ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Асоциальное поведение несовершеннолетних является проблемой, которая проецируется на современное время, но глубинные ее причины находят свое отражение в каждом историческом периоде, начиная с дореволюционного. Тяжелые жизненные условия беспризорных и безнадзорных детей, подростков юношей вынуждают идти на крайние меры, заниматься попрошайничеством, совершать преступления. Именно исторический опыт способен разъяснить педагогические аспекты профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, поскольку в каждую эпоху предлагалось соответствующее содержание и инструментарий, основанные на актуальных для конкретного времени педагогических подходах, являющихся важными основаниями для развития предупредительных мер в отношении социально-педагогического явления «неблагополучия». Исторический анализ способствует выявлению как неэффективных методов воспитания, так и удачных практик, что в последствии позволит использовать успешный опыт и не совершать ошибок прошлого. В статье рассмотрены ключевые административные решения и педагогические методы, которые были в России, в разные исторические периоды, с акцентом на дореволюционный и советский периоды. Приводится анализ исторических источников, педагогической литературы, юридических документов с целью исследования мер борьбы и профилактики с асоциальным поведением среди детей и подростков. Гипотезу настоящего исследования составляет возможность использования практического опыта прошлых исторических периодов в современное время.

Ключевые слова:
асоциальное поведение, несовершеннолетние, педагогический анализ, историческая ретроспектива, подростковая преступность
Текст

Введение. Асоциальному поведению несовершеннолетних уделяется серьезное внимание в различных направлениях научных исследований в педагогике и психологии, в социальной педагогике, в коррекционной педагогике и психологии, в пенитенциарной педагогике и психологии. Исследователи дают разные трактовки указанному термину, однако, они единодушны в том, что это отклоняющееся от нормы поведение несовершеннолетних. Соглашаясь с целым рядом авторов, среди которых З.К. Давлетбаева, Е.М. Змановская, С.А. Беличева, И.С. Скляренко и др., полагаем, асоциальное поведение несовершеннолетних следует рассматривать, как их неспособность устанавливать прочные социальные связи, нежелание придерживаться принятых в обществе норм поведения, выполнять свои обязанности, низкий уровень чувства вины и стыда даже за самые неблаговидные поступки, лояльности по отношению к другим людям [4, 21].

Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних является одной из ключевых задач воспитательной системы любого исторического периода [19,20]. Педагогический анализ профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в исторической ретроспективе позволяет оценить эффективность различных подходов к этой проблеме и выявить основные тенденции в становлении профилактической работы с несовершеннолетними, которые будут целесообразны в настоящее время. В истории развития нашего государства возможно выделения нескольких периодов становления профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. Вероятны, как минимум четыре таких периода (максимальное же количество сложно ограничить): 1 период - дореволюционный до 1917 (конец 19 века – начало 20 века); 2 период - Советское государство (1917-1991); 3 период - переходный (1991-2000); 4 период - современный этап развития страны (с 2000 г. по настоящее время).

Далее рассмотрим названные исторические периоды, остановившись более подробно на первых двух периодах.

Изложение основного материала исследования.

Впервые о беспризорных и безнадзорных детях в Российской Империи задумался Император Петр I. По его распоряжению дети-сироты были отданы на попечение богаделен, при этом магистратам надлежало исполнять устройство детей-сирот под опеку в семьи. Указом от 14 ноября 1715 года Петр I велел строить специальные госпитали, в которых следовало размещать детей, рожденных вне брака. В целом Император привлек внимание
к проблеме детей-сирот и оказал содействие в отношении предоставления им помощи от государства. К сожалению, после смерти Петр I этот вопрос долгое время оставался без должного участия [2].

Дореволюционный период (конец 19 века до 1917 года) характеризуется целым рядом принятых в государстве документов, касающихся несовершеннолетних правонарушителей и профилактики их преступности: Закон № 14233 «О малолетних и несовершеннолетних преступниках» (1897 г.), Закон «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних» (1909 г.), постановление Санкт-Петербургской Городской Думы и столичный мировой съезд (1910 г.), Полицейский устав (1911 г.). Асоциальное поведение несовершеннолетних в дореволюционный период было вызвано, прежде всего, бедностью населения, отсутствием возможности получения образования, недоступность социального роста, отсутствие социальной помощи нуждающимся семьям, Первая мировая война, неразвитая медицина, эпидемии инфекционных болезней, приводящие к сиротству несовершеннолетних по причине смерти родителей. В конце 19 века в Российской империи вводится Закон № 14233 «О малолетних и несовершеннолетних преступниках» (от 2 июля 1897 года), устанавливающий некоторые возрастные и ограничительные требования для несовершеннолетних преступников, которые так или иначе учитывали гуманистический педагогический подход. Так, например: дети до 10 лет не могли быть осуждены по закону. Максимальный срок осуждения детей от 10 до 14 лет составил 5 лет, в то время как юношей от 14 до 17 лет на срок до 12 лет. Однако несовершеннолетние от 14 до 17 лет не могли быть осуждены на срок более чем 12 лет. В этом законе указывалось, что содержание несовершеннолетних должно осуществляться отдельно от взрослых. Это делалось для того, чтобы взрослые преступники не оказывали отрицательного влияние на несформировавшиеся личности несовершеннолетних, что является элементом профилактики. Кроме того, необходимы специализированные помещения для несовершеннолетних отличные от традиционных тюрем. [16].

