Россия
Россия
Проблема нового образования для нынешней России представляет большую важность в связи с тем, что Россия вышла из Болонской образовательной системы и в настоящее время начинается формирование новой национальной системы образования. Кризис либерализма является проявлением нового системного кризиса. Требуется новая идеология образования, основанная на патриотизме, традиционной культуре и современных достижениях науки. В работе предлагаются основные принципы новой идеологии и меры пострыночного реформирования системы образования. Предметом исследования является кризис российской системы образования и проблема идеологии преподавания гуманитарных наук. Цель работы заключается в том, чтобы сформулировать новые принципы идеологии и направления создания суверенной национальной системы образования России. Заявленная цель потребовала применения системного подхода к исследованию. Практическим результатом внедрения методологии нравственно-религиозного неоинституционализма стал выпуск издательством ИНФРА М серии учебной литературы – учебника «Экономическая теория. Русский экономикс» и связанных с ним учебных пособий по философии хозяйства, экономике домашнего хозяйства и методологии научного исследования, объединенных подзаголовком о нравственном содержании науки и экономики. Важность проведенного исследования обусловлена тем, что полученные результаты открывают новые возможности для педагогики средней и высшей школы в свете создания суверенной национальной системы образования России. Новизна исследования заключается в формулировании принципов для новой национальной системы образования с учетом национальной патриотической идеологии.
Болонская система, патриотическая идеология образования, воспитание, электронное образование, недостаточное бюджетное финансирование
Введение
В 2022 г. Россия вышла из Болонской образовательной системы, что стало знаковым этапом отказа от официальной либеральной политики, проводившейся с некоторыми отклонениями на протяжении последних 30 лет. В идеологическом плане либеральный курс фактически завершился с началом специальной военной операции, что было констатировано в Указе Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В Указе содержится четкий перечень традиционных ценностей и угроз для российского менталитета. Одновременно ставится задача осуществления соответствующей государственной политики в области образования и воспитания, работы с молодежью и т.п. [21].
Кризис российской системы образования следует рассматривать как отражение нового системного кризиса. Первый системный кризис в постсоветский период произошел в 90-е годы прошлого века, когда в ходе перехода к смешанной модели экономики кризис охватил все сферы нашего общества – экономику, политику, управление, духовность и т.п. Сейчас назревает кризис рыночной системы и идеологии либерализма. Некоторые исторические этапы своего развития Россия вынуждена проходить ускоренными темпами, чтобы не отстать от передовых держав и, главное, не потерять свою независимость и суверенитет. Так было при ускоренном развитии рынка и капитализма в 1861-1917 гг. (с ускорением в ходе столыпинской реформы в 1907-1917 гг.) и 1921-1927 гг. (НЭП), при проведении индустриализации и опять возвращении к рынку в 1992 г. Эти факты, возможно, подтверждают правдивость теории К. Маркса и Ф. Энгельса о стадиальном развитии государств через общественно-экономические формации. Не пройдя рыночный этап до логического конца, т.е. не развив на его основе индустриальное производство, мы, снова и снова иногда прерываясь на революции возвращались к нему.
В настоящее время мы уже 30 лет строим рыночную в основе модель экономики, в то время как более развитые в технологическом отношении страны уже переходят в пострыночный этап, связанный с большей социализацией. Истощение природных ресурсов требует жесткого государственного регулирования, поэтому с наибольшей вероятностью мир движется в направлении различных моделей госкапитализма в рамках смешанной экономики [13].
В идеологическом плане наиболее острая борьба происходит между либеральной моделью, подпитываемой техническим прогрессом и любовью потребителей к комфорту, с одной стороны, и национально-патриотическими консервативными течениями, указывающими в качестве главного аргумента на глобальный кризис рыночной модели, истощение природных ресурсов и подрыв сущностных ценностей человечества (половую дифференциацию, естественное продолжение рода, сохранение традиционной семьи и религии и т.п.) – с другой.
