Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
В работе произведен обзор актуального состояния производственного экологического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Сделаны выводы о недостатках существующей системы контроля за окружающей средой. Рассмотрены изменения в природоохранном законодательстве касаемо разрешительной документации и автоматизации контроля за выбросами и сбросами загрязняющих веществ природопользователями. Предприятиям в установленные Правительством сроки необходимо получить новую природоохранную документацию, взамен ранее разрозненной разрешительной документации, а также оборудовать места сбросов и выбросов объектов, оказывающих негативное воздействие системами автоматического контроля. Приведены требования к системам автоматического контроля сбросов и выбросов, указаны объекты, которые необходимо оснастить системами контроля, контролируемые показатели загрязняющих веществ. Отмечено, что метан, выбросы которого составляют большую часть выбросов загрязняющих веществ угольных шахт, не попал в перечень загрязняющих веществ, контролируемых системой. Произведен анализ выполнения производственного экологического контроля в текущий момент и в будущем. Актуальность работы подтверждается научными исследованиями направления экологического контроля. В статье рассматриваются основные аспекты изменений в предоставлении информации о показателях сбросов и выбросов загрязняющих веществ в контролирующие органы. Произведено сравнение процесса передачи данных при существующем контроле показателей и при введении систем автоматического экологического контроля согласно законодательству России. Приведен текущий расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, показана несостоятельность современного расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сделаны выводы о необходимости внесения изменений в текущую методологию расчета платы.
расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, экологический контроль, комплексное экологическое разрешение, система автоматического контроля
Введение
По итогам 2022 года сотрудниками Росприроднадзора (РПН) было проведено 700 плановых и 6000 внеплановых проверок, вынесено 24 602 предостережения. Оценка нанесенного вреда окружающей среде компаниями составила 78,9 млрд рублей. Из них 61,3 млрд рублей пришлись на ущерб, нанесенный почвам, 17,5 млрд рублей - водным объектам, 83,3 млн рублей - воздуху. Сумма взысканий составляет примерно 10% от оцененного ущерба (6,27 млрд рублей: 5,8 млрд рублей за ущерб водным объектам, 423,7 млн рублей - почвам, 10,1 млн рублей – воздуху).
Большое количество вынесенных предостережений и начисленных штрафов после внеплановых проверок РПН за выявленные отклонения от разрешительной природоохранной документации при ведении хозяйственной деятельности предприятиями позволяет сделать вывод о недостаточности существующих мероприятий в рамках производственного экологического контроля.
В настоящее время производственный экологический контроль выбросов и сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) на предприятиях первой категории опасности производится путем выполнения измерений контролируемых показателей загрязняющих веществ со стационарных источников периодичностью не менее одного раза в месяц [1]. Частота измерений не позволяет принимать оперативные меры по снижению или устранению негативного воздействия предприятия на окружающую среду. При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду платежная база определяется по каждому загрязняющему веществу на основании измерений, выполненных аккредитованными лабораториями. Так как контроль выбросов и сбросов осуществляется один раз в месяц, и расчет платы осуществляется согласно данным только этого контроля, то расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) фактически не соответствует актуальным выбросам ЗВ на предприятиях.
Правительством Российской Федерации приняты меры, позволяющие решить проблему с качеством предоставляемых предприятиями данных и обеспечить прозрачность при начислении платы и отчетности в области охраны окружающей среды.
В связи с изменениями в законодательстве, в первую очередь предприятиям, оказывающим существенное негативное воздействие на окружающую среду, необходимо получить комплексное экологическое разрешение (КЭР) [2]. КЭР - новый документ, который заменяет разрозненную природоохранную документацию, получаемый предприятиями для осуществления хозяйственной деятельности. Зафиксирован срок получения КЭР для 300 объектов, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду [3]. Этим объектам необходимо получить комплексное экологическое разрешение до конца 2024 года. После получения комплексного экологического разрешения предприятия обязаны установить системы автоматического контроля (САК) в течение четырех лет в местах выбросов и сбросов. По истечении срока установки системы предприятия обязаны передавать данные о выбросах и сбросах в автоматическом режиме в контролирующие органы непрерывно.
Данная мера позволит обеспечить принцип прозрачности при контроле за предприятиями со стороны Государственных органов в области охраны окружающей среды, принимать оперативные действия по снижению или устранению негативного воздействия предприятия на окружающую среду, а также после анализа статистически значимых данных, полученных при работе системы, разрабатывать решения о модернизации оборудования или его замене в среднесрочной перспективе. Информация, поступающая из системы впоследствии будет использоваться для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Материал и методы исследования
Изменения в российском законодательстве в части экологического контроля актуальное направление для исследований, что подтверждается научными исследованиями.
В научной работе специалистов Нижегородского педагогического университета приводится информация об организации производственного экологического контроля (ПЭК) в части контроля за выбросами ЗВ. Сделаны выводы, что существующая система измерения и учёта данных не обеспечивает необходимый уровень контроля [4].
В работе технического директора «КОНСОМ ГРУПП» рассмотрены архитектура и особенности формирования системы атомического контроля промышленных выбросов для ПАО «ММК» [5]. Отмечено, что у руководства предприятия появилась возможность оперативно анализировать текущую ситуацию, выявлять несоответствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также принимать меры по их предотвращению и недопущению в дальнейшем.
В научной статье сотрудников Московского государственного университета пищевых производств приведено описание существующего экологического контроля с помощью стационарных станций контроля и передвижных экологических лабораторий и рассматривается новый вид контроля – автоматический контроль ЗВ. Специалистами сделаны выводы, что автоматический контроль в совокупности со стационарным контролем и передвижными средствами контроля ЗВ обеспечит получение объективных показателей в реальном времени для принятия оперативных решений и управления качеством окружающей среды [6].
Выявление влияния изменений в производственном экологическом контроле на нормативную базу эколого-экономических расчетов проводится на основе анализа и применения новых нормативных государственных актов.
1. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 апреля 2018 № 154 «Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в российской федерации составляет не менее чем 60 процентов».
4. Цымбалов С.Д., Шабаров А.А. Экономические аспекты контроля выбросов в атмосферу на предприятиях // Московский экономический журнал. 2021. №12. С. 781-788.
5. Vasiliev E.Yu. Automatic control system for industrial emissions of PJSC MMK // Automation in industry. 2021. №5. С. 62-64.
6. Воронин С.С., Роева Н.Н. Организация наблюдений за качеством атмосферного воздуха с учетом требований законодательства РФ. // Проблемы региональной экологии. 2022. №2. С. 38-42.
7. Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации. КоАП РФ. ст. 8.51.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года № 428-р.
9. Постановление Правительства №263 от 13 марта 2019 года «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».
10. Кодекс об административных нарушениях Российской Федерации. КоАП РФ. ст.8.47.
11. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду»