сотрудник
Представленная статья направлена на исследование вопросов формирования критического мышления в процессе обучения регионоведению. Исследуется подход по изучению региона через грамотную оценку информации о нём. Анализируется современная необходимость изучения региона через работу с информацией, её отбор, проверку, анализ, оценку, умозаключения. Подготовка регионоведов с высоким уровнем критического мышления, способных ориентироваться в информационном пространстве, использовать иноязычные медиатексты, альтернативные источники информации, владеющие навыками взаимодействия с медиа, с распространёнными видами искажения информации, умеющие анализировать полученные сведения в процессе изучения региона является актуальным вектором современной системы образования. Критическое мышление изучается как необходимая характеристика личности и одно из главных умений регионоведа, требующее систематического и целенаправленного формирования в педагогическом процессе. Используются методы теоретического анализа и практической реализации формирования критического мышления в образовательном процессе. Анализ научно-образовательных подходов к формированию критического мышления выявил оптимальный путь их реализации при подготовке студентов, обучающихся по профилю регионоведения. Представлен опыт апробации, полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и наглядно свидетельствуют о действенности научно-образовательных подходов. Автор приходит к выводу, что выявленные научно-образовательные подходы способствуют целенаправленному формированию критического мышления студентов-регионоведов, повышают эффективность комплексного регионального анализа, могут быть реализованы в рамках любой обязательной дисциплины регионоведческого направления в различных типах образовательных учреждений.
критическое мышление, научно-образовательный подход, регион, регионоведение, регионовед, медиаобразование, медиа
Введение
В условиях динамично развивающихся мировых процессов, применение технологий критического мышления в деятельности регионального аналитика обеспечивает нестандартный подход к решению профессиональных задач, не имеющих шаблонов. Подготовка регионоведов с высоким уровнем критического мышления в процессе изучения региона является актуальным вектором в педагогической науке.
Но в науке отсутствуют исследования, изучающие целенаправленное формирование критического мышления в процессе обучения регионоведчиским дисциплинам, не изучена суть, контент подобной интеграции, не определены научно-образовательные подходы его формирования.
Для решения установленной проблемы необходимо рассмотреть педагогический потенциал научно-образовательных подходов к формированию критического мышления студентов-регионоведов, обосновать и оптимизировать их реализацию в процессе изучения региона, определить сущность понятия критического мышления относительно личности студента-регионоведа.
Анализ литературы по исследуемой проблеме показал отсутствие единства в определении понятия критического мышления. Учёные по-разному определяют это понятие, расставляя разные приоритеты в процессе его формирования, акцентируя разнородные его составляющие. Термин «критическое мышление» впервые был использован американским философом Джоном Дьюи (John Dewey) в 1910 г. в работе «How to think». Автор прагматической педагогики и методологии определил критическое мышление как «активное непрерывное всестороннее изучение убеждения или любой формы знания через анализ оснований в их поддержку и дальнейших выводов, к которым оно ведет [2, с. 6].
В современных информационных условиях данное понятие определяется с большим акцентом на анализ информации и её возможных искажений, например как «умение не только воспринимать информацию так таковую, но и подвергать её сомнению» [7, с. 2], «систематическая оценка информации, составление собственного убеждения или утверждения на основе логического заключения» [6, с. 4], «способность выполнять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода и разработку стратегий действий» [5, с. 585], «важный навык, который помогает людям решать проблемы и принимать обдуманные решения через анализ, оценку и синтез информации на основе обоснованного суждения [4, с. 112] .
В результате анализа исследований по интерпретации понятия критического мышления из разнообразных научных областей, различных стран, разных временных периодов, было установлено, что понятие «критическое мышление регионоведа» представляет собой умение объективно анализировать информацию об изучаемом регионе, оценивать её источники, авторов, их мотивы и делать обоснованное умозаключение на базе проведенного комплексного анализа, подтверждая или опровергая полученные данные. Данный шаг позволил выявить сущность и специфику понятия критического мышления и перейти к исследованию научно-образовательных подходов его формирования при изучении региона.
Комплексный региональный анализ требует умения работать с материалом на языке региона, осуществлять поиск альтернативных источников информации, знания основных принципов работы медиа, распространённых видов искажения информации в процессе изучения региона. В условиях новой реальности, для которой характерна высокая интенсивность информационного потока, искажение информации, информационная борьба и противостояния критическое мышление рассматривается как необходимая характеристика личности и как одно из главных умений регионоведа, требующее систематического и целенаправленного формирования в педагогическом процессе.
В этом аспекте большими возможностями обладает медиаобразование – педагогический подход, направленный на формирование критического мышления студента-регионоведа. Исследователи по-разному определяют медиаобразование, но все так или иначе исходят из определения ЮНЕСКО, которое определило его как: «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области знаний в педагогической теории и практике» [8, c. 93]. Педагогический подход является не единственным для формирования критического мышления.
В классификации Роберта Энниса для формирования критического мышления выделяется три научно-образовательных подхода: общий подход, в котором формирование критического мышления происходит вне учебных предметов, как самостоятельная дисциплина; подход интеграции и погружения, который предполагает формирование критического мышления в интеграции с обязательными образовательными предметами и смешанный подход, который представляет собой комбинацию двух предыдущих подходов [3, c. 22]. Рассматриваемая классификация является основной, на базе которой подходы и их количество оптимизируются, дополняются, меняются в зависимости от региона, научной отрасли и периода исследования [1].
Рассмотренные подходы имеют преимущества и недостатки, исследования по изучению эффективности, своих сторонников и критиков, но ни у одного из них нет статуса обязательного.
Методика исследования
Конкретизируя выявленные научно-образовательные подходы применительно к процессу формирования критического мышления студентов-регионоведов, мы определили наиболее оптимальные, отвечающие дидактическим целям и задачам регионоведческих и лингвострановедческих дисциплин: медиаобразование, интегрированное в обязательные дисциплины подготовки регионоведов. Наибольшую эффективность реализация научно-образовательных подходов приобретает в рамках регионоведческих и лингвострановедческих дисциплин, а также в ходе обучения иностранным языкам, поскольку как дисциплина иностранный язык является беспредметным и может быть наполнен любым содержательным материалом в зависимости от целей курса. В рамках выбранных дисциплин помимо содержания РПД были внедрены задачи по формированию критического мышления студентов-регионоведов. Критическое мышление формировалось на материале региона изучаемого языка – США. Разработанное нами содержание включает в себя несколько разделов, направленных на работу с информацией.
На данном этапе исследования можно заключить, что критическое мышление как необходимая характеристика личности должна формироваться целенаправленно в рамках выбранного относительно программы обучения научно-образовательного подхода. Выявив и изучив основные характеристики научно-образовательных подходов, перед нами стоит задача апробировать их на практике при подготовке студентов-регионоведов.
Для экспериментальной работы были выбраны направления подготовки 41.04.01 (АМ) «Зарубежное регионоведение» профиля «Комплексные исследования стран Азиатско-Тихоокеанского региона» и 45.03.02 (АБ) «Лингвистика» профиля «Лингвистическое обеспечение региональных исследований».
Руководствуясь принципами преемственности и последовательности с целью реализации выявленных научно-образовательных подходов к формированию критического мышления студента в учебном процессе, был выбран первый год обучения квалификации (степени) выпускника бакалавриата и магистратуры.
На начальном этапе экспериментальной работы была проведена диагностика уровня формирования критического мышления студентов, выявлен и зафиксирован их исходный уровень. Работая с иноязычным материалом о регионе, студенты показали примерно одинаковый низкий уровень критического мышления. На основании проведенной диагностики были организованы экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ) в бакалавриате и магистратуре. В ходе экспериментальной работе было задействовано 20 студентов первого курса (9 в ЭГ, 11 в КГ) в бакалавриате и 6 (3 в ЭГ, 3 в КГ) – в магистратуре.
Диагностика уровня формирования критического мышления осуществлялась по оценке заданных действий в алгоритме по работе с информацией и соответствующим компонентом личности. Подробнее в таблице 1.
