с 01.01.2012 по настоящее время
Россия
ГРНТИ 14.00 НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕДАГОГИКА
ГРНТИ 14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
Статья фокусируется на изучении теоретико-методологических основ управления качеством образования в техническом университете, опираясь на фундаментальные исследования и ключевые идеи ученых; теории профессионального, инженерного и технического образования; концептуальные положения, принципы оценочной деятельности, подходы и методы исследования; уточняется понятийно-категориальный аппарат. Цель статьи – выявить и обобщить теоретические и методологические основы управления качеством образования в техническом университете, найти ее нишу, основание и «фундамент». В качестве методов исследования был использован анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, научных источников; государственных и нормативных документов по проблеме исследования; анализ основных понятий данной работы. По результатам выполненного исследования были разработаны научные основы создания системы управления качеством образования в техническом университете на основе интегративной оценки и мониторинга профессионального развития студента с использованием цифровых ресурсов, что обеспечивает непрерывное соотнесение данной информации с требованиями к выпускнику, указанными в ФГОС и ОПОП (по конкретному профилю подготовки), и корректировку с учетом этих показателей дидактических условий профессионального и личностного развития обучающихся. На основе обобщения опыта фундаментальных исследований и ключевых идей ученых в области педагогики, социологии, психологии, философии сформулировано концептуальное положение, на котором основывается механизм управления качеством образования в техническом университете. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что в практике управления качеством образования появляется возможность оценивать профессиональное развитие студентов на интегративной основе, прогнозировать изменения в развитии обучающихся, планировать конкретные управленческие решения в рамках данной системы.
методология, профессиональное образование, управление качеством, интегративная оценка, развитие студентов, вуз
1. Блинов В. И. Об инструментах развития среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 2. С. 6–12. https://doi.org/10.52944/PORT.2022.49.2.001.
2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2019. № 10. С. 8-16.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Москва: Педагогика, 1991. – 412 с.
4. Закиева Р.Р. Реализация компетентностного подхода при подготовке инженеров-энергетиков // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2024. Т. 19. № 1. С. 6-13. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2024-19-1-6-13.
5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. 668 с.
6. Осмоловская И.М. Развитие дидактических представлений о процессе обучения // Непрерывное образование. 2023. № 1 (43). С. 4-11.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 718 с.
8. Сериков В.В. Целостный подход как методология педагогического исследования: к 100-летию со дня рождения В.С. Ильина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 2 (165). С. 4-10.
9. Чиркова Т.И. Психология понимания. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, 2023. 146 с.