СБОРКА СУБЪЕКТОВ В ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНЕ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВРАЧА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В условиях активного внедрения концепции и научно-технологического проекта персонализированной медицины в отечественное здравоохранение взаимоотношения врача и пациента трансформируются в сборку субъектов, понимаемую как создание сгенерированного целостного субъекта и как способ решения когнитивной задачи управления качеством жизни по параметру «здоровье» пациента. На этом пути ключевой вопрос - становление релевантной профессиональной идентичности врача. В статье представлены результаты психодиагностического исследования (2022-2023г г.) сформированности профессиональной идентичности у студентов и ординаторов медицинского вуза. В результате проведённого исследования были получены данные о том, что профессиональная идентичность у студентов старших курсов медицинского университета не имеет статуса сформированной, а у ординаторов профессиональная идентичность не имея статуса неопределённой, всё же сформированной не является, что свидетельствует о необходимости проведения психологических мониторингов и тренингов в рамках учебно-воспитательного процесса вуза.

Ключевые слова:
персонализированная медицина, сборка субъектов, профессиональная идентичность врача
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

В персонализированной медицине (ПМ) главной темой является сохранение и улучшение качества жизни пациентов по показателю «здоровье». С учетом индивидуального подхода в лечении для решения такой проблемы должны использоваться высокоинформированные методы изучения и оценки качества жизни по здоровью, комплексная медико-психологическая диагностика. Принцип партисипативности ПМ запрашивает новую парадигму мышления врача, расширенных профессиональных компетенций для сборки субъектов врачевания (врач-пациент). Партисипативную диалоговую коммуникацию «врач-пациент» формируют такие составляющие как профессиональная идентичность врача и рефлексивно-экзистенциальные сихологические особенности пациента.

 

Основная часть

 

Персонализированная (предикативная, превентивная, партисипативная) медицина -основной тренд развития системы здравоохранения в мире. Уже объективной реальностью является ее становление в России. ОМИКсные технологии инициируют разработку новой модели пациентоцентричности, где отсутствуют усредненные стандарты о здоровье человека и его лечении. Как принцип пациентоценричность указывает на уникальность человеческой природы, его сложную онтобиопсихосоциальную сущность. Утрачивает свою значимость патерналистская модель врачевания, восходящая к временам Гиппократа. Вспомним, что в такой модели врач видит в пациенте больного ребенка и рефлексирует себя как опытного, заботливого «родителя», беря полностью на себя ответственность за здоровье пациента [1]. Здесь очевидна деперсонализация пациента. Однако заметим, что в эпоху искусственного интеллекта и цифровизации вновь возрождается патерналистская модель «цифрового патернализма», когда: «Системы искусственного интеллекта (СИИ), базирующиеся на сложных алгоритмах для обработки огромных массивов данных, превосходят обычного врача по скорости принятия решений. В связи с этим возникает феномен «цифрового патернализма», подразумевающий делегирование ИИ функций принятия решений о диагнозе и лечении, являющейся прерогативой врачей, что ограничивает их автономию в пользу предварительно заданных алгоритмов. Активное внедрение в клиническую практику СИИ чревато потерей компетенций и навыков врачей и в целом переоценкой роли клинического мышления, устранения живого контакта между врачом и пациентом» [2, С.67]. Соглашаясь с автором, добавим следующее. Предотвратить процесс деперсонализации, в том числе через «цифру» пациента (в какой-то мере и врача) возможно с помощью сборки субъектов врачевания, нацеленной на двустороннюю коммуникацию, когда от актуальной профессиональной идентичности врача (с факторами экзистенциальная исполненность, рефлексивность, доверие, ответственность, коммуникативные склонности, эмоциональная компетентность, нонконформизм) зависит вовлеченность пациента в управление качеством жизни по параметру «здоровье».

Сборка субъектов врачевания удовлетворяет принципу партисипативности персонализированной медицины. Партисипативное взаимодействие предусматривает наличие готовности и умения к совместной субъектной активности, разделение ответственности между врачом и пациентом за принятые решения, оптимизацию процесса общения врача и пациента, что инициирует сотрудничество и является основой для продуктивной коммуникации. Данный подход предоставляет право активной партиципации каждого участника в процессе лечения [3].

 Понятие сборки субъектов в научный, в том числе в психологический дискурс ввел В.Е. Лепский [4, 5]. В методологическом контексте оно введено для объединения: «разнородных представлений и технологий соорганизации субъектов в целостный совокупный субъект и решения проблемы сборки субъектов развития в контексте широкого спектра организации социальных процессов» [5, С.51]. По мнению социолога, военного историка, ведущего специалиста по прогностике С.Б. Переслегина сборка субъектов является русским когнитивным кодом, который формируется из русского культурного кода. В отечественной медицине речь идет о гуманитарных основаниях, о деонтологии, о служении, о милосердии и т.п. Когнитивный код мыслиться как способ решения массовых когнитивных задач, которые требуют интеллектуальных паттернов и не могут быть решены на основе предыдущего опыта. Когнитивный код- это предустановки мышления, которые не рефлексируются [6].

