КРИМИНАЛЬНОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ КАК ТИП ПРАВОСОЗНАНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье автор проводит исследование криминального правосознания – особой формы восприятия и интерпретации права, при которой по ряду причин для индивида становится допустимым противоправное поведение. Анализ криминального правосознания, проведенный в ходе настоящего исследования, свидетельствует о том, что принципы устройства отечественной пенитенциарной системы, а также общий уровень социально-культурного развития общества и способность государства эффективно преодолевать кризисные явления оказывают на него существенное влияние. Автором рассмотрены меры, которые будут содействовать развитию правового сознания у населения.

Ключевые слова:
Криминальное правосознание, правосознание, право, закон, осужденные, правовая культура, виды правосознания, пенитенциарная система
Текст

В теории права правосознание традиционно трактуют как «один из видов общественного сознания, представляющий собой психическое отражение правовой действительности, т. е. совокупность идей, взглядов, суждений, представлений, требований, убеждений, мнений, оценок, эмоций, настроений, чувств и т. п. относительно субъективных прав и обязанностей, объективного права, а также опосредующих их социальных институтов (государства, правопорядка, юридически значимого поведения и т. п.)» [12, с. 819]. При этом правосознание оказывает огромное влияние на воззрения, поступки людей, их взаимодействие между собой, а также с государственными институтами.

Целесообразно согласиться с позицией Л.В. Карнаушенко, который емко и четко выражает роль правосознания: когда оно развито надлежащим образом, то выступает в качестве фактора, предопределяющего правомерное поведение индивидов, а когда оно деформировано, то несет риски потенциального совершения правонарушений [9, с. 113]. Действительно, правосознание влияет на поведение населения, формирование общественного мнения и функционирование общественных отношений ничуть не меньше, чем нормы морали и нравственности.

Разница в отражении правовой действительности в сознании индивидов закономерным образом порождает разновидности правосознания, и систематизация этих различий по тем или иным основаниям дает возможность выделить типы правосознания.

Согласно типологии правосознания по социально-групповому признаку, базирующейся на универсальных параметрах сопоставления, выделяются четыре типа правосознания: государственническое, гражданское, правосудное и криминальное [4, с. 32]. Такая типология становится основополагающей в аспекте изучения, понимания и трактовки правосознания.

Среди перечисленных выше типов правосознания одним из наиболее сложных и наименее изученных типов предстает именно криминальное правосознание, хотя, по справедливому замечанию В.П. Малахова, «роль криминального правосознания в восприятии правовой реальности выше, чем в других типах правосознания» [4, с. 18].

Наиболее сложным оно видится в связи со стихийностью проявления, массовостью, тлетворным влиянием, а также степенью наносимого обществу вреда и последствиями его проявлений вовне. Эти характеристики ярко проявляются и в правовом отражении действительности, и в методах правового познания, и в формировании правового отношения к реальности, то есть во всех составляющих криминального правосознания.

Следует отметить, что если правосудное правосознание выступает в качестве конструктивной скрепы между государственническим и гражданским правосознанием, то криминальное правосознание носит деструктивный характер. Это связано с тем, что его наличие в качестве скрепы транслирует либо криминализацию общества, либо криминализацию государства, либо то и другое. В этом – противоречивый характер криминального правосознания [2, с. 11].

Помимо этого, как было упомянуто ранее, криминальное правосознание играет важную роль в восприятии правовой реальности, поскольку оно напрямую связано с нарушением закона и наказанием за это нарушение. Люди, имеющие криминальное правосознание, часто оценивают действия и события через призму законов и наказаний, что влияет на их поведение и решения.

Представляется значимой интерпретация данного явления в трудах Н.И. Матузова, который утверждает, что «современное состояние отечественного правосознания характеризуется наличием в нем некого правового вакуума, который необходимо чем-то заполнить. С одной стороны, такой вакуум в сознании людей может быть заполнен духовно-нравственными и религиозными ценностями, а с другой криминальным, уголовным менталитетом с его глубоко нигилистическим отношением к праву» [5, с. 78].

