МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современная экономика находится в состоянии неустойчивого, турбулентного развития. Это вызвано чередой макроэкономических шоков (пандемия Covid-19; антироссийские санкции) последних лет. В результате наблюдается ослабление экономической безопасности на региональном и национальном уровнях. Необходимо расширить спектр инструментов по ее обеспечению. Одним из таких инструментов является государственно-частное партнерство (ГЧП). Традиционно партнерства в контексте обеспечения экономической безопасности не рассматриваются. Они выступают как инструмент развития экономики и удовлетворения общественно значимых потребностей. В авторском исследовании предложено два подхода к рассмотрению ГЧП в контексте экономической безопасности. С одной стороны, реализация ГЧП-проектов стабилизирует экономику, т.е. способствует обеспечению экономической безопасности. С другой стороны, при реализации проектов ГЧП всем заинтересованным сторонам приходится сталкиваться с рисками экономической безопасности. Автором предложена 3D-модель, позволяющая осуществлять оценку и мониторинг такого рода рисков. Четкая и понятная визуализация рисков в модели приводит к упрощению процедур принятия решений по управлению рисками экономической безопасности ГЧП.

Ключевые слова:
государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, риск, угроза, управление проектом, экономическая безопасность
Текст

Введение

В последние годы, вследствие перенесенных российской экономикой макроэкономических шоков, уровень экономической безопасности в стране подвергся значительному ослаблению. Причем, это ослабление наблюдалось не только на уровне страны в целом, но затронуло всю иерархию хозяйственной системы, вплоть до отдельных людей и их групп (домохозяйств). Причинами указанных шоков выступали сначала пандемия Covid-19, а затем – начало специальной военной операции и последовавшие за этим беспрецедентные антироссийские экономические санкции [1].

Наблюдаемые в хозяйственном комплексе страны изменения приобрели характер реализованных угроз экономической безопасности и затронули различные аспекты: структурное построение экономики [2], инвестиционную активность [3], внешнюю торговлю [4], региональное развитие [5], финансовый рынок [6], процессы цифровизации и цифровой трансформации [7] и т.д. Практически, нельзя указать на тот аспект российской экономики, которого прямо или косвенно не коснулись бы санкции, введенные «коллективным Западом» (а до этого – последствия пандемии Covid-19, особенно не те, что были связаны с собственно распространением этого инфекционного заболевания, а те, которые были обусловлены ограничительными действиями властей [8, 9, 10]).

Если рассматривать происходящие изменения с позиций теории экономической безопасности, то следует отметить, что в условиях многообразия трактовок самой этой категории и связанных с ней понятий [11, 12, 13, 14], автор является сторонником того, чтобы в поисках единой терминологии обратиться к официальным документам. В рассматриваемой сфере таким документом выступает Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208.

В этой Стратегии указано, что экономическая безопасность – это «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации», а также описан на концептуальном уровне механизм трансляции этих угроз в экономику по схеме: вызов – угроза – риск экономической безопасности.

Действительно, вызов экономической безопасности в Стратегии представлен как «совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности». В свою очередь, угроза экономической безопасности – это «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере». И, наконец, под риском в области экономической безопасности понимается «возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере в связи с реализацией угрозы экономической безопасности».

То есть, именно риски экономической безопасности, как конечное звено в рассмотренной цепочке причинно-следственных связей, должны вызывать первостепенное внимание при принятии мер по обеспечению экономической безопасности в экономической системе любого масштаба и направленности. В этой связи, в авторском исследовании уделено внимание моделированию указанных рисков.

Безусловно, подобного рода риски бывают весьма многообразными. Это определяется тем, применительно к какому объекту (системе) вопросы экономической безопасности рассматриваются. Безусловно, например, для экономической безопасности домохозяйства этот набор рисков будет одним [15], а для региона – иным [16]. При этом, следует отметить что в публикациях последних лет довольно часто рассматриваются не только «объектные» риски экономической безопасности, но и «процессные», связанные с теми или иными мероприятиями и комплексами мероприятий – реализацией национальных проектов [17], цифровизацией хозяйственной деятельности [18], осуществлением проектов государственно- и муниципально-частного партнерства [19] и др.

