сотрудник с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Барнаул, Алтайский край, Россия
Целью данной статьи является проведение анализа взаимосвязи стресса и психического здоровья педагогов образовательных организаций МВД России. Предметом данного исследования выступило психическое здоровье педагогов образовательных организаций МВД России. Исследование проведено на основе культурно-исторического, деятельностного и ресурсного методологических подходов психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.). В процессе проведения исследования использовались методы: формально-логический анализ, обобщения, диагностический (психологические тестовые методики для оценки стрессоустойчивости и нервно-психической адаптации), количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам), а также методы математической статистики с применением компьютерных статистических пакетов программы SPSS. Респондентами выступили 40 представителей профессорско-педагогического состава образовательных организаций высшего образования в возрасте 30-45 лет со стажем работы 10-20 лет. Выявлено, что психическое здоровье педагогов определяется, прежде всего, их восприимчивостью к организационному стрессу, который влияет на проявление состояния дезадаптации и психического дискомфорта. В ходе исследования определены особенности восприимчивости к организационному стрессу педагогов образовательной организации МВД России; выявлены отличия по степени подверженности негативным последствиям стресса у аттестованных педагогов и гражданских преподавателей. Выявлена значимая связь уровня нервно-психической адаптации с уровнем оценки организационного стресса. Обоснована программа-тренинг по сохранению психического здоровья и саморазвития профессорско-преподавательского состава образовательных организаций МВД России; Показано, что восприимчивость к организационному стрессу, уровень психологического стресса, выраженность стрессогенных факторов выше в группе преподавателей гражданских вузов; по степени подверженности негативным последствиям стресса группы аттестованных педагогов доминируют над группой гражданских; психическое здоровье профессионалов определяется, прежде всего, их восприимчивостью к организационному стрессу, который влияет на проявление состояния дезадаптации и психического дискомфорта.
психическое здоровье, психологическое здоровье, стресс, организационный стресс, профессиональный стресс, психологический стресс, нервно-психическая адаптация, здоровьесберегающее поведение
Введение. Правоохранительная деятельность относится к числу не только наиболее экстремальных профессий, но и наиболее энергоёмких, поскольку требует больших интеллектуальных, эмоциональных, психических и физических затрат. Все это в полной мере относится и к сотрудникам, проходящим службу в должностях профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) образовательных организаций системы МВД России. Труд педагога связан с удовлетворением интеллектуальных потребностей, что часто ведет к психическим перегрузкам. Все сотрудники органов внутренних дел, включая ППС, подвержены влиянию профессионального стресса, что проявляется в таких психоэмоциональных нарушениях, как бессонница, тревожность, повышенная утомляемость, нервное истощение и приводит к снижению показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания).
Опираясь на достижения психологии в профессиональной сфере, можно отметить, что характер и особенности взаимоотношений педагогов оказывают существенное влияние на эффективность их деятельности. Важно помнить, что работа преподавателей требует постоянного межличностного взаимодействия, в силу чего педагоги должны обладать определенными индивидуально-психологическими качествами, такими как стрессоустойчивость и психическая устойчивость. Об актуальности вопроса говорит тот факт, что на сегодняшний день первое место по количеству опубликованных исследований, посвященных проблеме профессионального стресса и профессионального выгорания, занимают работы, касающиеся труда педагогов [10, 17].
В современной науке существует множество определений психического здоровья, которые чаще всего включают в себя такие критерии, как целостность, гармоничность, баланс, равновесие, высокий уровень поведенческого и эмоционального регулирования и адаптивности, потребность в самореализации и развитии, способность приспосабливаться, состояние душевного благополучия, а также такие аспекты как духовность, доброта, справедливость и ориентация на саморазвитие и обогащение личности. Среди исследователей нет единой точки зрения на этот феномен, поэтому в существующих научных определениях психическое здоровье рассматривают как процесс, состояние, функцию, способность, потребность, гармонию [2, 7]. Анализ определений психического здоровья, проведенный Г. И. Малейчуком говорит о том, что большинство определений содержит как объективные, так и субъективные показатели, то есть исследователи подходят к определению данной научной категории комплексно [7].
