сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В статье с привлечением эмпирического материала рассматриваются проблема темпоральных особенностей ненормативных подростков. Раскрываются вопросы о том, взаимосвязана ли ненормативность подростков с их склонностью к определенным видам отклоняющегося поведения, а также существуют ли различия в типах темпоральности подростков, обладающих различными особенностями ненормативности и присущими ей поведенческими девиациями. Респондентами выступили 197 подростков (среди них 100 девочек и 97 мальчиков в возрасте от 15 до 16 лет), все граждане России, учащиеся средних общеобразовательных школ. Использовали опросники: «Нормативность. Интеллект. Регуляция», «Склонность к отклоняющемуся поведению», «Субъективная оценка временной направленности», «Временной сценарий личности» и «Шкалу субъективного отношения к времени». В результате исследования выявлено три группы подростков – нормативные, ненормативно-креативные (эмоциональные) и ненормативно-репродуктивные (расчетливые). Установлено, что у нормативных подростков выражена ресурсная темпоральность – пластичное отношение ко времени, разрешающий временной сценарий и ресурсная направленность на настоящее и будущее. Ненормативно-креативные (эмоциональные) подростки обладают инфантильно-фиксированной темпоральностью – равнодушным отношением к времени, инфантильно-разрешающим временным сценарием и фиксированной временной направленностью на настоящее, сниженным волевым контролем эмоциональных реакций, склонностью к преодолению норм и правил и агрессивному поведению. Ненормативно-репродуктивные (расчетливые) подростки обладают невротично-фиксированной темпоральностью – временной зависимостью, запрещающим временным сценарием и фиксированной временной направленностью на прошлое, склонностью к преодолению норм и правил и делинквентному поведению. В практическом плане, трансформация темпоральности может выступать одним из перспективных направлений психологического сопровождения подростков, в целях профилактики и превенции их отклоняющегося поведения.
темпоральность, подростки, социальная ненормативность, отношение ко времени, временной сценарий, направленность, девиантное поведение
Подростковый возраст является одним из самых интересных в плане формирования личности, и вместе с этим – самым противоречивым в плане ее проявления. В этом контексте обращает на себя внимание такая характеристика подростков как социальная нормативность – ненормативность. Они с одной стороны стараются следовать установленным нормам, а с другой стороны нередки случаи «отхода» от них, например в ненормативном творчестве или различных поведенческих девиациях. К этому добавим и темпоральный аспект. Так, одни подростки ценят свое время, стараются максимально использовать его для достижения личностно значимых результатов, или наоборот – безразлично относиться к своему времени, воспринимая его как нечто неограниченное, считая, что они «везде и все успеют». Подростки могут застревать в своем прошлом, анализируя свой опыт, обиды, разочарования, достижения; могут устремляться в будущее, желая достичь большего, считая, что лучшее – впереди. Другие же сосредоточены на решении актуальных задач, не беря в расчет прошлый опыт и не задумываясь о будущем.
Полагаем, что существует связь между темпоральностью подростков с их психологическими особенностями, в том числе социальной нормативностью – ненормативностью. Суть в том, что темпоральность личности является отражением ее существования во времени и осмысления времени. Соответственно, темпоральность является индикатором психологических особенностей и поведения подростков.
В научно-практическом плане вопросы социальной нормативности раскрывались в исследованиях С.В. Духновского [7], В.С. Ерохина [9], В.А. Жилиной, К.М. Креписова [10] и др. Нормативность преимущественно рассматривается в контексте изучения девиантного поведения, чему посвящены исследования Е.В. Ветровой, А.В. Никишкина, В.М. Ветрова [2], Ю.А. Клейберг [12], Н.В. Майсак [14], В.Д. Менделевича [15] и др.
Вопросы темпоральных особенностей личности описаны в работах К.А. Абульхановой, Т.Н. Березиной [1], Е.И. Головахи, А.А. Кроника [3], С.В. Духновкого [8], Е.В. Забелиной [11], В.Г. Петровской [16], В.Н. Ярской, А.А. Калайджян [17] и др.