Именно на вопросах государственно-частного партнерства (ГЧП) мы сосредоточили внимание в своем исследовании, посвященном моделированию рисков экономической безопасности. Это связано с тем, что в условиях, когда в экономике в целом растет неопределенность, а также наблюдаются кризисные явления, популярность ГЧП закономерно возрастает, что предопределено атрибутивными признаками этой формы взаимодействия власти и бизнеса:

- с одной стороны, бизнес-структуры, за счет участия в ГЧП-проектах, снижают для себя уровень неопределенности деловой среды и, следовательно, рисков экономической безопасности, что является для них стимулом к участи в партнерских проектах с государством;

- с другой стороны, государственные органы в период кризисов сталкиваются с проблемами, обусловленными возрастанием необходимости увеличения бюджетных расходов на поддержку населения и бизнеса и одновременным сокращением бюджетных доходов из-за снижения уровня экономической активности. В результате, возрастают риски экономической безопасности, и актуализируется потребность в привлечении (для достижения общественно значимых целей) ресурсов частного сектора.

Целью нашего исследования является разработка научно-методического аппарата моделирования рисков экономической безопасности при реализации проектов государственно-частного партнерства в современных российских условиях.

Список литературы

1. Плотников А. В. Моделирование форм проявления кризиса в национальной экономике под воздействием неэкономического шока (на примере кризисов в России 2020 и 2022 годов). Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022; 5-2: 194-199.

2. Плотников В. А. Структурные трансформации российской экономики под воздействием шоков и национальная экономическая безопасность. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2023; 1: 15–25.

3. Цехомский Н. В. Инвестиционная поддержка промышленного развития в условиях санкций. Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2022; 4 (54): 5-9.

4. Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления. Журнал Новой экономической ассоциации. 2022; 3 (55): 218–226.

5. Соловейчик К. А., Соусов В. Е., Аркин П. А. Государственное управление социально-экономическими процессами содействия инновационно-технологическому развитию промышленности (на примере Санкт-Петербурга). Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023; 6-1: 46-56.

6. Глотова И. И., Смольняков С. В. Состояние финансового рынка России в период санкционных ограничений. Финансы и учетная политика. 2022; 2 (28); 22-27.

7. Афонасьев М. А. Перспективы цифровизации российской промышленности в условиях санкций. Регион: системы, экономика, управление. 2022; 4 (59): 131-138.

8. Василевич Г. А., Остапович И. Ю., Калинина Е. Г. Пандемия коронавируса как основание ограничения прав и свобод человека. Правоприменение. 2021; 5 (2): 62-76.

9. Вертакова Ю. В., Феоктистова Т. В. Реализация антикризисных мер для населения и бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19. Экономика и управление. 2020; 5 (175): 444-454.

10. Nadezhina O., Zaretskaya V., Vertakova Y., Plotnikov V., Burkaltseva D. European Integration Risks in the Context of the COVID-19 Pandemic. International Journal of Technology. 2021; 12 (7): 1546-1556.

11. Булгакова М. А. К вопросу о развитии понятийного аппарата отраслевой экономической безопасности (на примере лесной отрасли). Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2021; 2 (48): 5-9.

12. Герцен А. В., Жуков А. Н., Курбанов А. Х. Политические и экономические аспекты функционирования системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева. 2023; 4 (36): 60-68.

13. Феофилова Т. Ю., Радыгин Е. В., Литвиненко А. Н. Экономическая безопасность – стратегический национальный приоритет РФ: анализ новой стратегии национальной безопасности РФ. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021; 7-1: 83-88.

14. Харламов А. В. Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов в условиях нестабильности. Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2022; 1 (23): 16-33.

15. Ледяйкина И. И. Экономическая безопасность домашних хозяйств региона (на примере Ивановской, Владимирской, Костромской и Ярославской областей). Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2019; 6: 191-201.

16. Мороз Н. А., Плотников В. А. Дифференциация российского экономического пространства как фактор обеспечения экономической безопасности. Экономика и управление. 2018; 1 (147): 70-78.

17. Авдийский В. И., Саркисов В. А. Развитие малого и среднего предпринимательства в контексте обеспечения экономической безопасности реализации национальных проектов. Экономика и управление: проблемы, решения. 2021; 6 (114): 21-26.

18. Левченко Е. В., Удалов Д. В., Шульдякова В. В. Риски цифровизации в обеспечении экономической безопасности государства. Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2021; 2 (30): 50-59.

19. Румянцев А. С. Экономическая безопасность государственно-частного партнерства: теоретический анализ. Аудит и финансовый анализ. 2022; 5: 55-58.

20. Боркова Е. А., Плотников В. А., Румянцев А. С. Государственно-частное партнерство и экономическая безопасность: моделирование в условиях современной политико-экономической турбулентности. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2023; 6-1 (144): 71-77.


Войти или Создать
* Забыли пароль?