В настоящее время актуальным предстает выявление характерных особенностей криминального правосознания, которые позволят определить его сущностные черты, основные ценности и воззрения. Кроме того, это даст возможность наметить векторы преодоления распространенности криминального правосознания среди населения, повысить интерес у индивидов к адекватной оценке правовых явлений и действиям в рамках правового поля, а не за его рамками.

Во-первых, разного рода составляющие криминального правосознания возможно обнаружить практически у любого индивида. И важно при этом, что подвержены этому в нынешних реалиях не только малоимущие слои населения зачастую с крайне низким уровнем образования, но и представители обеспеченных слоев, получившие хорошее образование. К таким негативным чертам можно отнести:

- низкий уровень правовой грамотности,

- скептическое отношение к нормам морали и нравственности,

- правовой нигилизм, отрицание ценности права и законопослушного поведения,

- получение представления о праве и законе из средств массовой информации, а не достоверных источников,

- правовой авантюризм, который толкает на совершение противоправных действий,

- формирование в связи с указанными обстоятельствами ложного представления о допустимом поведении, отсутствие анализа своих действий с точки зрения закона и легкомысленное намерение избежать ответственности.

Последствия такой искаженной правовой оценки действительности могут быть самыми разными: от совершения мелких правонарушений отдельными лицами до совершения масштабных преступлений организованными преступными группами с многомиллионным материальным ущербом или значительным количеством жертв среди мирного населения.

Во-вторых, для понимания криминального правосознания как особого типа восприятия закона и права следует определить, что же становится его объектом. Трудно не согласиться с позицией В.П. Малахова, который считает, что в качестве объекта криминального правосознания выступают две самостоятельные и не согласованные между собой группы общественных отношений:

- отношения первой группы, «характеризующие обращенность криминального правосознания вовне, выражают и поддерживают конфликт криминального и некриминального в жизни общества»,

- отношения второй группы – «внутрикриминальные отношения, в первую очередь, правоотношения в криминальных группах; правосознание обращено внутрь». Они носят корпоративный характер, основанный на властно-подчинённых отношениях [4, с. 3334].

Действительно можно различить, как криминальное правосознание проявляется у индивида или социальной группы вовне (в совершении конкретных противоправных деяний или формирования стойкой убежденности в отсутствии какой-либо ценности у норм закона, допустимого и правомочного поведения) и как оно проявляется внутри сформировавшейся группы лиц. Такие группы непосредственно заинтересованы в укреплении существующего в них порядка взаимоотношений, а потому для них представляет опасность даже гипотетическое желание их членов выяснить действительное положение вещей, проанализировать нормы права, сопоставить их со своим поведением, увидеть явные противоречия и отказаться от совершения противоправных деяний. Поэтому криминальные авторитеты проводят активную пропаганду своих ценностей и воззрений, стремятся распространять их за рамки своей группы, чтобы привлечь как можно большее количество новых членов, особенно молодежи, которая легко доверяется словам и обещаниям харизматичных лидеров. Неразвитость критического мышления (как в силу юного возраста, так и в силу правового инфантилизма вне зависимости от возраста) у членов криминальной группы только играет на руку ее руководителям.

В-третьих, понимание природы права в рамках рассматриваемого вида правосознания имеет свою специфику и сводится к сочетанию силовой и ценностной природы. Силовая природа криминального правосознания обуславливается тем, что взаимодействие субъектов права происходит в криминальном обществе, в котором эти субъекты были лишены возможности получить надлежащее образование, следствием чего стала неразвитость в правовом поле и выгодная субъекту правовая вседозволенность. Ценностная же природа характеризуется тем, что образование и воспитание подменяются «обычаями» уличных авторитетов, выдуманными правилами асоциального характера и уголовной направленности, в том числе активным использованием на свободе правил, принятых и распространенных в местах лишения свободы.

