ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья представляет результаты исследования, направленные на влияние формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обучающихся в образовательном процессе технического вуза при изучении дисциплины «Инженерная графика» с применением элементов электронного обучения. Для объективной оценки полученных результатов в статье приведен обзор состояния графических дисциплин в структуре современного образовательного процесса, а также обозначены основные проблемы, выявленные при их изучении. В качестве базового вуза и источника статистических данных были рассмотрены образовательный процесс и результаты промежуточной аттестации обучающихся строительного института Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева за последние пять лет. В результате проведенного исследования показано, что низкий уровень базовой графической подготовки или вовсе её отсутствие в совокупности с сокращением аудиторной нагрузки приводят к возрастанию роли самостоятельной работы обучающихся, что негативно сказывается на формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов. Для улучшения сложившейся ситуации рассматривается возможность внедрения дополнительного электронного курса по черчению, направленного на восполнение базовых знаний, необходимых для успешного изучения графических дисциплин. Предлагаемый курс состоит из нескольких разделов, включающих интерактивные лекции и тесты для закрепления приобретенных знаний. Сравнительный анализ результатов промежуточной аттестации обучающихся, прошедших дополнительный электронный курс, свидетельствует об эффективности внедряемого курса. Однако делается акцент на невысоком уровне развития практических навыков при самостоятельном выполнении графических работ, что связано с иллюстративным способом обучения, представленным в рамках данного курса.

Ключевые слова:
электронные курсы, традиционное обучение, LMS Moodle, графические дисциплины, тесты, промежуточная аттестация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Аксенова О.Ю. Применение электронного курса «черчение» при организации учебного процесса обучающихся технических специальностей, не имеющих базовой подготовки по черчению [Текст] / О.Ю. Аксенова., Е.А. Овсянникова // Открытое и дистанционное образование. - 2022. - № 1 (81). - С. 36-41. - DOI:https://doi.org/10.17223/16095944/81/6.

2. Белоусова И.Д. Разработка учебного курса на основе Moodle [Электронный ресурс]: Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/34744 (дата обращения: 24.04.2023).

3. Бойков А.А. Проблемы геометро-графической подготовки студентов вузов [Текст] / А.А. Бойков, К.Т. Егиазарян, А.В. Ефремов, Н.С. Кадыкова // Геометрия и графика. - 2023. - Т. 11. - № 1. - С. 4-22. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2023-11-1-4-22.

4. Бояшова Е.П. Особенности дистанционного обучения геометро-графическим дисциплинам с использованием методов конструктивного геометрического моделирования [Текст] / Е.П. Бояшова // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 46-56. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-3-46-56.

5. Верхотурова Е.В. Причинно-следственный анализ проблем геометро-графической подготовки обучающихся технического вуза [Текст] / Е.В. Верхотурова, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 60-69. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-2-60-69.

6. Верхотурова Е.В. Реверсивный инжиниринг - эффективный инструмент обучения инженерной графике [Текст] / В Е. Верхотурова, С.А. Пронин, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 35-44. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-3-35-44.

7. Вышнепольский В.И. Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы инженерной графики» и семинар «Геометрия и графика» 2021 г. [Текст] / В.И. Вышнепольский, Н.С. Кадыкова, Т.А. Верещагина // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 35-52. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-2-35-52.

8. Гордеев К.С. Возможности системы Moodle как разновидности электронного обучения [Электронный ресурс] / К.С. Гордеев, А.А. Жидков, К.В. Слюзнева, Е.Д. Закунова, А.Е. Анисимова // Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89541 (дата обращения: 24.04.2023).

9. Дамчаасурэн Х. Внедрение электронной технологии в образование [Текст] / Х. Дамчаасурэн // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 39-45. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-3-39-45.

10. Джанкезов Р.Х. Нормативные правовые документы, регламентирующие использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в высшем образовании [Текст] / Р.Х. Джанкезов, С.Б. Джанкезова // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 5-2. - С. 287-291. - DOI:https://doi.org/10.17513/snt.39185.

11. Кайгородцева Н.В. Рекомендации к разработке онлайн-курса для повышения эффективности дистанционного обучения [Текст] / Н.В. Кайгородцева, М.Н. Медведева // Открытое и дистанционное образование. - 2022. - № 2 (82). - С. 51-57. - DOI:https://doi.org/10.17223/16095944/82/7.

12. Козлова И.А. Графические дисциплины и информатизация инженерного образования [Текст] / И.А. Козлова, Р.Б. Славин, Б.М. Славин // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 4. - С. 35-45. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-4-35-45.

13. Кондаурова И.Г. Отношение участников образовательного процесса к дистанционному обучению [Текст] / И.Г. Кондаурова, Л.А. Филипович // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2023. - № 1 (49). - С. 46-55. DOI:https://doi.org/10.54509/22203036_2023_1_46.

14. Мусаева Т.В.К. Дополненная реальность в проведении занятий по инженерным техническим дисциплинам проектирования [Текст] / Т.В.К. Мусаева, А.А. Ураго // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 2. - С. 46-55. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-46-55.

15. Назарова Ж.А. Графическая подготовка студентов с применением форм дистанционного обучения [Текст] / Ж.А. Назарова // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 4. - С. 59-66. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-4-59-66.

16. Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 [Электронный ресурс] // URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020 (дата обращения: 20.04.2023).

17. Оюунжаргал Ч. Тенденции обучения в инженерной графике [Текст] / Ч. Оюунжаргал, Э. Оюунзаяа // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 53-59. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-2-53-59.

18. Пашков М.В. Проблемы и риски цифровизации высшего образования [Текст] / М.В. Пашков, В.М. Пашкова // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31. - № 3. - С. 40-57. - DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57.

19. Пирогова О.Е. Онлайн-образование в России: состояние и тенденции развития [Текст] / О.Е. Пирогова, Д.А. Кириллова // Международный научный журнал. - 2021. - № 2. - С. 117-124. - DOI:https://doi.org/10.34286/1995-4638-2021-77-2-117-124.

20. Порсева Е.А. Положительные и отрицательные стороны получения дистанционного образования [Электронный ресурс]: Современные научные исследования и инновации. - 2019. - № 5. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/05/89328 (дата обращения: 20.05.2023).

21. Сальков Н.А. Основные причины плохого усвоения начертательной геометрии [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 2. - С. 3-11. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-3-11.

22. Сафонцева Н.Ю. Опыт реализации дистанционного обучения и оценка его качества на основе анализа успеваемости обучающихся [Текст] / Н.Ю. Сафонцева, В.В. Ольшанский // Открытое и дистанционное образование. - 2022. - № 2 (82). - С. 27-36. - DOI:https://doi.org/10.17223/16095944/82/4.

23. Тихонов-Бугров Д.Е. Инженерная графика в свете расставания с Болонским соглашением [Текст] / Д.Е. Тихонов-Бугров, С.Н. Абросимов // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 45-53. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-3-45-53.

24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/affd388ac5d286d2ddbd5a1f c91c0d9b0bc06984/ (дата обращения: 20.02.2023).

25. Эзрох Ю.С. Академическая задолженность в высшей школе: анализ причин и возможностей преодоления [Текст] / Ю.С. Эзрох, А.М. Каширина // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - № 1. - С. 71-92. - DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-71-92.

Войти или Создать
* Забыли пароль?