г. Москва и Московская область, Россия
Исследование посвящено анализу опыта педагогической профилактики асоциального поведения несовершеннолетних на современном этапе. Освещаются причины, лежащие в основе такого поведения. Целью работы является теоретический анализ и оценка эффективности существующих подходов, содержания и инструментария педагогической профилактики, с акцентом на аксиологический подход. Приводится анализ юридических документов, теоретических исследований, примеров современного педагогического опыта с целью исследования мер борьбы и профилактики с асоциальным поведением среди несовершеннолетних. Представлена авторская позиция понятия педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних на основе аксиологического подхода, когда она является комплексной деятельностью родителей, педагогических работников, сотрудников ОВД, осуществляющих педагогические функции, направленной на формирование у несовершеннолетних ценностных установок. Авторы рассматривают понятие ценностной установки несовершеннолетних в профилактике асоциального поведения и содержательно-инструментальные составляющие в ее формировании. Ценностная установка несовершеннолетнего раскрыта как состояние его готовности к просоциальному поведению, предрасположенности личностного развития в разных сферах жизнедеятельности и являющееся значимой характеристикой личности.
асоциальное поведение, несовершеннолетние, аксиологический подход, педагогическая профилактика, ценностные установки
Введение. На любом временном этапе развития общество сталкивается с проблемами, связанными с воспитанием молодого поколения, среди которых особое значение приобретает профилактика асоциального поведения.
Разделяя позиции целого ряда исследователей, С.А. Беличевой, З.К. Давлетбаевой, Е.М. Змановской и др., полагаем, что асоциальное поведение несовершеннолетних характеризуется, прежде всего, неспособностью устанавливать прочные социальные связи, нежеланием придерживаться принятых в обществе морально-нравственных норм и выполнять свои обязанности, низким уровнем чувства вины и стыда даже за самые неблаговидные поступки, низким уровнем лояльности по отношению к другим людям [7].
Усугубление выделенных характеристик у несовершеннолетних за счет насаждения распространения насилия в средствах массовой информации, отсутствия нравственных ориентиров в обществе, очевидно, приведет асоциальное поведение к поведению антисоциальному (делинквентному) - преступному, поведению, противоречащему не только нравственным нормам общества, но и правовым, поведению, угрожающему социальному порядку и благополучию граждан.
К сожалению, следует отметить тот факт, что за последние два года возросло количество преступлений, учиняемых несовершеннолетними, особенно тяжких. Так, председателем следственного комитета А.И. Бастрыкиным было отмечено, что в 2022 году возбуждено 8573 уголовных дел с участием несовершеннолетних, в 2023 году их стало 8757. При этом на 30 % увеличилось число тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых подростками, а доля групповых преступлений увеличилась на 40 %. В настоящее время на профилактическом учете состоят более 400 тысяч подростков и 25 % из них повторно совершают преступления.
Имеющаяся сегодня статистика, безусловно, актуализирует проблему профилактики преступности несовершеннолетних, причем профилактировать следует еще асоциальное поведение, выраженное в форме проступков.
Большинство исследователей психологов, педагогов, юристов отмечают, что несовершеннолетние, особенно подросткового возраста, остро восприимчивы к внешнему пагубному воздействию, способны к необдуманным поступкам в порыве эмоций, у них появляется проблема мотивации учения, происходит отрицание общественных, моральных норм и правил, возникает отвержение семейных и положительных дружеских связей и, как следствия, большей силы наблюдаются повторяющиеся вспышки гнева, выливающиеся в негативную вербализацию и физические конфликты.
Асоциальное поведение несовершеннолетних относится к многоаспектным явлениям, в основе которых лежат социальные, психологические, культурные факторы и, с течением времени становится только сложнее.
По утверждению целого ряда исследователей, среди которых Ю.И. Скобелкина, О.А. Терегулова, И.В. Чечикова и др. обозначенная проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних требует дальнейшего скрупулезного изучения. Необходимость ее исследования обуславливается тем, что в последние десятилетия произошли изменения в структуре общества, воспитательных методах, информационном пространстве и требует адаптации педагогических подходов. Кроме того, постоянным изменениям подвержена сама социальная среда, включающая сегодня глобальное внедрение цифровых технологий, внешнее политическое давление, ситуацию специальной военной операции, новые социально-экономические факторы (которые модифицируют социальные нормы, и, соответственно, формы и проявления асоциального поведения) [8, 12].
