ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЦ МУЖСКОГО ПОЛА С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена изучению содержательных особенностей жизненных ориентаций лиц мужского пола с разным социальным статусом – студентов и осужденных к лишению свободы, для оценки представлений о главном и смысле жизни, а также о жизненных принципах, являющихся средством личностного саморазвития. Структура и содержание жизненных ориентаций, определен как предмет настоящего исследования, целью которого является анализ и описание особенностей жизненных ориентаций, содержащихся в представлениях о жизненных правилах у мужчин, имеющих разный социальный статус. Методология исследования была основана на следующих теоретических положениях: концепция ценностных, жизненных и смысложизненных ориентаций личности, концепция жизненных принципов как инструмента саморазвития субъекта; представления о генерализированных событиях и конструктах в жизнедеятельности и смыслах жизни, разработанные и обоснованные в публикациях отечественных психологов. На разных этапах научного исследования использовались следующие методы: анализ и обобщение психологической литературы по исследуемой проблеме, метод незаконченных предложений, ретроспективная анкета жизненных принципов. Общий объем эмпирической выборки составил 150 человек (осужденные Кирово-Чепецкой исправительной колонии (n=74) и студенты спортивного факультета ВятГУ (n=76). Непосредственно эмпирическое исследование проведено в 2019 году с помощью метода незаконченных предложений и ретроспективной анкеты жизненных принципов Н. А. Низовских. Математическая и статистическая обработка данных включала расчет описательной статистики, который был реализован в программных продуктах MS Excel и IBM SPSS Statistics v 27. На основе результатов теоретических и аналитических исследований было определено сходство структуры жизненных ориентаций в двух группах исследуемых респондентов, представленное через отношение субъекта к себе и другим, а также посредством проявления отношения к жизни, природе и ценностям и др. (всего девять обобщенных конструктов). Было установлено, что по содержанию жизненные ценности студентов и осужденных имеют как сходства, так и различия. Большинством опрошенных респондентов жизненные принципы заимствуются у родителей, установлено также, что часть принципов формулируется в процессе общения и взаимодействия со значимыми другими. Научная новизна исследования заключается в выявлении сущностных конструктов жизненных ориентаций, представленных в жизненных правилах и представлениях о главном в жизни и смысле жизни, описании обобщенных конструктов жизненных ориентаций мужчин с разным социальным статусом. Практическая значимость проведенного исследования заключается в концептуальной и методологической обоснованности применения критерия приоритетных жизненных ориентаций в рамках психологического проектирования внутренней картины жизнедеятельности личности.

Ключевые слова:
жизненные ориентации, жизненные принципы, ценностные ориентации, социальные представления, отношения личности, студенты, осужденные к лишению свободы, социальный стасус
Текст

Анализ подходов к проблеме жизненных ориентаций личности в работах зарубежных (М. Рокич, Э. Фромм, В.Франкл) и отечественных (Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Коржова, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина) психологов показывает, что под жизненными ориентациями понимаются общие ценностные субъект-объектные ориентации, которые человек проявляет в отношении к ситуации своей жизнедеятельности [4, с. 15-30]. Представляется, что продуктивной идеей для рассмотрения проблемы жизненных ориентаций личности является идея о жизненных принципах как носителях жизненных ориентаций личности [5, с. 13-16].

Представляется, что осознание значимости и необходимости руководствоваться жизненными принципами, являющимися для субъекта ценностными ориентирами, индивидуум идентифицирует и переопределяет себя, управляет собственной активностью, выступает как творящая себя личность. Существование устоявшейся четкой системы жизненных принципов позволяет утверждать о содержании и направленности личностной позиции человека в мире [6]. Продуктивной идеей для дальнейшей проработки проблем изучения жизненных ориентаций различных категорий граждан, следует рассматривать научно обоснованное и концептуально проработанное утверждение о жизненных принципах, которые являются носителями жизненных ориентаций личности. С помощью жизненных принципов, являющихся для субъекта ценностными ориентирами при организации и планировании целей своей деятельности, индивид выступает как создающая себя личность, способная к рефлексии и самоидентификации.

