ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ – МАГИСТРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Обсуждаются требования федерального государственного образовательного стандарта к метапредметным результатам освоения программ начального образования. Исследован генезис содержания понятия универсальные учебные действия школьников. Доказывается, что формирование универсальных учебных действий является приоритетным направлением (магистральной линией) и спецификой именно начального уровня общего образования как предпосылка успешности всего последующего обучения. Обсуждаются результаты мониторинга работы учителей по формированию метапредметных образовательных результатов младших школьников. Презентуется новая дисциплина педагогического образования «Методика формирования метапредметных образовательных результатов обучающихся в начальной школе».

Ключевые слова:
метапредметные результаты, начальное образование, универсальные учебные действия, успешность обучения
Список литературы

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.

2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности / Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989.

3. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., Просвещение, 1981.

4. Баранов С.П., Чиркова Н.И. Формирование логических высказываний у детей//Начальная школа. - № 12. - 2006. - 5 с.

5. Блонский П.П. Задачи - методы новой народной школы / Избранные педагогические произведения. - М.: АПН РСФСР, 1961.

6. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2000.

7. Воровщиков С.Г. К вопросу об универсальных учебных действиях, общеучебных умениях и «бритве оккама» // Инновационные проекты и программы в образовании 2013/5. С. 29-33.

8. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред.В.С.Леднева, Н.Д.Никандрова, М.В.Рыжакова. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. (Ю.Л.Хотунцев, Л.И.Анисимова, В.А.Поляков, П.Р.Атутов, Е.Д.Волохова, Н.И.Городецкая, И.А.Сасова, Е.Н. Землянская и др.)

9. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1983.

10. Давыденко Т.М. Интегральные критерии оценки качества внутришкольного управления // Завуч. 2002. № 7. С. 73-77.

11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с.

12. Давыдов В.В., Слободчиков В.И.,. Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4.

13. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов; под общ. ред. Б. П. Есипова. М. :Изд-во АПН РСФСР, 1957.

14. Дидактика средней школы /под ред. М. Н. Скаткина. М. : Просвещение, 1982.

15. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения: Дис….док.пед. наук. - М., 1978.

16. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М.: Дом педагогики, 1996.

17. Землянская Е. Н. Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 247 с.

18. Землянская Е. Н. Оценка качества метапредметного обучения на уроке // Наука и школа. - 2023. - №2. - С.30 - 38. DOI:https://doi.org/10.31862/1819-463X-2023-2-130-138.

19. Землянская Е.Н., Сотцкова Т.С., Чечеткин Ю.В. Компетентность учителя начальных классов в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся // Начальная школа. - 2021. - № 9. С.9 - 12.

20. Ковалева Г.С. По ком звонит колокол. Причины падения международного рейтинга российского образования // Школьное обозрение. 2002. № 1. С. 38-40.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 584 с.

22. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

23. Лошкарева Н. А. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. М.: МГПИ, 1981. 88 с.

24. Люблинская А.А. Умственные действия в работе младших школьников по новым программам. - Советская педагогика.1973. № 5. С. 34 - 41.

25. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.

26. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. - СПб. Прайм-Еврознак; М. Олма-Пресс. 2008- С. 124.

27. Поломошнова С.А. Вектор обучения: от общеучебных умений к универсальным учебным действиям // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 93. С.91-94

28. Развитие учебной самостоятельности // Цукерман Г.А.; Венгер А.Л. - М., ОИРО, 2010. - 432 с.

29. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1997. http://old.experiment.lv/rus/biblio/el_biblio/repkin_ro_ud.htm (Дата обращения 01.11.2023)

30. Универсальные учебные действия как результат обучения в начальной школе: содержание и методика формирования универсальных учебных действий младшего школьника; под ред. Н. Ф. Виноградовой/[авт. Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе, И. С. Хомякова]. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. - 224 с.

31. Усова А.В. Формирование учебных умений учащихся // Советская педагогика. 1982. № 1. С.48-52.

32. Ушинский, К. Д. Детский мир и хрестоматия в 2 ч. Часть 2 / К. Д. Ушинский. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 300 с. - (Антология мысли). - ISBN 978-5-534-08592-1. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/514637 (дата обращения: 20.10.2023).

33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.

34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286.

35. Фридман Л. М. Формирование у учащихся общеучебных умений / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. Мн.: ИПК образования, 1995. 32 с. 28.

36. Хуторской А. В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Эл. ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. URL: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm (Дата обращения: 1.10.2013).

37. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 73 с.

38. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст]. - М.: Педагогика, 1982. - 208 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?