АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ ТАБАЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ УГРОЗ И ВНУТРИСТРАНОВЫХ РИСКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В представленной научной статье автором проведен анализ основных трендов развития табачной промышленности РФ и ключевых игроков рынка табака. Проведен трендовый анализ производства и реализации табачных изделий, а также ограничительных мер государственной политики, направленных на снижение потребления табачных изделий в соответствии с действующим законодательством. Представлены сведения о размере теневого табачного рынка и сделан вывод о том, что рост объема продаж нелегальных видов табачной продукции представляет собой одну из угроз экономической безопасности для предприятий табачной промышленности. Ориентируясь на современные национальные угрозы бы-ла представлена авторское видение сущности алгоритма обеспечения экономической безопасности табачной промышленности и представлены основные этапы, с конкретизацией перечня действий. При проведении комплекса аналитических процедур используется первичные сведения из системы мониторинга угроз экономической безопасности предприятий табачной отрасли, который позволяет выявлять и анализировать не только внутренние угрозы, связанные с финансовым состоянием предприятия, операционными рисками, управленческой эффективностью и другими факторами, но и внешние угрозы, возникновение которых обусловлено ситуацией на международной арене и национальной экономике. Регулярное отслеживание этих угроз позволяет предупреждать финансовые потери, репутационный ущерб и другие негативные последствия. оперативно реагировать на стрессовые ситуации, разрабатывать стратегии для предотвращения угроз и принимать обоснованные решения для успешного развития бизнеса.

Ключевые слова:
алгоритм, угрозы, табачная промышленность, факторы экономической безопасности, экономическая безопасность предприятия
Текст

Тренды в мировом экономическом пространстве в до и постковидный период характеризуются многоаспектностью влияния на национальную безопасность России. С одной стороны, комплекс мер санкционного давления привели к объективной необходимости разработки и реализации ряда национальных программ, направленных на изыскание внутренних резервов развития отдельных секторов экономики. С другой стороны, остается не решенной проблема технологического суверенитета, низкой инновационной активности, дефицита кадров, обладающих цифровыми компетенциями, а также остро возник вопрос обеспечения сырьем для производства ряда отраслей национальной экономики [5]. Таким образом, можно говорить о возникновении новых вызовов и угроз экономической безопасности отраслей, регионов и страны в целом, на которые субъекты бизнеса реагируют с разной скоростью и степенью понимания всего масштаба проявления угроз на результативности важнейших социально-экономических индикаторов развития.

Табачная промышленность осуществляет свою деятельность в сложных условиях, которые повлияли на скорость ее адаптации к различного рода макроэкономическим шоковым воздействиям, а также все более ужесточающейся позиции государства к регулированию деятельности участников табачного рынка. В частности, следует отметить практически полную зависимость РФ от иностранных табачных гигантов, на суммарное производство которых приходится свыше 96% от производства табачной продукции (Рис.1).

 

Рисунок 1. Монополисты российского табачного рынка

Источник: Составлено автором

 Ситуация с СВО привела к обострению технологических, социальных и экономических проблем функционирования табачных гигантов. В частности, в марте 2022 годы компании заявили о сокращении производства, замораживании инвестиций, сворачивании маркетинговой деятельности, что позволило говорить о возможной кризисной ситуации на рынке табачных изделий, что отразилось на статистических данных, представленных в бюллетене Счетной палаты РФ (рис.2).

 

 

Рисунок 2. Тенденции производства и реализации табака и папирос в РФ

Источник: Составлено автором по данным [1]

По факту, по данным исследования национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, число субъектов, производящих табачные изделия в РФ, имеет тенденцию к росту (таблица 1).

 

Таблица 1- Тенденции на отечественном табачном рынке

Участники рынка

II квартал

2022 года

I квартал 2023 года

II квартал

2023 года

Общая численность производителей сигарет, ед.

26

27

29

Число участников оптовой торговли, тыс.организаций

1384

1269

1364

Число участников розничной торговли, тыс.организаций

69,5

74,0

75,2

Число мест продажи сигарет, тыс.ед.

229,2

235,2

299,1

Источник: составлено автором по данным [2]

Из данных таблицы следует, что за последние месяцы значительно увеличилось число мест продажи сигарет, а также численность участников розничной торговли, что свидетельствует о весьма активных тенденциях на отечественном табачном рынке и имеющемся потенциале его развития.

При этом, число организаций оптовой торговли сигаретами несколько уменьшилось. Среди лидеров оптовой торговли традиционно называют г.Москва, Свердловскую, Самарскую области и Краснодарский край, на которые приходится 136, 55 и 51 организаций.

В текущий момент времени сигареты выпускаются в 16 субъектах страны, а большая часть предприятий табачной специализации сосредоточено в республике Северной Осетии- Алании (табл.2).

 

Таблица 2- Численность производителей табачной продукции в регионах РФ

Регион

Число, ед

Г.Москва и Московская область

4 (2;2)

Калужская область

3

Калининградская область

2

Г.Санкт-Петербург и Ленинградская область

3 (2;1)

Ярославская область

1

Брянская область

1

Омская область

1

Липецкая область

2

Республика Татарстан

1

Ростовская область

3

Волгоградская область

1

Республика Северная Осетия-Алания

4

Республика Крым

2

Республика Кабардино-Балкария

1

Источник: составлено автором по данным [2]

Ценообразование на табачную и никотин содержащую продукцию со стороны производителей осуществляется под воздействием государственной налоговой политики при установлении акцизов. Поэтому рост акцизов можно считать одной из угроз экономической безопасности предприятий табачной промышленности, так как рост налогового бремени имеет отрицательные последствия для результативности работы. В тоже время, случаи инцидента изменения ставки акциза в середине года приводят к манипулированию со стороны компаний-производителей в части структуры и объемов производства, что наглядно продемонстрировано на рис.3.

 

Рисунок 3- Сопоставление налоговой ставки и объема реализации папирос и сигарет в РФ

Источник: составлено автором по данным [1]

Одной из угроз экономической безопасности предприятий табачной отрасли следует считать увеличение рынка контрафактной табачной продукции. В частности, по данным за 2 квартал 2023 года, в РФ уровень нелегального рынка табачных изделий достиг 13,3%, что является наиболее высоким показателем за весь период, начиная со 2 квартала 2019 года, в котором было зафиксировано максимальное значение показателя- 15,6% (рис.4).

По данным экспертов, рост объема продаж нелегальных сигарет происходит по мере удаленности от крупных городов. Для примера, в крупных центрах этот показатель составляет 12,2%, а в малых населенных пунктах- свыше 15%. Причем, наибольший удельный вес контрафактных сигарет приходится на ввоз из стран ЕАЭС- свыше 50% (рис.5).

 

 

Рисунок 4- Динамика удельного веса нелегального рынка табачных изделий в общем объеме реализации сигарет и папирос в РФ, %

Источник: составлено автором по данным [2]

 

 

Рисунок 5- Источники пополнения нелегального рынка табачной продукции в РФ по данным на 01.04.2023 г.

Источник: составлено автором по данным [2]

 

Для борьбы с нелегальными поставщиками и потребителями табачной продукции Указом Президента Российской Федерации от 08.08.2023 № 587 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства» [6] учреждена Федеральная служба по контролю за алкогольным и табачным рынками, которая начала свою деятельности с 1 сентября 2023 года [3].Контроль табачного рынка со стороны государства планируется осуществлять на основе опыта регулирования алкогольной продукции, что предполагает жесткий контроль оборудования, на котором осуществляется выпуск продукции, а также контроль за производством изделий, которые должны иметь соответствующую маркировку.

Если до 1 июля 2020 года в обороте на рынке могла быть представлена, как маркированная, так и не маркированная продукция, то начиная с 01.12.21 года были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части внесения статьи 15.12.1 «Непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Нарушение данных требований влечет наложение штрафа в размере от 1 000 до 10 000 рублей на физических лиц и в размере от 50 000 до 100 000 рублей на юридических лиц, что по мнению разработчиков, будет способствовать снижению размера контрафакта на рынке табачной продукции [1].