Обращает внимание что при изучении темпоральных особенностей подростков, в том числе и с отклоняющимся поведением, акцент ставился на оценку их временной перспективы. Так, Ю.Н. Гут, М.К. Кабардов исследовали временную перспективу на этапе профессионального самоопределения личности [4], Т.Н. Денисова провела сравнительное исследование отношения ко времени у благополучных и девиантных подростков [5], Ю.А. Кулешовой, О.С. Погребной описаны особенности временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников [13] и др.
Таким образом, несмотря на наличие исследований, проблема темпоральных особенностей социально-ненормативных подростков нуждается в дополнительном теоретическом, эмпирическом анализе и обобщении. В этом плане актуальными является поиск ответов на следующие вопросы: взаимосвязана ли социальная ненормативность со склонностью к определенным видам отклоняющегося поведения? Существуют ли различия в типах темпоральности личности подростков, обладающих различными особенностями ненормативности с присущими ей поведенческими девиациями? Ответы на поставленные вопросы выступили основной целью нашего исследования.
При проведении исследования мы использовали представление о социально-ненормативной личности и ее особенностях [7], а также теоретические положения концепции темпоральности личности [8].
Под социальной ненормативностью будем понимать «пренебрежение к соблюдению принятых социальных норм и правил поведения, отсутствие внутренних запретов на нарушение норм поведения и деятельности. Нормативные ценности, правила поведения воспринимаются личностью как ограничение, а их соблюдение – как «потеря свободы», поэтому проявляется желание игнорировать или нарушать их» [7, с.154]. На основании сочетания нормативности (ненормативности), интеллектуальных способностей (репродуктивных / креативных) и контроля поведения (рассудочного / эмоционального) выделяем пять типов ненормативной личности: 1) ненормативный, креативно-эмоциональный, 2) ненормативный, креативно-рассудочный, 3) ненормативный, репродуктивно-рассудочный, 4) ненормативный, репродуктивно-эмоциональный, 5) ненормативный, смешанный [7].
Темпоральность представляет собой сочетание временного сценария, отношения ко времени, его функций, и временной направленности личности, которое определяет ее созидательный или деструктивный характер. Под временным сценарием будем понимать жизненный план субъекта, сформированный на основе наличия «запретов» и «разрешений» в прошлом, настоящем и будущем получаемых от других людей и / или даваемых самому самому-себе на проявление своей индивидуальности, реализацию желаемой для себя активности. Временная направленность личности, выражается в ориентации на прошлое, настоящее, будущее или их сочетании, которая может носить ресурсный или фиксированный характер, определяя повседневную активность субъекта по достижению желаемых и/или необходимых для себя целей. Отношение ко времени – это его восприятие и использовании в качестве ресурса для решения задач, возникающих в повседневной жизни, а также для проявления своей индивидуальности, своего личностного развития и саморазвития. Видами отношения ко времени выступают: временная пластичность, пристрастность и индифферентность [8].
Описанные положения послужили теоретическим обоснованием нашего исследования, наиболее значимые результаты которого будут представлены ниже.
Материалы и методы
Респондентами выступили 197 подростков (среди них 100 девочек и 97 мальчиков в возрасте от 15 до 16 лет), все граждане России, обучающие в средних общеобразовательных школах городов Курган, Ханты-Мансийск и Санкт-Петербург, прошедшие обследование анонимно и по просьбе психолога и с согласия родителей. В обследовании использовали комплекс авторских методик:
– опросник «Нормативность. Интеллект. Регуляция» (НИР-п). В исследовании использовали подростковую версию методики, направленную на оценку регулятивных особенностей подростка, включающую в себя такие параметры как: социальная нормативность (ненормативность), интеллектуальные способности (репродуктивные − креативные), а также контроль поведения (рассудочный − эмоциональный).
– опросник «Субъективная оценка временной направленности» (ВН), предполагающий оценку ориентации субъекта на прошлое, настоящее и будущее и определение ее как «фиксированную» либо «ресурсную». Чем выше балл, тем больше оценки отклоняются в сторону временной фиксации, средние и пониженные значения говорят о временном ресурсе [8].