Соответственно реформирования требует вся общественная система. Недоразвитый капитализм в России уже почти не имеет внутренних источников развития. А внешние обстоятельства (санкции, политические и экономические блокады, гибридная война и т.п.) требуют более мощного государственного вмешательства, опирающегося на национально-патриотическую идеологию и поддержку народа.
Не претендуя на создание концепции всей системы образования и опираясь на уже данную нами критику западного и электронного образования [14;26], мы продолжим эту тему, привязав новую систему образования к задаче формирования нового человека, требующегося новой эпохе. Важнейшие черты нового человека мы пытаемся найти в традиционном человеке, который в учебном пособии «Экономика домашнего хозяйства. Нравственная экономика», запланированного к выходу в 2024 г. в издательстве ИНФРА М, был назван homo traditum.
И в настоящее время появилась уникальная возможность создать новую национальную систему образования, соединив в ней лучший опыт дореволюционного, советского и постсоветского образования России.
Проведя анализ публикаций в РИНЦ, начиная с мая 2022 г., можно сделать следующие выводы:
1. Очень многие авторы по инерции продолжали писать о тенденциях российского образования, порожденных Болонской системой (цифровизация, количественные методы, рейтинги и т.п.), порой употребляя термин «национальная система образования» в формально-территориальном, а не в суверенно-патриотическом смысле;
2. Множество работ посвящены конкретным вопросам образования – возрастному принципу, функциональной направленности, национально-региональным особенностям образовательного процесса, истории развития системы образования и т.п.;
3. Немногочисленные работы по интересующему нас направлению анализа можно разделить на темы: продолжение критики Болонского процесса [5]; анализ последствий исключения российских вузов из Болонского процесса, а также основных аспектов формирования отечественной системы образования, ориентированной на национальные интересы [6;20;1]; критика западных геополитических моделей, являющихся по сути интервенцией в нашу культуру и образование [2]; региональные аспекты системы образования в рамках общенациональной реформы [16]; необходимость патриотической идеологии в воспитании [8].
Следовательно, тема является актуальной, особенно в плане идеологии и разработки общих принципов новой реформы образования.
Предметом исследования является кризис российской системы образования и проблема идеологии преподавания гуманитарных наук.
Цель научной статьи – формулировка основных принципов идеологии и направлений создания суверенной национальной системы образования.
Гипотеза исследования состоит в констатации кризиса позитивистской модели образования и привлечения в качестве гносеологических источников иных типов общественного сознания.
Методологической основой статьи является нравственно-религиозный неоинституционализм, теоретически обоснованный в монографии «Третий путь России» [12] и использованный при разработке серии учебных изданий авторов.
Разработка и выдвижение новых теоретическо-методологических положений.
Продолжая тему внедрения в практику методологии нравственно-религиозного неоинституционализма [15], мы очертим основные предложения по идеологической реформе российской системы образования.
Независимо от вида и направленности обучения в нем неизбежен воспитательный элемент, носящий идеологический характер. Основное философское и идеологическое содержание воспитательного элемента, как было сказано нами еще в монографии «Третий путь России», может быть выражено в формировании следующих принципов в массовом сознании:
- помимо нашего земного, видимого, мира существует мир «невидимый», представленный в разных вариантах в мировых религиях, что для современного общества необходимо допустить в качестве рабочей гипотезы;
- посмертный путь зависит от поступков самого человека и адекватной им воли Бога;
- следует прекратить разрушение окружающей среды, что обусловлено истощением природных ресурсов и нарушением равновесия человека с природой и чревато гибелью человечеству;
- для этого в рамках иной, нерыночной, нравственной, экологизированной экономики следует ограничить потребности и экономический рост;
- соответственно рынок должен быть заменен иной, смешанной, моделью хозяйства;
- важным условием осуществления предложенных мер является отрезвление, т.е. избавление от наркотиков всех видов, включая духовные [12, с.347-348];
- геополитическая специфика России требует особой формы государственной власти – национально-патриотического авторитаризма.
Последнее положение присутствует в менталитете уже последнюю тысячу лет и в настоящее время подтверждается, к примеру, опросами ВЦИОМ.