На уровень экономической безопасности предприятий табачной промышленности значительную роль оказывают векторы государственной политики, которые направлены на сдерживающее развитие табачной отрасли. Перечень первоначальных мер борьбы против табакокурения был сформирован после присоединения РФ к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, что закреплено в соответствующем Федеральном законе от 24.04.2008 г. № 51-ФЗ [7].

В 2013 году был разработан и утвержден ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" № 15, в котором детально прописаны меры запрета рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, что сократило коммуникационные процессы между производителями и непосредственными потребителями табачной продукции и привело к снижению финансовых результатов табачных предприятий [6].

Разработка перечня мер по обеспечению устойчивости функционирования предприятий табачного сектора экономики должна осуществляться с учетом положений Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г., в которой детализированы направления сокращения спроса и предложения со стороны государства на табачную и другую никотин содержащую продукцию, а также комплекс профилактических мероприятий [4].

ФЗ от 28.04.2023 г № 178 внес запрет на розничную торговлю устройств на выставках и ярмарках, с помощью дистанционных средств коммуникаций, при развозной и разносной торговле, в автоматах, а также выкладку и демонстрацию устройств на торговом объекте. Данное нововведение также привело к сокращению прямого взаимодействия между производителями и потребителями, а также способствует снижению популяризации табачных изделий у населения за счет нанесения фотографий различных последствий для здоровья населения употребления табака [8].

Представленные нормативно-правовые инструменты регулирования деятельности производителей и торговых сетей оказывают сдерживающее влияние на табачный сектор, и непосредственно на уровень затрат предприятий табачной отрасли, что требует их тщательного учета при аналитическом исследовании угроз экономической безопасности и оценки возможных последствий.

Таким образом, можно говорить о том, что перечень рисковых событий и негативных факторов, оказывающих влияние на уровень экономической безопасности табачной промышленности многоаспектен и предполагает применение комплекса методов для их тщательной сущностной оценки. Обоснованность применения того или иного метода анализа определяется в первую очередь целью, которая поставлена в текущий момент времени перед субъектом бизнеса, уточнена с учетом макроэкономических рисков и внутренней национальной политики в части ограничительных мер по потреблению табака.

По нашему мнению, общий алгоритм обеспечения экономической безопасности предприятий табачной промышленности представляет собой перечень логически связанных этапов, каждый из которых характеризуется перечнем действий и инструментами, которые применяются для исследования тех или иных сущностных аспектов.

Авторский алгоритм обеспечения экономической безопасности предприятий табачной промышленности представлен в виде следующих упорядоченных этапов.

1. Анализ внутренней среды предприятия.  На данном этапе проводится оценка финансового положения компании, ее операционной эффективности, управленческого потенциала и других внутренних факторов. Исследование проводится для выявления возможных слабостей и уязвимостей, которые могут повлиять на экономическую безопасность предприятия на основе вертикального, горизонтального, трендового анализа, экспресс-оценки, методов стратегического анализа, метода финансовых коэффициентов, статистического анализа и т.д.

2. Анализ внешней среды. На данном этапе персонализируются и обобщаются в отдельные группы рисков факторы внешней среды, которые могут оказывать влияние на экономическую безопасность предприятий табачной промышленности. Отдельно следует выделить риски политической стабильности, законодательные, экономические, конкурентные, изменения в потребительском спросе и другие факторы.

3. Анализ рыночной ситуации.  Этот этап предполагает изучение состояния и тенденций на рынке табачной продукции с целью выявления основных трендов. Исследование включает анализ конкурентов, анализ спроса и предложения, анализ цен и маржи, анализ маркетинговых стратегий и др. Особенно тщательно изучаются размеры нелегального рынка табачных изделий, а также факторы, которые вызвали данные процессы. Целью этого исследования является выявление угроз и возможностей, связанных с рыночной ситуацией.

