ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ И ПРОТИВОИЗНОСНЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ПО ЗАВЕРШЕНИИ ПРОЦЕССА ЭКСПЛУАТАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследованы вязкостные свойства моторного масла в зависимости от температуры до и после замены на современных отечественных автомобилях бензинового и дизельного типа, определение спектральных характеристик и рентгено-флуоресцентный анализ частиц износа после пробега. Оценена степень вязкости полусинтетических масел двух типов. Масла были охлаждены и нагреты до 150 °C. Использовался цифровой вискозиметр, динамическая вязкость всех масел уменьшалась с ростом температуры, что связано с процессами окисления в отработанном масле. Для оценки влияния моторного масла на работу двигателя был проведен ИК-спектрометрический анализ и определена толщина смазывающей пленки. Результаты испытаний показали качественное и количественное изменение характеристических частот нового моторного масла и отработанного после 10 000 км. Рентгено-флуоресцентный анализ дает возможность анализировать продукты износа и определять какой механизм в двигателе наиболее сильно подвержен износу. Спектральные линии имеют характерные частоты поглощения и свидетельствуют об изменении физических и химических свойств моторного масла в двигателе. Увеличение загрязнений и повышение вязкости отработанных масел связано с наличием образовавшихся примесей в процессе окисления и полимеризации базового масла. Необходимо увеличить количество образцов и пробоотбор в различные периоды эксплуатации, чтобы можно было убедиться в аналогичном эффекте на протяжении всего режима работы двигателя. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данные методы можно использовать для анализа и контроля режима работы моторных масел в двигателе, позволяющие определять механизмы износа и в дальнейшем применять соответствующие добавки в масло для повышения эксплуатационных свойств.

Ключевые слова:
масло, динамическая вязкость, трение, частицы, износ, двигатель
Список литературы

1. Adamczewska J. Z. and Love C. Oxidative Stability of Lubricant Measured by PDSC CEC L-85-T-99 Test Procedure // Journal of Thermal Analysis and Calorimetry. 2005. №80. Pp.753-759.

2. Semin A. R. and Rosli A. B. Combustion Temperature Effect of Diesel Engine Convert to Compressed Natural Gas Engine. // American Journal of Engineering and Applied Sciences. 2009. № 2. Pp. 212-216.

3. Owranga F., Mattsson H., Olsson J., and Pedersen J. Investigation of Oxidation of a Mineral and a Synthetic Engine Oil. // Thermochimica Acta. 2004. №413. pp 241-248.

4. Шалыгин М. Г., Буяновский И. А., Самусенко В. Д., Ващишина А. П. Трибологические свойства полужидкого смазочного материала с присадками поверхностно-активных веществ // Трение и износ. 2023. Т. 44, № 5. С. 418-426. - DOIhttps://doi.org/10.32864/0202-4977-2023-44-5-418-426.

5. Totten G.E., Westbrook S.R., Shah R.J. Fuels and Lubricants Handbook: Technology, Properties, Performance, and Testing. ASTM International, Copyright by ASTM. 2014, ISBN of 978-0-8031-4551-1. 1087 р.

6. M. Diaby, M. Sablier, A. Le Negrate, M. El Fassi, and J. Bocquet. Understanding carbonaceous deposit formation resulting from engine oil degradation // Carbon. 2009. №47(2). P. 355-366.

7. Тихомиров В.П., Измеров М.А., Кузнецов С.В., Горностаева А.Г. Трение металл-металлических поверхностей // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2022. № 3 (129). С. 40-48.

8. Шалыгин М. Г. Наукоемкая технология уменьшения водородного изнашивания рабочих поверхностей трения / М. Г. Шалыгин // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2016. № 10(64). С. 3-6.

Войти или Создать
* Забыли пароль?