Анализ современной научной литературы, педагогической практики и собственный опыт показывает, что профилактика асоциального поведения несовершеннолетних становится эффективной в опоре на аксиологический подход, ориентирующий в целом образование и взаимодействие с несовершеннолетними на общечеловеческие, жизненные ценности.
Изложение основного материала исследования.
Ориентация на любой педагогический подход предполагает вскрытие причин. Ориентация на аксиологический подход предполагает вскрытие причин в ценностном поле.
В целях отбора максимально эффективных профилактических мероприятий, базирующихся на аксиологическом подходе, включенных в целостную систему, ученые педагогики, психологи, социологи, юристы, а также практические работники разных сфер деятельности уделяют большое внимание выявлению причин асоциального поведения несовершеннолетних, характерных для определенного временного периода. Такие причины связаны с социально-экономическими условиями жизни государства и общества.
В современный период времени среди основных причин асоциального поведения несовершеннолетних исследователи называют следующие.
Во-первых, семейное неблагополучие, возникающее под влиянием разнообразных факторов. Это возрастающее количество неполных семей, и связанный с этим фактором низкий уровень обеспеченности семьи, чрезмерная профессиональная занятость родителей и, как следствие, недостаточное уделение внимания своим детям. Это алкоголизм и наркомания родителей, ведущие к лишению родительских прав. И, конечно, жизненные обстоятельства, связанные с болезнью и смертью родителей.
Во-вторых, негативное влияние средств массовой информации - сети Интернет, социальных сетей, превращающих в норму виртуальную дружбу, размывая ее истинное понятие.
В-третьих, отрицательное влияние некоторых компьютерных игр, пропагандирующих насилие и романтизирующих криминальную субкультуру, заменяющих собой дворовые спортивные, интеллектуальные командные игры, в основе которых лежит здоровый соревновательный эффект, коллективная поддержка и взаимопомощь.
В-четвертых, сложная политическая обстановка, давление по внешнему контуру негативно влияет на государственную стабильность, социально-экономические условия жизни, что в свою очередь, способствует увеличению числа семей, живущих в бедности, потерявших кормильца.
В-пятых, снижение уровня морально-нравственных устоев общества, ведущих к его деградации, развращению личности и особенно той, которая еще не до конца сформировалась. К примеру, среди современной молодежи все более распространенными и принятыми становятся такие нормы как ложь и хитрость, развод в семье, быстрый большой заработок, приводящие к разрушению традиционных ценностей. Конфликты в семье, ее распад, вызванный обманом и предательством, ведут к отсутствию стабильности и надежности для детей, подростков, юношей. Бесконтрольность, лишение должного внимания и заботы о несовершеннолетних со стороны родителей, оказавшихся «по разные стороны баррикад», занимающихся решением собственных проблем часто оказывается причиной желания младших членов семьи проводить время вне дома, и, как следствие, попадание в плохую компанию с противоправным поведением. Популяризация в интернете быстрых, легких денег разного рода блогерами также является мощным стимулирующим фактором для несовершеннолетних к обману и преступной деятельности.
Минимизация вскрытых причинно-следственных связей асоциального поведения несовершеннолетних в аксиологическом поле становится важнейшей задачей разных сфер деятельности и на разных уровнях влияния.
Так, на законодательном уровне в самом начале нулевых годов осуществлялись изменения в нормативно-правовой базе, способствующие решению проблем несовершеннолетних с асоциальным поведением.
Нельзя не упомянуть о подготовленной в 2002 году Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2001-2002 гг.» направленной на укрепление социальной защиты детей. В соответствии с этой программой и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» был создан оперативный штаб в рамках федеральных органов исполнительной власти для борьбы с притеснением прав несовершеннолетних, беспризорностью и безнадзорностью детей и подростков.
В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» обращается внимание на необходимость совершенствования воспитания и развитие социальных навыков несовершеннолетних, на борьбу со всеми негативными проявлениями в обществе, с вредными факторами, оказывающими разрушительное влияние на личность подростков в целом.
Также следует выделить Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (п. I.1.). Очевидно, национальная безопасность здесь представляется как воспитание молодого поколения в опоре на традиционные ценности, потому что только так можно обеспечить национальную безопасность страны в ее далеком будущем.
Традиционные ценности, рассматриваются как нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России (п. I.4.). И, в следующем пункте выделены семнадцать таких ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России (п.1.5.) [13].
В Послании президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года говорится о новых национальных проектах, особый интерес, касающийся молодежи, вызывают Национальные проекты «Молодежь России» и «Кадры». Последний предполагает начало профориентационной деятельности с 6-го класса, т.е. с подросткового возраста школьников, что в действительности окажет профилактическое влияние на подростков.
