ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблематика педагогической составляющей профессионального воспитания в рамках обучения в Санкт-Петербургском университете МВД России. Целью работы является определение оптимального сценария работы преподавателя, направленного на профессиональное развитие и самоопределение, т.е. какие средства и методы воспитания, а также организационные формы занятий необходимо использовать во взаимодействии «учитель-ученик», чтобы достичь поставленной цели – формирования высокого уровня развития профессионально-нравственных качеств обучаемых. В исследовании приняли участие 102 курсанта Санкт-Петербургского университета МВД России в возрасте от 19 до 21 года. Выборка состояла из 33 юношей и 69 девушек. Анкета состояла из 9 вопросов, предполагающих открытые развернутые ответы. Обработка полученных результатов проводилась с применением контент-анализа. Курсанты выражают мнение о взаимовлиянии преподавателя-ученика на процесс обучения, отмечая также личностные особенности учащихся, которые могут препятствовать восприятию информации, формированию профессиональной самоидентификации и развитию профессионально-ориентированного мышления, и содержательный компонент преподаваемой дисциплины. Важность дисциплины «Профессиональное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России», по мнению курсантов, обусловлена прикладным значением получаемой на занятиях информации, которая необходима как в будущей служебной деятельности, так и для формирования навыков взаимодействия с однокурсниками и постоянным составом, а также более углубленного изучения служебного этикета и профессиональной этики, что также актуально в процессе адаптации к условиям обучения в ведомственной образовательной организации. Наиболее действенными формами и методами проведения занятий, по мнению курсантов, являются те, которые предполагают творческий подход к выполнению заданий, деловые игры, просмотр фильмов, выездные занятия в территориальные органы.

Ключевые слова:
профессиональное воспитание, воспитательная работа, профессионально значимые качества профессионально-ориентированное мышление, курсанты
Текст

Введение. С судьбоносным вопросом выбора профессии сталкивался в своей жизни каждый человек. По данным социологического опроса "Всероссийского центра изучения общественного мнения" (ВЦИОМ) за четырехлетний период с 2017 года по 2021 год «граждане России при выборе работы стали меньше полагаться на случай, …, больше руководствоваться своими интересами, востребованностью профессии на рынке труда, престижностью …, россияне опираются на мнение родственников, следуют семейной традиции» [1].

Самым, пожалуй, важным моментом выбора становится понимание самой сути понятия «профессия». Обратимся к Большому энциклопедическому словарю, в котором определение профессии восходит к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940): «род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования». Словосочетание «источник существования» можно понимать и как материальную необходимость нашей жизни, и как внутреннюю ценностную потребность заниматься общественно полезной деятельностью, изменяя и ракурс рассмотрения проблематики формирования профессионально важных качеств. Именно внутренняя ценностная мотивация человека будет скорее определять выбор профессий служащего типа, таких как врач, преподаватель, сотрудник органов внутренних дел, пожарный и т.д.

Как говорят в своих исследованиях М.Р. Илакавичус и Л.Т. Бородавко, «профессиональный выбор в них связан с жизненным самоопределением, с мировоззрением в большей степени, чем в другой группе профессий» [5].

Таким образом, выбор профессии служения предопределяется уровнем развития таких личностно-качественных показателей человека как альтруизм и высокий уровень морального развития, интериоризацией ответственности, мотивационной направленностью. Но и воспитательный компонент образовательного процесса, в рамках подготовки специалистов, способствующий дальнейшему формированию и развитию их профессионально значимых качеств, играет не последнюю роль.

Понятие «профессиональное воспитание», в рамках подготовки сотрудников для органов внутренних дел, вошло в педагогическую теорию в 90х годах в связи с актуализацией вопроса о повышении эффективности воспитательной работы с личным составом. Итогом этой работы стали материалы научно-практических конференций образовательных организаций МВД России, что позволило выделить профессиональное воспитание курсантов и сотрудников органов внутренних дел в качестве приоритетного направления деятельности, а также определить интегрально значимые профессионально-личностные качества специалистов [2].

Структура профессионального воспитания состоит из двух взаимосвязанных направлений, которые подразумевают становление образа «Я» как представителя профессиональной общности в иерархии профессионально-социальных ролей, и развитие служебного самосознания (степени успешности и дальнейших перспектив профессионального развития) при включении в практическую деятельность. Таким образом, воспитательная работа в органах внутренних дел нацелена на формирование и развитие гражданских, личностных и профессиональных качеств.

