ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ИРАКА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ ГЕРМАНИИ ПОСРЕДСТВОМ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ МЕТАФОР
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье изложены результаты изучения продуктивных концептуальных метафор, регулярно используемых для создания образа Ирака в региональных СМИ Германии. Метафоры характеризуются относительно их частотности, спектра актуализирующих их лексических средств, характеристик, привносимых в создаваемый портрет страны. Источники материала — региональные издания Berliner Zeitung, Aachener-Zeitung, Saarbrücker Zeitung, Münchner Merkur, Berliner Morgenpost, Tagesspiegel. Выборка включает публикации в период с 2019 г. по настоящее время. Используются контекстуальный и дефиниционный анализ, количественные подсчеты. В качестве наиболее частотных используемых метафор определены следующие (в порядке убывания продуктивности): «Ирак — живое существо», «Ирак — нецелое целое», «Ирак — место неконтролируемой силы», «Ирак — воин». Перечисленные метафоры актуализируются в публикациях немецких региональных СМИ лексическими единицами семантических полей «речемыслительная деятельность», «психическое состояние», «физическое состояние», «движение», «деление», «психические проявления», «погодные проявления», «война». Наибольшая номинативная плотность отличает персонифицирующую метафору «Ирак — живое существо»; наименьшая номинативная плотность характеризует метафору «Ирак — воин». Метафоры «Ирак — место неконтролируемой силы» и «Ирак — нецелое целое» обнаруживают схожую степень языковой детализации соответствующих концептуальных метафорических пространств, среднюю степень вариативности обозначений вводимых смысловых оттенков. К самым частотным ядерным средствам актуализации выявленных метафор нами отнесены лексические единицы leiden, Teil, toben, kämpfen. Ядерную часть формируемого в региональных немецких СМИ образа Ирака конституируют такие признаки страны как страдающий, разделенный, неистовствующий, борющийся.

Ключевые слова:
региональные СМИ Германии, концептуальная метафора, образ государства, Ирак, лексические средства, номинативное поле
Список литературы

1. Бабкина В.А. Физиологическая метафора как средство создания образа современной России в немецких средствах массовой информации / В. А. Бабкина // Научный диалог. 2017. № 3. С. 9-18. DOI:https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-9-18.

2. Балашова Л.В. Динамическая концепция метафоры : от Аристотеля до современной когнитивной лингвистики // Вестник Омского университета. 2015. № 2. С. 169-177.

3. Большаков С.Н., Бодрунова С.С. Формирование позитивного имиджа страны: политические метафоры, стереотипы и параллелизмы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. 4, № 6. С. 87-93.

4. Будаев Э.В. Сопоставительная политическая метафорология [Электронный ресурс]: монография. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. (4,4 Мб). СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. 464 с.

5. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная теория концептуальной метафоры: американский и европейский варианты // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 2, Ч. 1. С. 10-22.

6. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Когнитивная теория метафоры: новые горизонты // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 1 (110). С. 6-13.

7. Вражнова И.Г. Концептуальная метафора как средство формирования отрицательного образа государства (на материале британских печатных СМИ) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: материалы докладов VII Международной конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (25-27 февраля 2015 года). Саратов: ИЦ «Наука», 2015. С. 27-33.

8. Грейдина Н.Л. Метафоризация медийного образа России (на материале английского языка) // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2023. - Т. 12, № 2. - С. 94-98. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2587-9103-2023-12-2-94-98.

9. Иордан К.С., Семенова Е.В. Концептуальная метафора как средство создания образа страны в американском политическом дискурсе // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2016. Т. 7, № 7. С. 228-233.

10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва: Гнозис, 2004. 390 с.

11. Китанина Э.А., Цзоу Т. Концептуальная метафора "китайское чудо" в цифровых медиа // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 11, № 4. С. 75-80. DOIhttps://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-4-75-80.

12. Клещина Н.Н. Метафоричность образа России в американских СМИ и образа США в российских СМИ прошлого и настоящего // Власть. 2017. № 9. С. 32-36.

13. Поляков О.Ю., Полякова О.А. Имагология: теоретико-методологические основы. Киров: ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013. 162 с.

14. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2001. 238 с.

15. Berliner Zeitung. URL: https://www.berliner-zeitung.de.

16. Berliner Morgenpost. URL: https://www.morgenpost.de

17. DWDS - Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. URL: https://www.dwds.de/.

18. Ilyushkina M., Chudinov A. Metaphorical modeling of Russia's image in the mass media: the case of American press // Язык и культура. 2019. № 45. С. 20-30.

19. M.Merkur -- Münchener Merkur. URL: https://www.merkur.de/.

20. Morgenpost - Berliner Morgenpost. URL: https://www.morgenpost.de.

21. Tagesspiegel. URL: https://www.tagesspiegel.de.

Войти или Создать
* Забыли пароль?