Основополагающее направление действия права с позиции криминального правосознания – это принуждение, которое становится не только средством, но и целью действия права. Полностью отрицается роль права в поддержании справедливого порядка устройства общества, установлении правил для соблюдения баланса частных и публичных интересов, защиты собственности, стабильности государственности. Нормы закона воспринимаются лицами с криминальным правосознанием исключительно как способ установить и закрепить порядок, в котором лоббируются лишь интересы определенных правовых элит, тогда как значительная часть населения подвергается несправедливым притеснениям [8, с. 54]. Следует отметить, что для определенных политико-правовых режимов сказанное действительно справедливо, однако в случае с криминальным правосознанием его приверженцы не проводят анализ и оценку фактических обстоятельств в том или ином государстве – его пропаганда не допускает альтернативных мнений под страхом быть изгнанным из группы или вообще под страхом жестокой расправы.

Доминирующие функции данного типа правосознания подчинены, прежде всего, реализации права в направлении принуждения. Именно этим криминальное правосознание отличается от правосознания, основной ценностью которого является законность и правопорядок и которое наделяет субъектов права широким кругом правомочий и дозволений, позволяющих реализовывать свои потребности законным образом. Именно поэтому исследователь Л.П. Дехтерева аргументированно выделяет следующие типообразующие характеристики криминального правосознания:

  1. в отношениях внутри группы исключены взаимные интересы;
  2. защищенность дает исключительно принадлежность к общности;
  3. корпоративные императивы всегда оправданы и не допускают критики;
  4. преимущество не обязывает;
  5. средства оправдывают цель, а цель оправдывает любые средства, в том числе жестокость, вандализм, садизм и т.п. [3, с. 2223].

В-четвертых, значительную роль в формировании и становлении криминального правосознания играют средства массовой информации (СМИ). В силу того, что такое правосознание наиболее развито у лиц с низким уровнем образования, отсутствием четких моральных ориентиров, у них практически не используется критическое мышление и они легко воспринимают на веру все, что им доносит «авторитетный» источник. Низкосортные газеты и журналы, статьи в интернете на сомнительных сайтах, реалити-шоу и кинофильмы (в которых наибольшей популярностью пользуются околокриминальные или откровенно криминальные сюжеты) – вот основной внешний источник информации, который формирует искаженную картину мира для таких лиц.

В своем исследовании влияния СМИ на распространение преступности и криминальной субкультуры П.В. Ивлиев и А.А. Глухова приходят к справедливому выводу о том, что масс-медиа во всем их многообразии сегодня транслируют обществу следующие идеи:

- жестокость и насилие являются нормой, если им предшествовало несправедливое отношение к преступнику,

- преступник вершит возмездие, восстанавливает справедливость, а потому его действия вполне оправданны,

- поскольку преступник поступает справедливо, он избегает применения к нему мер ответственности со стороны государства,

- жертва преступления, как правило, заслуживает наказания либо несет минимальный ущерб, который не сказывается на ее качестве жизни (например, у миллионера крадут часть его накоплений, заработанных, по мнению преступников, нечестным путем) [7, с. 5152].

Таким образом формируется преступная идеология, которая, укоренившись в сознании людей, может привести к совершенно непредсказуемым последствиям. Типичным сюжетом, которому порой под силу сформировать ложное представление о законе и правопорядке, может послужить история, в которой неизвестное лицо похищает, к примеру, ребенка или супругу главного героя, а главный герой вместо того, чтобы действовать в правовом поле с привлечением правоохранительных органов, сам отправляется на поиски, разыскивает похитителя, жестоко расправляется с ним и спасает своего близкого человека. Такое поведение главного героя будет преподноситься не как рискованное, противоправное, влекущее наступление еще больших негативных последствий, а как приемлемое и даже более эффективное, чем деятельность правоохранителей в аналогичной ситуации [6, с. 226].