Отделение в этот период времени несовершеннолетних преступников от взрослых (состоявшихся личностей) во всех смыслах, безусловно, демонстрирует учет педагогических аспектов в юриспруденции.

Здесь же говорилось, что по решению суда несовершеннолетние могут быть направлены в специализированные исправительные учреждения, в монастыри или отданы на попечение родителям или другим лицам, изъявившим согласие [16]. Практика размещения несовершеннолетних в монастырях представляла собой несоответствие исправительным мерам, поскольку монастырив первую очередь, преследовали цель накормить и одеть сирот, «приспособить к различным работам», воспитывать их в богобоязни, послушания власти имущих, а не коррекции поведения и профилактики асоциальных действий.

Решение о попечении оказалось неэффективным особенно в отношении несовершеннолетних, которые неоднократно представали перед судом, также возникали трудности в поиске надежных попечителей. Наилучшим вариантом было помещение несовершеннолетних преступников в специализированные воспитательно-исправительные учреждения. На момент вступления в силу закона таких учреждений не хватало, их вместимость составляла 400 человек, число осужденных при этом насчитывало более 4000 несовершеннолетних [12].

Реализация закона 1897 года выявила его недостаточную проработку, тем не менее благодаря данному закону была заложена мысль о необходимости гуманистического отношения к несовершеннолетним правонарушителям, государственные власти впервые обратили внимание на воспитание, изменение поведения детей и подростков в качестве альтернативы карательным мерам и наказаниям. В рассматриваемый период времени конец 19 века до 1917 года были открыты и проводили работу специальные учреждения  - исправительные приюты, которые представляли собой земледельческоремесленные колонии, приюты со школами садоводства, огородничества, пчеловодства и хмелеводства, или городские ремесленные приюты [17].

Среди исправительных приютов особое место занимал Рукавишниковский приют (официальное название - Московский исправительный ремесленный приют для малолетних преступников). Это учреждение функционировало с 1878 по 1920 годы в городе Москве [14], работа приюта была направлена на воспитание малолетних преступников, учреждение финансировалось в основном за счет средств Городской думы и Земства. В приют поступали малолетние преступники в возрасте до 15 лет по распределению из московских судов со сроком пребывания от 3 лет. Подавляющее число обитателей приюта составляли дети и подростки из крестьянских и мещанских семей, если воспитанник достигал совершеннолетнего возраста, он должен был покинуть приют.

Система Н.В. Рукавишникова предусматривала отсутствие телесных наказаний, чёткий режим и систематический труд, который включал в себя следующие правила для воспитанников. Все воспитанники были поделены на 4 категории в зависимости от их нравственной деградации, которая определялась в результате контрольного испытания при поступлении в приют. Деятельность воспитанников была поделена на трудовую и обучающую, существовала система наказаний за проступки и система поощрений за хорошее поведение.
За незначительные дисциплинарные проступки воспитанников ограничивали в еде или ставили к стене, за более серьезные - отправляли в карцер, после попытки побега контроль за воспитанником ужесточался. Хорошее поведение вознаграждалось, уменьшением надзорных мер, повышением разряда или отпуском, состоящим из 7 часов. При уходе из приюта воспитаннику предоставлялась одежда, инструмент для работы, денежные средства на первое время, в течение трех лет после выхода на свободу воспитаннику следовало патронироваться в приюте.

Педагогические инструменты приюта охватывали трудовую терапию, профориентационную работу, обучение наукам, социальные тренинги, менторство. Во время трудовой терапии воспитанникам прививали уважение к труду, они работали в мастерских или в саду и огороде. При работе в мастерских воспитанники в зависимости от способностей могли освоить новую профессию, заработать, т. к. после освобождения из приюта им выплачивалось 33 % от реализации товаров, которые они произвели. Обучение школьным предметам таким как русский язык, математика, история, закон Божий повышало общий культурный и нравственный уровень воспитанников. Также с воспитанниками проводились нравоучительные беседы, внушались нормы и правила одобряемого социального поведения. После ухода из приюта для воспитанников организовывалось менторство благодаря которому количество рецидивов среди воспитанников составляло только 6-9 % от общего числа всех выпускников приюта [7].

