СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ: ПЕРЕХОД ФГОС К ФГТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Стратегические особенности становления и оптимизации кадров высшей квалификации, в условиях стремительно развивающейся государственной программы адъюнктуры/аспирантуры особое значение приобретает переход от Федеральных государственных образовательных стандартов к Федеральным государственным требованиям. Переход к федеральным государственным требованиям направлен на увеличение качества формирования научно-исследовательских компетенций адъюнктов/аспирантов в образовательных организациях высшего образования. Существующие тенденции направлены на улучшение формирования профессиональных навыков молодых специалистов. В то же время значительные изменения при возвращении к ранее существовавшим федеральным государственным требованиям охватывают аспекты регулирования научной деятельности научно-педагогических и научных кадров и закрепленных на основании внутренних нормативных актов научных руководителей. К которым тоже были закреплены соответствующие требования руководства адъюнктом/аспирантом. Оптимизация направления подготовки научно-педагогических и научных кадров в соответствии с федеральным государственным требованиям закрепляют определенные ориентиры самостоятельного функционирования образовательной организации, что дает ей большой перечень свободы действия, направленный на подготовку адъюнктов/аспирантов. Цель статьи заключается в анализе и сравнительном обобщении нормативно-правовых актов направленных на совершенствование подготовки адъюнктов/аспирантов в сфере науки и высшего образования.

Ключевые слова:
адъюнктура, аспирантура, стандарты, требования, формирование, компетенции, оптимизация, исследование, анализ, тенденции, развитие
Текст

Введение. Совершенствование кадров высшей квалификации является важным аспектом современного общества. С интенсивным развитием технологий, изменениями в экономической сфере и социокультурными трансформациями, профессиональные педагогические качества (умения и навыки) становятся все более ценными и востребованными. Развитие образовательной системы и возвращение к федеральным государственным требованиям (далее – ФГТ) в данный момент полностью не завершено, законодателю необходимо еще не раз вносить изменения, связанные с оптимизацией подготовки адъюнктов (аспирантов) [7]. Переход к ранее существовавшим ФГТ направлен на реинкарнацию научного компонента [1], который должен быть сформирован у молодого специалиста. В данной статье мы проведем анализ законодательства развития кадров высшей квалификации, определим наиболее значимые тенденции, проблемные аспекты и перспективные пути дальнейшего развития.

С 1 марта 2022 года вступили в действие Приказ Минобрнауки России от 20 октября 2021 г. № 951, Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 2122 [3]. На основании указанных нормативных актов в процесс подготовки научно-педагогических и научных кадров (далее – НПиНК) и происходит переход от Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) в ФГТ [8], тем самым, как и при любых других изменениях можно заметить ряд возникающих проблем, которые касаются как самих образовательных организаций, так и группы лиц, занимающихся контролем и обучением адъюнктов (аспирантов), так и самих НПиНК [1]. Существующие проблемы отражаются не только на нормативном регулировании или организационной составляющей, но и на психологическом уровне всего круга лиц, связанных с подготовкой молодых специалистов. 

Методика исследования. Анализируя особенности, которые существовали в структуре образования по ФГОС, мы можем заметить, что при переходе к ФГТ была упразднена возможность получения диплома (педагога-исследователя). И если в первом случае, молодые специалистыполучали ещё один диплом после окончания обучения в адъюнктуре/аспирантуре, с последующим получением статуса преподавателя, а также могли занять эту должность даже без защиты диссертационного исследования. При переходе к ФГТ указанная возможность была упразднена, тем самым желание проходить обучение заметно уменишилось, что также повлияло на снижениемотивации. Так при анализе ФНПиНК в образовательной организации высшего образования, касаемо того контингента, который не смог пройти до конца и защитить диссертацию, на примере 3-го года обучения, набора 2020 года курса – выпускников 2023 года, 3-го года обучения,выпускники 2024 года которые проходили и проходят обучение по ФГОС, а также 2-го курса набора 2022 года, 1-го года обучения, набора 2023 года, которые проходят обучение по ФГТ. Также необходимо определить причины, по которым адъюнкт/аспирант не смог защитить диссертационное исследование.

