетями самостоятельно благодаря материалам в Сети, более трети (36%) обучались методом тыка, а еще 15% респондентов — с помощью подсказок друзей и знакомых [5].

Самым популярным сервисом на основе ИИ стал ChatGPT, к которому обращаются 93% участников опроса. Чаще всего учащиеся вузов используют технологию для написания и редактирования текстов. На втором месте оказался Midjourney, искусственный интеллект, создающий изображения по текстовым описаниям, которым пользуются 36% респондентов. Его российский аналог — Kandinsky — использует каждый пятый опрошенный студент (20%) [5].

Большинство опрошенных студентов — 83% — используют нейросети для написания и редактирования текстов. 45% респондентов готовят с помощью них или редактируют рефераты и сочинения, еще 44% пишут программный код, 29% — переводят иностранные тексты, 28% — создают иллюстрации к своим работам, 25% — обрабатывают фото и изображения. Еще 12% опрошенных студентов пользуются нейросетями в качестве шпаргалки на зачетах и экзаменах» [5].

Результаты исследования.

В качестве констатирующего этапа исследования проблемы был проведён опрос среди студентов различных учебных заведений. Обозревая результаты опроса 22 студентов, можно выделить следующее:

  • указывая на причины использования текстовым ассистентом, разработанным на технологии ИИ (такие как chatGPT), в своём образовательном процессе опрошенные отмечали следующее: Рис. 1.
  •  

Рис. 1. Диаграмма причин использования ИИ

Лидирующее место у опрошенных  занимает экономия времени, это самая популярная причина у опрошенных (59,1 %); второе место разделяют помощь в решении задач и доступность (45,5 %); третье – простота в использовании (36,4 %); получение рекомендаций (27,3 %); качество информации (27,3 %); повышение собственных знаний (22,7 %); креативные решения и предложения (18,2 %); не пользуются (18,2 %); эффективность собственного обучения (13,6 %); усилий преподавателя не достаточно (13,6 %); оптимизация умственных процессов (13,6 %).

  • Задачи, которые выполняет ИИ для опрошенных: помогает быстро находить и комплектовать нужную информацию; отвечать на трудные вопросы; помогать с написанием и исправлением кода; заполнением текста; поиском поверхностной информации; сбором и систематизацией информации; подбором литературы и поиском статей в научных журналах.
  • Частота использования ИИ. Градация от «Не пользуюсь» до «Пользуюсь при каждом случае». Рис. 2.
  •  

Рис. 2. Диаграмма частоты использования ИИ в учебном процессе

Вот как описывали опрошенные негативные стороны в работе с ИИ:

«Ответы на вопросы по литературе или текстам были с содержанием выдуманной информации. На просьбу пересказать произведение он начинает выдумывать свой сюжет, абсолютно не связанный с оригиналом».

«Зачастую, когда надо работать с кодом, он может противоречить себе, что создаёт проблемы на несколько часов. Нужно следить за тем что он делает».

«Предоставление неактуальной или недостоверной информации».

«Часто ошибается, может не выполнять задачу так, как ожидает. Если указывать на недочеты, ИИ может перефразировать ответ, выдав тот же самый результат, что и до этого».

«ИИ пишет информацию коротко и поверхностно, так или иначе приходится изучать первоисточник для более глубокого изучения темы».

«ИИ ограничен в информации, а также не может самостоятельно анализировать».

  • Опрошенные, которые занимаются самообучением с использованием ИИ дали следующие ответы:

«Даю решить вопросы, ответ на которые искать долго или неизвестно где».

«Спрашиваю о спорных и затруднительных моментах, стараясь дотошно выяснить, чего я не понимаю».

«Прошу у ИИ дать мне список материалов для изучения интересующей меня темы, он ее упорядочивает и по сути генерирует для меня курс».

«Задаю вопросы, описываю проблему или суть задачи. Прошу рекомендации – какие действия нужно предпринять чтобы что-то решить или научится».