Безусловно, здесь просматриваются профилактические меры асоциального поведения несовершеннолетних, заключающиеся в приобщении к честному труду, в поощрении соблюдения правил поведения и контроле за рецидивами антиобщественных действий. 

Закон Российской империи от 19 апреля 1909 года «О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних», утвержденный и одобренный Государственным Советом и Государственною Думой, впервые установил требования к воспитательно-исправительным заведениям, ранее такие заведения работали по собственно разработанным правилам и уставам [22]. Согласно закону, в воспитательно-исправительные заведения могли помещаться следующие категории детей и подростков в возрасте от 10 до 17 лет: осужденные за совершение преступления, обвиняемые и подсудимые, бездомные и нищенствующие, занимающиеся бродяжничеством, отдаваемые в учреждение по согласованию с родителями. Законом было установлено умственное, физическое, нравственное, религиозное развитие таких детей и подростков; получение ими общего образования и профессиональных навыков в рамках пребывания в воспитательно-исправительном учреждении для последующего трудоустройства [13].

По утверждению В.И. Игнатенко к 1900 г. в России появилось 45 исправительных учреждений для несовершеннолетних, которые в городах носили название приютов, а в сельской местности – земледельческих колоний. Одним из самых крупных учреждений считалась Петербургская колония, рассчитанная на 200 человек [5].

С 1 января 1910 года постановлением Санкт-Петербургской Городской Думы и столичным мировым съездом было решено сделать рассмотрение дел о малолетних и несовершеннолетних обособленными, создав для этих целей специальную камеру и назначив мирового судью в качестве ответственного за разбирательства по делам. Особенностью таких судов являлся неформальный подход к процессу слушания дела – на суде отсутствовали защита и обвинение, само заседание проходило в форме, приближенной к беседе. При рассмотрении дел отсутствовал элемент публичности – во время суда присутствовали только судья, подсудимый, его родители или опекуны. Мерой наказания на таких судах, как правило, избиралась передача детей и подростков на перевоспитание специальным благонадежным попечителям. В задачу попечителя входило оказание помощи детям и подросткам, которая заключалась в содействии по предоставлению жилья, питания, одежды, медицинской помощи, по восстановлению документов, поиску родственников, создание условий для честного труда. Попечитель складывал свои полномочия в отношении воспитанника, когда тот начинал стабильно демонстрировать хорошее поведение и желание трудиться. [19]

По материалам И.В. Синовой около 90 % судов осуществлялось в отношении детей и подростков, происходивших из бедных семей. На практике детский суд выполнял социальную функцию, он поддерживал детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, которые волею судьбы оказались втянуты в криминальную среду, но еще не совершили преступления, а также тех, которые уже были отмечены в преступной деятельности. [18]

Мы не без оснований полагаем, что законодательные меры, реализованные в Российской империи касательно малолетних и несовершеннолетних преступников, опираются на определенные аксиологические принципы Полицейского устава, над которым работала комиссия по преобразованию полиции в 1911 году. В соответствии со статьей 159 Полицейского устава подчеркивалось, что нищенствование и бродяжничество в городах и селах во всех общественных местах и на мероприятиях было запрещено, наряду с этим прошение милостыни в обстоятельствах, связанных с нежеланием работать, с вызывающим поведением, с целью обмана подвергалось наказанию. Все это определяло такие ценности как труд, правдивость, уважение к людям, должностным лицам, к обществу и закону. Согласно статье 167 Полицейского устава в обязанности полиции было вверено отслеживание появления несовершеннолетних вблизи притонов разврата. 
В целом полиция обязана была следить за моральным поведением детей и подростков и предупреждать риски возникновения преступных факторов по отношению к ним [3]. Конкретизирующие выдержки указывают на осуществление полицией воспитательной и профилактической функции.

Таким образом, профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в дореволюционный период включала в себя административную деятельность, направленную на создание воспитательно-исправительных учреждений (исправительных приютов); воспитательную деятельность, которая заключалась в профилактике, перевоспитании и противодействии рецидивов несовершеннолетних с асоциальным поведением.

