ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная научная статья посвящена оценке необходимости развития цифровой культуры у курсантов ведомственных образовательных организаций МВД России. Статья содержит результаты пилотажного исследования, основанные на анкетировании курсантских подразделений образовательных организаций МВД России, цель которого состояла в выявлении актуальности формирования цифровой культуры, а также текущего состояния подготовленности курсантов к будущей профессиональной деятельности в условиях цифровой среды. В исследовании принимали участие курсанты Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я, Кикотя, Краснодарского университета МВД России, Белгородского юридического института МВД России имени И.Д, Путилина. Всего к экспериментальной работе было привлечено 205 человек. Исследование проводилось в период с февраля 2023 года по май 2023 года. Исследование проводилось с помощью модернизированной анкеты, разработанной Р. А. Шаухаловой. Сделаны выводы о наличии пробелов в образовательном процессе высшей школы МВД, предложены пути решения. Результаты исследования подчеркивают значимость внедрения специализированных образовательных программ, направленных на формирование цифровой культуры курсантов ведомственных образовательных учреждений МВД России, и предлагают рекомендации для эффективного развития подобных образовательных инициатив.

Ключевые слова:
культура, цифровая культура, цифровая среда, образование, образовательные организации МВД России, курсанты, критическое мышление, цифровые компетенции
Текст

Введение. Проблема формирования цифровой культуры является весьма актуальной в современной информационной эпохе. С развитием информационных технологий и широким распространением интернета, цифровая среда стала неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Однако, несмотря на все преимущества и возможности, которые предлагает цифровая сфера, существует и ряд проблем, связанных с ее использованием. Формирование цифровой культуры становится необходимым для эффективного и безопасного участия в цифровом обществе. Также в условиях быстроменяющегося мира трансформируется и система образования, вынужденная не просто подстраиваться, но и успевать за развитием цифровых технологий, новых веяний в социокультурном пространстве, пересматривая подходы к учебно-воспитательному процессу. В целях развития общей информационной культуры необходимо постоянно работать над созданием и внедрением в образовательный процесс специальных обучающих программ, способствующих коррекции индивидуальных и развитию групповых моделей и на основе их программ медиапотребления[1, с.29].  Помимо вышеперечисленных проблем, современная высшая школа сталкивается с новым противоречием – с одной стороны повсеместное внедрение цифровизации дает стимул к новому развитию, открывает путь к глобальному открытому социуму, опирающемуся на интеграционную систему ценностей, с другой стороны велик риск потерять собственное «Я», национальную идентичность, поддаться манипулированию сознанием с помощью искусственного интеллекта.

Решения проблем формирования цифровой культуры носят междисциплинарный аспект и изучаются такими областями знаний как: философия [Д.В. Галкин, А.С. Пляхотко, А.А. Строков и др.] культурология [Д.Н. Дзюба, И.Д. Тузовский, А.В. Чижик и др.], педагогика [Е.В. Гнатышина, И.И. Малгаров, Р.А. Шахулова и др.]. Внедрение новых технологий всегда несет в себе изменения диалектического характера – столкновение нового и старого, «творческое разрушение» и одновременно созидание [7, с. 5].

Для того чтобы грамотно осветить исследуемую проблему, необходимо сделать разбор терминологического аппарата научной работы.

Слово «культура» произошло от латинского слова cultura, что дословно означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Согласно Толковому словарю Ожегова, культура – понятие многозначное, однако для изучения противоречий личности в образовательном пространстве применяется такое определение: «совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей» [5]. «Культура» и «образование» феномены взаимосвязанные и взаимодополняемые. Как справедливо утверждает Г.Е. Зборовский, культура «живет» в образовании, она является его содержательной основой и основным вектором направленности [2, с. 6]. А.Г. Кислов, поддерживая данную позицию, отмечает актуальность культурологического подхода к образованию, его крайнюю необходимость в совершенствовании будущего профессионала [3].

Цифровизация, по мнению ряда ученых [В.Г. Халин, Г.В. Чернова [8] и др.], окутывает все сферы жизни общества, включая экономику, науку, социальную и культурную жизнь, образование. В связи с этим, в приоритетные цели образования входит формирование цифровой (электронной) культуры.  Резаев А.В. и Трегубова Н.Д. отмечают, что цифровая культура гармонично объединяет в себе сети коммуникаций, современные технологии, особенности электронного взаимодействия, паттерны поведения пользователей, культурные символы, которые способствуют обмену информацией между людьми в сети «Интернет» [6].  Стоит отметить, что цифровая культура – явление новое, находящееся на этапе становления и развития своих компонентов.