– шкала «Временной сценарий личности» (ВС), позволяющая определить ведущий у субъекта разрешающий либо запрещающий временной сценарий, на основе оценки своего прошлого, настоящего и будущего времени.
– методика «Шкала субъективного отношения к времени» (ОКВ-Т), в рамках которой, в зависимости от выраженности итогового показателя оценивается отношение респондента ко времени в континууме временная индифферентность (равнодушие) – пластичность (гибкость) – пристрастность (зависимость) [6].
Кроме авторских психодиагностических методик в исследовании также использовали опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП), разработанная А.Н. Орел [цит. по: 12], позволяющая выявить такие формы девиантного поведения как агрессивное, аддитивное, делинквентное, самоповреждающее и саморазрушающее, проходящие на непатологическом уровне, в сочетании со склонностью к преодолению норм и правил и оценкой волевого контроля эмоциональных реакций. В обследовании применяли версию опросника для мальчиков и для девочек отдельно.
В качестве статистических методов применяли: анализ первичных статистик, корреляционный и сравнительный анализ. Перед проведением сравнительного анализа для каждой переменной был рассчитан статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова. Уровень значимости p по всем переменным выше 0,05. Это позволило сделать вывод о нормальном распределении и определить в качестве метода параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок. Обработка результатов проводилась при помощи программного пакета «SPSS 23.0».
Результаты исследования
Укажем что по результатам использованных методик, достоверных различий между подростками мужского и женского пола установлено не было. На основании чего было принято решение объединить их в одну выборку.
На основании выраженности показателя «социальная нормативность», в сочетании с показателями «интеллектуальные способности» и «контроль поведения» (по методике «НИР»), обследованные подростки были разделены на три группы: социально-нормативную, ненормативно-репродуктивную и ненормативно-креативную. Результаты, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Выраженность показателей регулятивной сферы у подростков с разным уровнем социальной нормативности
Шкалы методики «НИР» |
Нормативные (n=103) |
Ненормативно-креативные (n=47) |
Ненормативно-репродуктивные (n=47) |
Интеллект |
47,4±4,4 (6) |
37,2±4,3 (3) |
56,5±4,6 (8) |
Контроль поведения |
40,5±4,7 (5) |
33,5±3,8 (4) |
53,1±3,5 (7) |
Примечание: в скобках указаны стандартные значения – стэны
Из таблицы 1, видим, что параметры регулятивной сферы в группах подростков с разным уровнем социальной нормативности отличны друг от друга. При описании особенностей каждой группы будем придерживаться наших представлений о классификации социальной ненормативности [7].
Первая группа – социально-нормативные подростки (показатели по шкале «нормативность» 58,1 – выражены на повышенном уровне и находятся в диапазоне 7 стэнов; в данную группу вошло 103 субъекта). Обследованные данной группы гибко сочетают и творческие и репродуктивные интеллектуальные способности, обладают вариативностью в осмыслении похожих (одинаковых) жизненных ситуаций; регуляция поведения обеспечивается за счет взаимодополняемости рассудочного и эмоционального контроля за ним что говорит о развитости когнитивной и эмоциональной сферы.
Вторая группа – ненормативно-креативные подростки (показатели по шкале «нормативность» 36,5 – выражены на низком уровне и находятся в диапазоне 3 стэнов; в данную группу вошло 47 обследованных). Выражены креативные интеллектуальные способности – у обследованных имеет место непереносимость контроля и опеки, в состоянии творческого подъема могут нарушать правила и договоренности, невнимательность к деталям и мелочам (показатель «креативные интеллектуальные способности»). В регуляции поведения преобладает эмоциональный компонент (эмоции доминируют над рассудком в принятии решений) что может проявляться в импульсивности, эмоциональной возбудимости, сниженной эмоциональной устойчивости. Данную группу подростков можно обозначить как «эмоциональные».
Третья группа – ненормативно-репродуктивные подростки (показатели по шкале «нормативность» 35,9 – выражены на низком уровне и находятся в диапазоне 3 стэнов; в данную группу вошло 47 респондентов). У обследованных выражены репродуктивные интеллектуальные способности – стремятся к поиску закономерностей, упорядочиванию поступающей информации, в сочетании с отчуждённостью и зажатостью в поведении. Доминирует рассудочный контроль поведения – что может проявляться в прагматичности, расчетливости, хитрости и осторожности, в сочетании с жестким самоконтролем своего поведения и дистантности во взаимодействии с окружающими. Данную группу подростков можно также обозначить как «расчетливые».
Результаты корреляционного анализа позволили установить значимые взаимосвязи показателя «социальная нормативность» (по методике НИР) с показателями по шкалам «склонность к преодолению норм», «склонность к аддиктивному поведению», «склонность к агрессивному поведению», «склонность к делинквентному поведению», а также «волевой контроль эмоциональных реакций» (по методике СОП). Значения коэффициентов корреляций находятся в диапазоне от -0,44 до -0,55, при р≤0,01. Полученные данные говорят о том, что выраженность социальной нормативности взаимосвязана с девиантым поведением подростков. Так, снижение социальной нормативности, сопровождается снижением волевого контроля, повышая выраженность зависимого, агерссивного и делинквентного поведения. И наоборот, чем более выражена нормативность подростка, тем менее выражена склонность к различным видам отклоняющегося поведения.
Далее, с использованием данных, полученных по методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» (СОП) были выявленные доминирующие склонности к поведенческим девиациям в группе нормативных, ненормативно-креативных (эмоциональных) и ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков. Результаты, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Выраженность показателей склонности к отклоняющемуся поведению у подростков с разным уровнем социальной нормативности
Шкалы методики «СОП» |
Нормативные (n=103) |
Ненормативно-креативные (n=47) |
Ненормативно-репродуктивные (n=47) |
Склонность к преодолению норм и правил |
7,9±2,4 (46) |
11,9±2,1 (59) |
11,0±2,1 (59) |
Склонность к аддиктивному поведению |
10,1±2,5 (48) |
12,1±3,0 (53) |
12,9±2,7 (53) |
Склонность к самопровреждающему и саморазрушающему поведению |
9,4±2,2 (45) |
9,6±2,4 (45) |
9,8±2,3 (45) |
Склонность к агрессии и насилию |
10,9,0±2,2 (46) |
16,3± 2,9* (60) |
13,4±3,1 (53) |
Волевой контроль эмоциональных реакций |
7,8±2,4 (48) |
10,9±2,2* (58) |
7,5±2,0 |
Склонность к делинквентному поведению |
7,3± 2,1 (46) |
8,6±2,3 (48) |
13,2±2,6* (59) |
Примечание: * – различия достоверно выше на уровне р≤0,05; в скобках указаны стандартные значения – Т-баллы
Результаты, представленные в таблице 2 показывают следующее. В группе нормативных подростков показатели по шкалам методике «Склонность к отклоняющемуся поведению» выражены на пониженном и среднем уровне (при переводе сырых значений с стандартные, они находятся в диапазоне до 50 Т-баллов). На основании чего делаем заключение что у социально-нормативных подростков отсутствует выраженная склонность к тому или иному виду девиантного поведения.
Из таблицы 2 видим, что показатель «склонность к преололению норм и правил» выражен на высоком уровне (в диапазоне 59 Т-баллов) как в группе ненормативно-креативных (эмоциональных), так и в группе ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков. Соответственно, непринятие и отрицание общепринятых норм и ценностей, восприятие их как условий, ограничивающих свободу, наличие неконформных тенденций является общим для данных категорий подростков.