Следующий обозначенный нами период – период Советского государства (1917-1991) характеризуется систематической, планомерной работой с несовершеннолетними правонарушителями, построенной на идеологических основаниях. Масштабные политические изменения, относящиеся к периоду Октябрьской революции и гражданской войны, стали причиной упразднения системы профилактики и борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, которая начала формироваться в царской России. Как утверждают Р.У. Арифулина, Л.В. Белогорская Государственный переворот фактически стал причиной увеличения количества детей и подростков, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, вовлеченных преступную деятельность. К примеру, по некоторым источникам количество беспризорных в 1923 году составило 7 млн. человек [1].

Нельзя не согласиться с Р.Г. Межибовской о том, что помимо политических причин увеличению беспризорности способствовали: социальные причины – войны, революции, смена власти привели к распаду семей, к смерти рабочих и разорению крестьян в результате которых увеличилось количество сирот и беспризорных детей; нравственные причины – произошло разрушение старых основ и моральных ценностей, которые повлияли на разобщение людей между собой, потерю жизненных ориентиров, в том числе на отказ родителей и родственников от детей; экономические причины – отсутствие рабочих мест, разорение, безденежье, голод, криминогенная обстановка привели к отказу от детей и оставлению их на улице; законодательство – старое законодательство утратило свою силу, при этом новое законодательство в соответствии с действующей идеологией еще не было сформировано [10].

Осенью 1918 года по инициативе писателя, журналиста и общественного деятеля В.Г. Короленко СНК РСФСР учредил независимую общественную организацию- «Лига спасения детей». Её возглавили Е.Д. Кускова, врач Н.М. Кишкин, Л.А. Тарасович и другие. В течение года Лига создала 14 детских колоний, несколько детских садов и клубов, а также один санаторий для детей в Москве. В учреждениях, открытых Лигой, особое внимание уделялось индивидуальному воспитанию ребёнка. Обычно это были небольшие 2—3 комнатные квартиры, принимающие не более 25—30 детей. С 1921 года все заведения Лиги перешли в распоряжение Московского отдела народного образования. Ещё одной подобной организацией был Совет защиты детей под председательством наркома просвещения А. В. Луначарского.

Лига разработала свой устав, в котором отражались социальные, юридические и педагогические цели ее деятельности. Прежде всего, это спасение детей от голода и забота о брошенных, бесприютных детях. Затем решение проблем их правового и социального положения. И наконец, содействие их физическому, умственному и нравственному воспитанию.

Весьма убедительно обосновывается аксиологический фактор создания Лиги в следующем тезисе В.Г. Короленко. Он замечает: «…под лозунги разносторонней вражды, классовой, сословной, политической и национальной, нашлась общечеловеческая нить, связавшая людей разных лагерей, разных классов и национальностей на общем чувстве сострадания и любви к детям. Эта нить человечности и сочувствия не должна прерваться. Я верю, что ей суждено только крепнуть»[26]. Безусловно, речь идет о ценности жизни ребенка, о его праве на достойную жизнь, которое включает среди прочего заботу о его воспитании и обучении.

Нельзя обойти вниманием школу-коммуну им. Лепешинского, руководимую М.М. Пистраком с 1918 по 1931 год, представлявшую собой интернат, в котором воспитанников готовили к будущей трудовой деятельности на производстве в соответствии с идеологией коммунизма [6,8].

В 1920-м по губерниям рассылается постановление Наркомата образования, где указывается на необходимость лечения беспризорников, введения специальной детской милиции, организации приемников. Так, по поручению Полтавского Губнаробраза в 1920 году в селе Ковалевка, Полтавской губернии, Украинской ССР создается колония для беспризорников и несовершеннолетних правонарушителей, возглавляемая А.С. Макаренко.
В 1921 году ей присваивается имя М. Горького и ее официальным названием становится - Полтавская детская трудовая колония имени М. Горького. В колонии реализовывались новые педагогические принципы, на которых строилось воспитание и обучение несовершеннолетних с асоциальным поведением, разработанные А.С. Макаренко. По мнению педагога такое поведение вызвано, в первую очередь, эгоистическими побуждениями, поэтому приобщение их к работе в коллективе (в сводном отряде) ведет к социальной адаптации и правомерному поведению. В 1926 году колония территориально переводится в Куряжский монастырь, Харьковской области (губерния переименовано в область в 1925 году). Затем в 1927 году образована коммуна им. Дзержинского в поселке Новый Харьков, руководимая А.С. Макаренко до 1935 года А.С. Макаренко внес значимый вклад в педагогическую науку и практику Советского периода. Его идея педагогической системы исправления несовершеннолетних нарушителей и социализации их в новое общество посредством трудового воспитания в коллективе получила признание в отечественной и мировой науке. [23].