И, наконец, еще одно законодательное нововведение, 19 марта 2024 года в Государственную думу был внесён законопроект № 578685-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних). Комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства назначен комитетом-соисполнителем.
Таким образом, изданные нормативно правовые акты свидетельствуют совершенно определенно, что на государственном уровне управления наблюдается четкое осознание ценности личности каждого несовершеннолетнего того, которому нужна помощь и того, который ошибся. Осознание необходимости его возвращения в общество с изменившимися на позитивные взглядами и установками, личностью ставшей полезной обществу и способной реализовать свои возможности на благо себе и своему государству. Осознание необходимости максимального предотвращения асоциализации и антисоциализации личности несовершеннолетних.
На законодательном уровне современной российской государственной политике в сфере профилактики асоциального и антисоциального поведения несовершеннолетних присущи следующие отличительные черты: объективная всесторонняя характеристика совершенного преступления; объективная оценка преступления, одновременно недопущение излишней строгости обвинения и безнаказанности; назначение наказания с учетом индивидуально-дифференцированного, возрастного подхода к несовершеннолетним; регулирование избыточности карательных мер; мониторинг и контроль за исполнением законодательства для несовершеннолетних.
Рассмотрим кратко существующие на текущий момент в педагогической теории и практике меры профилактики асоциального и антисоциального поведения несовершеннолетних, которые в той или иной степени опираются на аксиологический подход.
Так, М.С. Головина, опираясь на аксиологический подход, рассматривает два способа исправления подростков, осужденных без лишения свободы. Согласно первому способу, для подростка создаются специальные психолого-педагогические условия, благодаря которым происходит отработка правильных ситуативных побуждений, переходящих в мотивацию. Второй способ состоит в привитии готовых убеждений подростку посредством волевых качеств. [6].
Несколько иначе подходит к решению проблемы А.Н. Белов. Он предлагает в рамках аксиологического подхода методику, направленную на помощь подросткам с асоциальным поведением, посредством развития социально-правовой компетентности, где права и обязанности человека, живущего в обществе являются ценностью. В процессе приобретения социально-правовой компетентности у подростков одновременно формируется и система ценностных ориентиров [3].
Достаточно технологично к решению проблемы подходит Л.В. Бура. С ее точки зрения, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних должна охватывать не только диагностику психологического развития учащегося, но и воспитательную работу с родителями, консультации для педагогов, организацию досуга для детей и их развитие через коллективные взаимодействия [4]. В своих исследованиях, учитывая аксиологический подход, она показывает, что профилактика асоциального поведения несовершеннолетних должна включать следующие направления: укрепление правовых знаний (правовое просвещение), психологическая поддержка, работа с родителями и учителями, развитие личности через искусство и творчество. Исследователь выделяет технологические элементы такой работы.
На первом этапе необходимо провести диагностику психологического развития несовершеннолетнего, определить факторы риска возникновения асоциального поведения, оценить семейную среду с существующими там взаимоотношениями. На втором этапе разрабатываются и применяются специальные программы, обучающие тренинги для учащихся и для их родителей. Используется такое содержание и такой педагогический инструментарий, который позволяет несовершеннолетним и их родителям наделить правовые знания ценностным смыслом. Третий этап включает просвещение и обучение родителей методам ненасильственного воспитания. Здесь знания о методах ненасильственного воспитания становятся ценностью для родителей. Четвертый этап предусматривает консультации для педагогов по вопросам воспитания и обучения, помощь в разрешении конфликтных ситуаций со стороны школьного психолога. И, пятый этап, завершающий интегрирует образовательные, культурно-досуговые и оздоровительные мероприятий для создания единой системы профилактики, наделенной ценностным содержанием.
Кроме прочего, современная педагогика предлагает инновационный профилактический инструментарий в рамках образовательной среды. Однако, важно отметить, что она должна включать комплекс мер, направленных не только на устранение причин асоциального поведения, но и на подготовку условий, с учетом ценностной сферы личности несовершеннолетних, способствующих позитивной трансформации его качеств и поведения.
Ю.И. Курипченко предлагает использовать, разработанную на основе аксиологического подхода сетевую технологию, в целях решения проблем несовершеннолетних из семей группы социального риска, профилактируя тем самым рецидивы асоциального поведения.