Таблица 1. Исходная диагностика формирования критического мышления студентов-регионоведов
Действие |
Компоненты личности |
||
Знания |
Умения |
Отношения |
|
Поиск информации |
|
|
|
Фактчекинг |
|
|
|
Анализ |
|
|
|
Оценка |
|
|
|
Заключение |
|
|
|
В диагностике применялся метод экспертных оценок, в ходе которого анализ результатов был проведен разными преподавателями для повышения объективности результатов. Экспертами выступили преподаватели кафедры регионоведения АТР Иркутского государственного университета.
Проведенная диагностика выявила исходный уровень формирования критического мышления и необходимость проводимого исследования. Результаты исходной диагностики уровня формирования критического мышления студентов-регионоведов в начале экспериментальной работы представлены в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исходной диагностики уровня критического мышления студентов-регионоведов
Группа |
Уровень критического мышления (%) |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Бакалавриат |
Студент |
% |
Студент |
% |
Студент |
% |
ЭГ |
5 |
55,6 |
3 |
33,3 |
1 |
11.1 |
КГ |
7 |
63,6 |
3 |
27.3 |
1 |
9,1 |
Группа |
Уровень критического мышления (%) |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Магистратура |
Студент |
% |
Студент |
% |
Студент |
% |
ЭГ |
3 |
100 |
0 |
0 |
0 |
0 |
КГ |
2 |
66,7 |
1 |
33,3 |
0 |
0 |
Полученные результаты показали наличие преимущественно низкого уровня формирования критического мышления студентов-регионоведов на обеих ступенях обучения. Это подтвердило необходимость экспериментальной работы по реализации выявленных научно-образовательных подходов к формированию критического мышления при изучении регионоведения. Определив уровень формирования критического мышления студентов-регионоведов в экспериментальной группе и контрольной группе, началась экспериментальная работа по внедрению научно-образовательных подходов и формированию критического мышления студентов-регионоведов в бакалавриате и магистратуре.
Следующим шагом было рассмотрение конкретных возможностей внедрения формирования критического мышления студентов-регионоведов в учебный процесс вуза. Данная задача может быть реализована в процессе преподавания регионоведческих и лингвострановедческих дисциплин, а также в ходе обучения иностранным языкам, поскольку как дисциплина иностранный язык является беспредметным и может быть наполнен любым содержательным материалом в зависимости от целей курса. В рамках представленного исследования описываемая задача решалась в ходе обучения таким дисциплинам как: «Практических курс первого иностранного языка» (Бакалавриат), «Иностранный язык в профессиональной деятельности», (Магистратура). Анализ возможностей и особенностей данных дисциплин, показал, что данные дисциплины:
- являются обязательным образовательным курсом регионоведческого направления подготовки;
- продолжительность дисциплин более 18 недель;
- внедрение научно-образовательного подхода не препятствует выполнению дидактических задач курса.
На основании проведенного анализа мы сделали вывод, что выбранные дисциплины отвечают специфике нашего исследования, о возможности внедрения изученных на теоретическом уровне научно-образовательных подходов для формирования критического мышления студентов-регионоведов, о валидности потенциальных результатов экспериментальной работы.
Из выявленных научно-образовательных подходов, имеющихся и используемых для формирования критического мышления, оптимальным видится педагогический подход, больше известный как медиаобразование, интегрированный в выбранные дисциплины или подход интеграции и погружения по классификации Роберта Хью Энниса.
Данный выбор объясняется тем, что:
- формирование критического мышления проходит в рамках учебных дисциплин и изучается с образовательной точки зрения;
- формирование критического мышления проходит в интеграции с обязательными учебными предметами и акцентируются практические умения.
В течение первого второго семестров (36 недель) в рамках выбранных дисциплин помимо содержания РПД были внедрены задачи по формированию критического мышления студентов-регионоведов. Критическое мышление формировалось на материале региона изучаемого языка – США. Разработанное нами содержание включает в себя несколько разделов, направленных на работу с информацией:
- Fake news.
- Hoaxes.
- Conspiracy theory.
- Propaganda.
В группах бакалавриата курс был интегрирован в РПД и шёл в интеграции с темами дисциплины:
- Fake news интегрированы в тему Personalityу. Character and Appearance. Feelings and Emotions.
- Hoaxes интегрированы в тему Housing.