Сборка субъектов -это понимание того, как собирается разное, чтобы создать единое. В разрабатываемой нами рефлексивно-экзистенциальной модели управления качеством жизни по показателю «здоровье» пациента в персонализированной медицине [7]. Сборка субъектов указывает на образование сгенерированной инстанции из отдельных субъектов, на представления и технологии соорганизации субъектов в целостного субъекта. Для сборки субъектов (врач-пациент) в профессиональной деятельности врача актуализируются психологические особенности и рефлексивное позиционирование пациента, а также основные характеристики профессионализации врача. На диалоговую коммуникацию субъектов врачевания влияют коммуникативный потенциал, экзистенциальный настрой, доверие, рефлексивность, ответственность врача и пациента. Такие факторы позволяют управлять показателями качества жизни по здоровью пациента согласно рефлексивно-экзистенциальной психологической модели сборки субъектов в профессиональной деятельности врача [8].

  Для сборки субъектов в профессиональной деятельности врача в персонализированной медицине ключевым фактором становится профессиональная идентичность. Сегодня она остаётся открытым для интерпретации концептом и проблемной зоной исследований в психологии труда. Объединяя в себе всё многообразие личностных особенностей, профессионализацию, рефлексивную и потребностно-мотивационную составляющую, экзистенциальный опыт, она даёт возможность не только ориентироваться в профессиональной среде, но и самореализовываться и самоопределяться в профессиональной деятельности.

Цель психодиагностического исследования. В 2022-2023 гг. году было проведено исследование сформированности профессиональной идентичности (ПИ), в котором приняли участие студенты 5-х и 6-х курсов лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО «Тверской ГМУ» Минздрава России в количестве 134 человека в возрасте от 21 до 26 лет, среди которых, 54 мужчины средний возраст 23,4±1,9) и 80 женщин в возрасте от 22 до 25 лет (средний возраст 22,8±1,1). И ординаторы 1-го и 2-го года обучения ФГБОУ ВО «Тверской ГМУ» Минздрава России в количестве 128 человек в возрасте от 23 до 36 лет, среди которых, 62 мужчины средний возраст 26,1±2,2 и 67 женщин средний возраст 24,8±1,6.

Методы исследования. В качестве психодиагностического инструментария была использована методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель, А.Г. Грецова, представляющая собой опросник, состоящий из 20 утверждений, с которыми необходимо согласиться или не согласиться. Степени согласия/несогласия представлены 4-мя вариантами ответов, из которых необходимо выбрать единственный. Методика предназначена для выявления статусов профессиональной идентичности (ПИ), которые представлены следующими шкалами: неопределённое состояние профессиональной идентичности, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора) и сформированная профессиональная идентичность. Первое исследование респондентов было проведено до тренинга с целью выявления сформированности профессиональной идентичности, второе – после тренинга, направленного на развитие представлений студентов и ординаторов о будущей профессиональной деятельности и профессионально-важных качеств врача, углубление знаний о профессиональной «Я-концепции» и формирования адекватного представления о себе как о будущем профессионале, на формирование представления о целостности жизненного пути и возможном профессиональном будущем студентов и ординаторов. 

Результаты исследования. В ходе исследования статусов ПИ у студентов и ординаторов было выявлено, что неопределённая ПИ (рисунок 1) как статус не выражена у 18% студентов и 84% ординаторов, имеет степень выраженности ниже среднего у 68% студентов и 8% ординаторов, выявлена в средней степени выраженности диагностируется у 8% студентов и 5% ординаторов, в степени выраженности выше среднего – у 4% студентов и 3% ординаторов, ярко выраженный статус – у 2% студентов и 0% ординаторов.

Навязанная ПИ (рисунок 2) как статус не выражена у 76% студентов и 9% ординаторов, имеет степень выраженности ниже среднего у 19% студентов и 64% ординаторов, выявлена в средней степени выраженности диагностируется у 3% студентов и 17% ординаторов, в степени выраженности выше среднего – у 2% студентов и 6% ординаторов, ярко выраженный статус – у 0% студентов и 4% ординаторов.

ПИ в статусе моратория или кризиса выбора (рисунок 3) как статус не выражена у 7% студентов и 69% ординаторов, имеет степень выраженности ниже среднего у 8% студентов и 5% ординаторов, выявлена в средней степени выраженности диагностируется у 30% студентов и 18% ординаторов, в степени выраженности выше среднего – у 38% студентов и 7% ординаторов, ярко выраженный статус – у 17% студентов и 1% ординаторов.