Обесценивание духовных ценностей, которое обнаруживается в психологических исследованиях, позволяет говорить о морально-нравственной деградации социума [1,7]. В связи с этим проблема жизненных ориентаций личности является остро актуальной и нуждается в исследованиях. Актуальность исследования обусловлена также логикой развития научного психологического знания об ориентациях личности мужчин с разным социальным статусом [2, с. 320-322].

Организация и проведение эмпирического исследования были направлены на изучение сходств и различий в структуре и содержании жизненных ориентаций мужчин с разным социальным статусом на примере осужденных Кирово-Чепецкой исправительной колонии и студентов спортивного факультета ВятГУ (таблица 1) и проводилось в 2019 году. Диагностика проводилась с помощью метода незаконченных предложений и ретроспективной анкеты жизненных принципов Н. А. Низовских.

Таблица 1 - Характеристики исследуемых мужских выборок

Подвыборки респондентов мужчин

Количество участников

Минимальный возраст

Максимальный возраст

Средний возраст

Студенты

76

17

34

25,5

Осужденные

74

19

58

48,0

 

Проведем сравнение структур представления о главном и смысле жизни по сферам отношений между выборками студентов и осужденных (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнение структур представления о главном и смысле жизни по сферам отношений между выборками студентов и осужденных, в %

Раздел

Студенты

Осужденные

Главное в жизни

Смысл жизни

Главное в жизни

Смысл жизни

1

Отношение к себе

38,9

51,8

21,2

32,5

2

Отношение к другим людям

48,6

33

63,5

57,3

3

Отношение к учению и труду

7,0

5,6

5,1

7,7

4

Отношение к жизни

2,6

5,6

4,2

2,6

5

Отношение к ценностям

2,6

3,7

5,1

0

 

Всего:

113 (100%)

106 (100%)

118(100%)

117 (100%)

 

Сходство в сравнении структур представления о главном и смысле жизни по сферам отношений между выборками студентов и осужденных. Прежде всего, отметим, что структуры представления о главном и смысле жизни по сферам отношений между выборками студентов и осужденных имеют почти полное сходство. При анализе суждений о главном в жизни и смысле человеческой жизни студентов, также как и осужденных было выделено пять основных сфер, в числе которых отношение к себе, отношение к другим людям, отношение к учению и труду, отношение к жизни, отношение к ценностям.

Различия в сравнении структур представления о главном и смысле жизни по сферам отношений между выборками студентов и осужденных.

 Студенты главным в жизни считают отношение к другим людям, и только во вторую очередь отношение к себе. Важное значение в жизни мужчин-студентов имеет образование и труд. Минимально представлены ориентации на жизненные ценности и отношение к жизни. Студенты в большинстве своем считают главным в жизни семью, здоровье и спорт.

Осужденные главным в жизни считают ориентации, выражающие отношение к другим людям. Вторая позиция - отношение к себе. На третьей позиции в иерархии у осужденных находятся ценности, выражающие отношение к труду, учебе и отношение к жизненным ценностям. Минимально (четвертая позиция в иерархии) представлены у осужденных ориентации на ценности, содержащие отношение к жизни.

Смыслом жизни студенты видят отношение к себе, а потом уже отношение к другим. Важное значение в жизни мужчин-студентов имеет образование, труд и отношение к жизни. Также студентов минимально заботит отношение к жизненным ценностям. Смыслом человеческой жизни студенты считают быть полезным для следующего поколения и приносить пользу обществу. Отличительной чертой ответов респондентов является то, что главным в жизни студенты считают отношение к другим людям, а смыслом человеческой жизни считают отношение личности к себе.

У осужденных иерархию ценностных ориентаций, представленных в суждении «Смысл человеческой жизни быть - …» возглавляют ориентации, выражающие ценность отношения к другим людям, а во вторую очередь отношение к себе. На третьем месте в иерархии ценностей осужденные отношение к учению и труду. На четвертом месте в иерархии у осужденных отношение к жизни. Ориентации на жизненные ценности вообще не представлены у осужденных.

Перейдем к сравнению жизненных принципов студентов и осужденных.