И.В Чечикова разработала программу профилактики подростков, состоящих на учете и направленную на формирование ценностной сферы личности таких подростков. Предложила метод педагогического сопровождения под названием «экспресс-смартфон-контроль», основанный на системной опосредованной коммуникации с использованием мобильного средства связи, путем аудио-, видеобеседы или переписки, способствующий недопущению негативных проступков у подростков, состоящих на учете. Аксиологическая составляющая разработанного метода состоит в ценности доверительных отношений между инспектором ПДН и подучетным подростком, на которых становится возможной оказание оперативной помощи последнему.
Интересна позиция ряда педагогов, связанная с дифференциацией профилактического инструментария в зависимости от уровня профилактики. Так, И.Ю. Кочергина и З.В. Коробкина выделяют в профилактике асоциального поведения три основных уровня [8]. Первичная профилактика, направлена на всех без исключения обучающихся. Во вторичной профилактике задействуются обучающиеся, относящиеся к группе риска. И, наконец, третичная профилактика предполагается для несовершеннолетних, уже проявляющих асоциальное поведение.
С позиции аксиологического подхода, каждый уровень профилактики, требует содержательной и инструментальной проработки. В своем исследовании мы сосредоточили внимание на первичном уровне профилактики несовершеннолетних.
В исследованиях Н.В. Бордовской и А.А. Реана представлена классификация методов, которая, на наш взгляд, характеризуется двусторонним функционалом и аксиологическим смыслом, и вполне целесообразна в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних. [9].
Первая группа методов: диагностические и восстановительные предполагают переучивание, переубеждение, методы реконструкции характера (доказательство, доверие, опровержение и анализ ошибочных суждений). Вторая группа методов: исправительные и компенсирующие подразумевают разрыв нежелательных контактов (акцентирование и педагогическое вмешательство). Третья группа методов: корректирующие и прогнозирующие методы, основанные на опосредствованном педагогическом воздействии, самокритике и перспективных направлениях развития (опровержение, обсуждение, косвенное и параллельное педагогическое действие). Четвертая группа методов: стимулирующие, такие как соревнование, принуждение, с использованием специальных приемов (доверие, активизация духовных чувств, анализ ошибочных суждений, доброта, внимание, забота, просьба, организация успеха в учебе). В каждой группе методов весьма определенно проявляется свойства таких ценностей как доверие, доброта, забота.
Кроме теоретических исследований профилактики асоциального поведения существует целый ряд исследований, проводимых педагогами практиками.
В настоящее время имеется не мало описаний педагогического опыта по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних, для чего в большей степени используются специализированные педагогические ресурсы «Инфоурок», «Мультиурок» и др. На уровне конкретизации социально-педагогической деятельности рассмотрим несколько примеров профилактики асоциального поведения, в которых в той или иной степени реализуется аксиологический подход.
Так, О.А. Анашкина (2016 г.) делится опытом Детского общественного объединения «Лидер», функционирующего в МБОУ СОШ №3 Гиагинского района Республики Адыгея более 20 лет. В рамках деятельности объединения профилактика асоциального поведения осуществляется путем вовлечения школьников в социально-значимую деятельность. Указанная деятельность разворачивается по трем направлениям пропаганда здорового образа жизни, творческого досуга и волонтерского движения. Особое значение придается созданному волонтёрскому отряду. Члены отряда участвуют в различных общественных акциях и мероприятиях («Георгиевская лента», «Сирень Победы», «Свеча памяти», «День неизвестного солдата», «Зеленый двор», «Забота»), проводят тренинги и другие интерактивные мероприятия («Умей сказать – НЕТ», «Я поведу тебя за собой»). Результатом деятельности объединения «Лидер» стало сокращение количества несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, в том числе по фактам употребления наркотических веществ. [2].
Другой пример, опыт практической деятельности В.Н. Алферовой (2018 г.), где сделан акцент на профилактику асоциального поведения детей из неблагополучных семей. Здесь используется комплекс информационно-просветительской работы, психолого-педагогической коррекции, индивидуальной работы с подростками и их семьями. Педагог выделяют следующие направления деятельности: проведение занятий для подростков по вопросам профилактики употребления наркотических веществ; занятия по культуре поведения в обществе; информирование о вреде вредных привычек на организм подростка; психолого-педагогическая коррекционная работа с подростками, которая содействует компенсации девиаций их личностного развития и неадекватных форм поведения; проведение психолого-педагогических обследований несовершеннолетних (изучение психологического состояния здоровья, условий жизни и воспитания в семье, индивидуальные особенности развития, диагностика личностных качеств и интересов). [1].