Так, опросы ВЦИОМ стабильно показывают высокий уровень доверия (одобрения деятельности) традиционных для России институтов — армии, правоохранительных органов и т.п. и очень низкий уровень доверия к свойственным для демократического общества институтам — общественной палате, партиям, оппозиции и др. (табл. 1) [28].
Таблица 1
Одобрение россиянами деятельности общественных институтов, 2020-2023 гг., % к числу опрошенных
Общественный институт |
На 31.01.2020 |
На 28.02.2022 |
На 31.08.2023 |
Армия |
80,7 |
77,8 |
77,2 |
Правоохранительные органы |
50,8 |
50,6 |
54,8 |
РПЦ |
62,3 |
57,1 |
59,5 |
СМИ |
51,3 |
44,3 |
44,2 |
Общественная палата |
41 |
36,4 |
39 |
Политические партии |
37,2 |
34,1 |
38,4 |
Профсоюзы |
33,3 |
31,1 |
32,7 |
Судебная система |
34,7 |
33,5 |
38,9 |
Оппозиция |
34 |
30,1 |
26,2 |
При этом стабильно высокий уровень доверия сохраняется к личности Президента РФ В.В. Путина (табл. 2) [29].
Таблица 2
Доверие россиян политикам, 2020–2023 гг.
(суммы ответов «безусловно доверяю» и «скорее доверяю», %)
Известные политики |
На 30.12.2022 |
На 10.09.2023 |
В.В. Путин |
78,4 |
77,7 |
М.В. Мишустин |
61,8 |
61,2 |
Д.А. Медведев |
38,9 |
39,8 |
Г.А. Зюганов |
31,6 |
32,9 |
С.М. Миронов |
32,4 |
28,7 |
После начала специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 г. рейтинг В.В. Путина вырос еще сильнее.
Наши предложения вытекают из побочных негативных эффектов позитивистского образования и атеистического воспитания в советское время, а также результатов внедрения Болонских требований в нашей стране.
В организационном плане в системе образования должны произойти следующие изменения.
Во-первых, в учебном процессе необходимо преодолеть характерное для протестантизма резкое разделение светского и духовного через обращение к традиционной культуре. Общая демократизация уже позволила начать этот процесс путем преподавания «Основ православной культуры», учреждения при вузах православных храмов.
Во-вторых, в преподавании различных дисциплин в рамках системного мировоззрения обязательно показывать взаимодействие науки, религии и нравственности.
Еще теософия прошлых столетий [19], а сейчас и методология «нравственно-религиозного неоинституционализма» [12, с.86] дают нам образец комплексного мировоззрения. Великий Учитель и гуманист Николай Рерих замечал, что знание может прийти из разных источников – ученого историка или биохимика, священника или раввина, простого спутника [17, с.3].
В 2012 году Президент России В.В. Путин отмечал: «В основе православия, ислама, буддизма, иудаизма – при всех различиях и особенностях – лежат базовые, общие моральные, нравственные, духовные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укреплять. Убежден, государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах» [3].
В-третьих, неизбежно возвращение к большему количеству аудиторных часов, что стихийно происходит в последнее время. Это проявляется в сохранении специалитета на некоторых сложных специальностях – в горном и строительном деле в Петербургском горном университете, в Санкт-Петербургском медицинском университете им. И.П.Павлова, в СПбГАСУ, ПГУПС, РГУП и др. Это также появление «доучивающей магистратуры» с добавлением учебных часов для «недоучившихся» бакалавров. Это дополнительные занятия в Уральском федеральном университете для первокурсников – будущих инженеров по математике. Это также обучение некоторых студентов Петербургского горного университета ООО «Газпромнефть-развитие» с перспективой дальнейшего трудоустройства.
В-четвертых, технический прогресс «освободил» детей от необходимости устного счета, развития памяти, образного мышления. По нашему мнению, все это необходимо специально тренировать, о чем писал еще Н. Рерих [17, с.5].
