Россия
Рассмотрены альтернативные подходы к определению роли государства в регулировании социально ответственного поведения бизнеса. Систематизированы основные проблемы с позиций согласования интересов основных стейкхолдеров. Предложены рекомендации по совершенствованию институциональных регуляторов для повышения конкурентоспособности бизнеса.
государственное регулирование, конкурентоспособность, модели корпоративной социальной ответственности, социально ответственное поведение бизнеса, социальные программы, стейкхолдеры.
На протяжении многолетней истории развития экономической науки вопрос о роли государства в обеспечении общего равновесия всегда был актуальным. Экономисты классической школы обосновали принцип нейтральности государства, согласно которому основным регулятором, обеспечивающим возможность роста и сбалансированности ресурсов, выступает рынок, а роль государства сводится к принятию определенных правовых норм и ограничивается невмешательством в экономику. В отличие от классической, в кейнсианской модели в качестве основополагающего выдвигался принцип координирующего вмешательства государства, утверждавший необходимость широко использовать инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики для увеличения объема государственных расходов в экономику.
Для понимания сути вопроса нельзя обойти вниманием определение государства, данное Гегелем: государство в качестве нравственного есть единственное условие достижения особенной цели и особенного блага, «по отношению к сферам частного права и частного блага, семьи и гражданского общества, государство есть, с одной стороны, внешняя необходимость и их высшая власть, природе которой подчинены и от которой зависят их законы и их интересы; но, с другой стороны, оно есть их имманентная цель, и его сила — в единстве его всеобщей конечной цели и особенного интереса индивидов, в том, что они в такой же степени имеют обязанности по отношению к нему, как обладают правами» [1, с. 98–103]. Согласно теории государства и права, механизм государственно-правового регулирования сводится, во-первых, к способам воздействия — это дозволения, запреты, позитивное принуждение и, во-вторых, к способам реализации, которые раскрываются через поведение людей при совершении или воздержании от действий, а возникающие таким образом правоотношения способствуют упорядоченности социальных отношений.
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем. Б.Г. Столпнера. М.: Мир книги, 2009.
2. Баурина С.Б., Баграмян Л.С., Биттиева Ж.Х., Евлоева Ф.В. Инновационная бизнес-модель современной компании // Инновации: перспективы, проблемы, достижения: материалы III международной научно-практической конференции. 14.05.2015 г. / Под ред. проф. Ботова М.И. Москва: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. С. 293-296. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: // http://www.rea.ru/ru/org/cathedries/techmashkaf/Pages/science.aspx.
3. Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. и др. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография/ Под общ.ред. д.э.н., проф. И.Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М.А. Эскиндарова. М.: КНОРУС, 2008.
4. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю.Е. Благов. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2010.
5. Игнатова Л.Н. Эффективность использования ресурсов промышленной корпорации: аналитико-управленческий аспект // Труд и социальные отношения. 2007. № 2. С. 51-57.
6. Коуз Р. Проблема социальных издержек. Фирма, рынок, право. М.: Дело,1993.
7. Базовые индикаторы результативности. Рекомендации по использованию в корпоративной нефинансовой отчетности. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rspp.ru/simplepage/505.