рассматриваются вопросы построения маршрутов перевозок грузов с учетом кластеризации потребителей. На основе динамики спроса и моделирования устанавливается зависимость между показателями транспортного процесса, позволяющая упростить планирование технико-экономических показатели работы автотранспорта.
динамика спроса, развозочный маршрут, зона обслуживания, технико-экономические показатели.
УДК 658.7
ПЛАНИРОВАНИЕ МАРШРУТОВ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИНЦИПА КЛАСТЕРИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
CARGOES TRANSPORTATIONS ROUTES PLANNING WITH CONSUMERS CLUSTERING PRINCIPLE USE
Тюрин А.Ю., д. э. н., профессор
Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева,
г. Кемерово, Россия
DOI: 10.12737/13978
Аннотация: рассматриваются вопросы построения маршрутов перевозок грузов с учетом кластеризации потребителей. На основе динамики спроса и моделирования устанавливается зависимость между показателями транспортного процесса, позволяющая упростить планирование технико-экономических показатели работы автотранспорта.
Summary: cargoes transportations routes construction questions with consumers clustering account are considered. On the basis demand dynamics and modelling dependence between indicators of the transport process is established, allowing to simplify planning technical and economic indicators of motor transport work.
Ключевые слова: динамика спроса, развозочный маршрут, зона обслуживания, технико-экономические показатели.
Keywords: demand dynamics, round route, a service zone, technical and economic indicators.
Задача организации доставки готовой продукции мелкими партиями на развозочно-сборных маршрутах считается довольно сложной, так как относится к классу комбинаторных. Было разработано несколько десятков методов ее решения, которые хорошо описаны во многих источниках, например, в [1-3].
В качестве базовых методов применялись точные методы решения (симплекс-метод, метод ветвей и границ), а также некоторые приближенные, среди которых наибольшую популярность приобрел метод Кларка - Райта. Большое количество методов, относящихся к задачам развоза, рассмотрено в работе [3].
В работе [4] сделана попытка решить задачу новым эвристическим методом, идея которого основана на разбиении множества потребителей на кластеры (зоны обслуживания), в результате чего количество итераций для достижения приемлемого решения снижается. Следовательно, уменьшаются время решения задачи и транспортные расходы по доставке продукции по сравнению с известными алгоритмами.
1. Baldacci R., Hadjiconstantinou E. A., Mingozzi A. An exact algorithm for the traveling salesman problem with deliveries and collections // Networks. - 2003. - 42. - P. 26-41.
2. Тюрин А.Ю. Эвристические методы решения задач доставки мелко-партионных грузов // Вестник КузГТУ. - 2007. - № 1. - С.51-55.
3. Laporte G. The vehicle routing problem: an overview of exact and approximate algorithms // European Journal of Oper. Res. - 1992. - 59(3). - P. 345-358.
4. Корягин М.Е, Тюрин А.Ю. Планирование автомобильных перевозок в торговой сети. // Вестник КузГТУ. - 2000. - №1. - С.43-45.