Анализ структуры и содержания жизненных принципов студентов и осужденных выявил их сходство и различия (таблица 3).

Таблица 3 – Сравнение максимально выраженных жизненных ориентаций (выборка осужденные и студенты)

п/п

Обобщенные конструкты

Осужденные 

Студенты

1

2

3

1

К 2.10. Отношение к родным и близким (30 суждений);

К 2.1. Уважение к другому человеку(29 суждений)

2

К. 3.2. Отношение к труду (29 суждений)

К 1.1. Целеустремленность (27 суждений)

3

К.1.5. Долг, ответственность, законопослушание (24 суждения);

К 1.3. Сила личности (25 суждений)

4

К 1.15. Забота о своем здоровье, здоровый образ жизни, спорт (21 суждение)

К 1.15. Забота о своем здоровье, здоровый образ жизни, спорт (23 суждения)

5

К 1.3. Сила личности (20 суждений)

К 3.2. Отношение к труду (22 суждения)

6

К 1.1. Целеустремленность, достижения (18 суждений)

К 2.3. Любовь к людям; доброта; забота об окружающих; помощь (21 суждение)

7

К 3.1.Отношение к учению (17 суждений)

К 2.9. Мораль, нравственность (20)

8

К 2.9. Мораль, нравственность (16)

К 1.2. Самостоятельность (18)

9

К 2.3. Любовь к людям; доброта; забота об окружающих; помощь (14 суждений)

К 1.7 Осторожность, рациональность (15)

10

К 2.4. Ненасилие (12)

КК 2.10, 3.1. Отношение к учебе (14); отношение к семье, родным и близким 914)

11

К 1.7., 2.11. Осторожность, рациональность, рассудительность (10); любовь, женитьба, отношение к женщинам (10)

К 2.2. Доверие к людям (13)

12

КК 2.1.- 2.2. Уважение к другому человеку(9 суждений); Доверие к людям (9)

 

К 2.8. Дружба (12)

13

К 2.8. Дружба (8)

К 1.6, 1.9. Организованность (8); скромность, «хорошесть» (8)

 

14

К 1.9., 2.6. Скромность, «хорошесть» (7); Воспитание (7)

К 1.10. Самосовершенствование (7)

15

К 1.10., 1.13. Самосовершенствование, самокритика (5); Быть мужчиной (5)

К 2.7. Терпимость, такт, уживчивость в коллективе (6)

16

КК 1.2., 1.11., 2.7. Самостоятельность (4); Саморегуляция психических процессов (4); Терпимость, такт, уживчивость в коллективе (4)

К 2.5, 2.11. Общение (5); любовь, женитьба, отношение к женщинам (5)

17

КК1.12.,2.5. Аккуратность, опрятность (3); Общение (3)

К 1.4-1.5.,1.11, 2.6. Самоидентичность (4); долг, ответственность, законопослушание (4); саморегуляция психических процессов (4); воспитанность (4)

18

К1.8. Выдержка (2)

К 2.4. Ненасилие (3)

19

К1.14 Красота, внешний вид, мода (1)

К 1.8, 1.12. Выдержка (2); аккуратность, опрятность (2)

20

 

К 1.13,1.14. Быть мужчиной (1); красота, внешний вид, мода (1)

 

Сходство в жизненных принципах двух мужских выборок. Анализ эмпирических данных, представленных в таблице 3, позволяет отметить, что содержание обобщенных конструктов жизненных принципов, представленных в обеих группах опрошенных респондентов, практически полностью идентичны.

Так, анализ жизненных принципов, обозначенных в ходе исследования респондентами первой и второй группы, указывает на существование системы из девяти основных разделов: отношение к себе и к другим людям, отношение к учебе и труду, отношение к собственной жизни, отношение к природе, отношение к Богу, отношение к Родине, отношение к свободе, справедливости, красоте, вере.

В конструкте самосовершенствование и самокритика (конструкт 1.10.) у обеих выборок отмечается отсутствие самокритики.

Забота о своем здоровье, здоровый образ жизни, спорт (конструкт 1.15.) одинаково важны как для студентов спортивного факультета, так и осужденных и находятся на четвертой строчке иерархии ценностей.