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Изучение проблем стресса, профессионального стресса, его профилактики, а также формирование стрессоустойчивости у сотрудников органов внутренних дел нашли свое отражение в ряде современных научно-исследовательских и учебно-методических работ Башировой С.Г., Бордачева А.Ю., Вахниной В.В., Возжениковой О.С., Душкина А.С., Крука В.М., Кубышко В.Л., Мальцевой Т.В., Метелева А.В., Михайловой Т.В., Новиковой Д.К., Позднякова В.М., Стрельниковой Ю.Ю., Табурца В.А., Тихоновой Е.А., Труфанова Н.И., Ульяниной О.А., Федотова А.Ю., Чевгаевой К.И. и др. [4, 8, 9,15, 16, 18, 19]. Существует разнообразие подходов к классификации стресса в современных научных работах [1,3,5,6,11,12,13,14].
Однако исследователи, главным образом, обращаются к изучению различных аспектов проблемы влияния всех видов стресса на здоровье сотрудников органов внутренних дел, формирование стрессоустойчивости и в целом к вопросам сохранения психического, психологического и физического здоровья сотрудников, выполняющих оперативно-служебные задачи, а также руководителей.
Анализ литературы показывает, что при неоднократном обращении к изучению проблемы отсутствуют исследования, посвященные вопросам профилактики стресса, сохранения психического здоровья педагогов образовательных организаций МВД России.
С целью изучения взаимосвязи стресса и психического здоровья преподавателей образовательных организаций МВД России было проведено исследование ППС Барнаульского юридического института МВД России, а также преподавателей Алтайского государственного университета и Алтайского государственного педагогического университета. В исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте 30-45 лет, которые были разделены на 2 группы (по 20 человек в каждой) названные условно: аттестованные преподаватели и преподаватели гражданских вузов.
Общая гипотеза. Вероятно, выраженность стрессогенных факторов определяется профессиональной принадлежностью личности.
Теоретико-методологической базой исследования являются принципы гуманитарно ориентированной психологии: принцип развития (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), принцип целостностного, системного подхода (Б.Г. Ананьев, В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); культурно-исторический. деятельностный и ресурсный подходы (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.).
Методика исследования. В ходе эмпирического исследования был проведен комплекс апробированных и валидных методик, направленных на диагностику стрессовых состояний: Шкала организационного стресса (автор А. Маклин, адаптация Н.Е. Водопьяновой), Инвентаризация симптомов стресса (автор Т. Иванченко), Шкала психологического стресса – PSM-25 (авторы Л. Лемур, Р. Тесьер, Л. Филлион, адаптация Н.Е. Водопьяновой), Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя (авторы И. Ладанов, В. Уразаева), Тест нервно-психической адаптации (И. Н. Гурвич). Статистическое сравнение среднегрупповых значений определяемых показателей проводилось с помощью t-критерия Стьюдента. Анализируя данные, полученные в ходе исследования, можно говорить о том, что сравниваемые группы по всем методикам достоверно различались.
Результаты эксперимента. Для выявления восприимчивости к организационному стрессу (ОС) была использована методика «Шкала организационного стресса» (автор А. Маклин, адаптация Н.Е. Водопьяновой).
Рисунок 1. Показатели организационного стресса у аттестованных и гражданских преподавателей.
Сравнение в выделенных группах респондентов результатов, полученных по методике «Шкала организационного стресса», которая измеряет восприимчивость к ОС, выявило достоверно (р=0,0001) более высокий уровень этого показателя в группе преподавателей гражданских вузов (45,1±5,59 и 52,3±5,56 соответственно). Таким образом, восприимчивость к организационному стрессу была выше в группе преподавателей гражданских вузов. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресс-синдромов, как психическое выгорание, хроническая усталость, синдром менеджера.
ОС связан с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, с недостаточной гибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
Высокий уровень ОС связан с предрасположенностью к поведению типа «А». Респонденты поведенческого типа А имеют повышенную активность во всех сферах жизнедеятельности, а присущие им эмоциональные свойства (нетерпеливость, раздражительность, гнев, враждебность, агрессивность, вспыльчивость) являются предикторами сердечно-сосудистых заболеваний.
Методика «Инвентаризация симптомов стресса» позволила провести сравнение наблюдательности к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.
Рисунок 2. – Показатели инвентаризации симптомов стресса
Полученные результаты свидетельствуют, что, с одной стороны, по степени подверженности негативным последствиям стресса группы аттестованных и гражданских преподавателей достоверно различаются (47,4±7,08 и 42,65±5,16 соответственно, при р=0,02). С другой стороны, по уровню этого показателя для респондентов первой группы характерна непрекращающаяся борьба. Они честолюбивы и мечтают о карьере, зависимы от чужих оценок, что постоянно держит их в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может привести их к успеху в жизни, но вряд ли это доставит им радость.
