с 01.01.2010 по 01.01.2024
Россия
Целью исследования является разработка алгоритма построения сети полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления на территории некоторого региона с учетом образуемой массы ТКО и имеющейся транспортной сети, позволяющего прийти к экономически оптимальному решению. Изложенные в научной литературе математические методы направлены на решение задач определения оптимального места расположения объектов логистической инфраструктуры – производственного предприятия, склада, распределительного центра, торговой точки. В работе сформулирован и реализован алгоритм построения оптимальной сети полигонов, которая обеспечила бы минимальные экономические затраты на логистику, строительство и эксплуатацию полигонов. Основными учитываемыми факторами являются: масса образуемых ТКО, стоимости перевозки от площадки временного накопления до полигона ТКО, расстояния между административными центрами. Основной принцип поиска экстремума логистики основывается на определении главного узла - узел с наибольшей массой ТКО по всем имеющимся дорожным развязкам и выбор местоположения полигона из условия максимальной разности годовых логистических затрат. С помощью предложенного алгоритма решена задача по определению количества и местоположению полигонов ТКО для южной части Республики Коми.
полигон твердых коммунальных отходов, мощность полигона, логистика, экономическая эффективность, оптимальное решение, маршрутный граф, цепь, узел
Введение
Рост численности населения городов и развитие промышленности в регионах непосредственно влекут за собой увеличение количества образующихся бытовых и промышленных отходов. Неправильный сбор, несвоевременное удаление и неудовлетворительное обезвреживание бытовых и промышленных отходов оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку в регионе – наносят экологический ущерб окружающей среде, вызывая загрязнение атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод.
Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время на территории РФ, является проект «Экология» (2019 – 2024 гг.), который нацелен на «Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме ста процентов…» [1]. Реализация данного проекта предполагает организацию в каждом регионе РФ полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления, что является важным элементом жизнеобеспечения населения данного региона. Количество и площадь полигонов зависит от численности жителей населённых пунктов, обслуживаемых полигонами, их площади и конфигурации, дальности транспортировки отходов.
В научной литературе описываются различные математические методы и модели, позволяющие определить оптимальное расположение различных объектов инфраструктуры. Среди них можно выделить простые методы (эвристический метод Ардалана, метод центра тяжести, метод пробной точки, метод сетки и т.д.) дающие экспресс оценку, поскольку в их основе лежит большое количество допущений и сложные методы и модели (метод калькуляции затрат, метод начисления баллов, метод аналитической иерархии, методы сетевого моделирования, метод непрерывной и дискретной оптимизации), позволяющие определить более точное решение поставленной задачи [2 – 7].
Рассмотренные подходы в большинстве своем применимы для решения задач определения оптимального места расположения объекта логистической инфраструктуры – производственного предприятия, склада, распределительного центра, торговой точки [10 – 16].
Материалы и методы
Места расположения полигонов определяются на основе анализа ряда факторов: экологических, экономических, социальных [8, 9]. Экономические факторы размещения полигона предполагают затраты на разработку проекта, строительство, функционирование объекта и перевозку отходов. Таким образом, экономические затраты на организацию полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления включают в себя затраты на строительство полигонов, их эксплуатацию и логистику ТКО. Для временного периода k лет функция затрат может быть представлена в виде , где – сметная стоимость строительства i-ого полигона мощностью Q (т/год); – удельная стоимость эксплуатации i-ого полигона мощностью Q за один год; – затраты на логистику ТКО для n полигонов за один год.
Авторами предлагается методологический подход, позволяющий спроектировать оптимальную сеть мусорных полигонов с учетом таких ключевых факторов, как образуемая в каждом МО масса ТКО и имеющаяся транспортная сеть. Подход предполагает реализацию трех этапов (рис. 1): выбор мест расположения полигонов; расчет стоимости строительства полигонов; построение и расчет оптимального значения целевой функции.
Рис. 1. Этапы поиска оптимума
Fig. 1. Stages of searching for the optimum
На первом этапе на основе расчета логистических затрат определяются МО, на территории которых целесообразно размещение полигона ТКО. Выбор места расположения очередного (j+1)-го полигона предлагается осуществлять посредством реализации алгоритма:
1. Разбиение маршрутного графа на цепи (от фиксированных полигонов до листов).
2. Определение в каждой цепи главного узла – узел с наибольшей массой ТКО (потенциальный (j+1)-ый полигон ).
3. Для каждого главного узла
1) создание группы из n узлов из условия, что расстояние от i-ого узла до главного узла d→min;
2) прикрепление не присоединённых к этой группе узлов к одному из фиксированных полигонов , , …, , исходя из условия, что расстояние от i-ого узла до полигона d→min;
3) расчет годовых логистических затрат для сети полигонов { , , …, , } на основе данных из табл. 2, 3;
4) расчет экономической эффективности .
4. Выбор среди главных узлов j+1-ого полигона из условия .
5. Проведение итерации по ребрам, исходящим из j+1-го полигона, с целью уточнения местоположения полигона на основе расчета затрат.