В –пятых, чрезмерная формализация, воплощенная в балльно-рейтинговой системе, перешла в электронную форму рабства для миллионов преподавателей. Тестовая система ответов при невозможности контролировать процесс сдачи зачетов или экзаменов в дистанционном формате стала вершиной профанации образовательного процесса. Даже при присутствии преподавателя в аудитории у студентов возникает чисто корыстный интерес ответить верно на узкие, функциональные вопросы, не развивая при этом системного мышления. Наверное, уже классическим примером стали вопросы о количестве пуговиц на костюме у Чичикова, имени лошади А. Македонского или первой жены И. Грозного.
Подобная система неизбежно порождает формализм, низкий уровень итоговых знаний, отсутствие навыков системного мышления, исторического восприятия событий, а также оппортунизм у разных участников экзаменационной процедуры.
В-шестых, много времени требуется для оформления различной документации – учебно-методических пособий для студентов и преподавателей, т.к. они в значительной степени содержат уже не учебный материал, как было раньше, а различные методики расчета баллов в соответствии с не имеющими реальных оснований компетенциями. Приведем пример из рабочей программы по Менеджменту одного из всемирно известных петербургских вузов, утвержденной в 2016 г. Так, после первого курса менеджер «имеет навыки ответственной организации и управления трудовым коллективом».
А после четырехлетнего обучения менеджер-бакалавр должен иметь компетенции: участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами; разрешать конфликтные ситуации, в том числе в межкультурной среде; владеть навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации и т.п.
И все это написано для первокурсника, не проходившего производственную практику, даже теоретически не изучившего курс работы с секретной документацией, конфликтологию и т.п. Всем понятно, что в реальности в существующих условиях ограниченности учебного времени, отсутствия практики во время пандемии COVID-19 и постоянного сокращения учебных часов добиться таких навыков невозможно.
Это и есть система менеджмента качества в действии на русской почве.
В-седьмых, естественно, что так называемый «рынок образовательных услуг» порождает коррупцию и другие проявления нечестности. Это касается покупки дипломов, низкой требовательности к учащимся, в частности, при получении второго высшего образования, повышении квалификации, сдачи экзаменов с использованием радионаушников и т.п.
Следовательно, требуется изменить саму идеологию образования, в принципе почти ликвидировать само понятие «рынок образовательных услуг». Во всяком случае базовое образование должно иметь бюджетное финансирование.
В-восьмых, ситуация с финансированием является коренным вопросом экономики образования. Еще 20 лет назад произошло знаковое событие, когда в российских вузах бюджетное и рыночное финансирование в целом сравнялись между собой. Сейчас на некоторых специальностях договорная система оплаты достигла уже 100 %.
Бюджетное финансирование и открытие бюджетных мест зависит, по особой методике, от количества выпускников школ в данном году. Естественно, что из-за снижающейся рождаемости вузы вынуждены компенсировать малое количество бюджетных мест платными местами, занимаемыми, в том числе, иностранными гражданами. Часто иностранцы, например, граждане Среднеазиатских республик, формально поступают учиться, чтобы получить вид на жительство, работу и в перспективе гражданство в России. Это проявляется, например, в узбекских группах ПГУПС.
Одной из главных проблем российского образования является недостаток финансирования, влияющего на создание человеческого капитала, измерение которого осуществляется через индекс человеческого развития (ИЧР). Существует и прямая зависимость между инвестициями в человеческий капитал и ВВП [26, 27 и др.].
Страны-лидеры финансирования науки и образования [4] входят в первую десятку стран-лидеров ИЧР. Например, данные по 2017 г.: Норвегия (0,953), Швейцария (0,944), Австралия (0,939), Ирландия (0,938), Германия (0,936), Исландия (0,935), Гонконг, КНР (0,933), Швеция (0,933), Сингапур (0,932), Нидерланды (0,931) [7].
Согласно Рис. 1, Россия не лидирует. Среднее значение – 4,0 %, расходы бюджета России на образование ниже среднего на 0,5%.