  • Соотношение ответов на вопрос рекомендации использовать ИИ ученику/студенту, у которого проблемы в обучении:
  •  

Рис. 3. Диаграмма соотношения положительных и отрицательных рекомендаций

 

  • Вот как ответы респондентов распределились в вопросе о доверии ИИ в решении ответственной задачи (например, написание диплома или научная работа):
  •  

Рис. 4. Диаграмма соотношения доверия использования ИИ в комплексных задачах

Обсуждение результатов исследования.

Вопрос самостоятельного использования ИИ важно осознавать для выпускников школ и студентов начальных курсов. Именно для этих групп важно заложить фундамент дальнейшего социально-личностного развития, профессионального становления и т.д. Проблема в том, что учебный процесс и образовательная программа нацелены на такой результат, как оценка знаний, а не на получение знаний в процессе.

В системе российского образования оценка знаний проводится с помощью традиционных форм контроля, таких как экзамены, зачеты, тесты и контрольные работы. Это основные методы для оценки успеваемости учащихся и принятия решений о их продвижении на следующий уровень обучения. Однако, такой подход может привести к ситуации, когда учащиеся сконцентрируются только на получении оценок, не задумываясь о глубоком понимании учебного материала.

Учебный процесс — это комплексный и трудозатратный процесс для всех его участников. Обучающимися не всегда движет заинтересованность в предметах, с помощью которых он обучается, или осознание важности своего профессионального развития. Это отдельное искусство захватить сердце учеников и дать мотивацию познавать что-либо. И если такового не выходит, то учебный процесс может стать скучным и невыразительным для обучающихся, что приведет к низкой мотивации и неэффективному обучению.

Использование ИИ обучающимися вместо собственных интеллектуальных возможностей облегчает решение задач учебного процесса и переводит на себя часть когнитивных способностей пользователей, но не повышает их фактический уровень знаний.

Андрей Комисаров, директор направления «Развитие человека на основе данных», в журнале СберУниверситет EduTech №4 (49) «AI в обучении: на что способны технологии уже сейчас?», высказывает следующее мнение: «Применяя ИИ к той или иной задаче, всегда необходимо знать ответ на вопрос, зачем мы это делаем. Не нарушаем ли мы важный педагогический процесс, бездумно передавая ИИ, например, чтение художественной литературы, а себе оставляя только работу с кратким содержанием книги? Нужно помнить, что цена решений ИИ может быть очень высока — от этого может зависеть будущее ребенка, студента, любого обучающегося. Поэтому во многих задачах разумнее применять элементы искусственного интеллекта под внимательным и вдумчивым контролем человека-преподавателя» [3, с. 56].

Ценность результатов образования сравнима с ценностью того, какие усилия были приложены для достижения этих результатов. В этом и есть суть образования – преодолевать трудности, чтобы становиться сильнее. То, чему мы не придаём важного значения, с такой же лёгкостью обесценивается и забывается в дальнейшем. Последующее обучение с таким подходом будет иметь негативное проявление в виде некой зависимости от нейросетевых технологий. Ученик или студент просто не будет из себя что-то представлять, как отдельная от этой технологии личность со своим багажом знаний и опытом, особенно это важно, когда обучение проходит в высококвалифицированной сфере, например, медицина, инженерное дело, правовая сфера и т.п.

Следует также отметить влияние на творческую сторону деятельности обучаемого - креативность, его оригинальные идеи и самодостаточность его творений. Применение ИИ в решении задач, где необходимо использовать эти аспекты психики человека, может привести к очерствению этих навыков, а то и результаты этой работы этически нельзя назвать «своими». [6, c. 18].

Стоит понимать, что на данном уровне развития искусственного «интеллекта» представляет собой систематическую обработку и анализ уже существующих баз данных. ИИ может использовать алгоритмы любой сложности и решать изученные для него задачи в кротчайшие сроки или в больших объёмах, но самостоятельно придумать инновационную идею, влияющую на ход жизни человечества, и воплотить её он не может. Человек — это уникальная мыслящая личность, имеющая свои собственные способы восприятия и анализа окружающего мира, только человек способен сочетать знания, опыт и интуицию и благодаря этим уникальным качествам человеческой натуры человек способен находить новые пути развития и совершать открытия. [7, c. 25].