Группа ненормативно-креативных (эмоциональных) подростков отличается сниженным контролем эмоциональных реакций и склонность к агрессивному поведению (данные показатели по методике «СОП» выражены на повышенном уровне – в диапазоне 57-59 Т-баллов и достоверно выше, чем в других обследованных группах). В группе ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков, наряду со склонностью к преодолению норм и правил, на повышенном уровне (в диапазоне 58 Т-баллов) выражена склонность к делинквентному поведению, как готовность к совершению правонарушения, пренебречь правовыми нормами для достижения желаемого и / или необходимого. Укажем что показатель по шкале «склонность к делинквентному поведению» в данной группе подростков достоверно выше, чем в других обследованных группах.
Далее обратимся к рассмотрению темпоральных особенностей нормативных, ненормативно-креативных (эмоциональных) и ненормативно-репродуктивных (расчетливых) подростков. В рамках сравнительного анализа будем использовать показатели по шкалам «Отношение ко времени» (ОКВ) и «Временной сценарий» (ВС), а также опросника «Временная направленность личности» (ВН). При описании результатов будем придерживаться теоретических положений разрабатываемой нами концепции темпоральности личности [8]. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Временной сценарий, направленность и отношение ко времени у подростков с разным уровнем социальной нормативности
Отношение ко времени сценарий и направленность |
Нормативные (n=103) |
Ненормативно-креативные (n=47) |
Ненормативно-репродуктивные (n=47) |
Отношение ко времени |
44,5±3,5 (5) |
33,1±3,7 (3) |
56,4±3,9 (8) |
Временной сценарий |
75,7±5,4 (7) |
86,1±6,2 (9) |
49,3±4,7 (4) |
Направленность на прошлое |
23,4±5,5 (4) |
22,6±3,2 (3) |
29,3±4,2 (8) |
Направленность на настоящее |
30,3±4,1 (6) |
36,1±3,9 (8) |
25,1±3,6 (5) |
Направленность на будущее |
26,1±3,7 (5) |
23,5±3,3 (4) |
25,4±3,5 (5) |
Примечание: в скобках приведены стандартные значения – стэны
Данные таблицы 2 говорят о следующем. Так, у нормативных подростков выражено гибкое отношение ко времени (показатель по шкале ОКВ находится на среднем уровне) в сочетании с разрешающим временным сценарием (показатель по шкале «ВС» выражен на повышенном уровне) и ресурсной временной направленности (показатель по шкале «прошлое» находится на пониженном уровне, «настоящее» на повышенном и «будущее» – на среднем). Согласно нашей концепции [8] сочетание данных показателей является индикатором «ресурсной темпоральности» данной группы обследованных подростков.
В группе ненормативно-креативных подростков преобладает равнодушное отношение ко времени (показатель по шкале «ОКВ» – на низком уровне), инфантильно-разрешающий временной сценарий (показатель по шкале «ВС» – на высоком уровне) и фиксированная направленность на настоящее (данный показатель по методике «ВН» – на высоком уровне, тогда как показатель «прошлое» и «будущее» – на низком и среднем соответственно). Сочетание данных показателей позволяет говорить о данной категории подростков как обладающих «инфантильно-фиксированной темпоральностью».
Ненормативно-расчетливые подростки отличаются временной зависимостью (показатель по шкале «ОКВ» выражен на высоком уровне), запрещающим временным сценарием (показатель по шкале «ВС» – на пониженном уровне), фиксированной направленностью на прошлое (данный показатель по методике «ВН» находится на высоком уровне, тогда как показатель «настоящее» и «будущее» – на среднем). Используя наше представление о темпоральности личности [8], сочетание данных показателей будет свидетельствовать о невротично-фиксированной темпоральности у данной группы подростков.
Таким образом, в ходе исследования нашло свое эмпирическое подтверждение наше предположение о том, что подростки с разным уровнем социальной нормативности и ее характеристиками обладают различными темпоральными особенностями и склонностью к девиантному поведению.
Выводы:
1. В зависимости от выраженности нормативности и ее особенностей, выявлены три группы подростков: нормативные, ненормативно-креативные (эмоциональные) и ненормативно-репродуктивные (расчетливые). Установлено, что подростки с разными особенностями нормативности имеют различия в темпоральных особенностях, таких как отношение ко времени, временной сценарий и временная направленности.
