Россия
Россия
В статье показано, что в отечественном высшем образовании в части преподавания графических дисциплин уже в конце прошлого столетия использовались технологии, способные и в настоящее время обеспечить необходимые компетенции (а на самом деле – знания!) обучаемых. Описываются задания с элементами конструирования, построенные на элементных базах соответствующих факультетов, которые способствовали поиску и воспитанию людей с творческими задатками. Отмечены трудности сохранения и развития проектно-конструкторского подхода к обучению в связи с переходом на заграничную двухуровневую подготовку и резкое сокращение аудиторных часов. Констатируется падение уровня базовой школьной подготовки абитуриентов, анализируются причины. Отмечается, что в сложившейся ситуации (слабая базовая школьная подготовка, подушевое финансирование, недостаточная мотивация) на вузовского преподавателя ложится обязанность вырабатывать у студента дисциплину ума, дисциплину характера, дисциплину работы, что ранее, в советской школе, было обязанностью средней школы. Показано, что элементы проектного обучения необходимо внедрять на самой ранней стадии обучения инженерной графике. Приведены примеры заданий. Предложен ряд мероприятий организационного и методического характера, которые, по мнению авторов, позволят сохранить проектно-конструкторский подход к обучению. Показана роль вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения как важнейшего инструментария в курсах «Инженерная графика», «Основы автоматизированного проектирования», «Введение в САПР», историческое развитие этого инструментария до настоящего момента. Сделан вывод о необходимости построения учебного процесса как системы параллельных проектов, идущих через весь период обучения.
проект, дизайн, технология, проектное обучение, инженерная графика, начертательная геометрия.
Несколько лет назад всех людей, которым не безразлично отечественное образование, потрясли две цитаты из речей руководителя Министерства образования. В одной говорилось о том, что ошибкой отечественного образования являлось стремление воспитать человека-творца, а надо бы – квалифицированного потребителя. Во второй – о том, что высшая математика убивает креативность.
К счастью, в документах, посвященных модернизации отечественного образования в настоящее время, как среднего, так и высшего, признается, в частности, необходимость решения важной задачи – обеспечить выработку устойчивой рефлексии обучаемых через создание условий для формирования опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.
Многие специалисты считают, что именно компетентностная модель способна привести в соответствие профессиональное образование с потребностями рынка, нуждающегося в компетентном и креативном работнике.
К одной из самых эффективных технологий обучения относят проектное обучение, или метод проектов. Наш опыт преподавания инженерной графики убеждает в том, что ничего принципиально нового здесь нет. Уже довольно много лет назад учебный процесс в отечественной высшей школе (мы говорим о преподавании инженерной графики) в ряде технических вузов отвечал большинству тех требований, которые предъявляются в настоящее время. В Военмехе, например, по согласованию с факультетами подбиралась соответствующая элементная база (образцы техники и чертежная документация), а на занятиях делался акцент на проектно-конструкторские особенности изделий, элементы творчества.
1. Абросимов С.Н. Элементы автоматизации выпуска чертежно-конструкторской документации с применением ЕС ЭВМ [Текст] / С.Н. Абросимов. - Л., ЛМИ, 1980.
2. Абросимов С.Н. Геометрическое моделирование движения инструмента при разработке управляющих программ для станков с ЧПУ [Текст] / С.Н. Абросимов, О.Н. Петров. - Л., ЛМИ, 1989.
3. Ассекритова С.В. Специфика разработки конструкторской документации в условиях автоматизации производства [Текст] / С.В. Ассекритова // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 36-39. - DOI:https://doi.org/10.12737/2131.
4. Бойков А.А. Компьютерные средства поддержки учебных курсов графических дисциплин [Текст] / А.А. Бойков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 29-30. - DOI: 10/12737/784.
5. Вехтер Е.В. Пример применения метода проектов при изучении курса Инженерная графика. 43-я межвузовская научно-методическая конференция «Преподавание графических дисциплин в современных условиях» [Текст] / Е.В. Вехтер. - Томск, 2013.
6. Волкова М.Ю. Графическая грамотность как способ получения фундаментальных профессиональных знаний [Текст] / М.Ю. Волкова, Е.В. Егорычева // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - Рис. 5 С. 53-57. - DOI:https://doi.org/10.12737/3849.
7. Вольхин К.А. Проблемы графической подготовки студентов технического университета [Текст] / К.А. Вольхин, Т.А. Астахова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 3. - С. 25-30. - DOI: 10/12737/6522.
8. Вышнепольский В.И. Цели и методы обучения графическим дисциплинам [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 2. - С. 8-9. - DOI:https://doi.org/10.12737/777.