И, последний пример из опыта работы В.И. Ватутиной (2019 г.), классного руководителя, осуществляющего профилактику асоциального поведения несовершеннолетних, которая акцентирует внимание на комплексном подходе к профилактике. Она выделяет ключевые аспекты профилактической работы, такие как: ликвидация пробелов в знаниях, борьба с прогулами, организация досуга, пропаганда здорового образа жизни, правовое воспитание, профилактика наркомании, токсикомании и вовлечения в экстремистские организации. Она предлагает для эффективной работы периодическое проведение тестирования, направленного на оценку эффективности воспитательно-профилактической работы [5].
В представленных примерах педагоги опираются на традиционные ценности такие как «патриотизм», «приоритет духовного над материальным», «взаимопомощь», «крепкая семья», «созидательный труд», и другие духовно-нравственные ценности «здоровый образ жизни», «образование», «правопорядок», «природа», «дружба», «уважение к человеку».
Рассмотренные конкретные примеры профилактики асоциального поведения несовершеннолетних демонстрируют востребованность аксиологического подхода с учетом скоординированных усилий семьи, школы и социальных институтов в совокупности. Однако не смотря на богатый теоретический и практический опыт проведенных исследований по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних на основе аксиологического подхода проблема в целом остается нерешенной, что связано с фрагментарностью применения форм, методов, средств, с неопределенностью четкого понятийно-категориальный аппарата, основанного на аксиологическом подходе, а значит и не возможностью осуществления качественного отбора комплекса педагогического инструментария.
Анализ существующих позиций позволяет нам рассматривать педагогическую профилактику асоциального поведения несовершеннолетних как комплексную деятельность педагогических работников, сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих педагогические функции, родителей несовершеннолетних, на основе аксиологического подхода, направленную на формирование у несовершеннолетних ценностных установок на гражданско-патриотическую позицию, законопослушность, семью, труд, здоровье, образование, дружбу.
При этом, под ценностной установкой несовершеннолетнего нами понимается состояние готовности несовершеннолетнего к просоциальному поведению, предполагающее личностное развитие в разных сферах жизнедеятельности (государство и общество, семья, учеба, труд, закон и порядок, здоровье, дружба по интересам), являющееся значимой характеристикой личности [10].
В основе просоциального поведения лежит ценностный выбор в пользу исполнения правил и установленных норм поведения, что позволяет этому поведению выступать в качестве альтернативы асоциального. В целом, под просоциальным поведением подразумевается социальное добровольное осознанное поведение, приносящее пользу конкретному человеку, в том числе себе, группе людей и обществу в целом, не рассчитывающее на какую-либо благодарность.
По нашему убеждению, руководствуясь аксиологическим подходом в содержании педагогической профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, на первичном уровне целесообразны воспитательные направления, в которых приоритетными становятся такие ценности как «гражданственность», «патриотизм», «служение Отечеству и ответственность за его судьбу», «крепкая семья», «созидательный труд».
Итак, это следующие направления.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает представление и рассмотрение вопросов связанных с такими понятиями как государство и государственность, гражданин и гражданственность, отечество, патриотизм, служение интересам Родины.
Одним из ярких примеров гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое движение Юнармия, набирающее обороты в современный период времени и, по мнению ряда исследователей, являющееся одним из мощных способов профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.
Основания аксиологического подхода в гражданско-патриотическом воспитании позволяют сформировать и развивать у несовершеннолетних ценностную установку на гражданственность и патриотизм, представляющую собой состояние готовности встать на защиту Родины, служить ее интересам, являясь ее добропорядочным гражданином.
Правовое воспитание направлено на обеспечение понимания несовершеннолетними таких категорий, как закон и законность, право и обязанность, общественный порядок и законные интересы граждан.
Выразительным примером правового воспитания сегодня становятся молодежные движения, организации, объединения, отряды правоохранительной направленности с практической ориентацией такие, как Юный друг полиции, Юный помощник инспектора движения и др., играющие определяющую роль в правовом просвещении несовершеннолетних, распространяющие правовые знания. Приведем более конкретные примеры. Так, в Татарстане действует «Молодежное объединение содействия правоохранительным органам г. Казани», численностью до 680 человек, в Комсомольске-на-Амуре - молодежное добровольное объединение правоохранительной направленности «Дружина».
Кроме названного большое значение для реализации правового воспитания имеет разработка специальных просветительских программ, проектов, в том числе виртуальных, призванных обеспечить безопасное поведение в социальных сетях и Интернет ресурсах, в силу его масштабного и часто отрицательного влияния на несовершеннолетних.