Далее, анализируя иерархии максимально выраженных ценностных отношений мужчин двух выборок (таблица 3) можно заметить, что некоторые ценности занимают почти одинаковые позиции у студентов и осужденных. Например: ориентации на мораль и нравственность – у студентов 7 сточка, у осужденных  8 строчка иерархии; ориентации на осторожность, рациональность, рассудительность – у студентов на 9 строчке, у осужденных  на 11 строчке иерархии; доверие к людям - 11 и 12 место у студентов и осужденных  соответственно; дружба – 12 и 13 место у студентов и осужденных  соответственно; скромность «хорошесть» - 13 и 14 место у студентов и осужденных  соответственно; терпимость, такт, уживчивость в коллективе – 15 и 16 место у студентов и осужденных  соответственно.

Минимально представлены в обеих выборках интенции мужчин на аккуратность, опрятность; выдержку; красоту, внешний вид моду.

Различия. При анализе жизненных принципов мужчин двух выборок была выявлена масса различий.

Конструкт 1.2. самостоятельность у студентов охватывает 5,02%, это в четыре раза больше, чем у осужденных.

Жизненный принцип «самоидентичность, ценность собственного я» (конструкт 1.4.) не представлен ни одним ответом у осужденных. Возможно, мужчины осужденные не осознают самоценность. В отличие от них студенты осознают ценность собственного я.

Долг, ответственность, законопослушания, (конструкт 1.5.) как жизненные ориентации осужденные выбирают в семь раз чаще, чем студенты. По содержанию высказывания осужденных больше направлены на законопослушание, а у студентов на несение ответственности.

Конструкт 1.6. «организованность» также не представлен ни одним ответом осужденных. В отличии от осужденных, студенты ценят организованность, ценят свое и чужое время, занимаются планированием своей жизни.

Содержание жизненных принципов, опосредующих устремление человека быть мужественным (конструкт 1.13.) охватывают у осужденных  1,55% высказываний, что в 5,5 раз выше, чем у студентов. Вероятно, это объясняется тем, что в выборке осужденных возраст старше, чем у студентов (осужденные  средний возраст - 45 лет, студенты - 25,5 лет).

Ценность уважения к другому человеку (конструкт 2.1.) выражена у осужденных в 2,5 раза больше, чем у студентов. По содержанию в основном мужчинами высказывалось уважение к представителям старшего поколения.

Анализируя конструкт 2.2. доверие можно констатировать, что осужденные более недоверчивы к людям, по сравнению со студентами.

Конструкт 2.4., содержащий требование быть гуманным, не совершать насилие, не делать и не желать людям плохого, не обижать их имеет большое значение для осужденных, в отличие от студентов. Таким образом, осужденные в 4,5 раза гуманнее студентов.

Общее количество правил, связанных с воспитанностью (конструкт 2.6.), составляет у осужденных 2,18% от общего массива. В выборке студентов общее количество правил, связанных с воспитанностью вежливостью и хорошими манерами в два раза меньше и составляет 1,11 % от общего массива высказываний.

Отношение к родителям, родным и близким (конструкт 2.10.) самый популярный конструкт у осужденных, составляет 9,34% от всего массива высказываний. У студентов показатели в конструкте отношение к родителям, родным и близким примерно в 2,5 раза меньше.

Конструкт, отражающий отношение к женщине, любви, женитьбе (конструкт 2.11.), представлен в 10 высказываниях респондентов, что составляет 3,11%. Пропорция позитивного отношения к женщинам/негативного отношения к женщинам составила 7:3. Для сравнения у студентов конструкт, отражающий отношение к женщине, любви, женитьбе представлен только в 1,39% высказываний респондентов. Пропорция позитивного отношения к женщинам/негативного отношения к женщинам составила 3:2. Таким образом, у осужденных в два с лишним раза больше принципов по отношению к женщинам, чем у студентов. Возможно, это связано с тем, что в выборке осужденных участвуют мужчины более старшего поколения, чем студенты. И в целом у осужденных к женщинам более позитивное отношение, чем у студентов.