Приблизительно в это же время (1920˗1925 гг.) в Петрограде В.Н. Сорока-Росинский возглавил «Школу-коммуну им. Ф.М. Достоевского» (принятая аббревиатура - ШКИД) для трудных подростков. В школе использовался разный педагогический инструментарий такой, как подготовка, проведение и участие в различного рода мероприятиях общественного характера в рамках воспитательной работы, посещение экскурсий, литературные занятия, театральный кружок. Кроме того, выявлялись и учитывались в педагогической работе психологические особенности учеников. Особое значение придавалось налаживанию обучения и организации внеурочной деятельности [11].

В конце 1920 года ситуация по беспризорности детей стала носить беспрецедентный, критический характер, поэтому 10 февраля 1921 года государственными органами было принято решение о создании Комиссии по улучшению жизни детей при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (Деткомиссия при ВЦИК). Председателем Деткомиссии был назначен Ф.Э. Дзержинский, который также являлся председателем Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК), в 1930 году эту должность стал занимать врач и советский партийный деятель Н.А. Семашко. В задачи Деткомиссии при ВЦИК входили: оказание содействия организациям, работа которых сопряжена с защитой и охраной беспризорных детей – предоставление продуктов питания, жилых отапливаемых помещений, одежды и обуви; контроль за исполнением законодательства в отношении беспризорных детей, создание требований и постановлений касательно помощи беспризорным детям. Деткомиссия оказала помощь в создании детдомов и трудовых колоний по всей территории государства, при этом местные комиссии были наделены возможностью самостоятельно принимать решения по вопросам борьбы с детским неблагополучием. Беспризорных детей разыскивали, отправляли в специальные учреждения, возвращали родителям или родственникам, направляли под опеку в рабочие и крестьянские семьи для трудового воспитания, подростков с 14 лет трудоустраивали [3].

Согласно Постановлению СНК и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» были определены следующие типы детских учреждений. Во-первых, детские дома нормального типа для детей, лишенных средств к существованию (беспризорников), а также детские дома, содержащиеся на средства родителей, и детские дома для трудновоспитуемых. Они находились в ведении наркомпросов союзных республик, которые в обязательном порядке должны разработать правила внутреннего распорядка в детских домах. Во-вторых, специальные детские дома для детей, которые нуждались в длительном лечении. Ими ведали наркомздравы союзных республик. В-третьих, специальные детские дома для инвалидов-детей. Относились к наркомсобесам союзных республик. И, наконец, изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители для несовершеннолетних преступников находились в подчинении Наркомвнудела СССР. [25]

Положения постановления опираются на педагогические подходы, учитываются воспитательные направления и педагогический инструментарий (методы, формы, средства). В тексте постановления ярко выражен дифференцированный подход к воспитанию и обучению несовершеннолетних. В частности говорится, что следует пересмотреть контингент воспитанников детских учреждений и освободить их от переростков, несовершеннолетних старше 14 лет. Таких ребят необходимо определить в школы ФЗУ, совхозучи, на промышленные предприятия, в совхозы, МТС, колхозы для работы и обучения в производственных бригадах. Причем, руководители предприятий, совхозов, МТС должным принимать на работу всех направляемых и обеспечивать жильем.

Среди воспитательных направлений выделяется трудовое воспитание и культурно-просветительное, которые, в тоже время, можно рассматривать воспитательными средствами (идеальные и материальные объекты, способствующие достижению воспитательных целей). Касаемо трудового воспитания, в разделе 4 постановления заявляется о необходимости отвести детским домам (и сельских местностях, и в небольших городах), земельные участки. Такие участки предназначены для разведения садов, огородов, ягодников, посевов продовольственных культур, животноводческого хозяйства и обработки, и ухода самими воспитанниками.

В разделе 5, постановления говорится о культурно-просветительной работе и обязательности разных структурных подразделений усилить наблюдение за детской литературой, кинофильмами и не допускать литературы и фильмов, оказывающих вредное влияние на детей, например, приключения уголовных преступников и т. п. Безусловно, литература и кино, являлись и являются воспитательными средствами мощность, которых была выявлена и оценена, несмотря на их становление и развитие в указанный период.

Нельзя обойти внимание еще два раздела постановления. Это шефская работа и работа с родителями, разделы, имеющие социально-педагогический характер, демонстрирующие реализацию поставленных целей по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью во взаимодействии с социальными институтами, такими как институт партии, институт предприятий, организаций, сельского хозяйства, институт семьи. Речь шла о развертывании шефской работы со стороны рабочих организаций, предприятий, колхозов, совхозов над детскими домами и трудколониями. Создание специальных наблюдательных советов из представителей этих организаций для обеспечения постоянного общественного контроля за состоянием детских домов и выявления для них существенной помощи.