Для гражданских преподавателей свойственны активная деятельность и напряжение, они подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремятся добиться чего–либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, они и впредь будут жить так же.
Обсуждение результатов. Далее была проведена сравнительная оценка результатов использования методики «Шкала психологического стресса – PSM-25», которая направлена на измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях.
Рисунок 3. – Показатели психической напряженности
Полученные результаты показали, что сравниваемые группы достоверно (р=0,001) различались переживанием стресса, уровень которого был выше в группе преподавателей гражданских вызов по сравнению с группой аттестованных (88,8±22,19 и 61,65±24,34 соответственно). При этом уровень стресса в обеих группах относится к низкому уровню (менее 100 баллов), что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам. Таким образом, уровень психологического стресса, хотя достоверно выше был в группе преподавателей гражданских вузов, в целом по группе респондентов не достигал значительного уровня.
На следующем этапе работы было проведено исследование в сравниваемых группах опрошенных степени риска развития психологического стресса с помощью методики «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя», которая применяется для менеджеров среднего звена, к которым можно отнести и преподавателей вузов. Данная методика позволяет оценить состояние следующих сфер рабочих стрессов: конфликтность коммуникаций, стрессы рабочих перегрузок, информационный стресс, стрессы «вертикальных» коммуникаций.
Рисунок – 4. Показатели стрессогенных факторов в деятельности руководителя у аттестованных преподавателей
Анализируя данные, полученные с помощью методики «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» у аттестованных преподавателей в большинстве шкал преобладает низкий уровень. Это свидетельствует о том, что у испытуемых наблюдается пониженный уровень конфликтности в деятельности, отсутствие психологических перегрузок, проблемы, в сфере служебной деятельности педагога отсутствуют или присутствуют в незначительной мере.
По шкале Стрессы «вертикальных» коммуникаций наблюдается незначительное преобладание среднего уровня над низким. Это говорит о том, что у испытуемых наблюдается незначительная психологическая напряженность в отношениях с вышестоящим руководством.
Результаты, полученные в ходе диагностики преподавателей гражданских вузов представлены на рисунке 5.
Рисунок – 5. Показатели стрессогенных факторов в деятельности руководителя у преподавателей гражданских вузов
Анализируя данные, полученные с помощью методики «Экспресс-диагностика стрессогенных факторов в деятельности руководителя» у преподавателей гражданских вузов по всем шкалам преобладает средний уровень. Это свидетельствует о том, что испытуемые, в большинстве случаев, в меру конфликтны, проблемы, в сфере служебной деятельности педагога присутствуют, но в незначительной мере, психологические перегрузки наблюдаются, но в рамках нормы.
По всем шкалам, кроме «Стрессы «вертикальных» коммуникаций» выявлены статистически достоверные различия на уровне значимости р ≤0,02.
Сравнение конфликтности коммуникаций в группах аттестованных и гражданских преподавателей выявило более высокий уровень этого показателя во второй группе (5,6±1,73 и 7,2±1,64 соответственно, при р=0,05). При этом, в обеих группах конфликтность коммуникаций находится на низком уровне.
Сравнение стрессов рабочих перегрузок в группах аттестованных и гражданских преподавателей выявило более высокий уровень этого показателя во второй группе (6,75±1,68 и 9,35±2,72 соответственно, при р=0,001). При этом, в обеих группах стресс рабочих перегрузок находится на низком уровне.
Сравнение выраженности информационного стресса в группах аттестованных и гражданских преподавателей обнаружило более высокий уровень этого показателя во второй группе (4,95±1,64 и 7,1±1,77 соответствено, при р=0,0001). При этом, в обеих группах стресс рабочих перегрузок находится на низком уровне.
Сравнение выраженности стресса вертикальных коммуникаций в сравниваемых группах не выявило достоверных различий. При этом, в обеих группах этот стресс находится также на низком уровне.
Таким образом, несмотря на наличие достоверных различий между сравниваемыми группами выраженность стрессогенных факторов находилась на низком уровне во всех исследованных сферах.
На следующем этапе была проведена оценка психического здоровья по опроснику «Нервно-психическая адаптация».
