Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (главный научный сотрудник)
Москва, Россия
Вопрос о том, что такое индукция и каково ее место в научном познании, всегда привлекал к себе пристальное внимание философов и ученых. Проблема индукции как метода перехода от менее общих научных высказываний к более общим, и особенно от фактов к научным законам, является актуальной и в современной методологии научного познания. Это вызвано тем, что ее решение непосредственно влияет на оценку роли опыта, данных наблюдения и эксперимента как основы, источника и критерия истинности научного знания. При этом тот факт, что научное познание часто начинается с эмпирического исследования познаваемых объектов и должно соответствовать в своих выводах данным наблюдения и эксперимента, ни у кого из ученых не вызывает сомнения. Неопределенность состоит в следующем: 1) может ли индукция рассматриваться не только как метод получения эмпирических фактов, но и как метод получения (открытия) эмпирических законов и 2) может ли индукция выполнять функцию метода обоснования истинности научных законов или хотя бы степени подтверждения их истинности. А здесь позиции индуктивистов и их противников (антииндуктивистов) радикально расходятся. Необходимо при этом иметь в виду, что в реальной науке используются разные виды индукции: в математике это математическая индукция как особый вид строгого доказательства (Пуанкаре), а в естественных и социальных науках эмпирическая индукция в трех ее формах: перечислительная индукция (Аристотель), элиминативная индукция (Бэкон, Милль) и индукция как обратная дедукция (Джевонс). Все это выводы от менее общего знания к более общему знанию, но с разными познавательными функциями и возможностями. В данной статье будут подробно рассмотрены возможности и функции только эмпирической индукции.
научный метод, индукция, элиминативная индукция, индукция как обратная дедукция
1. Лебедев С.А. Курс лекций по философии науки. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2014. -
2. Лебедев С.А. Методология науки: проблема индукции. М.: Инфра-М. 2013. -
3. Лебедев С.А.. Методология научного познания. М.: Проспект 2021. -
4. Лебедев С.А. Философия и методология науки. М.: Академический проспект. 2021. - 626 с.
5. Лебедев С.А. Философия науки. Учебное пособие. М.: Юрайт. 2011. - 288с.
6. Лебедев С.А. Философия науки: позитивно-диалектическая концепция. М.: Проспект. 2021. - 448 с.
7. Лебедев С.А., Борзенков В.Г., Лазарев Ф.В., Лесков Л.В. и др. Философия науки. Общий курс. М.: Академический процесс. 2004. - 736 с.
8. Лебедев С.А., Рубочкин В.А. История и философия науки. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2010. - 196 с.
9. Лебедев С.А. Современная философия науки. М.: Проспект. 2023. - 312 с.
10. Лебедев С.А. Философия, Методология. Наука. Избранные статьи. М.: Проспект. 2023. -720 с.