Часто в сюжетах, публикуемых СМИ, транслируется и привлекательный образ жизни преступников с огромными доходами, роскошными автомобилями и домами, интересными приключениями. Такие истории прочно укореняются в неокрепшем сознании молодежи или инфантильных взрослых и формируют для них притягательность криминального мира.

Низкий уровень правовой культуры не оставляет возможности самостоятельно разобраться в действующем законодательстве с его сложными терминами и речевыми оборотами, проанализировать нормы права применительно к своим жизненным ситуациям, спрогнозировать, к наступлению какой ответственности приведет совершение противоправного деяния. На контрасте с этим «понятия» преступного мира, транслируемые в масс-медиа, выглядят простыми и логичными, хоть и жестокими, а цели криминальных элементов – благородными и возвышенными [11, с. 91]. Таким образом, отдельные СМИ наносят ощутимый ущерб морали и нравственности современного российского общества, оказывают криминогенное воздействие на правосознание и непосредственно влияют на состояние преступности в стране.

Наконец, в-пятых, необходимо оценить криминальное правосознание с точки зрения морального и экономического аспектов. Как уже было сказано, такое правосознание предполагает формирование определенных взглядов и убеждений о правильности или неправильности преступных действий, а также норм общественного поведения. Люди с криминальным правосознанием могут оправдывать свои преступные действия, считая их «необходимыми» или даже «правильными» в конкретной ситуации. Они могут отрицать существующие законы и нормы, а также не признавать власть государства.

Моральный аспект криминального правосознания связан с отсутствием чувства вины или негативных эмоций по отношению к преступным действиям. Люди с криминальным правосознанием могут рассматривать преступления как естественное явление или средство самоутверждения.

Экономический аспект криминального правосознания заключается в стремлении к личной выгоде и материальному обогащению за счет преступных действий. Люди с таким правосознанием могут видеть в криминале способ достижения финансового успеха, обогащения и повышения своего социального статуса.

Криминальное правосознание основано на идеях норм и ценностей, часто отклоняющихся от общепринятых норм общества. Оно предполагает пренебрежение к законам, морали и этике, стремление к личной выгоде и обогащению за счет других людей.

А.Г. Аннин и В.А. Чирикин выражают аналогичную позицию, отмечая существующую деформацию российского правосознания, преодолеть которую можно только путем планомерного решения государством важнейших задач:

а) сохранения и укрепления традиционных ценностей,

б) развития правовой культуры, изучение основ правовой грамотности,

в) развития образования, которое позволит преодолеть правовой нигилизм и правовую безграмотность,

г) активное использования во всех трех вышеуказанных процессах средств массовой информации [1, с. 171].

В качестве заключительной, шестой особенности криминального правосознания следует выделить его формирование и развитие в контексте существующей пенитенциарной системы. Проявление силы государственного принуждения, выражающееся в наказании правонарушителей и преступников, имеет два аспекта:

- ретроспективный (лицо наказывается за уже совершенное деяние),

- перспективный (лицо путем применения к нему наказания должно перевоспитаться, отказаться от преступных намерений в дальнейшем, а также от таких намерений должны отказаться другие индивиды под страхом применения к ним аналогичного наказания).

Однако вызывает вопрос возможность качественного перевоспитания человека, находящегося в местах лишения свободы в окружении лиц, имеющих схожие ценности и криминально-ориентированные идеалы. Зачастую следственные изоляторы или колонии становятся своеобразной школой жизни для молодых подследственных и заключенных, которые обогащают свои криминальные познания благодаря опытным старшим товарищам. После освобождения такие лица с трудом поддаются ресоциализации, им сложно сформировать и применять на практике законные социальные навыки, способы зарабатывания денег и взаимодействия с окружающими в коллективе, семье и обществе в целом. Именно поэтому так велика доля преступных рецидивов.