Рисунок 1 – Условное количество поступивших адъюнктов/аспирантов в образовательное учреждение высшего образования по годам

 

Результаты эксперимента. При анализеданных связанных с поступившими и актуальнымипроблемами доведения диссертационного исследования до конечного результата, и в последующем защиты, можно заметить, что из условно 40-45 поступивших по программе ФГОС около 57% по ряду причин не смогли защитить диссертацию.

Если анализировать количество поступивших по программе ФГТ в образовательных организациях высшего образования, то можно заметить, что на данный момент количество поступающих снизилось на 10-15%. В первую очередь это связано с разработкой нормативно-правовой базы образовательной организации и НПА регулирующих деятельность образовательной организации по подготовке НПиНК и проведениюисследований. Во вторую очередь важную роль играет мотивация кандидатов на поступление в адъюнктуру/аспирантуру, желание не просто получить диплом (педагога-исследователя) как это было возможно при реализации ФГОС, а защитить диссертационное исследование и получить кандидатскую степень. Также необходимо отметить, что набор 2022 года в образовательных организациях высшего образования имеет значительно меньшее число поступивших на очную форму обучения, так как набор 2022 года являлся экспериментальным во многих образовательных организациях. Начиная с 2023 года мы можем заметить положительную динамику (возвращение) к исходному количеству поступающих на очную форму обучения. Порядка 3-7% соискателей очной формы обучения не могут защитить диссертационное исследование по причинам:

• отчисления и перевод на заочную форму обучения по собственному желанию;

• отчисления по собственному желанию;

• отчисления с последующим переводом настарое место работы;

• декретный отпуск. 

Обсуждение результатов. Следовательно, мы можем заметить, что первоначальное количество человек, поступающих на очную форму обучения в адъюнктуру/аспирантуру по ФГОС растет с последующим годом. При переходе на ФГТ происходит значительное снижение количества поступающих. Это связано с подготовкой образовательной организации ко вступившим в силу изменениям и разработкам, а в последующем приведению всех методических и организационных материалов к использованию.

При переходе ФГОС в ФГТ первостепенно образовательным организациям необходимо подготовить соответствующий пакет внутренних нормативных актов (документов), после чего происходит разработка методических материалов, прорабатывается построение учебного процесса, который в данный момент может иметь различие в каждой образовательной организации. По данному аспекту существует множество негативных точек зрения ученых, которые считают, что необходимо осуществлять образовательный процесс по единой программе, чтобы систематизировать и закрепить единый перечень изучаемых предметов для определенных вузов по направлению их специфики подготовки. Также существуют и положительные точки зрения ученых, которые считают, что обучение, построенное индивидуально образовательной организацией, в последующем должно соответствовать требованиям гибкого и эффективного не стандартизированного образования положительно скажется на развитии НПиНК. Тем самым, мы можем понять, что после перехода к ФГТ должно пройти не определенное количество времени для систематизации и правильного функционирования системы подготовки НПиНК. Необходимо отметить, что при каждом изменении и трансформации наряду с отрицательными факторами есть и положительные тенденции развития определенного направления, о которых мы поговорим далее.

Одной из тенденций развития кадров высшей квалификации является увеличение роли педагогической составляющей. С развитием новых методик обучения и постоянным усовершенствованием формирования компетенций в содержании образовательных программ, научный руководитель играет важную роль в развитии и становлении кадров высшей квалификации специалистами. Профессорско-педагогический состав учебно-образовательных организаций высшего образования разрабатывает методики и программы обучения, направленные на обеспечение качества профессионального роста адъюнкта (аспиранта) [6].

Еще одной тенденцией является увеличение внимания к развитию межличностных навыков и soft skills. Современные требования рынка труда предполагают не только наличие теоретических, практических и информационных знаний (например, умение использовать информационные ресурсы для получения необходимой информации), но и способность работать в коллективе, эффективно и продуктивно взаимодействовать с коллегами, преподавателями и научным руководителем. Формирование умений и навыков становится все более востребованными и занимают центральное место в программах повышения квалификации, в том числе и осуществление научно-исследовательской деятельности.