Правовое воспитание способствует формированию и развитию у несовершеннолетних ценностной установки на законопослушность, предполагающей состояние готовности к выполнению законов и предписанных норм поведения.
Трудовое воспитание нацелено на осознание несовершеннолетними необходимости труда, положительного к нему отношения, взаимопомощи в труде, уважения людей труда, любящих труд и умеющих добросовестно трудиться, в том числе, по избранной специальности.
В рамках этого направления в настоящее время возрождается Тимуровское движение, описанное Аркадием Гайдаром и получившее признание в пионерской организации времен Советского союза. Оно представляет собой молодежное движение, основанное на идеях взаимопомощи и командной работы в трудовой деятельности, сопряженной с ними идей развития личности.
Участие в таком движении способствует формированию у несовершеннолетних ценностной установки на труд, побуждающей трудиться с удовольствием, приносить пользу себе и другим, понять свою значимость в обществе, прочувствовать принадлежности к нему и испытывать удовлетворение от труда. Кроме того, формирование ценностной установки на труд позволяет осознанно подходить к профессиональному самоопределению, помогает быстрее понять в какой профессии несовершеннолетний хотел бы достичь максимального успеха и как полноправный гражданин принести пользу государству. Безусловно, параллельно происходит развитие гражданского сознания и ответственности перед обществом.
Еще одним вариантом реализации трудового воспитания является участие несовершеннолетних в волонтерском движении. Волонтерство рассматривается как добровольческая деятельность, добровольная помощь другим, а это всегда бескорыстный труд. Разновидности волонтерства: социальное, спортивное, культурное, экологическое, донорство и другое. Участие в волонтерских программах помогает несовершеннолетним осознать социальные проблемы, стать активными участниками общества и внести свой вклад в его развитие.
Участие в волонтерских проектах способствует формированию ценностной установки на взаимопомощь, представляющей собой состояние готовности оказать конкретную помощь члену своей семьи, другу, однокашнику и даже незнакомому человеку в сложной или обычной ситуации. Такая деятельность позволяет прочувствовать несовершеннолетним положительный отклик от других людей на их помощь, на совершенный благородный поступок. Волонтерство ориентирует на проявление солидарности, любови к ближнему, сострадание и доброту.
Трудовое воспитание осуществляется через различные формы работы, такие как, участие в общественных работах, экосубботниках и др. Важно, чтобы эти мероприятия включали в себя не только физический труд, но и обсуждение особенностей выполнения задач, эмоциональный и психологический аспекты. Трудовое воспитание интегрируется в учебный процесс путем уроков труда, учебно-производственной практики, позволяя несовершеннолетним видеть пользу, полученных в учебно-воспитательном процессе знаний, умений, навыков в жизнедеятельности.
Физическое воспитание базируется на принципе гармоничного развития личности, подразумевающего единство силы и духа, ориентировано на понимание несовершеннолетними важности физкультурной, оздоровительной, здоровьесберегающей деятельности.
Анализ прошлого показывает, что физическое воспитание предполагает устойчивый интерес и потребность в знаниях о физической культуре, здоровом образе жизни, систематических занятиях физическими упражнениями и спортом, выработку гигиенических навыков и правил здорового образа жизни. Соответственно здоровый образ жизни связан с осознанием личности необходимости движения, правильного дыхания, питания
и эффективного отдыха, негативного отношения к вредным привычкам (употребление психоактивных веществ, малоподвижный образ жизни) и иными аспектами здоровьесбережения. В отношении выполнения физических упражнений значение также имеет способность несовершеннолетнего соблюдать режим двигательной активности, ориентируясь на свое самочувствие, морфофункциональные возможности и предпочтения.
В аспекте аксиологического подхода реализация физического воспитания способствует формированию и развитию у несовершеннолетних ценностной установки на физическую культуру и здоровый образ жизни, рассматривающейся состоянием готовности к гармоничному развитию собственной личности, сохранению здоровья (физического, психологического, интеллектуального), развитию духовных и физических сил.
С другой стороны, совершенно ясно, нездоровый образ жизни несовершеннолетнего ведет к нарушению нравственных норм, к асоциальному поведению, а затем и к правонарушениям. И, само собой разумеющимся является то, что слабый духом и физически человек не сумеет защитить ни себя, ни своих близких, ни свое отечество.
