Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования «Техносферная безопасность и природообустройство» (председатель)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассмотрен опыт организации творческой работы студентов и развития их познавательных способностей на кафедре «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Описан опыт организации работы среди абитуриентов в рамках олимпиадного движения школьников «Шаг в будущее», проведения студенческой олимпиады по техносферной безопасности и ежегодной студенческой научно-технической конференции. Приведены результаты этой работы, подтверждающие ее эффективность в развитии творческих способностей студентов, подготовке молодых научных и педагогических кадров, развитии и совершенствовании учебного процесса, направленного на создание индивидуально ориентированных программ обучения в рамках самостоятельной научной работы студентов.
высшее образование, абитуриент, студент, олимпиада, молодежные научные конференции, творческая работа, научная работа студентов, познавательные компетенции.
1. Введение
Целью высшего образования является не только обучение, но и развитие творческих способностей студентов. В частности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению «Техносферная безопасность» выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- способностью к познавательной деятельности;
- способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способностью к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций;
- способностью ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности;
- способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки — систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные;
- способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива;
- способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач;
- способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных.
Переход на новую парадигму высшего образования требует кардинальной модернизации традиционной педагогической системы высшей школы, предусматривающей внедрение новых технологий обучения, организационной и учебно-методической перестройки учебного процесса. Одним из основополагающих компонентов повышения эффективности учебного процесса является мотивация обучаемого к познавательной деятельности и личным достижениям. Большинство первокурсников имеют ярко выраженную мотивацию. И очень важно стимулировать эту мотивацию в учебном процессе, а не свести ее лишь к получению диплома. Кардинально должно быть пересмотрено отношение к самостоятельной работе студентов, ее значимость должна даже превышать значимость аудиторной работы.
1. Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня. 2009 . - № 2. - С. 29-34.
2. Смирнов С.Г., Готлиб Я.Г. Всероссийская студенческая олимпиада по техносферной безопасности // Материалы IV всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области БЖД и защиты окружающей среды и юбилейной учебно-методической конференции, посвящённой 20-летию дисциплины БЖД. Часть 2. 21-26 сентября 2009 г. / МГТУ им. Н.Э. Баумана.
3. Строкин А.А. Методические и организационные аспекты ежегодной студенческой научно-практической конференции, проводимой на кафедре «Экология и промышленная безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана // Материалы IV всероссийского совещания заведующих кафедрами вузов по вопросам образования в области БЖД и защиты окружающей среды и юбилейной учебно-методической конференции, посвящённой 20-летию дисциплины БЖД. Часть 2.21-26 сентября 2009 г. / МГТУ им. Н.Э. Баумана.