СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрено влияние сети «Интернет» на подростков в условиях цифровизации. Проанализирована теория поколений и представлены социально-психологические портреты различных поколений. Выявлена наиболее опасная, с точки зрения вхождения в поле деструктивной активности возрастная группа (от 14 до 22 лет). Представлены психологические и социальные факторы, а именно развитие самосознания, обострение чувства справедливости, поиск смысла и ценностей жизни, нестабильность психического состояния, подверженность воздействию и манипуляциям. Рассмотрены детерминанты вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества: общие, которые в различной степени оказывают воздействие на всех подростков и индивидуальные, которые зависят от конкретной жизненной ситуации. В свою очередь, к общим (глобальным) причинам отнесены следующие факторы: социальная напряженность в обществе, экономическое неравенство, проникновение преступности в различные сферы общественной жизни, кризис семейных отношений (данная причина является главной и системообразующей), обилие негативного контента в СМИ и глобальной сети Интернет. К индивидуальным детерминантам ухода подростков в деструктивные интернет-сообщества автором отнесены: принадлежность подростка к социальной группе; искажение ценностной системы в обществе, что побуждает подростка искать смысл жизни, принимая ценности разрушительного интернет-сообщества; стремление достичь власти и утвердить себя; ведомость, внушаемость, низкий уровень критического мышления; бунт. Также выделен, находящийся на стыке общих и индивидуальных детерминант ухода подростков в деструктивные интернет-сообщества, фактор потребностей, удовлетворение которого активно предлагается администраторами деструктивных интернет-сообществ, что в конечном итоге, приводит к негативным последствиям. По итогу проведенного исследования были разработаны методические рекомендации родителям, сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних (далее – ПДН), которые помогут подросткам задуматься о последствиях своего поведения и остаться в безопасности. Также проанализирована подготовка будущих сотрудников ПДН и предложены рекомендации.

Ключевые слова:
сеть «Интернет», теория поколений, социально-психологические портреты, детерминанты, деструктивные интернет-сообщества
Текст

В первую очередь, необходимо отметить, что сейчас подростки сталкиваются с многочисленными проблемами, которые обусловлены ослаблением, либо же отсутствием родительского контроля и недостаточным воспитательным процессом, а также негативными тенденциями в сфере образования. Вследствие чего подростки остаются один на один с собой вместе с огромным количеством информационных источников, в первую очередь, с средствами массовой информации и всемирной паутиной Интернета. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается широкое, неуправляемое распространение негативного и агрессивного контента в сети «Интернет», направленного на привлечение внимания подростков. Такой контент формирует у подростков поведенческие нормы, сопровождающиеся рядом негативных последствий: снижение самостоятельности думать; снижение уровня критического мышления; отсутствием авторитета взрослых (в том числе и родителей); подростки становятся более зависимыми от мнения окружающих и менее способными полагаться на собственный разум; отсутствием соблюдения моральных и общепринятых норм; восхищение виртуальными антигероями и копирование их поведения, что приводит к формированию деструктивного поведения, которое приводит к разрушению и серьезным психологическим проблемам.

Культовым становится то, что ранее считалось позором. Подростки «подражают героям игр, фильмов и передач, вследствие чего становятся более жестокими и агрессивными, у них уходит чувство страха, стыда, целомудрия, а порой деструктивные компьютерные игры и интернет-сообщества программируют неокрепшее сознание несовершеннолетних на суицидные действия» [2, с. 117]. Не менее популярны видеоматериалы со сценами немотивированного насилия и жестокости, убийств, хулиганских действий, нападения на представителей наиболее беззащитных групп населения (стариков, детей, инвалидов). Профессор
О.Е. Воронова считает, что «на сознание молодежи воздействует и переписывание истории России, представление прошлых веков и былых событий в черных красках, формирование чувства неполноценности жителей России в сравнении с цивилизованной Европой» [
4]. Программаторами сознания подростков «служат также музыка и песни. Упрощенные мелодические рисунки электронных мелодий, песенная попса, рэп, шансон с банальным, а часто пошлым наполнением, воспеванием уголовной романтики формирует «убогий» эстетический вкус подростков, непонимание и невосприятие классических музыкальных произведений» [4].