Представляется, что одной лишь только силы государственного принуждения недостаточно для получения качественных изменений в сознании преступников и их отказа от криминальной идеологии. На смену уголовно-исполнительной политике приходит политика пенитенциарная, то есть исправительная, предусматривающая, помимо отбывания наказания в разных вариантах мест лишения свободы (от колоний-поселений до тюрем особого режима), еще и систему социальных лифтов, то есть изменение условий содержания более легкими в связи с законопослушным поведением осужденного, и активное вовлечение институтов гражданского общества в процесс ресоциализации, и увеличение процента назначения альтернативных наказаний, не связанных с лишением свободы. Это позволит активнее запустить процесс отказа осужденных от криминальной идеологии [10, с. 91].

Таким образом, криминальное правосознание может рассматриваться как весьма опасная альтернатива официальному правопорядку. Оно используется преступными элементами для оправдания своих действий, а также для нагнетания среди населения атмосферы страха и беззакония.

Однако важно понимать, что криминальное правосознание не является устойчивым или универсальным. Оно может быть подвержено изменениям и развитию под воздействием внешних факторов, таких как изменения в общественной среде и законодательстве, в т.ч. в пенитенциарном, и именно эту характеристику следует иметь в виду для того, чтобы разрабатывать эффективные пути преодоления противоправно ориентированных воззрений и действий.

В целом, криминальное правосознание уместно трактовать как деструктивное и опасное явление, способное нанести ущерб обществу и вред личности. Со стороны государства необходимо пресекать попытки культивирования криминального правосознания, побуждать население к развитию правосознания, основанного на законности, справедливости и уважении к правам и свободам каждого человека, вести профилактическую работу с лицами, склонными к криминальному поведению. Особое внимание следует уделить тому, какие правовые ценности транслируют масс-медиа, и скорректировать содержание передаваемых ими ценностей в необходимом направлении, акцентировав внимание на пропаганде неизбежного наступления ответственности за совершение противоправных деяний. Перечисленные меры будут содействовать развитию правового сознания у населения.

Список литературы

1. Аннин А.Г. Деформация правового статуса человека в современном мире / А.Г. Аннин, В.А. Чирикин // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7. С. 170 – 172.

2. Гусейнова С.Я. Кризис современного правосознания / С.Я. Гусейнова // National Science. 2022. № 4. С. 8 – 13.

3. Дехтерева Л.П. Правосознание и правовая культура – взаимосвязь и актуальность / Л.П. Дехтерева // Academic research in educational sciences. 2022. № 5. С. 21 – 24.

4. Малахов В.П. Теория правосознания. Опыт формирования: монография / В.П. Малахов. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2020.

5. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали / Н.И. Матузов // Правоведение. 1994. № 2. С. 3 – 15.

6. Ивлиев П.В. Взаимодействие СМИ с органами внутренних дел / П.В. Ивлиев, Е.О. Ананьева // Закон и право. № 8. 2021. С. 220 – 226.

7. Ивлиев П.В. Влияние СМИ на распространение преступности и криминальной субкультуры в России / П.В. Ивлиев, А.А. Глухова // Право и государство: теория и практика. 2021. № 11. С. 50 – 54.

8. Карнаушенко Л.В. Феноменология права в трансформирующемся российском обществе / Л.В. Карнаушенко // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. № 1. С. 53 – 56.

9. Карнаушенко Л.В. Формальные и неформальные факторы формирования правосознания современной российской молодежи: проблемные аспекты / Л.В. Карнаушенко // Общество и право. 2020. № 2. С. 113 – 117.

10. Лесников Г.Ю. Влияние особенностей российского правосознания на формирование уголовной политики / Г.Ю. Лесников // Закон и право. 2021. № 9. С. 91 – 92.

11. Федоров А.Ю. Проблемы освещения преступности в средствах массовой информации / А.Ю. Федоров // COLLOQUIUM-JOURNAL. № 1. 2020. С. 88 – 92.

12. Юридическая энциклопедия. Институт государства и права РАН / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. Москва: Юристъ, 2001. 1267 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?