В разделе «работа с родителями» отмечалось усиление ответственности родителей за воспитание своих детей. Здесь речь шла об ответственности и мерах административного характера, но сам факт включения такой работы в постановление, говорит о многом, о важности этого направления. Анализируя данное постановление, вполне определённо просматривается и педагогический инструментарий, которому придавалось, в тот период, важнейшее значение. Так, указывались методы воспитания, в приемниках-распределителях – это должное установление строгой дисциплины, а в детских домах и колониях, в соответствии с возрастом, правила внутреннего распорядка и трудовой режим. Уточнялось, трудовой режим обеспечит привитие детям трудовых навыков и овладение определенной профессией. Причем, овладение профессией должно было состояться к моменту выхода из детского дома или колонии. Совершенно определенно в постановлении оговаривались формы обучения несовершеннолетних. Это работа в мастерских, созданных при детских домах и колониях, а также производственная практика на предприятиях.

Существенными педагогическими методами, упомянутыми в постановлении являются методы наказания и поощрения, причем как материального, так и нематериального. Указывается, метод поощрения следует применять за хорошее поведение воспитанников, метод материального поощрения, по отношению к наиболее отличившимся ребятам в работе и в изучении профессии. Метод наказания уместен за совершенные проступки. В целом в 1920-1935 годы в СССР появился ряд органов государственной власти таких как Наркомпрос, Наркомздрав, Наркомсобес, НКВД РСФС, отвечающих в определенной степени за создание безопасной, благоприятной среды для развития детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. По сути, это и была попытка поставить профилактику асоциального поведения несовершеннолетних на государственный уровень. Однако ни один из названных органов не был всецело предназначен для решения «детского вопроса», что в конечном счете оказалось неэффективным на практике.

Обращая внимание на педагогическую составляющую, советское правительство, в первую очередь, делало акцент на трудовую деятельность, стремясь воспитать из неблагополучных детей и подростков будущих рабочих и крестьян, передовиков производства и сельского хозяйства, что соответствовало коммунистической идеологии [24]. Приказом НКВД СССР от 7 июня 1935 г. № 071 в милиции впервые появились сотрудники, занимающиеся делами несовершеннолетних, в то же самое время во всех республиках и областях были созданы специализированные отделения, занимающиеся контролем за детскими воспитательными организациями.

События Великой отечественной войны снова обострили проблему детского беспризорничества. С целью противодействия беспризорности вышло постановление СНК СССР от 23 июня 1942 г. «Об устройстве детей оставшихся без родителей», согласно которому в отделениях милиции должны были открыться специальные детские комнаты, а среди сотрудников милиции необходимо было выделить специальные кадры, в обязанности которых входила борьба с детской беспризорностью, а значит и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних.

Принятое постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» (15 июля 1943 г.), представленное Советом народных комиссаров СССР было направлено на организацию детских исправительных колоний с возрастными цензом от 11 до 16 лет. В колонии помещались дети, совершившие незначительные правонарушения. Сотрудникам МВД поручалось контролировать условия проживания воспитанников в детских исправительных колониях, осуществлять мониторинг исполнения плана по трудоустройству подростков и организации необходимых условий труда на предприятиях. Кроме прочего, сотрудники МВД контролировали деятельность ОВД по борьбе с преступностью и беспризорностью среди несовершеннолетних.

Приказом МВД СССР от 5 июня 1961 г. «Об изменении организации работы по борьбе с преступностью несовершеннолетних и детской безнадзорностью» во всех управлениях милиции были организованы специальные оперативные группы по противодействию беспризорности и преступности среди несовершеннолетних. В 1977 г. Верховный совет СССР принял решение о формировании инспекций по делам несовершеннолетних, которым вверено было заниматься профилактикой преступности, асоциального поведения детей и подростков. А.И. Кисляков, Р.А. Коньков, В.В. Седых отмечают, что немногим более десяти лет в Приказе МВД СССР от 18 августа 1988 г. № 180 повествуется об оказании содействия всем подразделениям ОВД в предупредительных мерах детской и подростковой преступности [15], где также идет речь о профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.

Подводя итог краткого педагогического анализа профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в период Советского государства, нельзя не отметить три направления деятельности управленческое, характеризующееся образование органов, отвечающих и контролирующих такую деятельность, административное, предполагающее создание специальных учреждений, назначение должностных лиц для работы с несовершеннолетними и, педагогическое, включающее целевую, содержательную и инструментальные стороны в профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Переходный период (1991-2000) отличается с одной стороны ростом преступности среди несовершеннолетних, с другой - появлением воспитательных мер, направленных на защиту прав несовершеннолетних. В переходный период происходит расцвет гуманистического и становление аксиологического подходов, присущих современной педагогике, в результате чего несовершеннолетний (он же воспитанник) становится главной составляющей в системе ценностей социума [9]. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в переходный период состояла: во-первых, в реализации управленческих решений, направленных на формирование социальных служб, в функции которых входило осуществление социально-педагогической помощи беспризорным и безнадзорным; и, во-вторых, в воплощении педагогического инструментария, обусловленного гуманным отношением ко всем несовершеннолетним и психолого-педагогической поддержкой.

