сотрудник
Брянск, Брянская область, Россия
аспирант
Брянск, Брянская область, Россия
аспирант
Брянск, Брянская область, Россия
УДК 665.76 Смазочные масла, пластичные смазки, специальные жидкости, неуглеводородные фракции
ББК 344 Общее машиностроение. Машиноведение
Исследованы вязкостные свойства моторного масла в зависимости от температуры до и после замены на современных отечественных автомобилях бензинового и дизельного типа, определение спектральных характеристик и рентгено-флуоресцентный анализ частиц износа после пробега. Оценена степень вязкости полусинтетических масел двух типов. Масла были охлаждены и нагреты до 150 °C. Использовался цифровой вискозиметр, динамическая вязкость всех масел уменьшалась с ростом температуры, что связано с процессами окисления в отработанном масле. Для оценки влияния моторного масла на работу двигателя был проведен ИК-спектрометрический анализ и определена толщина смазывающей пленки. Результаты испытаний показали качественное и количественное изменение характеристических частот нового моторного масла и отработанного после 10 000 км. Рентгено-флуоресцентный анализ дает возможность анализировать продукты износа и определять какой механизм в двигателе наиболее сильно подвержен износу. Спектральные линии имеют характерные частоты поглощения и свидетельствуют об изменении физических и химических свойств моторного масла в двигателе. Увеличение загрязнений и повышение вязкости отработанных масел связано с наличием образовавшихся примесей в процессе окисления и полимеризации базового масла. Необходимо увеличить количество образцов и пробоотбор в различные периоды эксплуатации, чтобы можно было убедиться в аналогичном эффекте на протяжении всего режима работы двигателя. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные методы можно использовать для анализа и контроля режима работы моторных масел в двигателе, позволяющие определять механизмы износа и в дальнейшем применять соответствующие добавки в масло для повышения эксплуатационных свойств.
масло, динамическая вязкость, трение, частицы, износ, двигатель
1. Adamczewska J. Z. and Love C. Oxidative Stability of Lubricant Measured by PDSC CEC L-85-T-99 Test Procedure // Journal of Thermal Analysis and Calorimetry. 2005. №80. Pp.753-759.
2. Semin A. R. and Rosli A. B. Combustion Temperature Effect of Diesel Engine Convert to Compressed Natural Gas Engine. // American Journal of Engineering and Applied Sciences. 2009. № 2. Pp. 212-216.
3. Owranga F., Mattsson H., Olsson J., and Pedersen J. Investigation of Oxidation of a Mineral and a Synthetic Engine Oil. // Thermochimica Acta. 2004. №413. pp 241-248.
4. Шалыгин М. Г., Буяновский И. А., Самусенко В. Д., Ващишина А. П. Трибологические свойства полужидкого смазочного материала с присадками поверхностно-активных веществ // Трение и износ. 2023. Т. 44, № 5. С. 418-426. - DOIhttps://doi.org/10.32864/0202-4977-2023-44-5-418-426.
5. Totten G.E., Westbrook S.R., Shah R.J. Fuels and Lubricants Handbook: Technology, Properties, Performance, and Testing. ASTM International, Copyright by ASTM. 2014, ISBN of 978-0-8031-4551-1. 1087 р.
6. M. Diaby, M. Sablier, A. Le Negrate, M. El Fassi, and J. Bocquet. Understanding carbonaceous deposit formation resulting from engine oil degradation // Carbon. 2009. №47(2). P. 355-366.
7. Тихомиров В.П., Измеров М.А., Кузнецов С.В., Горностаева А.Г. Трение металл-металлических поверхностей // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2022. № 3 (129). С. 40-48.
8. Шалыгин М. Г. Наукоемкая технология уменьшения водородного изнашивания рабочих поверхностей трения / М. Г. Шалыгин // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2016. № 10(64). С. 3-6.