Анализируя показатели по конструкту отношение к учению (конструкт 3.1.), можно сделать вывод, что стремление к образованию, новым знаниям у осужденных выше, чем у студентов.

Анализируя показатели по конструкту отношение к труду (конструкт 3.2.) можно сказать, что у осужденных, больше, чем у студентов выражено стремление к труду.

Конструкт 4 «отношение к религии» весьма востребован у осужденных. В это же время у студентов не представлено ни одно высказывание по данному конструкту.

В конструкте 5 «отношение к Родине» показатели осужденных в три раза превышают показатели студентов. Примечательно то, что в конструкте 6 «отношение к живому и природе» показатели студентов в 4,5 раза превышают показатели осужденных. Это говорит о том, что молодое поколение больше беспокоят вопросы экологии и бережного отношения к природе.

Также в конструкте 7 «отношение к жизни» показатели студентов в 5 раз выше показателей осужденных. Таким образом, студенты в пять раз больше, чем осужденные задумываются жизни, ее смысле.

Анализируя конструкт 8 «отношение к ценностям свободы, справедливости, красоты, творчества» можно сделать вывод, что у осужденных в 7 с лишним раз больше выражены ориентаций, отражающих отношение к жизненным ценностям, чем у студентов. Осужденные отмечают ценность свободы, справедливости, творчества, а студенты ценят красоту.

Можно отметить, что в целом почти по каждому конструкту показатели осужденных выше, чем у студентов. Возможно, это связано с тем, что в выборке осужденные участвуют мужчины более старшего поколения, которые являются более осознанными.

В иерархии ценностей у студентов на первом месте выступают жизненные ориентации, направленные на уважение к другому человеку (у осужденных на 12 строчке). У осужденных на первом месте в иерархии отношение к семье, родным и близким (у студентов на 10 месте). Также в первую тройку ценностей у студентов входит целеустремленность и сила личности.

У осужденных в первую тройку в иерархию ценностей, помимо семьи, входят жизненные ориентации, направленные на отношение к труду; долг, ответственность, законопослушание.

Исследование содержательных особенностей жизненных принципов, описывающих отношение опрошенных респондентов к окружающим, происходит через обращение к традиционным ценностям современного общества: любовь и забота к родственникам и друзьям, уважение к правам и свободам другого человека, целеустремленность и сила личности. Однако, наряду с конструктивными ценностями, значимость которых определили для себя большинство опрошенных мужчин, принявших участие в исследовании,  часть респондентов открыто обозначило наличие в своих жизненных принципах отрицательных ценностей, деструктивных представлений и т.п.

В этой связи представляется необходимым указать, что в исследованиях, проведенных современными психологами, обосновывается тезис о существовании в психологии личности установок, реализующихся по принципу как разрешающего, так и запрещающего типа. Так, наличие одного и того же устремления или предрасположенности субъекта к действию может выражаться в жизненных принципах через разрешение либо запрет. Например, «говорить правду» и «не лгать». При этом, установлено, что разрешающая функция у суждения «делать добро» и запрещающее «не делать зла», не равнозначны по содержательному в них конструкту: «не нести в себе зло» не означает автоматически «помогать людям». Кроме этого, содержание установленных в ходе исследования принципов, раскрывалось респондентами, с одной стороны, через обращение к одному слову или нескольким выражениям, а с другой происходило с использованием развернутых и подробных формулировок, обращению к личному опыту или опыту других людей [3].

Эвристический потенциал методического инструментария использованного в настоящем исследовании позволял уточнить не только систему жизненных принципов, представленных у опрошенных респондентов, но и назвать «источник» их получения. Мы находим подтверждение гипотезы о важной роли, которую оказывает ближайшее социальное окружение субъекта, на формирование базовых жизненных принципов и установок. Кроме этого, установлено, источником формирования могут быть собрания текстов, являющихся священными в различных религиозных течениях, средства массовой информации и коммуникации и т.д.

Особое место среди текстов, используемых в качестве жизненных принципов, занимают пословицы и поговорки, например: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и т.д.

