сотрудник
Волжский, Россия
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой обоснования значения философского творчества в условиях современной культуры. Доказывается авторская позиция особого значения философствования для формирования личностной культуры, мировоззренческой позиции человека и современного общества. Показывается, что философствование по своей сути отлично от иных форм творчества в культуре, утверждается: философское творчество основывается на критиче- ском восприятии имеющегося знания. С привлечением теории самоорганизации – синергетики – ав- торами показывается системообразующий характер смысла, выполняющего роль аттрактора – устойчивого решения в пространстве культурных смыслов. Но смысл одновременно сосуществует в тесной связи с надкультурным знанием, представленным в архетипических формах, беспрестанно становящихся, осознаваемых в связи с деятельностью сознания и проясняющей природой смысла. Для демонстрации авторской позиции привлекается понятие дискурс. Феномен дискурса рассматрива- ется в своих онтологических измерениях как некое смысловое основание бытия человека и позициони- рования его в культуре. На примере теорий постмодернизма и постструктурализма определяются формы философствования, основанные на парадоксальных смысловых структурах, имеющих надсубъ- ектную природу. В этом смысле открывается путь для преодоления субъект-объектного дуализма, поскольку обнаружение надсубъектной природы смысла выводит последний за границы семантиче- ского поля культуры. Философствование при этом позиционируется как особая форма оперирования смыслами, имеющими как раз-таки универсальную природу, что имманентно самой природе фено- мена смысла. В итоге авторы приходят к выводу, что роль философствования в культуре состоит в способности, заключающейся в самой ее природе. Философский дискурс демонстрирует свой универ- сальный и интегративный характер в социокультурном пространстве, создавая при этом уникаль- ные специфичные формы позиционирования человеком себя в мире. Авторы приходят к выводу, что философствование как вид творчества, по аналогии с «сократовской майевтикой» – искусством рождения истины в процессе спора, позволяет всем культурным формам оставаться динамичными, находясь в постоянном диалоге между собой, тем самым не застывая в своих собственных формах.
смысл, философствование, философское творчество, трансцендирование, транс- цендентный
Проблема существования бытия человека, в том числе и бытия в культуре, связана с определением онтологических и гносеологических оснований безусловного, а в некоторых философских теориях главного акцедента его бытия – сознания. Философствование как высшая форма деятельности самосознающей способности человека есть опирающееся на некие смысловые структуры способ позиционирования человеком себя в бытии.
1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. кол.: Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2003. 623 с.
2. Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академический Проект, 2011. 472 с.
3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2005. 781 с.
4. Князева Е., Туробов А. Единая наука о единой природе //Новый мир. 2000. № 3. с. 160-178.
5. Кортунов В.В. Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. М., 2001.
6. Кортунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Дис. … д-ра философ. наук / Гос. ин-т искусствознания. М., 1999.
7. Кортунов В.В. Человек между реальностью и киберпространством // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 1 (21).
8. Кортунов В.В., Шелекета В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9-14.
9. Фуко М. Археология знания. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2012. 416 с.
10. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. 351 с.
11. Kortunov V. Modernization of Russia in the Context of Cultural Experience of the East and West // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 14. № 1. С. 41-46.