КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается компетентностный подход в образовании; представлен анализ зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований по данной проблеме; даются описание и детальный анализ трактовки понятий «компетенция», «компетентность» зарубежными и отечественными учеными. Предложена авторская трактовка основных понятий компетентностного подхода. Американский подход к определению понятия «компетенция» направлен на решение вопроса о том, какие личностные черты индивида определяют успешную деятельность, английский – на изучение характеристик деятельности и их выполнение. По мнению автора, оба подхода представляют собой отдельные грани рассматриваемого понятия. Успешная деятельность определяется не только личностными чертами индивида, но и его способностью актуализировать знания и умения, выбирать нужные для каждой конкретной ситуации оптимальные способы поведения и деятельности. Изучение характеристик деятельности и их выполнения без учета личности, которая осуществляет ее, и конкретных условий реализации, по мнению автора, не раскрывает емкости понятия «компетенция». В статье подчеркивается, что в российских психолого-педагогических исследованиях в определении природы компетенции и компетентности преобладает деятельностный подход.

Ключевые слова:
компетентностный подход, компетенция, компетентность, уровни компетенции, квалификация, ключевые компетенции, готовность, способность, результаты образования, качество личности, эффективная деятельность, комплекс знаний, умений, навыков, опыт деятельности, американский подход, английский подход, деятельностный подход, исследования российских ученых.
Текст

В настоящее время система высшего профессионального образования реализует образовательные программы на основе компетентностного подхода. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» через понятие «компетенция» определяет результаты обучения. Следует отметить, что термин «компетентностный подход» используется в российской образовательной практике, но в некоторых западноевропейских системах профессионального образования принято выражение «обучение на основе компетенций» [1].

Поиск новых образовательных парадигм обусловлен несоответствием традиционных систем высшего образования вызовам времени, неспособностью адекватно готовить студентов к жизнедеятельности и успешной самореализации в условиях динамично изменяющегося общества. Мобильные потребности современного общества требуют развития у молодых людей определенных личностных качеств: образовательной мобильности, способности применять приобретенные знания в разных сферах, даже таких, о которых сегодня мы еще не имеем четких представлений. Базовые принципы, принятые в образовательных системах разных стран, определили реформу высшего профессионального образования, которая получила в Европе название Болонского процесса. Основой этой реформы и стал компетентностный подход.

Список литературы

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.

3. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под науч. ред. В.И.Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С.10-11.

4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

5. Большая советская энциклопедия: в 30 т. М.: Сов. энцикл.,1973. Т. 12. С. 585.

6. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С. 51-55.

7. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004.

8. Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М. и др. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / под ред. И.М. Осмоловской. М., ИТИП РАО, 2007.

9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (авторская версия). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

10. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. М.: АПКиППРО, 2005.

11. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука. 1975.

12. Кричевский В.Ю. Возможности системы повышения в преодолении профессиональной некомпетентности специалиста. // Функциональная неграмотность и профессиональная некомпетентность как факторы риска цивилизации и роль непрерывного образования в их преодолении / Под ред. В.Г. Онушкинаэ. Л.: НИИ НОВ, 1990. С. 67-70.

13. Новый словарь иностранных слов. Мн.: Современный литератор, 2005.

14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995.

15. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002.

16. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Критерии оценки педагогической деятельности на языке компетенций и компетентностей: предложения по созданию профессионального и образовательного стандартов педагога: научно-практическое пособие для руководителей и специалистов системы образования. М.: ООО «НИЦ Инженер», 2007.

17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. №5. С. 55-61.

18. Durand T. Strategizing innovation: competence analysis in assessing strategic change. In: A. Heene & R. Sanchez (eds.). Competence-Based Stra-tegic Management. Chichester: Wiley. 1997.

19. Everwij n S.E.M. Het hoe, wat en waarom van competentiegericht onderwij s [The how, what and why of competence based education]. In: K. Schlusmans, R. Slotman, C. Nagtegaal, & G. Kinkhorst (еds.). Competentiegerichte leeromgevingen [Competence based learning environments]. 1999, Utrecht: Lemma, pp. 63-78.

20. Hyland T. Competence, Education and NVQs. Dissenting Perspectives. London: Cassell, 1994.

21. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? // Instructional Design: Implementation Issues / Eds. By J. Lowyck, P.de Potter, J.Elen. Brussels: IBM Education Center, 1992. P. 111-122.

22. McClelland D.С. Testing for Competence Rather Than for “Intelligence” // American Psychologist, 1973. Vol. 28 (1), Jan, pp. 1-14.

23. Mirabile R.J. Everything you wanted to know about competency modeling. 1997. Training and development, august, pp. 73-77.

24. Parry S.B. The quest for competencies: competency studies can help you make HR decision, but the results are only as good as the study. 1996. Training, 33, pp. 48-56.

25. Stoof A., Martens R.L., Merriënboer J.J.G., Bastiaens T.J. The boundary approach of competence: А constructivist aid for understanding and using the concept of competence. Human Resource Development Review, 1(3) 2002, pp. 345-365.

Войти или Создать
* Забыли пароль?