Рисунок – 6. Показатели оценки психического здоровья преподавателей
Анализируя данные, полученные в ходе исследования оценки психического здоровья, было выявлено, что уровень нервно-психической адаптации был в группе аттестованных преподавателей (среднее значение 7,75) статистически достоверно ниже, чем в группе гражданских педагогов (среднее значение 12,75) на уровне значимости р≤0,007. При этом респонденты обеих групп относятся ко 2-й группе здоровья - это практически здоровые лица с благоприятными прогностическими признаками.
Далее было проведено исследование взаимосвязи особенностей стресса и психического здоровья профессионалов с помощью корреляционного анализа по Спирмену. Выявлена значимая связь уровня нервно-психической адаптации с уровнем оценки организационного стресса (r=0,472, при р≤0,05). При этом уровень организационного стресса был значимо связан со шкалой психологического стресса (r=0,45, при р≤0,05).
Таким образом, психическое здоровье профессионалов определяется, прежде всего, их восприимчивостью к организационному стрессу, связанному с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
В свою очередь высокий уровень ОС влияет на подверженность негативным последствиям стресса, на проявление состояния дезадаптации и психического дискомфорта.
В целом можно сделать следующие выводы:
- восприимчивость к организационному стрессу, уровень психологического стресса, выраженность стрессогенных факторов были выше в группе преподавателей гражданских вузов;
- по степени подверженности негативным последствиям стресса группа аттестованных преподавателей доминировала над группой гражданских педагогов;
- психическое здоровье профессионалов определяется, прежде всего, их восприимчивостью к организационному стрессу, который влияет на проявление состояния дезадаптации и психического дискомфорта.
По итогам проведенного исследования можно рекомендовать в целях снижения негативных последствий влияния профессионального стресса на психическое здоровье ППС образовательных организаций МВД России не только проводить психологическую коррекцию, но и реализовывать специальные программы по профилактике стресса, формированию культуры психологического здоровья, навыков стрессоустойчивости, саморазвития.
Целью функционирования подобных программ-тренингов будет являться сохранение и поддержание высокого уровня психологической культуры постоянного состава образовательной организации МВД России, как фактора профессиональной, педагогической и социальной успешности личности. Примерный тематический план может соответствовать представленному в таб. 1.
Таблица 1. Тематическое планирование Школы психологического здоровья и саморазвития
№ занятия |
Название
|
Цель |
Время проведения |
ЗАНЯТИЕ 1. |
Мастер-класс «Почувствуй жизнь».
|
Цель: обучить определять, планировать и реализовывать действия для движения к командным и личным целям. |
сентябрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 2.
|
«Что я знаю о стрессе». |
Цель: сформировать представление о стрессе отработка навыков оптимизации психического состояния |
сентябрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 3.
|
«Путешествие Героя - модель жизненного пути»
|
Цель: знакомствво с уникальными современными методами помощи при последствиях психологических травм (возможности психотерапии, аппаратные технологии - метод ДПДГ, метод биоакустической коррекции). |
октябрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 4.
|
«Я все могу» |
Цель: формирование высокой психологической устойчивости и самообладания с предоставлением чек-листа с конкретными приемами и техниками самообладания, психологической неуязвимости в ситуации стресса. |
октябрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 5.
|
«Быстрый счет»
|
Цель: дать общее представление о нетрадиционной и эффективной системе обучения быстрому счёту. |
ноябрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 6.
|
«Любовь в философии, истории, литературе и искусстве» |
Цель: формирование ценностного отношения к любви. |
ноябрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 7.
|
«Современные народные промыслы России. Валяние» |
Цель: Знакомство с современными народными промыслами. Хобби, как средство снижения эмоционального напряжения. |
декабрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 8.
|
«Арт-терапия. Коллаж обновленной реальности или мечты» |
Цель: обобщение и распространение методики арт-терапии, арт-технологии коллажирования. |
декабрь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 9.
|
«Мастер класс по живописи» |
Цель: развитие с помощью искусства способности самовыражения и самопознания. |
январь 1 час (60 мин.) |
ЗАНЯТИЕ 10.
|
«Техники саморегуляции» |
Цель: формирование высокой психологической устойчивости и самообладания. |
январь 1 час (60 мин.) |
Всего |
|
|
10 часов |
В процессе занятий по рекомендуемым темам приобретенные знания, умения и навыки будут способствовать сохранению и восстановлению психологического здоровья; снижению уровня тревожности; формированию позитивного отношения к окружающему миру; гармонизации взаимоотношений личности в коллективе; формированию навыков стрессоустойчивости.