- Conspiracy theory интегрированы в тему Family. People’s relations.
- Propaganda интегрированы в тему Food. Meals.
В магистратуре разработанный курс вёлся в следующей интеграции:
- Post-fact интегрированы в тему Entertainment.
- Exaggeration интегрированы в тему Natural world disasters.
- Plagiarism интегрированы в тему Education.
- Double standards интегрированы в тему Job and career.
- Prejudgment интегрированы в тему Health. Medicine. Sport.
- Humbug интегрированы в тему Science and Technology.
Студенты учились работать с информацией, идентифицировать её по типам, оценивать, определять факт от мнения, оригинал от плагиата, выявлять предвзятость и ангажированность автора и источника. Изучались этапы анализа и его алгоритм, формировались умения мыслить, оценивать, рассуждать, составлять собственное мнения на основе проведенного анализа через такие задания как: Search the information, Check the fact, Identify the news и др.
Результаты эксперимента
В конце первого семестра нами была проведена промежуточная диагностика, по результатам которой прослеживалась динамика показателей. См. таблицу 3.
Таблица 3. Промежуточная диагностика уровня критического мышления студентов-регионоведов
Группа |
Уровень критического мышления (%) |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Бакалавриат |
Студент |
% |
Студент |
% |
Студент |
% |
ЭГ |
0 |
0 |
7 |
77,8 |
2 |
22,2 |
КГ |
7 |
63,6 |
4 |
36,4 |
0 |
0 |
Группа |
Уровень критического мышления (%) |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Магистратура |
Студент |
% |
Студент |
% |
Студент |
% |
ЭГ |
1 |
33,3 |
2 |
66,7 |
0 |
0 |
КГ |
2 |
66.7 |
1 |
33,3 |
0 |
0 |
Зафиксировав положительную динамику формирования критического мышления студентов-регионоведов как в бакалавриате, так и в магистратуре, мы продолжили наши интегрированные занятия во втором семестре (18 недель).
Обсуждение результатов
Критическое мышление формировалось на новостных, рекламных, научных, публицистических статьях о социальной, политической, экономической, образовательной, культурной сферах США. Использовался устный и письменный формат информации. Как итог можно отметить повышение интереса к региону, регионоведческой эрудиции, лингвистической компетенции. Для выявления уровня формирования критического мышления студентов-регионоведов была проведена итоговая диагностика, результаты которой представлены в таблице 4.
Таблица 4. Итоговая диагностика уровня критического мышления студентов-регионоведов
Группа |
Уровень критического мышления (%) |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Бакалавриат |
Студент |
% |
Студент |
% |
Студент |
% |
ЭГ |
0 |
0 |
2 |
22,2 |
7 |
77,8 |
КГ |
7 |
63,6 |
4 |
36,4 |
0 |
0 |
Группа |
Уровень критического мышления (%) |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
Магистратура |
Студент |
% |
Студент |
% |
Студент |
% |
ЭГ |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
100 |
КГ |
1 |
33,3 |
2 |
66,7 |
0 |
0 |
Полученные данные показывают положительную динамику в формировании критического мышления студентов-регионоведов на обеих ступенях обучения и свидетельствуют об эффективности внедренного контента и использованных подходов, реализованных в образовательном процессе в экспериментальных группах. Высокий процент их контингента показал высокий уровень формирования критического мышления: 77,8% в бакалавриате, 100% в магистратуре. В бакалавриате средний уровень свойственен 22,2% студентов, начальный уровень не обнаружен. У контингента контрольной группы диагностирован низкий уровень 63,6%. У 36,4% студентов зафиксирован средний уровень. Высокий уровень формирования критического мышления при работе с информацией о регионе изучаемого языка не выявлен. Максимальный уровень у всего контингента в ЭГ в магистратуре может быть объяснен немногочисленностью группы, более высоким уровнем знания об изучаемом регионе, более высоким уровнем владения иностранным языком региона и большим количеством опыта. В контрольной группе зафиксирован низкий уровень 33,3% и средний 66,7%. Наибольшее затруднение у студентов в контрольной группе вызвали задания по определению фактоида. В целом для студентов контрольной группы характерно незнание алгоритма работы с информацией, видов искажения информации, умения делать объективное умозаключение на основе проведенного анализа. В то же время средний результат по критерию знания увеличился. В целом положительная динамика выявлена по всем действиям и компонентам в обеих группах, при этом в экспериментальных данная динамика намного существеннее. Достоверность различий по t-критерию Стьюдента между исходной и итоговой диагностикой в ЭГ выражена 35,3 (<0,001), в КГ 13,1 (<0,001).