Отличительной особенностью современного периода развития страны (с 2000 г. по наши дни) становится стремление определить справедливое наказание за последствия асоциального поведения в условиях правовой защиты, психологической поддержки, социально-педагогической помощи и личностного развития.

Педагогический анализ профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в современный период позволил выделить административные направления, продолжающие деятельность по организации социальных служб, направленных на помощь беспризорным и безнадзорным детям, несовершеннолетним попадающим в группу социального риска (из многодетных, неполных, малообеспеченных семей) формирование досуговых центров, общественных и иных организаций по защите прав несовершеннолетних. В целом, профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом.[25] С точки зрения педагогики, исследователи практики и представители научного педагогического сообщества укрепляются в понимании значимости аксиологического подхода в профилактической работе с несовершеннолетними, характеризующимися асоциальным поведением.

Выводы.

На протяжении разных исторических периодов Российское общество сталкивалось с явлением беспризорности, связанным с асоциальным поведением и преступностью несовершеннолетних. Причинные корни этого, как правило, лежали в неотвратимых изменениях, происходящих в стране: политических, экономических, социальных. Революция 1905 и 1917 года, Первая мировая война (1914-1918 гг.), голод 30-х годов, репрессии в 37 года, Вторая мировая война, репрессии послевоенного времени, разрушение советского государства, хаос 90-х годов и современная русофобия порождали проблемы во всех сферах жизнедеятельности. Несостоятельность решений этих проблем вела к беспорядкам, безработице, к потере имущества, нищете, бандитизму, экстремизму, разгулу алкоголизма, наркомании, снижению уровня нравственности, отказу родителей от детей или лишение родительских прав. Закономерным итогом становится утрата родственных связей, распад семьи, уничтожение ее как социального института, снижении значимости, а значит массовое сиротство, детская и подростковая безнадзорность, беспризорность, преступность. Неразвитость же социальных служб и, следовательно, недостаточная со стороны государства социальная помощь, профилактическая деятельность, только усугубляли дело.

Государственные власти, общественные организации, неравнодушные люди во все времена предпринимали различные действия к решению проблем несовершеннолетних с асоциальным поведением и, что особенно важно, в целях профилактики такого поведения.

Акцентируя внимание в рассмотрении истории профилактики асоциального поведения несовершеннолетних на выделенных первых двух периодах, следует отметить, что в целом, она имела место в дореволюционной России, но отличалась эпизодичностью и фрагментарностью деятельности государственных и негосударственных институтов. Системные основания профилактики асоциального поведения несовершеннолетних берут свое начало в советский период, когда в правоохранительных органах появились инспекции по делам несовершеннолетних.

Однако исследование разных исторических периодов позволяет извлечь бесценный опыт профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, который позволит пересмотреть существующую деятельность в этой области и обогатить ее теми достижениями, которые показали свою эффективность и были признаны не только органами правопорядка, но и историей педагогики.

Список литературы

1. Арифулина Р.У. Становление системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в России / Р.У. Арифулина, Л.В. Белогорская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-1. - С. 127-133.

2. Беляева, Ю. А. Правовые меры защиты беспризорных детей и детей-сирот в имперский и революционный периоды: исторический экскурс / Ю. А. Беляева // Юристъ-Правоведъ. - 2015. - № 3(70). - С. 101-105.

3. Гинцяк Л.Ф. Становление и развитие системы профилактики правонарушений в царской России в период XIX-XX вв. (историко-правовой аспект) / Л. Ф. Гинцяк // Право и личность: история, теория, практика: Сборник научно-методических работ кафедры права, экономики и методики их преподавания Института общественных наук УрГПУ, Екатеринбург, 26 ноября 2019 года. Том Выпуск 11. - Екатеринбург: [б.и.], 2019. - С. 48-59.

4. Давлетбаева, З.К. Асоциальное поведение учащихся: виды и содержание / З.К. Давлетбаева // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14, № 2-1. - С. 137-145.

5. Игнатенко В.И. Появление и развитие воспитательно- исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных в России / В. И. Игнатенко // Человек: преступление и наказание. - 2013. - № 3(82). - С. 92-95.