В своих исследованиях В.В. Зубенко и М.Н. Злобин выделили особенности, присущие учебно-воспитательному процессу в учреждениях системы МВД России, в частности, структуру целей и задач, стоящих перед преподавателем, которая кроме профессиональной подготовки специалистов, включает в себя развитие определенных качеств сотрудника [4]. Например, в трудах Т. В. Мальцевой, И. В. Ульяновой, В. К. Михайловой подготовка к будущей профессии раскрывается через основные психолого-педагогические аспекты профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России к условиям будущей оперативно-служебной деятельности в рамках реализации компетентностного подхода.[6]

Как говорит в своем исследовании Л.Т. Бородавко: «на каждом из этапов технология профессионального воспитания раскрывает целенаправленный подбор содержания и форм работы, способствующей развитию профессионально-личностных и профессионально-субъектных ориентаций курсантов» [3].

Обратимся к педагогической деятельности, связанной со спецификой подготовки специалистов органов внутренних дел воспитательного профиля, как к возможности формирования у курсантов этой специальности профессиональной самоидентификации и развития профессионально-ориентированного мышления. С.Л. Рубинштейн в своих трудах говорит о том, что «самосознание – это осознание индивидом своей физической, интеллектуальной, личностной специфики, национальной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений … не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития» [7, с. 612]. В связи с этим возникает вопрос, ставший предметом исследования статьи, каким должен быть сценарий работы преподавателя, чтобы происходило то самое профессиональное развитие и самоопределение, т.е. какие средства и методы воспитания, а также организационные формы занятий необходимо использовать во взаимодействии «учитель-ученик», чтобы достичь поставленной цели – формирования высокого уровня развития профессионально-нравственных качеств обучаемых. Как говорят в своем исследовании
М.Р. Илакавичус и Л.Т. Бородавко, «на занятии совместными усилиями педагога и обучающихся создается понимающий контекст», который повышает результативность как самого процесса обучения, так и целенаправленного формирования профессионально значимых качеств. Таким образом, создание оптимальных условий для рефлексии учеников способно послужить методическим основанием для коррекции сценария работы преподавателя. Обучающийся должен иметь возможность обозначать свою позицию, вступать в диалог с преподавателем, озвучивать имеющиеся на момент начала обучения ценностные ориентиры, так как, являясь основным объектом воздействия, ученик не должен становиться усредненной моделью, к которой применяются типовые формы и методы обучения.

Методика исследования. Исходя из обозначенной цели исследования, была составлена авторская анкета для выявления основных мнений курсантов по итогам освоения ими дисциплины «Профессиональное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России». В исследовании приняли участие 102 курсанта Санкт-Петербургского университета МВД России в возрасте от 19 до 21 года. Выборка состояла из 33 юношей и 69 девушек. Анкета состояла из 9 вопросов, предполагающих открытые развернутые ответы: «Какие трудности у Вас возникают при изучении разных дисциплин в образовательной организации», «Что для Вас важно в изучении дисциплины «Профессиональное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России». Что Вам нравится в изучении дисциплины», «Считаете ли Вы необходимой для изучения дисциплину «Профессиональное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России». Что для Вас профессиональное воспитание», «Нравится ли Вам подход к изучению дисциплины. Если не нравится, обоснуйте чем», «Каким методом преподаватель на данной дисциплине устанавливает с Вами контакт», «Какая из форм проведенных занятий по дисциплине была наиболее интересна для Вас», «Какие методы, применяемые преподавателем, были для Вас наиболее интересны», «Какое из занятий для Вас было наиболее интересно и проще для восприятия материала. Почему», «Испытываете ли Вы небольшое волнение или страх перед подготовкой к семинарскому занятию или подготовке ответа по данной дисциплине». Для оценки полученных результатов применялся контент-анализ ответов курсантов.

Результаты исследования. Анализ полученных данных позволил выделить следующие условные категории ответов:

  1. Трудности в освоении дисциплины.
  2. Важность дисциплины для становления профессиональной самоидентификации и развития профессионально-ориентированного мышления.
  3. Необходимость изучения дисциплины для будущей специальности.
  4. Формы и методы проведения занятий, способствующие успешному усвоению дисциплины.
  5. Удобная форма восприятия преподаваемого материала.

            Контент-анализ текста ответов курсантов в соответствии с выделенными категориями показал следующее процентное распределение:

  1. Курсанты отметили, что основными негативными критериями, препятствующими успешному усвоению дисциплины, являются: устаревшая информация (67% опрошенных); сложные формулировки, используемые преподавателем при разъяснении тем дисциплины (53% обучающихся); сниженная личная мотивация курсантов (70,3% ответивших); неспособность преподавателя поддерживать интерес (62% респондентов); необходимость (практическая значимость) материала для будущей деятельности (78% курсантов); недостаточная практическая ориентированность дисциплины (84% учащихся); недостаточная мотивация преподавателя (78%).
  2. Важность дисциплины для становления профессиональной самоидентификации и развития профессионально-ориентированного мышления, по мнению 62,7% обучающихся, включает в себя: прикладное значение дисциплины; значимость занятий в рамках дисциплины для получения навыков взаимодействия с однокурсниками в образовательной организации; погружение в профессиональную среду; возможность открытого диалога на занятиях; развитие мотивации к самовоспитанию; углубленное изучение требований к поведению руководителей и аттестованного личного состава, которые имеют практическую значимость для последующей воспитательной работы; развитие профессионально значимых качеств.
  3. Необходимость изучения дисциплины для будущей специальности выражается для опрошенных: в деятельности (в рамках практических занятий), развивающей профессионально значимые качества сотрудника органов внутренних дел (60,9% опрошенных отмечают необходимость отработки полученных теоретических знаний при проведении интерактивных занятий, к примеру, участие в деловой игре); в практической значимости исключительно для специальности воспитательной направленности (79% отметивших этот пункт); необходимости приобретения знаний для дальнейшего трудоустройства в образовательные организации высшего и среднего образования (54%); формировании общечеловеческих ценностей (81%).
  4. Среди форм и методов педагогического воздействия при проведении занятий, способствующих успешному усвоению дисциплины, курсанты отметили следующие: личный пример, поощрение (76%); критика действий и поступков (49,3%); соревнование (62%); творческая деятельность (80,9%); примеры из практической деятельности (80,9%); общение доступным языком (96,4%); игра, просмотр кинофильмов (79,2%); диалог (59,6%); выездные занятия (93,6%); викторина (64%).
  5. Удобная форма восприятия преподаваемого материала, по мнению 67% обучающихся, – это «живое» общение с действующими сотрудниками, дискуссия, видеолекция.

Обобщая полученные эмпирические данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Курсанты выражают закономерное мнение о взаимовлиянии преподавателя-ученика на весь процесс обучения, отмечая также личностные особенности учащихся, которые могут препятствовать восприятию информации, формированию профессиональной самоидентификации и развитию профессионально-ориентированного мышления, и содержательный компонент преподаваемой дисциплины.
  2. Важность дисциплины «Профессиональное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России», по мнению курсантов, обусловлена прикладным значением получаемой на занятиях информации, которая необходима как в будущей служебной деятельности, так и, в силу специфики преподавания дисциплины в рамках подготовки специалистов воспитательного профиля, для формирования навыков взаимодействия с однокурсниками и постоянным составом, а также более углубленного изучения служебного этикета и профессиональной этики, что также актуально в процессе адаптации к условиям обучения в ведомственной образовательной организации.
  3. Большинство опрошенных отметили, что необходимость изучения дисциплины «Профессиональное воспитание обучающихся в образовательных организациях МВД России» для будущих специалистов воспитательного профиля выражается в практической отработке полученных теоретических знаний и формировании общечеловеческих ценностей.
  4. Наиболее действенными формами и методами проведения занятий, по мнению курсантов, являются те, которые предполагают творческий подход к выполнению заданий, деловые игры, просмотр фильмов, выездные занятия в территориальные органы, где имеется возможность воочию увидеть, как работают с постоянным личным составом специалисты-воспитатели. Еще одним важным аспектом успешного освоения теоретического материала является возможность открытого диалога на занятиях, необходимого для разъяснения непонятных вопросов и возможности выразить свое мнение, тем самым, формируя способность грамотно и последовательно излагать свои мысли.

Эффективность воспитательной составляющей профессиональной подготовки в системе органов внутренних дел повышается за счет усиления связи воспитания с будущей служебной деятельностью, индивидуально-личностного подхода к обучающимся, согласованности и преемственности воспитательных традиций субъектов воспитания.

Список литературы

1. Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник» URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija (дата обращения: 17.11.2023).

2. Боровых, А. С. Профессиональное воспитание курсантов и слушателей в учебных заведениях МВД России в 1980-90-е годы : специальность 07.00.02 "Отечественная история" : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Боровых Александр Сабинович. - Санкт-Петербург, 2000. - 214 с. - EDN QDCYIL.

3. Бородавко, Л. Т. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России : специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования" : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Бородавко Леонид Трофимович. - Санкт-Петербург, 2005. - 300 с. - EDN NNPPNZ.

4. Зубенко В.В., Пахомов А.Н., Злобин М.Н. Особенности воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. № 3 (28). С. 105-107.

5. Илакавичус, М. Р. Гуманитарно-антропологические основы профессионального воспитания новых поколений в образовательных организациях МВД России / М. Р. Илакавичус, Л. Т. Бородавко // Вестник Уфимского юридического института МВД России.2023. - № 1(99). - С. 176-182. - EDN ZOPDOW.

6. Мальцева Т. В. И. В. Ульянова, В. К. Михайлова «Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России» / Т. В. Мальцева, И. В. Ульянова, В. К. Михайлова [и др.]. - Рязань, 2018. - 260 с.

7. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. С. 720.

Рецензии
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ Авторы: Башлуева Наталья Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?