 

 

 

Рис. 1. Степени выраженности неопределённой ПИ у студентов и ординаторов до тренинга

Fig. 1. The severity of indeterminate PI in students and residents before the training

Сокращения: СН – статус не выражен, ВНС – выраженность ниже среднего, ССВ – средняя степень выраженности, ВВС – выраженность выше среднего, ЯВС – ярко выраженный статус.

 

 

 

Рис. 2. Степени выраженности, навязанной ПИ у студентов и ординаторов до тренинга

Fig. 2. The degree of severity imposed by PI in students and residents before the training

 

 

Сформированная ПИ (рисунок 4) как статус не выражена у 20% студентов и 17% ординаторов, имеет степень выраженности ниже среднего у 8% студентов и 14% ординаторов, выявлена в средней степени выраженности диагностируется у 73% студентов и 15% ординаторов, в степени выраженности выше среднего – у 12% студентов и 42% ординаторов, ярко выраженный статус – у 5% студентов и 12% ординаторов.

После проведения тренинговой работы со студентами и ординаторами было осуществлено повторное психодиагностическое исследовании статусов ПИ по методике изучения статусов ПИ А.А. Азбель, А.Г. Грецова. Была зафиксирована очевидная динамика наблюдается в изменении степени выраженности, сформированной ПИ. До тренинга у студентов она имела среднюю степень выраженности, после него выявлена выраженность выше среднего. У ординаторов до тренинга сформированная ПИ имела степень выраженности выше среднего, после тренинга попадает в диапазон баллов ярко выраженного статуса (верхняя граница). Зафиксированы изменения после тренинга в степени выраженности статуса мораторий ПИ у студентов: до тренинга – степень выраженности выше среднего, после – средняя степень выраженности. В отношении степени выраженности других статусов динамики после тренинга выявлено не было.

 

Рис. 3. Степени выраженности статуса мораторий ПИ у студентов и ординаторов до тренинга

Fig. 3. The severity of the status of the moratorium of PI among students and residents before the training

 

Рис. 4. Степени выраженности, сформированной ПИ у студентов и ординаторов до тренинга

Fig. 4. The degree of severity formed by PI in students and residents before the training

 

 

Выводы. В результате проведённого исследования были получены данные о том, что ПИ у студентов старших курсов ТГМУ не имеет статуса сформированной. Это является свидетельством того, что они не имеют прочных профессиональных целей и планов. При этом в значительной степени выражен кризис выбора, который показывает, что респонденты исследуют альтернативные варианты дальнейшего профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем. Эти юноши и девушки размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения. После тренинга ситуация меняется в сторону уменьшения степени выраженности кризиса выбора и увеличения степени выраженности сформированного статуса ПИ (от средней до выше среднего). У ординаторов ТГМУ ПИ, не имея статуса неопределённой, всё же сформированной не является, а имеет степень выраженности выше среднего. Совершив осознанный выбор дальнейшего профессионального развития, они не имеют полной уверенности в правильности принятого решения об их профессиональном будущем.

Список литературы

1. Тищенко П.Д. Жизнь и власть: био-власть в современных структурах врачевания // Мир психологии. 2006. № 2(46). С. 177-193. EDN HTWTUR.

2. Введенская Е.В. Трансформация взаимоотношений врача и пациента: от биоэтики к роботоэтике // Человек. 2023. Т. 34, № 6. С. 65-83. DOIhttps://doi.org/10.31857/S023620070029305-2. EDN LQEJGB.

3. Мурашова Л.А. Экзистенциально-психологическая модель врачевания как диагностический инструментарий в профессиональной деятельности врача // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (53). С. 49-58. DOIhttps://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.4.049. EDN MWOETG.

4. Лепский В.Е. Эскиз структуры параметров сборки субъектов и их дескриптивной модели. Проблема сборки субъектов в постнеклассической науке / Под ред. В.И.Аршинова, В.Е.Лепского. М.: Издательство Института философии РАН. 2010. С. 185-217. EDN URGWGD.

5. Лепский В.Е. Аналитика сборки субъектов развития. М.: Когито -Центр, 2016. 130 с. ISBN 978-5-89353-491-7.

6. Переслегин С.Б. Культурные и когнитивные коды. URL:https://www.youtube.com/watch?v=agDok03Rsvg (дата обращения 24.02.2024).

7. Мурашова Л.А. Персонализированная медицина: методологические основы исследования связанного со здоровьем качества жизни в психологической модели врачевания: монография. Тверь : Ред.-изд. центр Твер. гос. мед. ун-та, 2020. 223 с.

8. Мурашова Л.А. Рефлексивность, ответственность, эмоциональный интеллект как предикторы профессионализации врача // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (54). С. 52-60. DOIhttps://doi.org/10.26456/vtpsyped/2021.1.052. EDN STHLLF.

Войти или Создать
* Забыли пароль?