Рис. 1. Государственные расходы на образование в процентах к ВВП, 2017 г. [10].
В среднем за период 2000 – 2018 гг. расходы консолидированного бюджета на образование к ВВП России составляли 3,73 %, в 2021 г. – 3,6 % [18. С.189].
Расходы на образование в процентах к ВВП снижаются с 2009 года (с 4,6% в 2009 г. до 3,5% в 2017 и 2018 гг.).
В экспертном докладе ВШЭ «12 решений для нового образования» предполагается, что 4,8% от ВВП являются оптимальными. Поддержание удельного веса на уровне 4% – инертный сценарий, при котором отрыв от мирового образования со временем будет увеличиваться [23].
Рост бюджетного финансирования образования позволил бы более строго отбирать абитуриентов и повышать качество их обучения, не опасаясь снижения учебной нагрузки и последующего сокращения преподавателей.
В-девятых, требуется повысить социальные гарантии работающим педагогам, вернув им прежний срок избрания до 5 лет, и выполняя указы президента о двухсотпроцентном уровне средней заработной платы от средней заработной платы по региону.
В-десятых, на уровне среднего образования должен оставаться принцип всеобщности, универсальности, дающий базовые знания для всех детей, характерный для советской школы. Однако в старших классах, а где возможно и раньше, должна начинаться специализация, зависящая, в том числе, от территории проживания, типа населенного пункта, национальной принадлежности учащихся, культуры и менталитета местного населения. Это нужно для подкрепления формирующихся в настоящее время «новых сословий» - интеллигенции, рабочих, фермеров, военным, купцов и духовного сословия.
Сословия могут отличаться друг от друга не ограничением прав, как было в царской России, а профессиональной принадлежностью, преимущественно наследственным принципом формирования и предоставлением дополнительных возможностей (в том числе с помощью бюджетного финансирования) для получения профильного образования и развития их профессиональных способностей.
Выводы.
В работе на основе методологии нравственно-религиозного неоинституционализма предложены основные идеологические принципы и направления создания суверенной национальной системы образования.
Новой системе образования требуются новые учебные программы и учебники. В 2022-2023 гг. в издательстве ИНФРА М шла работа по подготовке к изданию серии учебной литературы по экономике и управлению в составе учебника «Экономическая теория. Русский экономикс» и связанных с ним трех учебных пособий – «Философия хозяйства. Нравственная экономика», «Экономика домашнего хозяйства. Нравственная экономика» и «Методология научного исследования. Нравственная наука». Учебник «Экономическая теория. Русский экономикс» занял первое место по номинации «Экономика и управление» в международном конкурсе «Академус». Его потенциальная миссия – стать российской альтернативой американскому «Экономиксу». В философском плане лежащая в его основе методологии нравственно-религиозного неоинституционализма является современным вариантом «Русского космизма» или «русского экзистенциализма», суть которого изложена в публикации в журнале «Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии» [15].
1. Антропов В.А. Востребованность национальной идеи для развития системы отраслевого профессионального образования// Теория и практика мировой науки. 2021. №7. С.7-11.
2. Бродовская Е.В., Склярова Н.Ю., Огнев А.С., Кузнецова С.В., Мельников С.В., Лукушин В.А. Критика концепции футурошока в контексте суверенизации национальной системы образования и воспитания // Человеческий капитал. 2023. №10 (178). С.118-126.
3. Владимир Путин. Россия: национальный вопрос// Независимая газета. 23.01.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html (дата обращения: 07.01.24)
4. Государственные расходы стран в проценте от ВВП. Всемирный Банк. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS?end=2018&start=2010 (дата обращения: 07.01.24)
5. Емельянова Е.В., Силенков В.И. Болонская система как инструмент разрушения отечественной системы образования и угроза национальной безопасности страны// Правда и закон. 2023. №1 (23). С.86-92.
6. Жевлакович С.С. К вопросу о суверенизации национальной системы образования// Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. №3. С. 127-134.