4. Социальные исследования. Данные исследования направлены на изучение социальных аспектов, связанных с потреблением табачной продукции. Они могут включать анализ мнений и предпочтений потребителей, исследования влияния рекламы и маркетинга на потребительское поведение, изучение социальных трендов и др. Эти исследования на основе различного арсенала методов проведения социологических исследований помогут предприятиям более точно понять потребности и ожидания своей целевой аудитории.

5. Прогнозирование экономических тенденций.  Этап предполагает прогнозирование возможных изменений в экономической обстановке и их потенциальное влияние на предприятия табачной промышленности. Например, прогнозирование темпов роста ставок акцизов и налогового бремени на хозяйствующие субъекты. Прогнозирование может включать анализ макроэкономических показателей, таких как инфляция, уровень безработицы, уровень потребительского спроса и другие факторы, а также моделирование возможных сценариев. Поэтому на данном этапе могут активно применяться методы экономико-математического моделирования, метод вербальных сценариев и т.д.

Каждый из этапов алгоритмической разработки базируется на информации, полученной из системы мониторинга угроз экономической безопасности, так как позволяет предприятиям своевременно обнаруживать и анализировать потенциальные угрозы и принимать соответствующие меры для предотвращения их негативного влияния.

Одной из основных задач мониторинга угроз является обнаружение изменений во внешней и внутренней среде, которые могут повлиять на экономическую безопасность предприятий. Это может быть изменение законодательного регулирования, экономической политики или конкурентной ситуации на рынке табачной продукции. С помощью мониторинга можно оперативно реагировать на такие изменения и разрабатывать стратегии для адаптации к новым условиям.

Мониторинг угроз экономической безопасности также позволяет проводить анализ рыночной ситуации, что особенно важно для предприятий табачной промышленности. Наблюдение за изменениями в потребительском спросе, конкурентной среде и ценообразовании помогает предприятиям принимать более обоснованные решения по развитию и маркетингу своей продукции.

Важным элементом мониторинга является также социальное исследование, которое позволяет предприятиям понимать мнения и предпочтения потребителей, а также оценивать влияние социальных тенденций на потребительское поведение. Это позволяет лучше адаптировать продукцию и маркетинговые стратегии к требованиям рынка.

 

Список литературы

1. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2021, № 11. Акцизы на табак// file:///C:/Users/nkula/Downloads/at47q1ecn88cqc90gmb0m73ai52p7a0j.pdf

2. Обзор состояния розничных рынков продаж табачной продукции в субъектах Российской Федерации за II квартал 2023 года// file:///C:/Users/nkula/Downloads/obzor-tabak-2-kv-2023.pdf.

3. Официальный сайт Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками// https://fsrar.gov.ru/tabak.

4. Распоряжение Правительства РФ от 18 ноября 2019 г. № 2732-р «О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в РФ на период до 2035 г. и дальнейшую перспективу»// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72943536/.

5. Теория и практика стратегического управления экономически-ми системами. Авдеева И.Л., Азарова Н.А., Базарнова О.А., Бушуева Л.И., Бушуева М.А., Власова М.И., Головина Т.А., Горбова И.Н., Данилова Н.Е., Долгова С.А., Еремина И.А., Игнатова Я.В., Кирьянов А.Е., Кожухова Ю.Э., Коргина О.А., Кулагина Н.А., Лаврикова Н.И., Лытнева Н.А., Масюк Н.Н., Облизов А.В. и др. Орёл, 2021.

6. Указ Президента Российской Федерации от 08.08.2023 № 587 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в области производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства// http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308080015

7. Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/27266.

8. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70221478/

9. Федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 178-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406712309/

10. Суглобов А.Е., Хмелев С.А. Методологические аспекты организации комплексной учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 66-72.

11. Суглобов А.Е., Липалина С.Ю. Методологические подходы к пониманию сущности инновационной деятельности в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 7. С. 202-206.


Войти или Создать
* Забыли пароль?