В статье рассмотрено соотношение закона и ведомственного правотворчества во Франции по трем направлениям: единство, разбрасывание и открытость процесса правотворчества. Первым видом осуществления правотворчества во Франции является единство, в рамках которого разрабатывается вопрос об обеспечении единства с Европейским Союзом. Обращается особое внимание на правительственное руководство процессом законотворчества, правительственное полномочие по изданию подзаконных нормативных актов, процедуру разработки законопроектов и декретов общего значения. Второй вид реализации правотворчества во Франции — правотворчество вне деятельности Правительства, так называемое разбрасывание. Раскрывается влияние исполнения на правотворчество, отмечаются такие новые источники правотворчества, как акты Европейского Союза, независимых государственных органов, местного самоуправления. Особое внимание уделяется таким новым явлениям юридической нормативности, как «мягкое» право. Относительно третьего вида осуществления правотворчества — открытости отмечается, что процесс правотворчества не ограничивается отношениями между Правительством и Парламентом, а в этом процессе задействованы все сферы общества и группы интересов. Подчеркивается, что именно изменения, внесенные в Конституцию в 2008 г., повлекли значительную реформу законодательного производства. Помимо общенаучных методов (анализ и синтез), автор в своем исследовании использовал формально-логический, теоретический, системно-правовой, исторический и сравнительно-правовой методы. Научная новизна работы состоит в комплексном и системном подходе к исследованию соотношения закона и ведомственного правотворчества во Франции. Анализ развития основных видов правотворчества во Франции и правоприменительной практики на современном этапе имеет большое научное и практическое значение. Результаты исследований могут быть учтены при разработке предложений по реализации в Российской Федерации новых подходов к правотворчеству, адекватных современному социально-экономическому развитию страны, соответствующих международно-правовым стандартам и опыту зарубежных государств.
Правотворчество во Франции, реформа законодательного производства, конституция, предмет ведения законодательного органа, нормативный акт, подзаконный нормативный акт, декрет, Европейский Союз, министерство, ведомство, независимый государственный орган, местное самоуправление.
1. Ardant Ph. Le Premier ministre en France. P., 1991.
2. Bonduelle A. Le pouvoir d’arbitrage du Premier ministre. P., 1999.
3. Claisse A. Le Premier ministre de la Cinquième République. P., 1970.
4. Fournier J. Le travail gouvernemental. P., 1987.
5. Frier P. L., Petit J. Droit administratif. 9 éd. P., 2014.
6. Gicquel J. Droit constitutionnel et institutions politiques. 28 éd. P., 2014.
7. Lanceron V. Du SGCI au SGAE: Evolution d’une administration de coordination au coeur de la politique européenne de la France. P., 2007.
8. Le Pourhiet A.-M. Les ordonnances: la confusion des pouvoirs en droit public français. P., 2011.
9. Marcou G. “Les régulateurs sont-ils responsables?”. Mélanges en hommage au professeur Laurent Richer. Dalloz, 2013.
10. Marcou G. L’accès aux emplois publics. P., 2014.
11. Marcou G., Moderne F. Droit de la régulation, service public et intégration régionale. P., 2006. Vol. 2.
12. Schrameck О. Dans l’ombre de la République. Les cabinets ministériels. P., 2006.
13. Sénat. Les ordonnances prises sur le fondement de l’article 38 de la Constitution. Février. 2014.
14. Марку Ж. Роль законодательства на службе социального прогресса во Франции: закон и договор. IX International School-Atelier de jeunes juristes sur le thème de “la loi et du développement social”. P., 2014.