ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Настоящая статья подготовлена по результатам отчета о научно-исследовательской работе (НИР) по теме «Анализ практики применения и эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми и подготовка рекомендаций для использования органами социальной защиты населения», выполненной ОАО «Всероссийский центр уровня жизни» (ВЦУЖ) по заказу Министерства труда и социальной защиты населения РФ (Минтруд России) в 2014 г. Авторами была проведена оценка эффективности (в Методике она понимается как достижение в срок целевых, плановых показателей*) на основе критериев и показателей, установленных в официальной Методике, утвержденной в 2013 г., было проведено тестирование Методики по результатам внедрения технологии социального контракта за 2013 г. Социальный контракт (СК), как относительно новая для России форма социальной помощи для малоимущих граждан, активно внедряется в российских регионах для преодоления иждивенческих настроений людей, которые привыкли получать государственные пособия безо всяких обязательств со стороны получателя. Социальный контракт – договор между государством и получателем государственной социальной помощи, предусматривающий обусловленный вид социальной поддержки активных малоимущих граждан, когда ее получатель принимает обязательства со своей стороны. Мониторинг практики внедрения этого нового вида социальной поддержки предполагает применение методики оценки ее эффективности (понимается как успешность в достижении цели) по регионам. Официальная Методика оценки (далее – Методика) призвана определять: 1) масштабы распространения различных вариаций социальных контрактов; 2) их эффективность по регионам России; 3) необходимость и достаточность критериев нуждаемости. Согласно Методике для сбора информации из регионов предназначена утвержденная статистическая форма (далее – Форма). Так как Методика и Форма сбора данных использовались впервые, авторами был проведен анализ этих инструментов оценки: стат-формы и методов ее обработки, в том числе по данным интервью с работниками региональных органов социальной защиты населения. Выявились существенные проблемы в трактовке целого ряда показателей, а, значит, в точности наименований показателей в Форме. В результате были разработаны критические замечания и предложены действенная, на наш взгляд, улучшенная методика и новая статистическая форма. Цель настоящей статьи – описать проблематику применения Методики оценки эффективности государственной социальной помощи на основе социального контракта и обосновать необходимость и пути ее улучшения. Объектом исследования выступает Методика оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, приводятся аргументы для ее улучшения, а также для улучшения системы сбора информации. Предметом исследования являются данные, предоставленные Минтруда России по Методике, а также сведения, собранные через структурированные интервью авторами работы в 12 регионах России. В результате исследования выявлено, что требуется уточнение Методики, т.е. критериев и индикаторов (показателей) для оценки эффективности государственной социальной помощи на основе социального контракта. Установлено также, что Методика предполагает сбор и обработку данных на разных уровнях «вручную», что увеличивает ошибки как из-за небрежности при сборе данных, так и из-за непонимания сути «полей» действующей официальной формы, которая заполняется в регионах для последующей обработки данных. Требуется автоматизация всего процесса и изменение Формы сбора информации. В статье приводятся рекомендации по улучшению существующей Методики и Формы сбора данных, на основании которых целесообразно принять поправки к законодательным актам, касающимся данной тематики.

Ключевые слова:
социальный контракт, малоимущее население, уровень жизни, черта бедности, методика оценки эффективности, статистическая форма, критерии нуждаемости.
Список литературы

1. Бобков В.Н., Бучкова Я.Ю., Джандосова Ф.С., Одинцова Е.В. Анализ практики применения и эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми и подготовка рекомендаций для использования органами социальной защиты населения / Отчет по контракту, по заказу Минтруда России. Москва, 2014.

2. Бобков В.Н., Одинцова Е.В. Международная практика снижения относительной и абсолютной монетарной бедности и задачи для России // Уровень жизни населения регионов России. 2012. № 10-11. С. 3-59.

3. Корчагина И.И., Мигранова Л.А. Социальная помощь малоимущим домохозяйствам на условиях социального контракта // Народонаселение. 2013. № 1. С. 74-83.

4. Овчарова Л.Н. и др. Научно-методическое обеспечение государственной политики оказания адреснойпомощи нуждающимся категориям граждан и домохозяйств, в том числе на основании социального контракта / Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление РФ. Москва, 2013.

5. Прокофьева Л.П. Аналитический отчет «Социально-экономическая экспертиза по законопроекту, вносящему изменения в ФЗ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”».

6. Pavoni N., Ofer Setty Giovanni L. Violante. SEARCH AND WORK IN OPTIMAL WELFARE PROGRAMS Working Paper. NATIONAL BUREAU OF ECONOMIC RESEARCH, Cambridge 1050 Massachusetts Avenue Cambridge, MA 02138, January 2013.

7. Soss J. Success Stories. («Истории успеха», Джой Сосс, 2002), USA: South End Press, 2002, p. p. 65.

8. Tengku A.H., Aizan T., Rahimah I., Chai S.T. Social security system in Malaysia: the impact of aging populations. Borobudur Hotel Jakarta, Indonesia. 2013.

9. Smeeding T. Poor People in Rich Nations: The United States in Comparative Perspective // Journal of Economic Perspectives, vol. 20, no. 1. Рp. 69-90, Winter 2006.

10. Moffitt R. Welfare programs and labor supply’ Working Paper 9168 // National bureau of economic research, September 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?