Постановка задачи
Рассмотрим задачу поиска количества и мест расположения полигонов для сбора, обработки и утилизации ТКО в Республике Коми N.
Регион N территориально включает в себя четырнадцать муниципальных образований с административными центрами (рис. 2).
Рис. 2. Схема дорожной развязки регион N (маршрутный граф)
Fig. 2. Road junction diagram region N (route graph)
Данные, по каждому МО региона, необходимые для расчётов представлены в таблицах (табл. 1 – 3).
Таблица 1
Масса ТКО по МО
Table 1
Mass of SMW according to MO
МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Масса ТКО |
99044 |
7270 |
5144 |
5880 |
55220 |
3109 |
4128 |
2814 |
2309 |
1641 |
4639 |
4129 |
2982 |
4184 |
Стоимость перевозки от площадки временного накопления до полигона 1 м3 ТКО составляет 1,42 руб/км. Исходя из усредненной величины плотности отходов ТКО 250 кг/м3 (0,25 т/м3), стоимость перевозки одной тонны ТКО составит
Таблица 2
Затраты на перевозку ТКО на 1 километр в год по МО (руб/км)
Table 2
Costs for transporting SMW per 1 kilometer per year according to MO
МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
затраты , руб. |
562569,92 |
41293,60 |
29217,92 |
33398,40 |
313649,60 |
17659,12 |
23447,04 |
15983,52 |
13115,12 |
9320,88 |
26349,52 |
23452,72 |
16937,76 |
23765,12 |
Таблица 3
Расстояния от административных центров МО до перекрестков (км)
Table 3
Distances from the administrative centers of MO to intersections (km)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67 |
27 |
189 |
61 |
190 |
180 |
32 |
178 |
207 |
127 |
47 |
139 |
81 |
104 |
100 |
Необходимо найти экономически оптимальное решение поставленной задачи, т.е. определить такое количество и местоположение полигонов, которое обеспечило бы минимальные экономические затраты на логистику, строительство и эксплуатацию полигонов.
Результаты
На первом шаге фиксируется место положения одного полигона
Посредством реализации вышеописанного алгоритма определяется место расположения второго полигона
Таблица 4
Расчетные данные для определения места расположения второго полигона
Table 4
Calculation data for determining the location of the second polygon
Главный узел, МО |
Общие логистические затраты |
Экономическая эффективность |
|
145 254 720 |
23 318 195 |
|
46 507 215 |
122 065 699 |
|
163 671 904 |
4 901 011 |
|
164 327 972 |
4 244 942 |
|
164 546 294 |
4 026 620 |
Рис. 3. Разбиение на цепи маршрутного графа, выбор главных узлов
Fig. 3. Partitioning the route graph into chains, selecting main nodes
На основании расчетов фиксируется место расположения второго полигона
Рис. 4. Маршрутный граф, фиксированные полигоны
Fig. 4. Route graph, fixed polygons
Таблица 5
Привязка МО к фиксированным полигонам
Table 5
Binding MO to fixed polygons
|
Мощность 134 913 т/год |
|
Мощность 67 580 т/год |
Наименьшие логистические затраты для двух полигонов
Посредством реализации алгоритма определяется место расположения третьего полигона
Рис. 5. Разбиение на цепи маршрутного графа, выбор главных узлов
Fig. 5. Partitioning the route graph into chains, selecting main nodes
Таблица 6
Расчетные данные для определения места расположения третьего полигона
Table 6
Calculation data for determining the location of the third polygon
Главный узел, МО |
Общие логистические затраты |
Экономическая эффективность |
|
38 543 196 |
7 964 019 |
|
41 809 151 |
4 698 064 |
|
43 328 574 |
3 178 642 |
|
41 583 337 |
4 923 878 |
|
39 552 640 |
6 954 575 |
|
41 606 204 |
4 901 011 |
|
42 262 273 |
4 244 942 |
|
42 480 595 |
4 026 620 |
На основании расчетов фиксируется место расположения третьего полигона
Рис. 6. Маршрутный граф, фиксированные полигоны
Fig. 6. Route graph, fixed polygons
Таблица 7
Привязка МО к фиксированным полигонам
Table 7
Linking MO to fixed polygons
|
Мощность 116 619 т/год |
|
Мощность 67 580 т/год |
|
Мощность 18 294 т/год |
Наименьшие логистические затраты для трех полигонов
Посредством последовательной реализации алгоритма, определяется место положения полигонов
На втором этапе решения задачи проведен анализ имеющихся данных о проектной стоимости строительства и мощности ряда полигонов в регионе N и построена линейная функциональная зависимость стоимости строительства полигона от мощности (рис. 7).