Физическое воспитание организованное должным образом играет существенную роль в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних. Сегодня структурными составляющими физкультурного движения в Российской Федерации являются детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношеские спортивно-технические школы и др., в которых под руководством профессиональных педагогов осуществляется работа с несовершеннолетними. Кроме того, существуют такие молодежные движения как «Здоровый образ жизни», «Движение Первых», Молодежь за ЗОЖ», пропагандирующие «жить здоровой жизнью».
Участие в подобного рода движениях, занятия физкультурой и спортом развивают у несовершеннолетних наряду с ценностной установкой личностные качества. Это целеустремленность, дисциплинированность, ответственность, сила воли, самоконтроль, что безусловно помогает несовершеннолетним найти свое место в социуме, стать уверенным в себе, обрести позитивный круг общения, найти друзей, что снижает уровень стресса и агрессии, в целом нормализует эмоциональное состояния и является составляющей профилактики асоциального поведения.
Семейное воспитание подразумевает целенаправленное систематическое влияние взрослых членов семьи и семейного уклада на несовершеннолетних для оказания им помощи в построении эффективных взаимоотношений с окружающим миром, тем самым способствуя осознанию ими значимости семьи как таковой.
Благоприятное семейное воспитание складывается при соблюдении следующих незыблемых условий. Прежде всего, любовь и уважение в семье (между родителями и детьми, между родителями, между старшими и младшими членами семьи). Доверительные отношения в семье, внимательность к близким, забота и ответственность как старших, так и младших членов семьи.
В русле семейного воспитания сегодня становятся востребованным инструментарий, где, во-первых, педагогическое влияние оказывается одновременно на несовершеннолетних и на их родителей; и во-вторых, используются педагогические ситуации, создается среда, в которой родители и дети вступают в коммуникацию и взаимодействие, осуществляют совместную деятельность, выполняют общий проект и др.
Так, например, родители привлекаются к школьной патриотической акция «Моя семья в Великой победе»; к спортивным мероприятиям: семейный спортивный праздник «Богатырская сила»; конкурс «Мама, папа, я – читающая семья», к выставкам творческих и технических работ и др.
Учет выделенных условий и указанный инструментарий позволяет сформировать у несовершеннолетних ценностную установку на крепкую семью предполагающую состояние готовности к гармоничным отношениям внутри родительской семьи, к любви и уважению, доверию и заботе, верности и помощи всем членам семьи, а в дальнейшем готовности к созданию собственной семьи, основанной на принципах гражданского и/или религиозного бракосочетания.
Уточним понятие гармоничных отношений внутри семьи, служащих ее укреплению, которое мы рассматриваем как сбалансированность, равновесие во взаимодействии, одобряемое и принимаемое всеми членами семьи, сознательный выбор строить свою жизнь «рядом» со своими близкими, поддерживать их в принятии судьбоносных решений и одновременно полагаться на их поддержку, сосредоточиться на их здоровье и счастье.
Очевидно, что такие отношения оказывают профилактическое влияние на асоциальное поведение.
Следует отметить, что профилактический инструментарий асоциального поведения несовершеннолетних весьма разнообразен: лекции; беседы; семинары; тематические вечера; классические занятия; диспуты; дискуссии; ролевые игры; тренинги и др. [11]. В его отборе важно соотносить поставленную цель с выделенными задачами и содержанием. И, помнить, что максимальная эффективность профилактики достигается путем тесного сотрудничества педагогов, психологов, родителей, сотрудников правоохранительных органов.
Таким образом, асоциальное поведение несовершеннолетних обусловленное сочетанием политических, социально-педагогических, психологических культурных факторов, говорит о необходимости комплексного подхода к пониманию его профилактики.
Выводы.
Проведенное нами теоретическое исследование позволяет сделать ряд важных выводов по изучению постсоветского периода, касающихся профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, в основе которой лежит аксиологический подход.
К настоящему времени теоретики и практики педагогики предлагают довольно разнообразный комплекс содержания и инструментария для профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, в той или иной мере использующий основания аксиологического подхода.
Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних на современном этапе принимает административные формы такие как защита прав несовершеннолетних и борьба с внешними негативными проявлениями со стороны взрослых; работа социальной службы для защиты несовершеннолетних; оказание профессиональной психологической помощи; реализация государственных образовательных и воспитательных программ.
Однако, не смотря на предпринимаемые попытки, современная статистика показывает, что проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних остается крайне актуальной, о чем сегодня упоминается на высоком государственном уровне.