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются эксперты в области развития кадров высшей квалификации, является несоответствие образовательной системы потребностям рынка труда. В современном, интенсивно развивающемся мире, формирование научно-исследовательской деятельности становится менее актуальным – все это приводит к актуализации образовательных программ и содержанию преподавания. Данная проблема вызывает трудности, как для профессорско-преподавательского состава, так и для адъюнктов/аспирантов, и требует постоянного развития и преобразования. Так происходит оптимизация нормативно-правовых актов (далее –НПА) затрагивающих подготовку кадров высшей квалификации, а именно переход от Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) в Федеральные государственные требования (далее – ФГТ) [2]. 

Необходимо отметить, что научный руководитель играет важную роль в сопровождении соискателя при написании диссертационного исследования. Научным руководителям необходимо постоянное профессиональное развитие посредством прохождения курсов повышений квалификации, участия в семинарах, конференцияхразличного уровня. По требованиям ФГТ научному руководителю необходимо активно осуществлять публикационную деятельность: монографий, статей, учебных пособий.

Можно выделить следующие существенные отличия в структуре программ адъюнктуры (аспирантуры) на основе ФГОС и ФГТ (Таблица 1).

 

 

Таблица 1 – Сравнительный анализ структур программ ФГОС от ФГТ на основе НПА

ФГОС

ФГТ

Объем всей программы адъюнктуры и ее составных частей (дисциплин (модулей), практик, научных исследований, ГИА) устанавливается в зачетных единицах. Объем программы адъюнктуры в очной форме обучения, реализуемой за один учебный год, составляет 60 з.е. (раздел III).

Общий объем (трудоемкость) программы адъюнктуры, также как и отдельных компонентов программы, нормативными документами не установлены.

В результате освоения программы адъюнктуры у выпускника должны быть сформированы (раздел V, пункт 5.1.):

универсальные компетенции;

общие профессиональные компетенции;

профессиональные компетенции.

Использование компетентностного подхода при определении результатов освоения программы адъюнктуры и при организации образовательного процесса не является обязательным. Основным результатом научной деятельности должна быть подготовленная к защите диссертация. Результатами этапов научной деятельности могут быть подготовленные научные рефераты, проведенная апробация, выступления на научных семинарах, конференциях, подготовленные статьи. Результат освоения дисциплин (модулей) могут быть выражены через результаты обучения (знать, уметь, иметь опыт и т.п.).

Программа адъюнктуры состоит из следующих блоков (раздел VI, пункт 6.2.):

Блок 1. «Дисциплины (модули)».

Блок 2. «Практики» (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика). Педагогическая практика является обязательной (раздел VI, пункт 6.4.).

Блок 3. «Научные исследования».

Блок 4. «Государственная итоговая аттестация».

Программа адъюнктуры включает в себя (раздел II, пункт 5):

- Научный компонент;

- Образовательный компонент;

- Итоговую аттестацию.

Организации определяют вид и способы проведения практики самостоятельно в соответствии с локальными НПА (раздел II, пункт 10).

Требования к кадровым условиям реализации программ адъюнктуры: (раздел VII, подпункты 7.1.6., 7.2.2.) Доля штатных и научно-педагогических работников (варьировалась от 60% до 80%), реализующих программу адъюнктуры, отражена в ФГОС.

Требования к кадровым условиям реализации программ аспирантуры (раздел III, пункт 18): Не менее 60%  численности штатных научных и (или) научно-педагогических работников, участвующих в реализации программы адъюнктуры, должны иметь ученую степень и (или) ученое звание.

 

Существующие изменения преобразования ФГОС в ФГТ охватывают переход, направленный на формирование у адъюнктов (аспирантов) научно-исследовательской компетентности. Данную тенденцию мы можем заметить, анализируя блоки подготовки кадров высшей квалификации, в ФГТ обучение и практика уходит на второй план, а основным является активное участие в научно-исследовательских мероприятиях, публикационной активности, осуществление опытно-экспериментальной работы и самое главное – написание диссертации. Рассматривая переход ФГОС в ФГТ, законодатель устанавливает самостоятельность образовательных организаций по подготовке кадров высшей квалификации, то есть учебно-образовательные организации вправе организовывать учебный процесс самостоятельно, включая в процесс обучения необходимые (определенные образовательной организации) дисциплины, которые должны быть пройдены и по которым должны быть сформированы компетенции адъюнкта (аспиранта) [9]. Также необходимо отметить, что образовательные организации могут не устанавливать дисциплины, необходимые для прохождения адъюнктом/аспирантом, в соответствии с локальными НПА. Данный момент является дискуссионным, на наш взгляд было бы уместно на законодательном уровне установить обязательные дисциплины для прохождения и освоения необходимых компетенций для каждого направления подготовки. 

