Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена исследованию современной формы государственно-частного партнерства — контракта жизненного цикла. Мировой опыт применения контракта жизненного цикла рассматривается на примере Великобритании, Нидерландов, Испании, России. Описан ряд реализованных проектов по модели контракта жизненного цикла в сфере строительства объектов транспортной и спортивной инфраструктуры, как в странах Европы, так и на территории РФ.

Ключевые слова:
контракт жизненного цикла, государственно-частное партнерство, проект, инфраструктура.
Текст

Реализация крупномасштабных проектов требует серьезных финансовых вложений [4]. В одиночку компании или государству часто сложно осуществить такого рода проекты. Главное назначение государственно-частного партнерства (ГЧП) — решать данные проблемы. Взаимодействие частного бизнеса и государства выгодно обеим сторонам. При объединении вышеназванных участников создается синергетический эффект, при этом у каждой стороны появляется возможность решить свои задачи, что создает дополнительные конкурентные преимущества. Таким образом, ГЧП является одним из основных механизмов, позволяющих развивать отношения бизнеса и государства.

Формы, в которых реализуется ГЧП, различаются между собой степенью ответственности, которую государство или частный сектор берет на себя, за эксплуатацию и техническое обслуживание, капитальные вложения и текущее финансирование, коммерческий риск, а также тем, кому принадлежат активы, и длительностью сотрудничества. 

Контракт жизненного цикла (далее — КЖЦ) — особая форма ГЧП, принципиально новая для нашей страны, но весьма перспективная с точки зрения эффективности и максимизации полезного эффекта для основных участников соглашения — публичного и частного сектора. Контракт жизненного цикла подразумевает соглашение между государством и частным бизнесом не только о строительстве объекта инфраструктуры (чаще всего транспортной), но и о последующем его обслуживании исполнителем. Это позволяет минимизировать риски, связанные с недобросовестным исполнением обязательств обеими сторонами (особенно исполнителем мероприятия). Модель КЖЦ позволяет переложить проектные, строительные и эксплуатационные риски на частную сторону. Такая возможность позволяет государству сконцентрироваться на основных параметрах объекта строительства, а также на контроле за достижением заданных параметров. У руководства компании возникает прекрасная возможность зарекомендовать ее как сильного, а главное — надежного игрока на рынке. Авторитет среди компанийконкурентов в различных рейтингах, а также доверие госструктур обеспечит дальнейший рост и восхождение компании «вверх», что откроет для нее новые, широкие возможности.

Список литературы

1. ФЗ РФ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в ред. от 12.03.2014). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ib.ru/law/3149.

2. Баурина С.Б., Лазутина О.Ю. Инновации как путь к мировому лидерству // Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы II международной научно-практической конференции. 22.05.2014 г. / Под ред. А.А. Гажура. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2014. С. 41-47. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/techmashkaf/Pages/science.aspx.

3. Маховикова Г.А., Ефимова Н.Ф. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013.

4. Шабалова Л.В., Баурина С.Б. Развитие инновационного потенциала персонала как фактор выхода организаций электротехнической промышленности из кризиса // Проблемы и перспективы развития отечественной светотехники, электротехники и энергетики: сб. науч. тр. VIII Междунар. науч-техн. конф. Саранск: СВМО, 2010. С. 306-311.

Войти или Создать
* Забыли пароль?