В статье затронуты проблемы коммуникативистики в изобразительном искусстве, а также рассмотрены вопросы трансформации сферы познания и аспекты, определяющие творческое мышление и восприятие различных форм изобразительного искусства. Эстетическая идея художественного произведения – как конкретный художественный образ, в котором и через который художник как представитель искусства выражает свое отношение к действительности, вступает в разговор с адресатом. Делает выводы сам читатель, зритель или слушатель. Именно в этом глубинная суть той коммуникации, которая осуществляется изобразительными средствами через полотно, созданное художником.
изобразительное искусство, творческое мышление, коммуникативные аспекты восприятия, художественный образ, эстетическая идея.
Многогранно пространство современной культуры и, в частности, изобразительного искусства. Коммуникативный аспект является одним из наиболее значительных в изучении культуры, что связано с общей включенностью человека в мир культуры посредством разнообразных коммуникативных механизмов.
Развитие средств массовой коммуникации, широкая компьютеризация, а также развитие технических видов искусства, таких как кинематограф, фотография и реклама и, в целом, повышение уровня цивилизации порождает новый способ восприятия и творчества, изменяет духовную культуру, влияет на формирование массового сознания. Вопросы взаимодействия коммуникантов становятся определяющими практически во всех сферах – культуре, науке, производстве, политике и др., поскольку потребность в общении, в передаче и обмене информацией определяет дальнейшее развитие практически любой деятельности. В таких условиях очевидна трансформация сферы познания вообще, потребность, позволяющая выявить новые аспекты научного знания, а также специфику новых дисциплин, возникших на стыке традиционных научных направлений (семиотика, кибернетика, теория информации и т.д.), и требующих философского осмысления. Подвижными становятся границы не только научных дисциплин, но и видов искусств. Монтаж, зародившийся как техническое средство кинематографа, развился в результате в принцип монтажности, став, как и два других излюбленных метода постмодернизма – коллаж и цитатность, – определяющим для всякого, в том числе и творческого мышления и коммуникативного восприятия различных форм изобразительного искусства.
1. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений [Текст]. В 13 т. Т. 6 / В.Г. Белинский. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. - С. 591-592.
2. Горький М. Собрание сочинений [Текст]. В 30 т. Т. 27 / М. Горький. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1956. - С. 214.
3. Вольфганг Гете об искусстве [Текст]. - Л.-М.: Искусство, 1936. - С. 328.
4. Стендаль. Собрание сочинений [Текст]. В 15 т. Т. 14 / Стендаль. - М.: Правда, 1959. - С. 5.
5. Толстой Л.Н. Собрание сочинений [Текст]: В 22 т. Т. 15 / Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1983. - С. 223.