с 01.01.2020 по настоящее время
Тула, Тульская область, Россия
Предметом исследования в настоящей статье выступают особенности и закономерности работы аспирантуры в РФ. Цель исследования состоит в рассмотрении особенностей и закономерностей работы аспирантуры в РФ. К числу методов исследования, которые использовались в настоящем исследовании, можно отнести: функциональный анализ, факторный анализ, системный анализ. При этом системный анализ использовался для анализа системы управления подготовкой научно- педагогических и научных кадров в РФ; функциональный анализ использовался для анализа функционирования систем управления подготовкой научно - педагогических и научных кадров в аспирантуре. Факторный анализ использовался для анализа факторов, влияющих на функционирование системы управления подготовкой научно - педагогических и научных кадров в аспирантуре, как позитивных, так и негативных. В ходе исследования было установлено, что эффективность работы аспирантуры в РФ во многом определяется качеством управления процессом подготовки научно-педагогических и научных кадров, начиная от постановки цели: зачем вузу или НИИ нужна аспирантура, и заканчивая анализом полученных результатов, который заключается в анализе качества подготовленных и защищенных диссертаций аспирантами того или иного вуза или НИИ. Также в данной статье приводится анализ факторов, влияющих на эффективность работы аспирантур в РФ, и предлагаются конкретные рекомендации по совершенствованию работы аспирантур в РФ, в том числе посредством заключения постоянных или временных контрактов с выпускниками аспирантуры, успешно защитившими диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
аспирантура; эффективность; процесс управления; система управления; качество; позитивные факторы; негативные факторы; диссертации; трудоустройство аспирантов
1. Багдасарьян Н.Г., Балуева Т.В. Аспирантура регионального вуза: проблемы и пути решения //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 5. С. 373—393. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.5.2200.
2. Бедный Б. И, Миронос А. А., Серова Т. В. Методика оценки эффективности подготовки научных кадров в аспирантуре // Вестник ННГУ. 2010. №5-1. С.11-19. EDN
3. Бедный Б. И., Чупрунов Е. В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3.С. 9—20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20.
4. Бедный, Б. И. Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры : Монография / Б. И. Бедный, А. А. Миронос. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2008. – 219 с. – ISBN 978-5-91326-100-7. – EDN XGGNGZ
5. Винер Б. Е., Марков А. Р. Проблемы российской аспирантуры по социальным и гуманитарным наукам //Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. №2. C.148-164.
6. Cапунов M. Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования.2017. № 9. С. 125—134. https://doi.org/10.7868/S0132162517090148.
7. Хохлова, Н. И. Проблема подготовки научно-педагогических кадров в высшей школе / Н. И. Хохлова, Л. Р. Рустамова // Вестник Брянского государственного университета. – 2017. – № 4(34). – С. 335-342. – EDN TAJNXP.
8. Kuhn, Andrew & Inclan, Paul & Brogan, David & Aleem, Alexander & Brophy, Robert. (2023). Factors Associated with the Success and Timing of Orthopaedic Surgery Resident Research Thesis Project Publication. JB & JS open access. 8.https://doi.org/10.2106/JBJS.OA.22.00072.
9. Susilo, Mohamad. (2022). The Importance of Mini Research Projects for Accelerating Thesis Writing. International Journal of Instruction. 7. 193-200.https://doi.org/10.29333/aje.2022.7215a.
10. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 N 1538 (ред. от 30.04.2015, с изм. от 03.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2014 N 35395). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 02.06.2015).
11. Кутбиддинова, Р. А. Управление научно-исследовательским проектом "Дополнительная программа профессиональной переподготовки "Практическая арт-терапия в образовании и социальной сфере" / Р. А Кутбиддинова // Горизонты и риски развития образования в условиях системных изменений и цифровизации : Сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции. В 2-ух ч., Москва, 25 января 2020 года. Том Ч. 2. – Москва: Некоммерческое партнерство "Международная академия наук педагогического образования", 2020. – С. 741-744.