Выводы.

Подводя итоги, стоит отметить что информационные технологии стремительно развиваются и игнорировать разработки в этой сфере бессмысленно. Своим неуклонным темпом цифровая среда с применением технологий ИИ будет внедрятся в систему образования, это отразится в работе над расширением возможностей образовательного процесса, помощи преподавателям в решении типовых задач, определения индивидуальных образовательных потребностей студентов, и в разработке программ индивидуального образовательного маршрута для обучающихся.

Рассмотренная проблема использования искусственного интеллекта студентом в решении индивидуальных образовательных задач и ее негативные проявления возможны при допущении ошибок как со стороны преподавателя, так и со стороны администрации образовательной организации. Для нивелирования нежелательных действий и повышения благоприятного влияния на решение образовательных задач обучающихся в системе обучения, преподавателям необходимо задавать задания, в которых ИИ может быть помогать студенту, а не заменять его. Проницательный человек, в особенности педагог, которым движет чувство педагогического долга и любви к ученикам, заметит несоответствие содержания выполняемой учеником работы и его действительными интеллектуальными способностями. Такой ответственный наставник даст понять, что не стоит относиться к поставленным задачам так просто, что в свою очередь, в дальнейшем будет предлогом для обучающегося воздерживаться от замены своих индивидуальных интеллектуальных способностей прибегая к помощи ИИ. Необходимо воспитывать у студентов умение анализировать информацию, которую им предоставляют, и не принимать ее на веру бездумно. Они должны уметь задавать вопросы, проверять источники и критически оценивать полученную информацию.

Распространение и обеспечение открытого доступа к образовательным платформам, разработанным с использованием технологий ИИ, поможет вести прозрачный контроль над учебным процессом обучающихся со стороны педагога и образовательной системы. Это гарантирует применение достоинств технологии ИИ в информационно-образовательной среде вуза и будет способствовать эффективному и безопасному использованию технологий в учебном процессе студентами, повышая его качество и результативность. Соответственно, для подготовки преподавателей нового времени необходима разработка программ по изучению возможностей и методов использования современных цифровых технологий.

Список литературы

1. Бялик, М. Искусственный интеллект в образовании: Перспективы и проблемы для преподавания и обучения: учебное пособие / М. Бялик, У. Холмс. – Москва Альпина PRO, 2021. – 240 с.

2. Стивен Даггэн. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / Стивен Даггэн, ред. С.Ю. Князева; пер. с англ.: А.В. Паршакова. — Москва: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2020. – 44 c. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/en/knowledgebase/obrazovanie-i-kadry-ii/2020_ii_v_obrazovanii_izmenenie_tempov_obucheniya_unesco/ (дата обращения 25.03.2024 г.).

3. СберУниверситет журнал EduTech №4 (49) AI в обучении: на что способны технологии уже сейчас? 2022. – 60 с. [Электронный ресурс]. URL: https://lib.tsu.ru/sp/assets/users/_smirnov/EduTech_49_web.pdf (дата обращения 20.03.2024 г.)

4. Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации».

5. Мамиконян О. Половина российских студентов используют нейросети в учебе [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/495175-polovina-rossijskih-studentov-ispol-zuut-nejroseti-v-ucebe (дата обращения 25.03.2024 г.)

6. Шишов С.Е., Кальней В.А., Ряхимова Е.Г. Роль интерактивности в иммерсивной образовательной среде. Гуманизация образования. 2022. № 4. С. 4-22.

7. Шишов С.Е. Современные подходы к организации иммерсивного смешанного обучения в рамках модели "образование 4.0". География в школе. 2023. № 4. С. 23-34.

Рецензии
1. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОМ В РЕШЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Авторы: Горач Николай Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?