На наш взгляд, к существующим причинам асоциального поведения несовершеннолетних, таким как семейное неблагополучие, негативное влияние средств массовой информации и некоторых компьютерных игр, сложная политическая обстановка, снижение уровня морально-нравственных устоев в обществе добавляется методологическая причина, выступающая сдерживающим фактором оптимизации педагогической профилактике. Эта причина связана с разночтениями в понятийно-категориальном аппарате, построенном на основе аксиологического подхода, а значит вызывает сложности в отборе профилактического содержания и инструментария.
В нашем представлении педагогическая профилактика асоциального поведения несовершеннолетних является комплексной деятельностью родителей, педагогических работников, сотрудников ОВД, осуществляющих педагогические функции, на основе аксиологического подхода, направленной на формирование у несовершеннолетних ценностных установок. А, ценностная установка несовершеннолетнего - это состояние его готовности к просоциальному поведению, предрасположенности личностного развития в разных сферах жизнедеятельности и являющееся значимой характеристикой личности.
При этом просоциальное поведение выступает антиподом асоциального и включает в содержание профилактики разные воспитательные направления: гражданско-патриотическое, правовое, физическое, трудовое, семейное. Соответственно эффективность педагогической профилактики асоциального поведения несовершеннолетних связна с формированием и развитием следующих ценностных установок: установки на гражданственность и патриотизм, на законопослушность, на физическую культуру и здоровый образ жизни, на труд и на взаимопомощь, на крепкую семью.
Так, потребность формирования ценностной установки на семью обосновывается тем, что именно семья - семейные отношения, ее традиции и устои, стиль воспитания, социальная активность и педагогическая компетентность родителей, играет первостепенное значение в жизни человека вообще и избранных моделях поведения, в частности. А, одним из аргументов необходимости формирования установки на законопослушность является то, что Интернет-ресурсы, социальные сети относятся сегодня к общераспространенной среде существования несовершеннолетних и часто выступают механизмом запуска асоциального поведения.
Среди педагогического инструментария для формирования ценностных установок несовершеннолетних в рамках профилактики асоциального поведения, особенно действенными являются формы с разной содержательной направленностью (гражданско-патриотической, гражданско-правовой, трудовой, профессионально-ориентационной, спортивной, семейной): массовые - участие в молодежных движениях, акциях, проектах; групповые – организация деятельности в малых группах (от 2 до 30 человек) соревнования, конкурсы, работа клубов и кружков, творческих мастерских; индивидуальные – консультирование (психологическое, социально-педагогическое), беседа, телефон доверия и др.
Подводя итог отметим, все вышесказанное свидетельствует о том, что профилактика асоциального поведения несовершеннолетних на основе аксиологического подхода содержит мощный педагогический потенциал, реализация которого зависит от скоординированной деятельности всех государственных институтов.
1. Алферова, В.Н. Предупреждение и профилактика асоциального поведения // Мультиурок. 2018.
2. Анашкина, О.А. Опыт профилактики асоциального поведения подростков через различные формы внеурочной деятельности // Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. 2016. №7.
3. Белов А.Н. Аксиологический подход к развитию социально-правовой компетентности подростков с девиантным поведением / Сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции, Казань, 23–24 марта 2023 года / Отв. редакторы Е.В. Асафова, И.И. Голованова, Э.Г. Галимова, Н.В. Телегина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2023. – С. 74-78.
4. Бура Л.В. Комплекс воспитательно-профилактических мероприятий предупреждения асоциального поведения обучающихся старшего школьного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78–1.
5. Ватутина, В.И. Профилактика асоциального поведения подростков – одна из главных задач воспитательной работы в школе // Nsportal. 2019.
6. Головина М.С. Аксиологический подход в формировании ценностных ориентаций подростков, осужденных к наказанию без лишения свободы / М.С. Головина // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 4. – С. 159-163.
7. Давлетбаева, З.К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание / З.К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14, № 2-1. – С. 137-145.
8. Кочергина И.Ю. Профилактика асоциального поведения подростков в общеобразовательной организации // Электронная библиотека УрГПУ. 2017. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/6959
9. Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. 2018. №2 (30).
10. Скляренко И.С., Зяблова А.Г. Формирование ценностных установок у несовершеннолетних как профилактика правонарушений и основа просоциального поведения / Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Симферополь, 2023. С. 471-477.
11. Скляренко И.С., Купавцев Т.С., Зайцев А.А. Принципы проектирования неформальных образовательных сред / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 10 (224). С. 192-196.
12. Скобелкина Ю.И. Практические аспекты профилактической работы с учащимися с деструктивным поведением в общеобразовательной организации // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2022. №2.
13. Указ Президента Российской федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», п.1.5.