ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОТБОРА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ С ПОЗИЦИЙ СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье отражен исследовательский поиск решения одной из фундаментальных проблем, от которого зависит не только качество и эффективность функционирования системы отечественного образования, но и укрепление ее единства и формирующей целостности. При этом авторы исходят из фундаментальной значимости государственного стандарта как основы органичного объединения государственных потребностей и задач, стоящих перед отечественным образованием, и из необходимости их эффективного практического воплощения в жизнь с позиций неразрывного единства стандарта с действующими образовательными программами. В статье раскрывается, как может решаться столь актуальная для отечественного образования проблема отбора учебных программ на основе использования технологии педагогического целеполагания, способной выработать системную совокупность критериев, благодаря которым может осуществляться оптимальный отбор учебных программ, наиболее адекватно реализующих требования государственного стандарта.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учебные программы, процесс отбора, учебно-воспитательный процесс, технология педагогического целеполагания, совокупность критериев.
Текст

Современный учитель, строя свою профессиональную деятельность, сталкивается с принципиально новыми требованиями в образовании. Одно из важнейших — внедрение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (далее — Стандарт), что предопределяет изменение всего учебно-воспитательного процесса. Как строить свою деятельность по-новому? Как формировать компетенции учеников и что приведет к их качественному развитию? И, конечно, как укреплять формирующую целостность системы отечественного образования в современных условиях?

На эти вопросы ищут ответы ученые, и методисты, и разработчики учебных программ, и руководители школ, и непосредственно исполнители — учителя. Традиционно так сложилось, что функционирование школы определялось предметными учебными программами, и каждый учитель выбирал и продолжает выбирать программу, наиболее подходящую для обеспечения эффективности своей профессиональной деятельности. И именно выбор лично учителем учебной программы определяющим образом сказывался не только на его профессиональной деятельности, но и на эффективности всего учебно-воспитательного процесса.

Список литературы

1. Новый энциклопедический словарь. М., 2013. С. 739.

2. Турбовской Я.С., Страут Е.К., Филинова В.С. «От целей к стандарту // Дидактика в предчувствии III тысячелетия: материалы педагогических чтений памяти И.Я. Лернера 27-28 марта 2000г. В 2 ч. Ч. I/ Под ред. Е. Н. Селиверстовой, И. В. Шалыгиной. Владимир. 2000. С. 87-97.

3. Турбовской Я.С., Филинова В.С. Развитие творческого потенциала учителя на основе технологии педагогического целеполагания // Опыт подготовки и организации тьюторской деятельности на Кафедре открытых образовательных технологий / Моск. ин-т открыт. образования, каф. открыт. образоват. технологий; составление, науч. ред. Г.А. Мейчик. М.: Карпов Е.В., 2015. С. 69-75.4

4. Турбовской Я.С., Филинова В.С. Технология педагогического целеполагания глазами учителя // Современные образовательные технологии как ресурс развития профессионализма учителя / Моск. ин-т открыт. образования, каф. открыт. образоват. технологий; составление, науч. ред. Г.А. Мейчик. М.: Карпов Е.В., 2015. - С.21-30.5

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2009.

6. Филинова В.С. Педагогическое целеполагание как основа обеспечения учителем целостности учебного процесса: Автореф. дис.... канд. пед. наук: 130001. Институт теории образования и педагогики РАО. М., 2004.

7. Философия образования: связь науки и практики / Сборник научных статей под научной редакцией Я.С. Турбовского. М.; Тверь: ЧуДо, 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?