В таблице 2 мы дали описание организации и осуществления образовательной деятельности по программам адъюнктуры (аспирантуры) в соответствии с ФГОС и ФГТ.

Таблица 2 – Соотношение нормативных актов регулирующих организацию и образовательную деятельность в адъюнктуре/аспирантуре

ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1259) [10].

ФГТ (Постановление Правительства от 30 ноября 2021 г. № 2122) [11].

Образовательные программы высшего образования – программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре (раздел I, пункт 1).

Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре (раздел I, пункт 1).

Программы адъюнктуры реализуются по направлениям подготовки (раздел I, пункт 7).

Программа адъюнктуры имеет направленность (профиль) (раздел I, пункт 8). Организация устанавливает направленность программы адъюнктуры, конкретизирующую ориентацию указанной программы на области знания и (или) виды деятельности в рамках направления подготовки.

Освоение программ адъюнктуры осуществляется по научным специальностям (раздел II, пункт 13). Организация вправе установить направленность (профиль) программы адъюнктуры в порядке, устанавливаемом локальными НПА (раздел II, пункт 18).

Высшее образование по программам адъюнктуры может быть получено: в очной, очно-заочной, заочной формах обучения, с сочетанием различных форм обучения (раздел I, пункт 6).

Освоение программ адъюнктуры

осуществляется в очной форме

(раздел II, пункт 13).

 

При переходе на ФГТ мы можем заметить значительные изменения, касаемые требований, предъявляемых к научному руководителю, так существенными отличиями являются: 

1. Происходит конкретизация ученой степени научного руководителя, а именно степень доктора наук, в исключительных случаях по решению Ученого совета университета может быть назначен кандидат наук на должность научного руководителя адъюнкта (аспиранта).

2. Активное осуществление научной деятельности [5]. 

3. Осуществлять апробацию научной деятельности.

Происходит конкретизация обязанностей научного руководителя. Так, ранее, на основании Приказа Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1259 было указано в 3 разделе 32 пункте, что научный руководитель должен осуществлять контроль за научной деятельностью адъюнкта [10]. 

В Постановлении Правительства от 30 ноября 2021 г. № 2122 происходит более точная конкретизация обязанностей научного руководителя, указанных в разделе 1, пункт 9, а именно:

1. Оказание необходимой помощи, в том числе в выборе тематики диссертационного исследования;

2. Организация и контроль научной деятельности адъюнкта;

3. Консультация по спорным вопросам;

4. Рецензирование первоначального диссертационного исследования.

Если ранее по ФГОС не было никакой конкретизации прав адъюнктов/аспирантов, то в ФГТ происходит введение обширного появления прав адъюнкта/аспиранта раздел 1 пункт 7. Перечислим некоторые из них:

- Подача заявок на участие в научных дискуссиях, конференциях / на участие в стажировке, командировке и т.д.;

- Публикационная активность;  

- Доступ к необходимой информации для проведения исследования и т.д.

Приведенные отличия и вступившие в силу нововведения, касающиеся оптимизации и конкретизации определенных моментов подготовки кадров высшей квалификации, являются значительным изменением, необходимым для усовершенствования организационных моментов и эффективного проведения исследования. 

Вступившие в силу изменения и переход на ФГТ позволил законодателю дополнить действующие НПА, которые облегчили получение ученой степени без написания диссертационного исследования, то есть защита происходит на основании доклада из десяти статей, раскрывающих значительные достижения полученные в рамках исследования [4]. Таким образом, мы можем усмотреть значимость подготовки адъюнктов/аспирантов к осуществлению преподавательской деятельности. Также в этом усматривается актуальная проблема, которая с каждым годом является все более актуальной, а именно нехватка профессорско-преподавательского состава в образовательных организациях. 

Выводы.