Рис. 7. Линия тренда стоимости строительства полигона от мощности
Fig. 7. Trend line of landfill construction cost versus capacity
Найденная функциональная зависимость позволяет рассчитать приближенную стоимость строительства полигона мощностью
Третий этап решения задачи предполагает построение и расчет оптимального значения целевой функции. Анализируя функцию затрат
Таблица 8
Расчет стоимости строительства полигонов
Table 8
Calculation of the cost of construction of landfills
Один полигон |
|
|
|||||
Мощность, т/год |
202 493 |
||||||
Стоимость, руб. |
5 568 867 860 |
||||||
Два полигона |
|
|
|||||
Мощность, т/год |
134 913 |
67 580 |
|||||
Стоимость, руб. |
3 810 436 260 |
2 058 431 600 |
|||||
Три полигона |
|
|
|
||||
Мощность, т/год |
116 619 |
67 580 |
18 294 |
||||
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
2 058 431 600 |
776 009 880 |
||||
Четыре полигона |
|
|
|
|
|||
Мощность, т/год |
116 619 |
62 457 |
18 294 |
5 123 |
|||
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
1 925 131 140 |
776 009 880 |
433 300 460 |
|||
Пять полигонов |
|
|
|
|
|
||
Мощность, т/год |
116 619 |
62 457 |
13 150 |
5 123 |
5 144 |
||
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
1 925 131 140 |
642 163 000 |
433 300 460 |
433 846 880 |
||
Шесть полигонов |
|
|
|
|
|
|
|
Мощность, т/год |
116 619 |
58 329 |
13 150 |
5 123 |
5 144 |
4 128 |
|
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
1 817 720 580 |
642 163 000 |
433 300 460 |
433 846 880 |
407 410 560 |
|
Семь полигонов |
|
|
|
|
|
|
|
Мощность, т/год |
111 980 |
58 329 |
13 150 |
5 123 |
5 144 |
4 128 |
4 639 |
Стоимость, руб. |
3 213 719 600 |
1 817 720 580 |
642 163 000 |
433 300 460 |
433 846 880 |
407 410 560 |
420 706 780 |
Таблица 9
Расчет значений целевой функции
Table 9
Calculation of objective function values
Рис. 8. Зависимость суммарных затрат от количества полигонов (срок эксплуатации 20 лет)
Fig. 7. Dependence of total costs on the number of landfills (operation life 20 years)
Минимальные суммарные затраты составят
Заключение
В заключение следует отметить, что разработанный алгоритм позволяет избежать многократных итераций при поиске оптимального значения в обратном направлении, в виду высокой проектной стоимости строительства полигона. Проведенные расчеты дали возможность сформулировать оптимальное решение – строительство полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в двух муниципальных округах МО Республики Коми, что обеспечит минимальные экономические затраты на строительство, эксплуатацию полигонов и логистику ТКО.
1. Национальный проект «Экология»: [Электронный ресурс]. URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt. (Дата обращения: 16.01.2024).
2. Соколов А.В., Юков В.В. Методы оптимальных решений. В 2 томах. Том 1. Общие положения. Математическое программирование и моделирование. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. – 564 c.
3. Машунин Ю.К. Теория и методы принятия оптимальных решений по множеству критериев в инженерных системах : монография. – М.: РУСАЙНС, 2023. – 340 с.
4. Нефедов Д.Г. Математические модели и методы решения задач оптимального размещения элементов распределенной производственной структуры: специальность 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Нефедов Денис Геннадьевич; Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова. – Челябинск. – 2015. – 120 с.
5. Чернышев С.В. Модели, методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на графах больших размерностей : специальность 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» : диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук / Чернышев Сергей Владленович; Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики". – М.: 2011. – 116 с.
6. Просветов Г.И. Математические методы в логистике. Задачи и решения. – М.: «Альфа-Пресс». – 2008. – 304 с.
7. Зайнуллина, Э. Ш. Модели и методы решения задачи оптимальной маршрутизации данных в корпоративных сетях : специальность 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» : диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук / Зайнуллина Эльмира Шаукатовна; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева.- Казань, 2008.- 119 с.
8. СП 320.1325800.2017 ПОЛИГОНЫ ДЛЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ. Проектирование, эксплуатация и рекультивация
9. СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО
10. Кириллов А.В., Цепин В.Е. Модель построения сети дистрибуции на основе многофакторного анализа промышленно-логистического потенциала регионов // Экономика региона. – 2015. – №4. – С. 336-345.
11. Попов П.В., Мирецкий И.Ю. Методология построения логистической инфраструктуры на территории региона // Экономика региона. – 2019. – Т. 15. – №2. – С. 483-492.
12. Гаджинский А.М. Выбор места расположения склада // Справочник экономиста. – 2004. – №8.
13. Бухаров Д.С. Определение оптимального количества и расположения логистических центров. Математическая модель и численный метод // Вестник ИрГТУ. – 2012. – №4 (63). – С. 8 14.
14. Дианов С.В., Калашников К.Н., Ригин В.А. Поиск путей оптимального пространственного размещения объектов инфраструктуры здравоохранения: обзор методического инструментария // Проблемы развития территории. – 2021. – Т. 25. – № 2. – С. 108-127.
15. Москвичев О.В., Леонова С.А. Методика выбора мест размещения транспортно-пересадочных узлов на основе оптимизационной математической модели // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18. – № 2. – С. 198-213.
16. Дулесов А.С., Прутовых М.А. Методика решения задачи об оптимальном размещении производственных объектов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 151 158.