О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены альтернативные подходы к определению роли государства в регулировании социально ответственного поведения бизнеса. Систематизированы основные проблемы с позиций согласования интересов основных стейкхолдеров. Предложены рекомендации по совершенствованию институциональных регуляторов для повышения конкурентоспособности бизнеса.

Ключевые слова:
государственное регулирование, конкурентоспособность, модели корпоративной социальной ответственности, социально ответственное поведение бизнеса, социальные программы, стейкхолдеры.
Текст

На протяжении многолетней истории развития экономической науки вопрос о роли государства в обеспечении общего равновесия всегда был актуальным. Экономисты классической школы обосновали принцип нейтральности государства, согласно которому основным регулятором, обеспечивающим возможность роста и сбалансированности ресурсов, выступает рынок, а роль государства сводится к принятию определенных правовых норм и ограничивается невмешательством в экономику. В отличие от классической, в кейнсианской модели в качестве основополагающего выдвигался принцип координирующего вмешательства государства, утверждавший необходимость широко использовать инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики для увеличения объема государственных расходов в экономику.

Для понимания сути вопроса нельзя обойти вниманием определение государства, данное Гегелем: государство в качестве нравственного есть единственное условие достижения особенной цели и особенного блага, «по отношению к сферам частного права и частного блага, семьи и гражданского общества, государство есть, с одной стороны, внешняя необходимость и их высшая власть, природе которой подчинены и от которой зависят их законы и их интересы; но, с другой стороны, оно есть их имманентная цель, и его сила — в единстве его всеобщей конечной цели и особенного интереса индивидов, в том, что они в такой же степени имеют обязанности по отношению к нему, как обладают правами» [1, с. 98–103]. Согласно теории государства и права, механизм государственно-правового регулирования сводится, во-первых, к способам воздействия — это дозволения, запреты, позитивное принуждение и, во-вторых, к способам реализации, которые раскрываются через поведение людей при совершении или воздержании от действий, а возникающие таким образом правоотношения способствуют упорядоченности социальных отношений.

Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера. М.: Мир книги, 2009.

2. Баурина С.Б., Баграмян Л.С., Биттиева Ж.Х., Евлоева Ф.В. Инновационная бизнес-модель современной компании // Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы III международной научно-практической конференции. 14.05.2015 г. / Под ред. проф. Ботова М.И. Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. С. 293-296. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: // http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/techmashkaf/Pages/science.aspx.

3. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. и др. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография/ Под общ.ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008.

4. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010.

5. Игнатова Л.Н. Эффективность использования ресурсов промышленной корпорации: аналитико-управленческий аспект // Труд и социальные отношения. 2007. № 2. С. 51-57.

6. Коуз Р. Проблема социальных издержек. Фирма, рынок, право. М.: Дело,1993.

7. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в корпоративной нефинансовой отчетности. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rspp.ru/simplepage/505.

Войти или Создать
* Забыли пароль?