Особое влияние на подростков оказывает интернет-пространство, на просторах которого транслируется огромный поток информации при этом достоверность которой под вопросом. Интернет-ресурсы стали обширной зоной для распространения ложной информации, формирования деструктивных интернет-сообществ, религиозных сект, а также террористических и экстремистских убеждений. Тревожным является и то, что «значительная часть современных подростков выстраивают для себя гедонистическую модель поведения, где особое значение приобретает не труд и учение, а свободное время и досуговая деятельность, носящая в основном не творческий, а потребительских характер» [8, с. 72]. Проблема заключается и в том, что в силу своих возрастных и психологическим особенностей подростки наиболее восприимчивы к новой информации, при этом не всегда могут определить, что в отношении них реализуются манипулятивные технологии, которые используются администраторами деструктивных интернет-сообществ. В современных реалиях интернет-пространство представляет собой площадку, которая способствует подросткам в удовлетворении своих потребностей, предоставляет возможность самовыражаться, иметь принадлежность к группе. При этом, формирование у подростков деструктивного поведения с помощью интернет-ресурсов является одной из главных проблем в межличностных отношениях, социальных связах, а также сказывается на эмоциональном, психологическом и физическом состоянии подростка.

Подчеркнем, что формирование и расширение негативных явлений связано с масштабными процессами в развитии человеческой цивилизации. Особенно это касается результатов «промышленной революции, этапами которой являются: «Индустрия 1.0»: механизация, замена мускульной силы на энергию пара; «Индустрия 2.0»: электрификация, внедрение конвейерного производства; «Индустрия 3.0»: автоматизация, внедрение роботизированных систем и систем с числовым программным управлением. Наконец «Индустрия 4.0»: цифровизация, внедрение модели умное производство» [1, с. 636].

Так подробнее необходимо остановиться на промышленной революции, которая в той или иной мере оказывает влияет на социальные и психологические процессы. Инновационные технологические прорывы оказали значительное влияние на социальные взаимодействия в обществе и на психологические процессы индивидуального развития. Данные изменения постепенно освобождали человека от ограничений непосредственной работы, пересматривая его взгляды на труд и самосознание. В результате этих технологических преобразований произошла перестройка традиционных приоритетов, которая, в свою очередь, сопровождалась изменением ценностной иерархии.

В итоге образуется новая аксиологическая парадигма, в рамках которой у подростков происходят следующие изменения: значительное уменьшение важности мнения окружающих; растет значение проведения свободного времени по сравнению с трудовой занятостью, что приводит к замещению трудовых героев идолами потребления; вместо этических норм в приоритете становятся взаимоотношения и материальные блага.

Одним из ключевых факторов быстро меняющегося общества в 21 веке является цифровизация, оказывающая значительное воздействие на человечество. Она влияет на отношения между людьми и государством, а также способствует изменениям в структуре общества и экономики. Важным аспектом цифровизации являются изменения в психологии людей и воздействие цифровых технологий на их психические процессы в целом [5].

Важным моментом в рассматриваемой проблеме формирования и проявления деструктивных отклонений является постановка вопроса «А с кем мы имеем дело?». Понимание специфических особенностей различных возрастных групп позволяет наиболее эффективно выстраивать работу по профилактике распространения деструктивных поведенческих тенденций. В этой связи большим подспорьем служит теория поколений [7,9], основанная на расхождении мировоззрения людей разного возраста.

Согласно этой теории, выделяют:

  • Молчаливое поколение (1924-1944 гг. рождения), то есть 77 лет и старше.
  • Поколение беби-бумеров (1945-1966 гг. рождения), 55 лет и старше.
  • Поколение X (1967-1984 гг. рождения), 37 и старше.
  • Поколение Y или миллениалы (1984-2000 гг. рождения), 21 лет и старше.
  • Поколение Z (2001-2010 гг. рождения), 11 лет и старше. При этом нельзя и забывать про новое поколение Альфа (с 2011 гг. рождения), 10 лет и младше.

Каждое поколение несет в себе специфические черты, сформировавшиеся в определенных социально-экономических и политических условиях. Поколение X девиз: «Мой дом – моя крепость». Характерные черты и психологические особенности: трудолюбие, прагматизм, надежда на себя, индивидуализм, способность подчинятся правилам, спокойное отношение к иерархии на работе. Мечты и цели: личное благосостояние, стабильность, карьерный рост. Поколение Y девиз: «Жизнь – игра». Характерные черты и психологические особенности: оптимизм, общительность, жажда удовольствий, желание быстрых результатов, уверенность в себе, тяга к разнообразию, интерес к технологиям. Мечты и цели: результат «здесь и сейчас», быстрый карьерный рост, жизнь по своим правилам и в свое удовольствие. Поколение Z девиз: «Нет ничего невозможного». Характерные черты и психологические особенности: самостоятельность, свободолюбие, самореализация, проявление лидерских качеств, коммуникабельность, стремление к безопасности, активное использование технологических новинок. Мечты и цели: стремление к личностному росту, непрерывное движение, поиск впечатлений.

