РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ГОСУДАРТСВЕННЫХ СУБСИДИЙ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается методика внутреннего контроля государственных субсидий и особенности его организации в сельскохозяйственных организациях. Определены объекты и направления предварительного внутреннего контроля и даны рекомендации по перечню, содержанию и последовательности контрольных процедур по данному участку.

Ключевые слова:
государственная помощь, государственные субсидии, внутренний контроль, контрольные процедуры, финансовые риски, искажение данных бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Текст

Эффективное и рациональное ведение деятельности сельскохозяйственных организаций обуславливает необходимость проведения постоянной «диагностики» состояния дел. В связи с этим актуальным становится формирование и систематизация методов внутреннего контроля над возникновением и минимизацией возможных операционных и финансовых рисков. В условиях международной интеграции внутренний контроль – важнейший элемент системы управления организацией в целом, методическая основа общего контроля над деятельностью отдельных отраслей. Изучению вопросов о системе внутреннего контроля как элемента, способного сформулировать и вводить в действие решения по повышению эффективности использования собственных и привлеченных ресурсов, а также средств государственной помощи в сельскохозяйственных организациях, посвятили свои работы Закирова А.Р. [2], Карзаева Н.Н. [3], Клычова Г.С. [4, 5, 6], Козменкова С.В. [7], Мельник М.В. [10], Миронова О.А. [11], Прынцев М.Н. [12], Суглобов А.Е. [13] и другие авторы.Анализ и обсуждение результатов исследования. В соответствии с Федеральным Законом «О бухгалтерском учете», предприятия обязуются организовать систему внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, когда обязанность ведения бухгалтерского учета возложена на руководителя организации). Руководящие структуры многих действующих компаний, в том числе сельскохозяйственных организаций, восприняли это требование законодательства как своего рода «новацию», требующую создания специализированных внутрихозяйственных служб контроля, которые влекут за собой дополнительные расходы. Однако, считаем, что это – ошибочное понимание данного требования, так как результаты внутреннего контроля играют важнейшую роль при принятии управленческих решений. Развитие правового и нормативного регулирования внутреннего контроля хозяйствующих субъектов происходит достаточно долго. На сегодняшний день можно назвать лишь три документа, регламентирующие правила организации внутреннего контроля в отечественных организациях:Федеральный Закон «О бухгалтерском учете»;Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах.Отметим, что посредством принятия этих правовых и нормативных актов так и не была создана система нормативно-правового регулирования внутреннего контроля, так как каждый из этих документов регламентирует частные вопросы. Например, Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» обязывает организовать систему внутреннего контроля хозяйственных фактов и ведения бухгалтерского учета (составления отчётности), однако не предписывает требований к организации такой системы, к правилам его осуществления и др. Постановление Правительства РФ №667 устанавливает требования к правилам организации внутреннего контроля над операциями с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В Положении об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, по сравнению с предыдущими актами, наиболее полно регламентирован порядок организации внутреннего контроля, однако в сферу действия данного положения входят только кредитные организации и банки. Таким образом, отметим, в отечественной практике на законодательном уровне установлена лишь обязанность организации системы внутреннего контроля на предприятиях, а право выбора методов и инструментов осуществления контрольной деятельности остается за руководящей структурой. По мнению Бычкова М.Ф. и Балашовой Н.Н., от мнения руководства и собственников предприятия о необходимости создания и функционирования системы внутреннего контроля зависит контрольная среда, которая скалывается внутри организации. Если руководители структурных подразделений сельскохозяйственных организаций решат, что организация системы внутреннего контроля важна и необходима, то и работники будут относиться к своим обязанностям намного ответственнее[1, с. 79]. Средства государственной помощи, поступившие на счета сельскохозяйственных организаций, являясь сложным методическим аспектом бухгалтерского учета и элементом, способным повлиять на финансовые результаты деятельности, также должны включаться в состав объектов внутреннего контроля. Рационально и эффективно организованная система внутреннего контроля в организации может существенно повлиять на экономичность использования государственных субсидий и других форм государственной помощи как внутри одного предприятия, так и в целом по государству.По результатам наших исследований, если в организации отсутствует система внутреннего контроля над финансово-хозяйственной деятельностью, имуществом и источниками образования имущества, достижение максимального уровня эффективности использования государственных субсидий снижается до минимума. Главное предназначение внутреннего контроля – его воздействие на экономику, что может быть выражено через эффективность мер, принятых по результатам такого контроля. В связи с этим очень важно правильное понимание значимости четко выстроенной системы внутреннего контроля, благодаря которому может быть обеспечена максимальная отдача вложенных государством бюджетных средств. Сельскохозяйственным организациям государственные субсидии и другие формы государственной помощи выделяются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и продовольствия на 2013-2020 годы. Для разработки эффективного подхода к проведению контрольных процедур, определению состава, количества и методов, используемых в ходе проведения проверки, самым важным этапом является оценка системы бухгалтерского учета государственной помощи. Считаем, что необходимо инспектировать информацию по данному участку по следующим направлениям:Формы государственной помощи. Внутреннему аудитору необходимо определить, какие формы государственной помощи были выделены организации в отчетном году. Согласно ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», организации могут получать государственную помощь в виде бюджетных средств (субсидий и субвенций) в денежной форме; бюджетных кредитов; ресурсов, отличных от денежных средств (земельных участков, природных ресурсов и иного вида имущества) и прочих форм, которые не могут быть обоснованно оценены. Чем разнообразнее виды государственной помощи, полученные в отчетном периоде, тем сложнее порядок их учета, многочисленнее состав применяемых первичных документов и записей в учетных регистрах и выше вероятность искажения финансовой информации. Виды государственных субсидий. Государственные субсидии занимают в структуре государственной помощи самую большую долю. Государственные субсидии могут быть выделены на финансирование капитальных расходов (покупки, постройки или приобретения иным путем внеобооротных активов) и на финансирование текущих расходов (в сельскохозяйственных организациях покупка материально-производственных запасов др.). В соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство» [9], сельскохозяйственным организациям могут быть выделены субсидии, относящиеся к биологическому активу по справедливой стоимости. В бухгалтерском учете при признании таких субсидий по справедливой стоимости учитывается как сама субсидия, так и биологический актив. Планы привлечения государственных субсидий. Получение государственных субсидий должно быть обосновано причиной в их необходимости той или иной организации. Считаем, что государство при предоставлении бюджетных средств, должно ограничивать получение субсидий определёнными условиями, связанными с объемами производства, развитием определенных сельскохозяйственных отраслей и др. Согласно МСФО 41 «Сельское хозяйство»[9], сельскохозяйственная организация имеет право получать государственную субсидию, относящуюся