В условиях информационного общества перед органами внутренних дел также стоит задача трансформации служебной деятельности сотрудников. Обучать специалистов необходимо с начала их профессионального пути – с курсантских подразделений. Соответственно формирование цифровой культуры должно плотно войти в образовательных процесс высшей школы МВД.

Методика исследования. Для обоснования актуальности формирования цифровой культуры в образовательных организациях МВД России, а также для выявления значимости цифровой культуры в деятельности сотрудника полиции, нами было проведено научное исследование, основанное на анкетировании  курсантов первого курса следующих образовательных организаций: Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязанского филиала Московского Университета МВД России имени В.Я, Кикотя, Краснодарского университета МВД России, Белгородского юридического института МВД России имени И.Д, Путилина. Всего к экспериментальной работе было привлечено 205 человек. Исследование проводилось в период с февраля 2023 года по май 2023 года. Анкета, разработанная Р.А. Шухаловой [9] и модернизированная нами для курсантов образовательных организаций МВД России, состоит из 10 вопросов с ограниченными вариантами ответов. В настоящей научной работе мы отметим наиболее острые и актуальные для сотрудника полиции вопросы.

Результаты эксперимента. Первый вопрос – «Можете ли Вы оценить, насколько существенно влияет цифровизация на жизнедеятельность человека, функционирование общества и государства?» (Рис. 1).

 

Рис. 1. Данные по результатам первого и второго вопросов анкетирования

 

Несмотря на юный возраст курсантов первого курса (18-19 лет), молодые люди уже осознают значимость цифровизации в жизни человека и могут оценить ее влияние на производственную и социальную сферы жизни общества (52,2%). Данные в очередной раз подтверждают, что молодое поколение, в силу сложившейся культурно-исторической ситуации, не представляет себя вне контекста цифровой среды. Ограниченность цифровизации коммуникативно-информационными и развлекательными функциями отмечает 33,2% обучающихся, а производственными и научно-технологическими – 14,6%. В данном случае можно выделить недостаточность знаний и понимания этими респондентами всей широты феномена цифровизации.

Третий вопрос – «Имеете ли Вы представление об использовании цифровой среды сотрудников полиции при решении служебно-профессиональных задач? (Рис.2).

 

Рис. 2. Данные по результатам третьего вопроса анкетирования

 

Лишь 4% опрошенных убеждены, что сотрудник полиции при решении служебно-профессиональных задач не использует цифровую среду. 63,1 % респондентов имеют частичное представление об использовании цифровой среды сотрудником полиции при решении служебно-профессиональных задач (имеют представление о программах сервисах, используемых сотрудником). Хорошо осведомлены об использовании цифровой среды сотрудником полиции 32,9%, они знают, какими цифровыми сервисами пользуется сотрудник полиции в своей профессиональной деятельности, а также знают функционал этих сервисов.

Шестой вопрос – «Насколько значима для Вас необходимость критического отношения к профессиональной информации и данным, представленным в Интернет?» (Рис. 3).

 

Рис. 3. Данные по результатам шестого вопроса анкетирования

 

Научный интерес представляют полученные данные по девятому вопросу: 20% обучающихся убеждены, что информацию из открытых источников в необходимых для служебных обязанностей случаях можно использовать, не подвергая ее критическому анализу. В данном случае можно говорить о слабо развитом критическом мышлении, как одной из проблемных, но перспективных для изучения сторон формирования цифровой культуры курсантов образовательных организаций МВД России. Согласно работам Роберта Х. Энниса, критическое мышление представляет собой «разумное мышление, ориентированное на поиск и принятие решения о том, как поступить и во что верить» [10]. Слабое критическое мышление, по мнению Р. Пола, свидетельствует об эгоистичных побуждения личности, социально бесполезном развитии [4, 11, с.102]. Данный показатель свидетельствует об актуальной на сегодняшний день проблеме в образовательных организациях МВД России, решать которую необходимо комплексно, в том числе преобразовывая и дополняя педагогический процесс современными цифровыми инструментами.

Девятый вопрос – «Оцените степень творческой свободы сотрудника полиции при использовании элементов цифровой среды для решения профессиональных задач» (Рис. 4).