На основе анализа социально-психологических портретов различных поколений можно прийти к выводу, что формы работы, способы профилактики деструктивных проявлений должны подбираться с учетом объективных особенностей каждой конкретной возрастной группы. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле деструктивной активности является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение следующих важнейших психологических и социальных факторов: развитие самосознания, обострение чувства справедливости, поиск смысла и ценностей жизни, нестабильность психического состояния, подверженность воздействию и манипуляциям. Поведение в данном контексте практически не зависит от социально-экономических факторов, таких как семья, имущество, стабильная перспективная работа, карьера и другие.

 Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне могут стать деструктивные интернет-сообщества, политические радикальные организации или тоталитарные секты. В рамках подобных объединений молодые люди чаще всего получают простой и конкретный ответ на вопрос «Что делать?» и «Кто виноват?» [3].

Детерминанты вовлечения подростка в деструктивные интернет-сообщества можно разделить на две группы:

  1. Общие, которые в различной степени оказывают воздействие на всех подростков.
  2. Индивидуальные, которые зависят от конкретной жизненной ситуации.

Рассматривая общие (глобальные) причины необходимо отнести следующие факторы:

  • социальная напряженность в обществе. Подростки, в силу своих особенностей (психологических, физиологических), чувствительны реагируют на изменения в обществе. Факторы, такие как социальное неравенство и отсутствие возможностей для социального продвижения, могут серьезно повлиять на подростков, подрывая их самооценку и веру в себя и свои возможности, подтолкнуть к поиску той среды, которая станет для них более понятной и справедливой, по их мнению.
  • экономическое неравенство. Реакция подростков на различия в доходах заметна уже в школьном сообществе. Острая разница в материальном положении оказывает значительное влияние на подростков, вызывая желание присвоить себе чужое, отобрать или просто испортить дорогую вещь сверстнику. А уже в более старшем возрасте это может привести и стать мотивом к нарушению российского законодательства.
  • проникновение преступности в различные сферы общественной жизни. Администраторы деструктивных интернет-сообществ стремятся привлечь подростков, так как им легче внушить информацию и манипулировать ими, чтобы в дальнейшем использовать их в криминальных схемах.
  • кризис семейных отношений (данная причина является главной и системообразующей). Неблагополучные семьи, конфликтные отношения между родителями и детьми, асоциальное поведение родителей, оказывающих влияние на подростков, стали распространенными явлениями в наше время. В этом процессе особенно выделяется роль интернет-сообществ, где распространяется антисемейная пропаганда, а также активно транслируются идеи о легализации абортов, феминистские тенденции и другие подобные направления.
  • обилие негативного контента в СМИ и глобальной сети Интернет. Интернет-ресурсы оказывают значительное воздействие на подростков.

Также необходимо выделить, «находящийся на стыке общих и индивидуальных причин ухода подростков в деструктивные интернет-сообщества, фактор потребностей. В основе любых социальных действий лежат потребности, интересы, мотивы. При этом, по мнению Петровой И. С. в связке «потребности – интересы – мотивы» лишь потребности обладают изначальным инициирующим качеством, являясь основополагающим источником существования и функционирования интересов и мотивов деятельности» [6, с. 54]. Отметим, что в разные временные периоды могут выходить на первый план те или иные потребности, в соответствии с социально-экономическими и культурными особенностями общества. Это также относится к потребностям подростков, которые определяются их возрастом и психологическими особенностями. Если подросток не может удовлетворить свои потребности общепринятыми способами, он начинает искать альтернативные пути их удовлетворения. Администраторы деструктивных онлайн-сообществ успешно предлагают удовлетворение потребностей подростков, что в итоге приводит к негативным последствиям.

Рассмотрим индивидуальные детерминанты ухода подростков в деструктивные интернет-сообщества. К ним следует отнести следующие:

  • принадлежность подростка к определенной социальной группе имеет важное значение. Для того чтобы подросток чувствовал себя важным, ему необходимо ощущать свою причастность к обществу, к социальной группе, где действуют понятные для него нормы и правила.
  • искажение ценностной системы в обществе, что побуждает подростка искать смысл жизни, принимая ценности разрушительного интернет-сообщества. Чаще всего эти ценности примитивны, не требуют глубоких размышлений, лишены моральных упреков. Принятие их позволяет подростку почувствовать освобождение от нравственных ограничений.
  • стремление достичь власти и утвердить себя. Этот мотив заключает в себе личные неудачи подростков в отношениях с родителями, близкими и сверстниками, а также недостаток коммуникации и наличие негативного опыта в прошлом.
  • недостаточная критичность, подверженность влиянию, ограниченное мышление. Здесь речь идет о совокупности сложностей, вызывающих данное явление: недостаточный уровень образования, общей культуры, воспитания, а также особенности психоэмоционального состояния подростков. Стоит также отметить, что принадлежность подростка к деструктивному интернет-сообществу является и способом привлечения внимания. Первоначально подростки могут даже не задумываться о принятии разрушительной модели поведения, но со временем это может превратиться в настоящую деструктивную идеологию.
  • бунт, является одной из личных причин ухода подростка в деструктивное интернет-сообщество. Этот мотив возникает из-за желания противостоять контролю со стороны взрослых и навязываемым общественным стандартам. Факторами, способствующими формированию этого мотива, являются излишняя опека со стороны родителей, недоверие к подростку в качестве равноправного партнёра в отношениях, а также отказ в признании его способности принимать самостоятельные решения.

Данные факторы вызывают у подростков протест и выход из некомфортной для них среды коммуникации, и как следствие, единственное решение данной проблемы подростков видит в вступлении в деструктивное интернет-сообщество, администраторы которого дают «ложную» поддержку подростку.

Подростки претерпевают кардинальные изменения. В дополнение к биологическим изменениям полового созревания у них происходят когнитивные изменения, которые позволяют им мыслить более абстрактно. Они все больше сосредотачиваются на друзьях. И поскольку они стремятся к большей независимости, то часто вступают в конфликт с родителями. Подростковый возраст – это время перехода от детства к взрослой жизни. Подростки часто имеют сильное желание быть независимыми. Таким образом, они могут бороться с зависимостью от своих родителей. Они также могут чувствовать себя подавленными эмоциональными и физическими изменениями, которые они испытывают.  Подростки также могут сталкиваться с рядом других проблем, в том числе: адаптация в школе и среди друзей; хорошо учиться в школе и получать хорошие оценки; превосходство в таких видах деятельности, как спорт; участие в качестве члена семьи; работа на неполный рабочий день; подготовка к колледжу или их следующий шаг в жизни после школы; подростковый возраст важен, так как ребенок утверждает свою индивидуальность. Все мы видели, как в СМИ изображают подростков – угрюмыми, грубыми, замкнутыми. Подростки часто импульсивны и склонны к рискованным и даже опасным решениям.  Для них естественно хотеть новых впечатлений. Это связано с тем, что подросткам необходимо исследовать свои пределы и способности, а также установленные взрослыми границы. Некоторым подросткам очень нравится «порыв» острых ощущений, рисков и приключений. И большинство хотят выразить сильные личные ценности и ощущение себя как личности. Все это часть их пути к принятию ответственности, формированию личности и становлению независимыми молодыми людьми. Кроме того, подростки иногда чаще, чем взрослые, принимают быстрые решения, не задумываясь о последствиях. Это связано с тем, что части подросткового мозга, отвечающие за планирование и контроль импульсов, полностью не созревают примерно до 25 лет. Подростки могут понимать риск иначе, чем взрослые – это означает, что они не видят реальной опасности в том, что делают. А иногда подростки совершают потенциально рискованные поступки, чтобы почувствовать принадлежность к группе. Они хотят выступать, впечатлять, хвастаться или делать то, что они считают «нормальным» для своей группы. Рискованное поведение может включать: незащищенная половая жизнь; секстинг; чрезмерное использование социальных сетей; табакокурение; употребление алкоголя, в том числе пьянство; незаконное употребление психоактивных веществ; незаконные действия, такие как вторжение или вандализм; частые прогулы в образовательном учреждении; нарушение режима дня; конфликты со сверстниками и др. Подросткам нужно пойти на определенный риск, чтобы больше узнать о себе и проверить свои способности. Если ребенок ищет острых ощущений и рискует, родители могут попробовать направить эту энергию на безопасные и конструктивные занятия. Некоторые подростки могут обнаружить, что им нравится «порыв» выступления в драме или творчестве. Другая стратегия заключается в том, чтобы дать ребенку автономию и независимость в некоторых областях, чтобы он мог проверить себя и поэкспериментировать, не совершая антиобщественных или противозаконных действий. Например, родителям может не понравиться, если подросток выбирает синие волосы или одевается в рваную одежду, но это здоровые способы экспериментировать.