12. AKÇAKAYA, H. Conservation and Management for Multiple Species: Integrating Field Research and Modeling into Management Decisions. Environmental Management 26 (Suppl 1), S75–S83 (2000). https://doi.org/10.1007/s002670010063 Jente Houweling Egon Willighagen (2023). Research Output Management.https://doi.org/10.32388/ZNWI7T.
13. Gupta, P., Nair, V.G. From “research in management” to “management of research”: changing nature of doctoral programme at Indian management schools. Decision 46, 169–175 (2019). https://doi.org/10.1007/s40622-019-00210-z
14. Pal Y. Report of the committee to advise on renovation and rejuvenation of higher education //New Delhi: Department of Human Resources, Government of India. – 2009.
15. Marijn Janssen Cornelia R.M.G. Fluit Roel R. Lubbers Sylvia A. Cornelissen (2023). Learning collaboration at the primary-secondary care interface: a dual-method study to define design principles for interventions in postgraduate training programmes. BMC Medical Education. 23.https://doi.org/10.1186/s12909-023-04254-9.
16. Nugroho, Kemara & Matin, Matin & Zulaikha, Siti. (2022). The School principles’ Accountability in Management of Education Financing. AL-ISHLAH: Jurnal Pendidikan. 14. 3173-3184.https://doi.org/10.35445/alishlah.v14i3.826. Byrka,
17. Marian & Cherevko, Igor & Yakubovska, Nataliia & Shorobura, Inna & Kurysh, Natalia. (2022). HOW TO EMPOWER ONLINE TEACHING: 12 PRINCIPLES FOR HIGHER AND POSTGRADUATE EDUCATION. Information Technologies and Learning Tools. 91. 70-83.https://doi.org/10.33407/itlt.v91i5.4989.
18. Bedir, Neşet & Özder, Emir & Eren, Tamer. (2016). Course Selection with AHP & PROMETHEE Methods for Post Graduate Students: An Application in Kirikkale University Graduate School of Natural and Applied Sciences. MATEC Web of Conferences. 68. 20004.https://doi.org/10.1051/matecconf/20166820004.
19. Azam, Aqsa & Hina, Humaira. (2023). Effect of Collaborative Learning on the Academic Achievements of Post-Graduate Students at University of Agriculture Faisalabad. sjesr. 6. 9-14.https://doi.org/10.36902/sjesr-vol6-iss1-2023(9-14).
20. Jackson, Denise & Riebe, Linda & Macau, Flavio. (2022). Determining factors in graduate recruitment and preparing students for success. Education + Training. 64.https://doi.org/10.1108/ET-11-2020-0348
21. Ladden, Maryjoan & Ecoff, Laurie & Marshall-Blake, Lorina & Swanson, Jane & Moyer, Susan & Ryan, Lindsey. (2022). Leveraging a funding collaborative to develop more PhD prepared nurse scientists and leaders. Nursing Outlook. 71.https://doi.org/10.1016/j.outlook.2022.07.003.
22. Ghosh-Choudhary, Shohini & Carleton, Neil & Nouraie, Mehdi & Kliment, Corrine & Steinman, Richard. (2022). Predoctoral MD-PhD grants as indicators of future NIH funding success. JCI insight. 7.https://doi.org/10.1172/jci.insight.155688.
23. Johnsen, David & Butali, A.. (2022). Can Critical Thinking Skills Be Transferred from the Accomplished Scientist to the Beginning Scientist?. JDR Clinical & Translational Research. 238008442211410.https://doi.org/10.1177/23800844221141025.
24. Ащеулова, Н. А. Душина С. А. Академическая карьера молодого ученого в России / Н. А. Ащеулова, С. А. Душина // Инновации. – 2012. – № 7(165). – С. 60-68.
25. Ломовицкая В. М, Петрова Т. А. Научная школа как механизм саморегуляции интеллектуальной элиты/Под. ред. С. А. Кугеля // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып. IX. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995.
26. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа/Ред. С. Р. Микулинский, М. Г. Ярошевский, Г. Кремер//Школы в науке. М.: Наука, 1977
27. Ланге К. А. Классические и современные научные школы и научно-исследовательские объединения/Ред. С. Р. Микулинский, М. Г. Ярошевский, Г. Кремер//Школы в науке. М.: Наука, 1977.