Список литературы

1. Бычков М.Ф., Балашова Н.Н. Организация внутреннего контроля в сельскохозяйственных организациях / М.Ф. Бычков, Н.Н. Балашова// Бухучет в сельском хозяйстве. - 2013. - №10. - С. 78-81.

2. Закирова А.Р. Организация системы внутреннего контроля в сельскохозяйственных предприятиях // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 3.2. - С. 52-55.

3. Карзаева Н.Н. Бухгалтерский и налоговый учет субсидий // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2014. - №1. - С. 27-36.

4. Клычова Г.С., Закирова А.Р. Совершенствование системы внутреннего контроля сельскохозяйственных организаций в условиях вступления в ВТО / Г.С. Клычова, А.Р. Закирова // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2013. - №11. - С. 35-39.

5. Клычова Г.С., Залялиева Р.И. Принципы и направления государственной поддержки в сельскохозяйственных предприятиях / Г.С. Клычова, Р.И. Залялиева // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2012. - №4. - С. 37-41.

6. Клычова Г.С., Нуриева Р.И., Закиров З.Р. Критерии оценки использования государственных субсидий в сельскохозяйственных организациях / Г.С. Клычова, Р.И. Нуриева, З.Р. Закиров // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2014. - №4 (34). - С. 29-34.

7. Козменкова С.В. Конкретизация планирования проверки с учетом особенностей объектов аудита // Международный бухгалтерский учет. 2012. - № 45. - С. 42 - 48.

8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи». Учебное пособие по МСФО для профессиональных бухгалтеров //www.accountingreform.ru

9. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 «Сельское хозяйство».Учебное пособие по МСФО для профессиональных бухгалтеров //www.accountingreform.ru

10. Мельник М.В. Ревизия и контроль: учебное пособие / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин; под. Ред. Проф. М.В. Мельник. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006. - 520 с.

11. Миронова О.А. Внутренний контроль в организациях: проблемы и перспективы развития // Вопросы экономики и права. - 2013. - №57. - С. 120-123.

12. Прынцев М.Н. Развитие методики ведомственного контроля государственной помощи в сельскохозяйственных организациях // Международный бухгалтерский учет. 2014. - №44(348) - С. 46-60.

13. Суглобов А.Е. Аудит / А.Е. Суглобов, Д.В. Шибеков. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010, 179 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?