 

 

Рис. 4. Данные по результатам девятого вопроса анкетирования

 

Настоящий вопрос оценивает уровень умения курсантов использовать все возможности цифровой среды в служебной деятельности. Так, 8,3% обучающихся используют лишь малую часть технологий, упрощающих их профессиональные обязанности. 26,8% респондентов уверено применяют цифровые средства для обработки информации и каналов коммуникации. 64,9% в полной мере владеют всеми инструментами цифрового пространства и при необходимости для поиска творческого решения задачи могут использовать отдельные функции создания и разработки элементов цифровой среды. Стоит отметить, что несмотря на больший процент «продвинутых» респондентов, около одной трети курсантов испытывают сложности со свободным и углубленным использованием всех возможностей современных технологий.

Обсуждение результатов.

Таким образом, на основании проведенного анкетирования мы выявили следующие пробелы в образовательном процессе образовательных организаций МВД России:

  • недостаточность знаний курсантов в области цифровизации и слабое понимание ее роли для решения задач полиции;
  • недооцененность важности цифровых средств в служебной деятельности органов внутренних дел;
  • слабое критическое мышление, проявляющееся в доверчивом отношении к полученной информации из открытых источников;
  • трудности при использовании всех имеющихся возможностей цифровых средств.

Выявленные недостатки характерны для части курсантских подразделений, однако их нельзя скрыть или пропустить, поскольку в будущей профессиональной деятельности, сотрудник полиции может столкнуться с трудностями качественного выполнения своего служебного долга.
Выводы.

Стоит также отметить, что актуальными направлениями работы с курсантами по формированию цифровой культуры являются: знакомство с научно-техническими разработками в области деятельности подразделений полиции на общих и специальных учебных дисциплинах (например, «Философия», «Специальная техника», «Оперативно-разыскная деятельность», «Криминалистика», «Профилактика угроз в киберпространстве инспектором ПДН» и др.), в рамках воспитательных мероприятий, с приглашением сотрудников технических отделов, специалистов digital-технологий и других компетентных специалистов в области цифрового пространства. С педагогической стороны необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс современные методы, формы и средства, которые бы способствовали не только получению традиционных знаний, умений и навыков, но и формированию цифровых компетенций. Под цифровыми компетенциями специалисты НИИ ВШЭ РФ понимают «комплекс компетенций по работе в цифровой среде и с цифровыми продуктами, включая активность по созданию и сбору данных, их обработке и анализу, а также по автоматизации процессов с помощью компьютерных технологий» [12, с. 3]. Нельзя не согласиться с тем, что данный набор компетенций необходим и сотруднику полиции любого подразделения, как эксперту, способному решить любые вопросы, поставленные цифровым обществом.

Список литературы

1. Ерофеева М. А., Шанин С. В., Коповая О. В. Культура медиапотребления обучающихся: пути формирования в образовательном пространстве // ПНиО. 2020. №3 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-mediapotrebleniya-obuchayuschihsya-puti-formirovaniya-v-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 25.11.2023).

2. Зборовский, Г. Е. Культура образования как реальный феномен и научная проблема / Г. Е. Зборовский // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 1(12). - С. 5-14.

3. Кислов, А. Г. Компетенции VS культура / А. Г. Кислов // Педагогический журнал Башкортостана. - 2019. - № 4(83). - С. 74-78.

4. Лебедев, А. Н. Критическое мышление и чувства в саморазвитии личности / А. Н. Лебедев // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 3(114). - С. 97-107.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва : Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - 1375 с.

6. Резаев А.В., Трегубова Н.Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2019. - № 6. - С. 42. [Эл. ресурс]. URL: https://doi.org/10.14515/ monitoring.2019.6.03.

7. Строков, А.А. Цифровая культура и ценности российского образования : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.13 / Строков Алексей Александрович; [Место защиты: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина]. - Нижний Новгород, 2021. - 20 с.

8. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 47.

9. Шаухалова, В.А. Педагогическая система формирования цифровой культуры студентов бакалавриата в информационно-образовательной среде университета : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Шаухалова Разия Алаудиновна; [Место защиты: Чеченский государственный университет]. - Грозный, 2021. - 28 с.

10. Эннис Р. Природа критического мышления: очертания критических взглядов и способностей мышления. М. : Центр «Педагогический поиск», 2011. - 144 с.

11. Paul R. W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.

Рецензии
1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ПИЛОТАЖНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Авторы: Петров Владислав Евгеньевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?