Таблица 5. Динамика формирования критического мышления студентов-регионоведов (n=51)
Группа |
Статистический показатель |
Исходная диагностика |
Промежуточная диагностика |
Итоговая диагностика |
Достоверность различий по t-критерию Стьюдента (t;p) |
||
1-2 |
2-3 |
1-3 |
|||||
Экспериментальная |
х |
4,6 |
34,1 |
65,1 |
9,3 < 0,001 |
12,2 < 0,001 |
35,3 <0,001 |
m |
1,2 |
2,3 |
1,4 |
||||
Контрольная |
х |
4,8 |
10,2 |
30,5 |
2,4 >0,001 |
8,74 > 0,001 |
13,1 >0,001 |
m |
1,3 |
2,1 |
1,3 |
Оценка результатов всех диагностик наглядно показывает значительное увеличение уровня формирования критического мышления студентов-регионоведов. Полученные данные позволяют говорить о необходимости и эффективности организованной, целенаправленной и систематической работе по формированию критического мышления в процессе обучения регионоведению в рамках изученных и опробованных научно-образовательных подходах.
Выводы
Таким образом, можно заключить, что:
Эффективным научно-образовательным подходом формирования критического мышления студент-регионоведа определён педагогический подход (Медиаобразование), интегрированный в обязательные дисциплины студентов-регионоведов.
Выявленные научно-образовательные подходы к формированию критического мышления способствуют целенаправленному формированию критического мышления студентов-регионоведов.
Целенаправленное формирование критического мышления студентов-регионоведов повышает эффективность комплексного регионального анализа.
Полученные результаты экспериментальной работы наглядно демонстрируют действенность выявленных научно-образовательных подходов и целенаправленного формирования критического мышления студентов регионоведов.
Практическая значимость работы заключается в возможности реализации выявленных научно-образовательных подходов к формированию критического мышления в процессе обучения любой дисциплине регионоведческого направления в различных типах образовательных учреждений.
1. Хлызова Н.Ю., Кузнецова О.В. Научно-образовательные подходы к формированию критического мышления у регионоведов в АТР /VI Готлибовские чтения: Востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона : материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск, 6-8 декабря 2022 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; СИ РАН ФНИСЦ РАН ; [отв. ред. Е. Ф. Серебренникова]. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - С. 518-528.
2. Dewey J. How we think. Chicago: D. C Heath & Co Publishers, 1910. p. 240.
3. Ennis R.H. The degree to which critical thinking is subject specific: Clarification and needed research // The generalizability of critical thinking: Multiple perspectives on an educational ideal (S. P. Norris (Ed.),). - New York, NY: Teachers College Press, 1992. pp. 21-37.
4. Jeong H.S. Media Literacy in South Korea / Hyeon-Seon Jeong, Jiwon Yoon, Amie Kim // AOC, UNESCO, European Commission, Comunicar, 2019 pp.111-125.
5. Kuznetsova O.V. National and global issues in critical thinking development at regional studies / O. V. Kuznetsova, Yu. B. Dyundik, M. V. Novoselova, N. Yu. Khlyzova, A. V. Chaykisova // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. NININS 2020 International Scientific Forum «National Interest, National Identity and National Security» pp. 582-589.
6. MacDonald Ch., Vaughn L. The power of critical thinking. - Oxford University press, 2019. 522 p.
7. Solihati N., Hikmat A. Critical Thinking Tasks Manifested in Indonesian Language Textbooks for Senior Secondary Students // SAGE. - 2018. - P. 1-8.
8. UNESCO. Declaration on Media Education. In L. Masterman (Ed.), Teaching the Media. - London: Comedia, 1982. P. 340-341.