Подводя итоги, хочется отметит, что жизненные ориентации, содержащихся в жизненных принципах и представлениях о главном в жизни и смыслах жизни у мужчин с разным социальным статусом, имеют сходства и различия. Сходство жизненных ориентаций мужчин с разным социальным статусом (студентов и осужденных) состоит в том, что в их структуре одинаково представлены отношение к себе, отношение к другим, отношение к жизни, природе и ценностям. По содержанию жизненные ценности студентов и осужденных имеют как сходства, так и различия.

Наиболее выраженными ценностными отношениями, содержащимися в жизненных принципах и представлениях о главном в жизни и смысле жизни студентов, являются: уважение к другому человеку; целеустремленность, сила личности, забота о своем здоровье, здоровый образ жизни и спорт, труд, любовь к людям, доброта, забота об окружающих, помощь окружающим, мораль и нравственность, самостоятельность, осторожность и рациональность, учеба, семья. Среди опрошенной группы респондентов, осужденных к лишению свободы, в числе значимых жизненных принципов и представлений о главном были обозначены следующие: ценности семьи, отношения к родным и близким, труд, долг, ответственность, законопослушание; забота о своем здоровье, здоровый образ жизни и спорт; сила личности; целеустремленность и достижения; учение; мораль и нравственность; любовь к людям; доброта; забота об окружающих; помощь; ненасилие. Таким образом, и те, и другие мужчины по-прежнему ценят традиционные ценности.

Минимально представлены в жизненных принципах респондентов мужчин интенции на аккуратность, опрятность; выдержку; красоту, внешний вид моду; продуктивность в работе, продуктивную жизнь, возможность творческой деятельности, широта взглядов, чувство юмора.

Значительные отличия результатов двух выборок респондентов заключаются в том, что интенции к организованности и осознанию собственной самоценности у осужденных не представлены ни одним высказыванием, в отличие от студентов. Отличительное особенностью жизненных ориентаций студентов является то, что в их представлениях о главном и смысле жизни, в их жизненных принципах, не представлено ни одного высказывания по конструкту «отношение к религии» в отличие от осужденных.

Большинство жизненных принципов заимствуется мужчинами обеих выборок у родителей; значительная часть принципов формулируется самостоятельно; существенный вклад в выработку жизненных принципов вносят окружающие люди: родственники, учителя, наставники и др.; важным источником жизненных принципов являются Библия, устное народное творчество, литература, средства массовой информации.

Список литературы

1. Генова Н.М., Стебляк В.В., Гончар И.В. Исследование ценностных ориентаций современной российской молодежи в историко-культурном аспекте [Электронный ресурс] // Культура и цивилизация. 2023. Том 13. № 1-2-1. С. 58-65. DOI:https://doi.org/10.34670/AR.2023.45.86.008.

2. Зауторова Э.В., Соболев Н.Г. Особенности осмысленности жизни у осужденных с длительными сроками отбывания наказания [Электронный ресурс] // Пенитенциарная наука. 2022. Том 16. № 3 (59). С. 320-326. DOI:https://doi.org/10.46741/2686-9764.2022.59.3.010.

3. Колесникова Л.С., Низовских Н.А. Жизненные ориентации студентов (на примере мужской выборки) [Электронный ресурс] // Общество. Наука. Инновации (НПК-2020). Сборник статей ХХ Всероссийской научно-практической конференции, В 2 т. Том 1. Киров, 17 февраля - 26 апреля 2020 года. Киров: Вятский государственный университет, 2020. С. 323-329

4. Леонтьев Д.А. Субъект и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1 (155). С. 14-37. DOI:https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.02.

5. Низовских Н.А. Феномен внутренней позиции личности в контексте саморазвития [Электронный ресурс] // Развитие личности. 2018. № 4. С. 12-19.

6. Психология жизненных ориентаций человека / Е. Ю. Коржова ; Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Изд-во Русской христианской гуманитарной акад., 2006. 383 с.

7. Труханов В.А. Ценностные ориентации молодежи и региональная безопасность [Электронный ресурс] // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология, политология. 2023. Том 23. № 2. С. 180-326. DOI:https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-2-180-189.

Рецензии
1. Жизненные ориентации лиц мужского пола с разным социальным статусом Авторы: Михайлов Алексей Николаевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?