В образовательных организациях МВД России в соответствии с приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» психологи осуществляют ряд мероприятий, направленных на выявление сотрудников, находящихся в кризисном состоянии, профилактику суицидальных происшествий, профессиональной деформации личности и отклоняющихся форм поведения. Однако сотрудники не всегда готовы обсуждать с профессиональным психологом состояние, вызванное каким-либо стрессором. Поэтому в дополнение ко всем перечисленным мероприятиям, с целью развития способности сотрудников адаптироваться к тревожному событию, повышения удовлетворенности процессом труда и его результатами, профилактики деформации индивидуально-психологических свойств и характерологических качеств сотрудников, налаживания межличностного неконфликтного взаимодействия, будет целесообразно организовать в образовательной организации в рамках Школ психологического здоровья и саморазвития.
1. Аболин Л. M. Теоретический и экспериментальный анализ подходов к исследованию проблем стресса // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2008. - Том 150, кн. 3. Гуманитарные науки. - С.94-106.
2. Ананьев, В. А. Введение в психологию здоровья [Текст] / В.А. Ананьев. - СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998. - 148 с.
3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - Москва-Саратов. Изд.: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 650 с.
4. Кубышко В.Л., Вахнина В.В., Крук В.М., Федотов А.Ю. Психологическое обеспечение стрессоустойчивости как элемента профессиональной надежности специалиста силовых структур // Психология и право. - 2020. - Т. 10. - № 2. - С. 167-178.
5. Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. - М., 1993. - 123 с.
6. Манухина С.Ю., Глушач Н.Н., Манухина Н.М. Профессиональный стресс в организационной среде // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2014. - №4 (60), - С. 350-354.
7. Малейчук Г.И. Проблема критериев психического здоровья. [Электронный ресурс] // URL: https://www.b17.ru/article/755/ (дата обращения: 19.02.2024).
8. Мальцева Т.В. Психологические особенности ресурсов стрессоустойчиввости руководителей органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России - 2023 -№ 1 (97) - С.215-220.
9. Мальцева Т.В., Тихонова Е.А. Взаимосвязь уровня сформированности фаз стресса со стратегиями совладающего поведения и ресурсами руководителей // Психологические и педагогические проблемы в профессиональной деятельности: традиции и тенденции. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Пред. редколлегии В.О. Зверев. - Омск, 2022. - С. 29-31.
10. Печеркина А.А. Проблема сохранения профессионального здоровья педагога в условиях модернизации / А.А. Печеркина // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 10. - С. 60-61.
11. Пшенникова М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии / М.Г. Пшенникова // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. - 2001. - № 1. - С. 26-31.
12. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. - 2-е издание. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 224 с.
13. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1992.. - 66 с.
14. Стресс и постстрессовые расстройства: личность и общество /С.Г. Сукиасян, А.С. Тадевосян, С.С. Чшмаритян, Н.Г. Манасян.: - Ер.: Асогик, 2003 . - 348 стр.
15. Собольников В.В., Репп О.А. Стрессоустойчивость сотрудников правоохранительных органов в ситуациях профессионального стресса [Электронный ресурс] // Профессиональное образование в современном мире. - 2018 - №8 (3) URL: https://doi.org/10.15372/PEMW20180318 (дата обращения: 19.02.2024).
16. Сондерс Д., Котциас В., Рамшианд Р. Стресс в работе сотрудников правоохранительных органов в наши дни: влияние меняющейся социально-политической обстановки [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы экономики и права. - 2019. - Т.13. - № 3 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stress-v-rabote-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-v-nashi-dni-vliyanie-menyayuschei-sya-sotsialno-politicheskoi-obstanovki/viewer (дата обращения: 19.02.2024).
17. Сказко, А.С., Костина Г.В. Профессиональный стресс в деятельности преподавателей высшей школы // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68).
18. Табурца, В. А. Стресс в служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3126-3130. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85626.htm (дата обращения: 19.02.2024).
19. Чевгаева, К.И., Новикова Д.К. Стресс и его влияние на сотрудников ОВД при выполнении оперативно-служебных задач // Актуальные вопросы теории и практики, сборник статей III международной научно-практической конференции. - Пенза: ООО «Наука и просвещение», 2021. - С. 69-71.