6. Козлова Г.Н. Феномен политехнического воспитания в педагогической истории советского периода / Г.Н. Козлова, А.М. Кушнир // Народное образование. - 2013. - № 10(1433). - С. 68-76.

7. Кузнецова А.Н. Малолетние нищие, беспризорники, бродяги и трудовая помощь им в Москве в конце XIX - начале XX века / А. Н. Кузнецова // Вестник магистратуры. - 2022. - № 7(130). - С. 44-47.

8. Мареев, В.И. Кафедра педагогики в Ростовском педагогическом университете - от истоков до Евгении Васильевны Бондаревской / В.И. Мареев, И.Э. Куликовская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 7(120). - С. 78-85.

9. Маслов С.И. Аксиологический подход в педагогике / С.И. Маслов, Т.А. Маслова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - С. 202-212.

10. Межибовская Р.Г. Исторические аспекты правового обеспечения защиты детства в рамках борьбы с беспризорностью в период НЭПа / Р.Г. Межибовская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2010. - № 5(181). - С. 18-21.

11. Мокрова А.А. Воспитательная система В.Н. Сороки - Росинского / А.А. Мокрова, К.Д. Трубникова // Научный формат. - 2019. - № 3(3). - С. 47-51.

12. Несовершеннолетние преступники // Бердская слобода [сайт]: berdskasloboda.ru - 2021\\URL: https://berdskasloboda.ru/nesovershennoletnie-prestupniki/

13. О воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних: Высочайше утверждённый одобренный Государственным Советом и Государственной Думой закон: 19 апреля (2 мая) 1909 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. - Санкт-Петербург, 1912. - Т. 29, отд. 1. - № 31727. С. 261-266.

14. Рукавишниковский приют // Район Арбат Москвы [сайт]: arbat-msk.ru - 2023-URL :https: //arbat-msk.ru/wiki/r/4775/

15. Седых В.В. Подразделения органов внутренних дел ПДН несовершеннолетних в России: вчера, сегодня, завтра / В.В. Седых, А.И. Кисляков, Р. А. Коньков // Портрет инспектора по делам несовершеннолетних: сборник научных трудов Всероссийской конференции, Москва, 28 мая 2020 года. - Москва: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2020. - С. 260-264.

16. Свод законов Российской Империи. Том XV, ст. 137-146 // КонсультантПлюс: Классика Российского Права [сайт]: civil.consultant.ru - 1909.

17. Синова И.В. Воспитательно-исправительные заведения для несовершеннолетних на рубеже XIX-XX веков // Общество. Среда. Развитие. - 2012. - № 1(22). - С. 55-59.

18. Синова И.В. Спасайте детей, и вы не будете иметь преступников / И.В. Синова //Родина.- 2013. - № 7. - С. 133-135.

19. Скляренко И.С., Зяблова А.Г. Формирование ценностных установок у несовершеннолетних как профилактика правонарушений и основа просоциального поведения / Социально-психологические проблемы просоциального поведения современного поколения детей и молодежи: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Симферополь, 2023. С. 471-477.

20. Скляренко И.С., Чечикова И.В. Педагогические основания деятельности инспекции по делам несовершеннолетних в исторической ретроспективе первого десятилетия советской власти // Прикладная психология и педагогика. 2020. Т. 5. № 2. С. 15-27.

21. Скляренко И.С. Коррекционная педагогика: курс лекций М.: издательство МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2018.

22. Спасенников Б.А. Развитие исправительных учреждений для несовершеннолетних во второй половине XIX - начале XX вв / Б. А. Спасенников, А.М. Фумм // На пути к гражданскому обществу. - 2015. - № 4(20). - С. 10-14.

23. Федорова Е.В. "Опыт коммун" А.С. Макаренко как педагогико -правовой пример преодоления социально-правовых последствий русских революций 1917 года, связанных с предупреждением девиантного и делинквентного поведения несовершеннолетних / Е. В. Федорова // E-Scio. - 2020. - № 11(50). - С. 54-68.

24. Чебаковская А.В. Система государственного управления сферой охраны детства в 1920-1935 гг / А.В. Чебаковская // Петербургский исторический журнал. - 2018. - № 2(18). - С. 80-96.

25. Лебедева, М. Е. Проблема профилактика подростковой наркомании / М. Е. Лебедева, К. С. Коршунова // Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2023) : Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. - С. 457-461. - EDN ZLDTJL.

26. ОР РГБ, ф. 135/II, к. 17, д. 1006, л. 4 - 5. Источник: http://korolenko.lit-info.ru/korolenko/public/na-pomosch-russkim-detyam.htm


Войти или Создать
* Забыли пароль?