В заключение необходимо отметить, что развитие НПиНК является важным компонентом успешного функционирования современного общества. Необходимо уделять пристальное внимание развитию научных компонентов, которые становятся востребованными в цифровой эпохе. Кроме того, программы партнерства и совместного обучения позволяют создать прямую связь между образованием и рынком труда, обеспечивая гибкость и актуальность образовательных программ. Органам законотворчества, осуществляющим оптимизацию образования необходимо активно работать над созданием гибких, доступных и инновационных образовательных программ, а также стимулировать и поддерживать профессиональный рост молодых специалистов. Все это позволит развивать новые умения и навыки, адаптироваться к изменениям в рынке труда и обеспечить процветание и конкурентоспособность образования в современном мире.

Возвращение к ранее существовавшим ФГТ является важным этапом в области подготовки НПиНК, который позволяет гарантировать качество образования, содействовать развитию адъюнктов/аспирантов и подготовки их к дальнейшей исследовательской деятельности. ФГТ способствуют созданию современной и эффективной образовательной системы с уклоном на осуществление научно-исследовательской деятельности адъюнктов/аспирантов, но перед этим необходимо полностью осуществить переход к новым требованиям и организовать построение подготовки молодых специалистов, на которое потребуется несколько лет. Также, на наш взгляд, необходимо внести изменение в действующие НПА, с целью определения перечня необходимых (единых) изучаемых дисциплин во всех образовательных организациях. После чего образовательные организации смогут дополнить стандартизированные (единые для всех) дисциплины дополнительными дисциплинами, с учетом специальности подготовки, необходимыми для формирования умений и навыков НПиНК. Все это поспособствует эффективному развитию компетенций, с учетом комбинированного учебного процесса (стандартизированного и гибкого), все это положительно скажется на формировании будущих молодых специалистов.

​​​​​

Список литературы

1. Бавсун М.В. Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в условиях перехода на Федеральные государственные требования / М.В. Бавсун, О.Н. Миронкина, И.В. Сидорова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 3 (95). - С. 152-160.

2. Бодров, А.В. Аспирантура: требования к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров / А.В. Бодров, С.В. Нарутто, Р.Р. Фатхуллин // Законодательство. - 2022. - №5. - С. 71-75.

3. Белевич, П. А. Модернизация научных стандартов в сфере подготовки научно-педагогических кадров / П. А. Белевич, И. В. Сидорова // Совершенствование образовательных программ, планирование и реализация образовательного процесса : Материалы всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Омск, 17 февраля 2023 года / Пред. редколлегии М.С. Десятов. Том Выпуск 7. - Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. - С. 35-37.

4. Газета «Коммерсантъ» № 204 от 01.11.2023, стр. 2 URL: https://www.kommersant.ru/doc/6311719 (дата обращения 07.01.24).

5. Гвильдис, Т.Ю. Сущность и структура научной и научно-педагогической подготовки кадров в аспирантуре / Т.Ю. Гвильдис // В сборнике: Исследование и практика в социально-экономической и гуманитарной сфере. Сборник избранных статей Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Санкт-Петербург, 2022. - С. 16-18.

6. Ерофеева, М. А. Педагогическая диагностика : Монография / М. А. Ерофеева. - Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2022. - 177 с.

7. Китрова, Е. В. К вопросу об изменении структуры программ подготовки научныхи научно-педагогических кадров в аспирантуре / Е. В. Китрова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2022. - № 2(145). - С. 131-137.

8. Климова, А.С. Обзор новой реформы системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре / А.С. Климова // Наука и образование транспорту. - 2021. - № 2. - С. 311-313.

9. Пунтус, С. А. Педагогическая составляющая программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в ведомственных адъюнктурах: от ФГОС к ФГТ / С. А. Пунтус // Государство и право в эпоху глобальных перемен: Материалы международной научно-практической конференции, Барнаул, 28-29 июня 2022 года / Под редакцией Д.Л. Проказина. - Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации”, 2022. - С. 293-294.

10. Приказ Минобрнауки России от 19.11.2013 № 1259 (ред. от 17.08.2020) “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)” URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc (дата обращения 07.01.24).

11. Постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2122 “Об утверждении Положения о подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)” URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401943/ (дата обращения 07.01.24).

Рецензии
1. Сравнительный анализ развития кадров высшей квалификации: переход ФГОС к ФГТ Авторы: Сепиашвили Екатерина Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?