9. Гитман Е.К. ЕГЭ vs ACT, или Что и как проверяют при поступлении в вузы в России и США [Текст] / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман // Высшее образование в России. - 2014. - № 11.
10. Горнов А.О. Дизайн и инженерия. Проблемы взаимопроникновения. Материалы III научно-практической интернет-конференции с международным участием «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе в условиях ФГОС ВПО» [Текст] / А.О. Горнов. - Пермь, 2012.
11. Грязев М.В. Модульные планы для эффективной реализации образовательных программ университета на основе ФГОС-3+ [Текст] / М.В. Грязев [и др.] // Высшее образование в России. - 2014. - № 11.
12. Дюмин В.А. Основы машинной графики на базе ЭВМ «МИР-2» [Текст] / В.А. Дюмин, А.Н. Лызлов. - Л., ЛМИ, 1979.
13. Дюмин В.А. Хорошо незабытое старое или проектно-конструкторское обучение инженерной графике. Материалы V Международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации» [Текст] / В.А. Дюмин, Д.Е. Тихонов-Бугров. - Пермь 2015.
14. Жерносеков Г.И. Лабораторные работы по машинной графике с элементами НИРС [Текст] / Г.И. Жерносеков, В.А. Дюмин, А.Н. Лызлов. - Л.: ЛМИ, 1985.
15. Жерносеков Г.И. Технические и программные средства машинной графики в САПР изделий машиностроения [Текст] / Г.И. Жерносеков, В.А. Дюмин, А.Н. Лызлов. - Л.: ЛМИ, 1986.
16. Ивкин С.П. Альбом чертежей общего вида пневмогидроарматуры [Текст] / С.П. Ивкин, М.В. Ракитская, А.С. Степанов. - СПб.: БГТУ, 2013.
17. Лепаров М.Н. Инженерная графика - TO BE, OR NOT TO BE. Материалы III международной научно-практической интернет-конференции «Проблемы качества графической подготовки» [Текст] / М.Н. Лепаров, М.Х. Попов. - Пермь, 2012.
18. Малюх В.Н. Введение в современные САПР [Текст]: курс лекций / В.Н. Малюх. - М.: ДМК Пресс, 2010. - 192 с.
19. Основы компьютерной графики САПР изделий машиностроения (MCAD) [Текст]: учеб. пособие / С.Н. Абросимов; Балт. гос. техн. ун-т. - СПб., 2014. - 206 с.
20. Петухова А.В. Инженерно-графическая подготовка студентов строительных специальностей с использованием современных программных комплексов [Текст] / А.В. Петухова // Геометрия и графика. - 2015. - Т. 3. - № 1. - С. 47-58. - DOI:https://doi.org/10.12737/10458.
21. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества [Текст] / А.И. Половинкин. - М., Машиностроение, 1988.
22. Ракитская М.В. Конструктивные задачи в проекционном моделировании [Текст] / М.В. Ракитская, Д.Е. Тихонов-Бугров. - СПб.: БГТУ, 2001.
23. Сальков Н.А. Проблемы современного геометрического образования [Текст] / Н.А. Сальков // Материалы IV Международной интернет-конференция КГП-2014. - Пермь 2014.
24. Столбова И.Д. Актуальные проблемы графической подготовки студентов в технических вузах [Текст] / И.Д. Столбова // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 1. - С. 30-41. - DOI: 10.12737/ 3846.
25. Суфляева Н.Е. Современные аспекты преподавания графических дисциплин в технических вузах [Текст] / Н.Е. Суфляева // Геометрия и графика. - 2014. - Т. 2. - № 4. - С. 28-33. - DOI:https://doi.org/10.12737/8924.
26. Таленс Л.Ф. Работа конструктора [Текст] / Л.Ф. Таленс. - Л.: Машиностроение, 1987.
27. Тихонов-Бугров Д.Е. Методические указания к выполнению работы по машиностроительному черчению с элементами конструирования и исследований [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров. - Л.: ЛМИ, 1987.
28. Тихонов-Бугров Д.Е. Разработка конструкторской документации в условиях, моделирующих производственные ситуации [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров. - Л.: ЛМИ, 1990.
29. Тозик В.Т. Инженерное образование в современной России. Материалы IV научно-практической интернет-конференции с международным участием «Проблемы качества графической подготовки» [Текст] / В.Т. Тозик. - Пермь, 2014.
30. Токарев В.А. Эффективность комплексного применения в профессиональной подготовке специалистов различных типов графических программ при разработке геометрических моделей [Текст] / В.А. Токарев // Геометрия и графика. - 2013. - Т. 1. - № 3-4. - С. 40-43. - DOI:https://doi.org/10.12737/2132.