В связи с актуальностью тематики вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества нами были разработаны рекомендации родителям, сотрудникам ПДН, которые помогут подросткам задуматься о последствиях своего поведения и остаться в безопасности (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Памятка для сотрудников ПДН и родителей несовершеннолетних в целях профилактики вовлечения подростков в деструктивные группы

 

Поскольку одной из важнейших задач сотрудника ПДН является наладить контакт с детьми и объяснить большое значение воспитания их родителям или опекунам, то важно наличие у него психолого-педагогической подготовки. Сотрудник ПДН должен не только пресекать совершение несовершеннолетними административных правонарушений и преступлений, но и выяснить причины, по которым несовершеннолетний их совершил.

В настоящее время сотрудников ПДН готовят в системе образования МВД России в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки, по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Такая подготовка осуществляется в ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя». Следует отметить, что количество обучающихся по данной специальности, ограничено, несмотря на большое количество подразделений по делам несовершеннолетних. Кроме того, выпускники этого университета, обучавшиеся по данной специальности и имеющие серьезную подготовку в оперативно-розыскной деятельности и других правоохранительных областях, получают квалификацию «Социальный педагог». Это приравнивает их к выпускникам гуманитарных вузов (психологические факультеты), у которых чаще всего отсутствуют специализированные знания в определенных областях. По-нашему мнению, стоит расширить профессиональные навыки будущих сотрудников ПДН и дополнить их квалификацией «Юрист».

Кроме того, на наш взгляд, было бы целесообразно отправлять обучающихся на одномесячные практики в ведущие подразделения полиции (например, отдел уголовного розыска) во время обучения. Данное наше предложение связано и с тем, что при профилактике вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества сотрудник ПДН должен тесно взаимодействовать с сотрудниками уголовного розыска для более точного и эффективного распознания деструктивных интернет-сообществ.

Подводя итог вышесказанному, чтобы уменьшить наличие проблем, важно предложить следующие рекомендации:

1) внести изменения в ФГОС, расширив количество факультетов по подготовке сотрудников ПДН в системе вузов МВД России, а также пересмотреть учебный процесс и окончательную аттестацию выпускников.

2) отправлять будущих сотрудников ПДН на стажировку сроком на один месяц в отдел уголовного розыска.

3) сформировать умения, знания, навыки по работе в цифровом пространстве (мониторинг страниц несовершеннолетних, анализ и мониторинг сайтов (интернет-сообществ), проведением профилактических мероприятий по предупреждению вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества с учетом социально-педагогических и психологических детерминантов).

В завершении важно акцентировать внимание на том, что любые меры, направленные на уменьшение правонарушений, совершаемых подростками, и улучшение профессиональной подготовки сотрудников ПДН, считаются важными и необходимыми, требующими дальнейшего изучения и принятия мер для предотвращения вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества.

Список литературы

1. Ахмедова, С. З. Искусственный интеллект / С. З. Ахмедова, Д. С. Абдулхабирова, М. М. Баширова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 3. – С. 635-642.

2. Гончарик, В. И. Новые угрозы для российской молодежи как объекта информационного противоборства / В. И. Гончарик // Вестник магистратуры. – 2022. – №11-5(134). – С. 116-121.

3. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде [Электронный ресурс] // URL: https://goo.su/HV2rO (дата обращения 11.04.2024).

4. Молодёжь России как объект информационного противоборства: новые угрозы [Электронный ресурс] // Главный исторический портал страны «История.РФ»: официальный сайт. – URL: https://goo.su/2CgRxP (дата обращения: 20.04.2024).

5. Новости ООН Глобальный взгляд Человеческой судьбы [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – URL: https://news.un.org/ru/story/2022/06/1426022 (дата обращения: 08.04.2024).

6. Петрова, С. И. Потребность как источник интересов и мотивов деятельности человека / С. И. Петрова // Вестник ИМСИТ. – 2018. – № 3(75). – С. 54-57.

7. Теория поколений: чем отличаются зумеры, бумеры, миллениалы, поколения X и альфа [Электронный ресурс] // Интернет-портал ФГБУ «Редакция «Российской газеты». – URL:https://goo.su/bzCijXh (дата обращения: 08.04.2024).

8. Филоненко, В. И. Культурно-досуговые предпочтения российских студентов в трансформирующемся обществе / В. И. Филоненко, Л. А. Штомпель, О. М. Штомпель // Власть. – 2017. – Т. 25, № 11. – С. 70-78.

9. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future 1584 to 2069 / W. Strauss, N. Howe. – N.Y.: William Morrow, 1991. – 540 p.

Рецензии
1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ДЕСТРУКТИВНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА Авторы: Терегулова Оксана Азатовна


Войти или Создать
* Забыли пароль?