2. Установлено, что общим для ненормативнх подростков является склонность к преодолению норм и правил. Подростки ненормативно-креативной (эмоциональной) группы отличаются сниженным волевым контролем эмоциональных реакций и агрессивным поведением. Тогда как ненормативно-репродуктивные (рассудочные) подростки имеют склонность к делинквентному поведению, как готовности пренебрегать и нарушать правовые нормы.
3. Установлено, что у нормативных подростков выражена ресурсная темпоральность – пластичное отношение ко времени, разрешающий временной сценарий и ресурсная направленность на настоящее и будущее.
4. Ненормативно-креативные (эмоциональные) подростки обладают инфантильно-фиксированной темпоральностью – равнодушным отношением к использованию своего времени, инфантильно-разрешающим временным сценарием (отсутствием или недостаточной выраженностью критичности в оценке своих возможностей) и фиксированной временной направленностью на настоящее, актуальный момент жизни. Это может выражаться в сниженном волевом контроле эмоциональных реакций, склонности к преодолению норм и правил, а также агрессивном поведении.
5. Ненормативно-репродуктивные (расчетливые) подростки обладают невротично-фиксированной темпоральностью – временной зависимостью, запрещающим временным сценарием и фиксированной временной направленностью на прошлое. Им свойственна склонность к преодолению норм и правил и делинквентное поведение.
В завершение отметим, что полученные данные дополняют разрабатываемую нами концепцию темпоральности личности и расширяют возможности ее использования применительно к подростковому возрасту, а также в психологии девиантного поведения. Трансформация темпоральности может выступать одним из перспективных направлений психологического сопровождения подростков, в целях профилактики и превенции их отклоняющегося поведения.
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Ветрова Е.В., Никишкин А.В., Ветров В.М. Причины формирования девинатного поведения // Государственная служба и кадры. 2021. №5. С.197-199. DOI:https://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-5-197-199.
3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев.: Наукова Думка, 1984. 207 с.
4. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Особенности временной перспективы личности на этапе профессионального самоопределения // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т.5, No3. С. 85-97. DOI:https://doi.org/10.18413/2313-8971-2019-5-3-0-7
5. Денисова Т.Н. Отношение ко времени у благополучных и девиантных подростков // Пенитенциарная наука. 2010. №10. С.46-50
6. Духновский С.В. Шкала «Отношение к времени»: психометрическая характеристика и возможности использования // Личность: ресурсы и потенциал. 2021. № 4 (21). С.59-66
7. Духновский С.В. Социально-ненормативный сотрудник: проблема классификации и оценка // Российский девиантологический журнал. 2023. №3 (2). С.189-194
8. Духновкий С.В. Типы темпоральности личности: оценка и перспективы и использования //Российский девиантологический журнал. 2023. №4 (3).
9. Ерохин В.С. Социальная нормативность и персональная идентификация: соотношение понятий и практическая реализация // Манускрипт. 2020. №5. С.125-129 https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.5.23
10. Жилина В.А., Креписов К.М. Особенности исследования нормативности социального бытия в различных онтологических системах // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2021. №11 (457). С.5-10. DOIhttps://doi.org/10.47475/1994-2796-2021-11101
11. Забелина Е.В. Время в восприятии современной молодежи: отражение культуры постмодернизма. Гуманитарные науки. 2018. №4. С.17-23
12. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. М.: 2004. С.141-154
13. Кулешова Ю.А., Погребная О.С. Сравнительный анализ временной перспективы у подростков с девиантным поведением и нормально развивающихся сверстников // Вестник науки и образования. 2019. № 24 (78). С.97-101
14. Майсак Н.В. Проблема систематизации девинатного поведения // Астраханский медицинский журнал. 2011. №2. С.85-89
15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2005.
16. Петровская В.Г. К вопросу о психологическом времени жизни подростков // Мир Науки, Культуры, Образования. 2020. №3 (82). С.84-87
17. Ярская В.Н., Калайджян А.А. Психологический дискурс темпорализма // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. №4 (72). С.232-236