7. Индексы и индикаторы человеческого развитий, обновленные статистические данные 2018. Программа развития ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hdr.undp.org/system/files/documents/2018humandevelopmentstatisticalupdaterupdf.pdf (дата обращения: 07.01.24)
8. Коломиец О.М., Паскевская Н.А., Старцева Т.В. Идеологические аспекты гражданско-патриотического воспитания в современной системе образования как основа укрепления национальной безопасности России// Нравственность, гражданственность, патриотизм - основа современного образования. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: сборник статей /под ред. д-ра пед. наук, профессора Е. В. Лопановой: в 2 ч. - Ч. 1. - Омск: Изд-во ОмГА, 2023. С.129-137.
9. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet (дата обращения: 07.01.24)
10. Краткий статистический сборник “Образование в цифрах: 2019”, с. 18. ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/oc2019 (дата обращения: 07.01.24)
11. Национальные счета. Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/accounts (дата обращения: 20.10.19)
12. Привалов Н.Г. Третий путь России: новая надежда в ХХІ веке, Н.Г. Привалов. Екатеринбург: Уральское изд-во, 2012. 430 с.
13. Привалов Н. Г., Привалова С. Г. Госкапитализм - наше будущее// Труды научной сессии «Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке». СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. С. 260-265.
14. Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Проблемы недостаточного финансирования образования в России в условиях формирования цифровой экономики// Цифровизация экономических систем: теория и практика: монография / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С.722-748.
15. Привалов Н.Г., Башмакова Н.И. Методология нравственно-религиозного неоинституционализма для национальной системы образования в России (системность, равновесие и нравственность)// Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2023. Том 12, № 2. С.17-24.
16. Ревуцкая Л.А., Сушенцов А.А. От стратегических задач формирования суверенной национальной системы образования к новым ориентирам регионального образования// Туныктышо. Учитель. 2023. №3-4. С.5-7.
17. Рерих Н.К. Держава Света. -М.: Эксмо Пресс, 2003. - 148 с.
18. Российский статистический ежегодник. 2022: Стат.сб./Росстат. -М., 2022. - 691 с.
19. Блаватская Е. П. Тайная доктрина: Синтез науки, религии и философии Е. П. Блаватской автора «Разоблаченной Изиды». Т. 2. - М.: СИРИНЬ: ТТТ Интернешнл, 1993. - 1009 с.
20. Тебекин А.В., Сурат Л.И. Обоснование требований к разработке новой национальной модели развития системы высшего образования (Часть 1)// Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 55-68.
21. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 07.01.24)
22. Цифровая экономика и сквозные технологии: теория и практика /под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 623 с.
23. Экспертный доклад «12 решений для нового образования». ВШЭ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html (дата обращения: 07.01.24).
24. Юрасов И.А., Юрасова О.И. Рабочий класс как сословие// Экономикс. 2014. №1. С.29-32.
25. Laptev, S. V., Kookueva, V. V., & Tsertseil, J. S. (2017). The Role Of Investment In Human Capital In Economic Development. In Z. Bekirogullari, M. Y. Minas, & R. X. Thambusamy (Eds.), Cognitive - Social, and Behavioural Sciences - icCSBs 2017, October, vol 32. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 163-172). Future Academy. https://doi.org/10.15405/epsbs.2017.11.16.
26. Privalov N., Privalova S. Current problems of modern Digital education in Russia// FETDE-2020: International Conference on Finance, Entrepreneurship and Technologies in Digital Economy. Prague, Czechia, June 18-19, 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.europeanproceedings.com/proceedings/EpSBS/volumes/vol103-fetde-2020 (дата обращения: 07.01.24).
27. Shabashev V.A. The impact of human capital on economic growth/ V.A. Shabashev, V.V. Khaliulina, S.V. Shabasheva, D.A. Govorin// The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences. - 2017. - Vol. 26: Responsible Research and Innovation: International Conference. -pp. 889-896.
28. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/ratings/dejatelnost-obshchestvennykh-institutov / (accessed 07.01.24).
29. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam/ (accessed 07.01.24).