Волгоград, Волгоградская область, Россия
Ирак
В статье изложены результаты изучения продуктивных концептуальных метафор, регулярно используемых для создания образа Ирака в региональных СМИ Германии. Метафоры характеризуются относительно их частотности, спектра актуализирующих их лексических средств, характеристик, привносимых в создаваемый портрет страны. Источники материала — региональные издания Berliner Zeitung, Aachener-Zeitung, Saarbrücker Zeitung, Münchner Merkur, Berliner Morgenpost, Tagesspiegel. Выборка включает публикации в период с 2019 г. по настоящее время. Используются контекстуальный и дефиниционный анализ, количественные подсчеты. В качестве наиболее частотных используемых метафор определены следующие (в порядке убывания продуктивности): «Ирак — живое существо», «Ирак — нецелое целое», «Ирак — место неконтролируемой силы», «Ирак — воин». Перечисленные метафоры актуализируются в публикациях немецких региональных СМИ лексическими единицами семантических полей «речемыслительная деятельность», «психическое состояние», «физическое состояние», «движение», «деление», «психические проявления», «погодные проявления», «война». Наибольшая номинативная плотность отличает персонифицирующую метафору «Ирак — живое существо»; наименьшая номинативная плотность характеризует метафору «Ирак — воин». Метафоры «Ирак — место неконтролируемой силы» и «Ирак — нецелое целое» обнаруживают схожую степень языковой детализации соответствующих концептуальных метафорических пространств, среднюю степень вариативности обозначений вводимых смысловых оттенков. К самым частотным ядерным средствам актуализации выявленных метафор нами отнесены лексические единицы leiden, Teil, toben, kämpfen. Ядерную часть формируемого в региональных немецких СМИ образа Ирака конституируют такие признаки страны как страдающий, разделенный, неистовствующий, борющийся.
региональные СМИ Германии, концептуальная метафора, образ государства, Ирак, лексические средства, номинативное поле
1. Бабкина В.А. Физиологическая метафора как средство создания образа современной России в немецких средствах массовой информации / В. А. Бабкина // Научный диалог. 2017. № 3. С. 9-18. DOI:https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-9-18.
2. Балашова Л.В. Динамическая концепция метафоры : от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики // Вестник Омского университета. 2015. № 2. С. 169-177.
3. Большаков С.Н., Бодрунова С.С. Формирование позитивного имиджа страны: политические метафоры, стереотипы и параллелизмы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. 4, № 6. С. 87-93.
4. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология [Электронный ресурс]: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. (4,4 Мб). СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 464 с.
5. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная теория концептуальной метафоры: американский и европейский варианты // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2, Ч. 1. С. 10-22.
6. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Когнитивная теория метафоры: новые горизонты // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 1 (110). С. 6-13.
7. Вражнова И.Г. Концептуальная метафора как средство формирования отрицательного образа государства (на материале британских печатных СМИ) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов VII Международной конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (25-27 февраля 2015 года). Саратов: ИЦ «Наука», 2015. С. 27-33.
8. Грейдина Н.Л. Метафоризация медийного образа России (на материале английского языка) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2023. - Т. 12, № 2. - С. 94-98. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2587-9103-2023-12-2-94-98.
9. Иордан К.С., Семенова Е.В. Концептуальная метафора как средство создания образа страны в американском политическом дискурсе // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2016. Т. 7, № 7. С. 228-233.
10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва: Гнозис, 2004. 390 с.
11. Китанина Э.А., Цзоу Т. Концептуальная метафора "китайское чудо" в цифровых медиа // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11, № 4. С. 75-80. DOIhttps://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-4-75-80.
12. Клещина Н.Н. Метафоричность образа России в американских СМИ и образа США в российских СМИ прошлого и настоящего // Власть. 2017. № 9. С. 32-36.
13. Поляков О.Ю., Полякова О.А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. 162 с.
14. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2001. 238 с.
15. Berliner Zeitung. URL: https://www.berliner-zeitung.de.
16. Berliner Morgenpost. URL: https://www.morgenpost.de
17. DWDS - Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. URL: https://www.dwds.de/.
18. Ilyushkina M., Chudinov A. Metaphorical modeling of Russia's image in the mass media: the case of American press // Язык и культура. 2019. № 45. С. 20-30.
19. M.Merkur -- Münchener Merkur. URL: https://www.merkur.de/.
20. Morgenpost - Berliner Morgenpost. URL: https://www.morgenpost.de.
21. Tagesspiegel. URL: https://www.tagesspiegel.de.