в статье обоснована целесообразность совершенствования существующей маршрутной сети, обозначены проблемы, которые возникают при этом, указано на опасность ухудшения качества обслуживания в результате запрещения или значительного сокращения перевозок маршрутными такси.
городской общественный пассажирский транспорт, эффективность, качество обслуживания, маршрутная сеть.
УДК 656.1
Проблемы СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРШРУТНОЙ СЕТИ общественного пассажирского транспорта омска
ISSUES OF IMPROVING THE ROUTE NETWORK of Public transport in Omsk
Сорокин С.В., к.э.н., доцент,
Каспер М.Е., аспирант
ФГБОУ ВПО «Сибирская автомобильно-дорожная академия»
г. Омск, Россия
DOI: 10.12737/13976
Аннотация: в статье обоснована целесообразность совершенствования существующей маршрутной сети, обозначены проблемы, которые возникают при этом, указано на опасность ухудшения качества обслуживания в результате запрещения или значительного сокращения перевозок маршрутными такси.
Summary: the article substantiates the expediency of improving the existing route network, identifies problems which appear in this case, indicates the danger of degradation of service as a result of banning or reducing transportation by buses of small capacity called ‘minibuses’.
Ключевые слова: городской общественный пассажирский транспорт, эффективность, качество обслуживания, маршрутная сеть.
Keywords: urban public passenger transport, efficiency, quality of service, route network.
Проблемы в работе городского пассажирского транспорта Омска возникли ещё в 90-х годах прошлого века при осуществлении перехода к рыночной экономике [3, 6]. Хроническое недофинансирование муниципальных предприятий и привлечение в данную отрасль частных перевозчиков в условиях слабого контроля их работы в результате привели к обострению кризиса муниципального пассажирского транспорта.
Снижение качества обслуживания муниципальным общественным транспортом в целом заставляет людей всё шире использовать для передвижений маршрутные такси и личные автомобили. Количество пассажиров, совершающих поездки на маршрутных такси, с 2006 по 2015 годы выросло почти вдвое, но вместе с тем, общее количество пассажиров общественного транспорта сократилось – люди используют личные автомобили, чем ещё более усугубляют дорожно-транспортную ситуацию [4].
Несмотря на то, что коммерческий транспорт в Омске охватывает всё большую долю пассажирских перевозок, регулирование данного сектора для администрации города до сих пор было затруднено.
1. Блудян, Н. Анализ реформирования пассажирского автомобильного транспорта за рубежом / Н. Блудян // Автомобильный транспорт. - 2005. - № 1. - С. 53.
2. Закиуллина, Е.А. Зарубежный опыт работы в городском пассажирском автотранспорте НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ» Вестник «ТИСБИ» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://old.tisbi.org/science/vestnik/2008/issue4/Zakiullina.htm
3. Ольховский, С. Ю. О реформировании системы ГПТ г. Омска / С. Ю. Ольховский, С. В. Сорокин // Технология, организация и управление автомобильными перевозками: Юбилейный сборник научных трудов. - Омск: СибАДИ, 2008. - С. 59 - 65.
4. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб./Омскстат. - Омск, 2006.
5. Отчет о научно-исследовательской работе «Мониторинг пассажи-ропотоков и совершенствование маршрутной сети пассажирского транспорта г. Омска» / С.Ю. Ольховский и др.; часть 2. - Омск: СибАДИ, 2009. - 68 с.
6. Сорокин, С. В. Развитие системы управления ГПТ в г. Омске / С. В. Сорокин // журнал «Грузовое и пассажирское автохозяйство», 2010. - № 7. - С. 20 - 23.