ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования по проблемам и особенностям социально-психологической адаптации слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации Казанского юридического института МВД России к учебно-служебной деятельности. Методологическую основу исследования составили научные принципы познания: принцип детерминизма, единства сознания и деятельности (психики и поведения), принцип развития, а также такие подходы научного познания, как функциональный, личностный, системный. Методы научно-познавательной деятельности: наблюдение и опыт, опрос в форме анкетирования, описание, сравнение, универсальные анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение и систематизация. Профессиональная, в том числе, социально-психологическая адаптация в образовательных учреждениях системы МВД России предполагает адаптацию к требованиям совместной учебной деятельности, которая направлена на совершенствование профессионально необходимых знаний, умений, навыков, обучение способам и приемам оперативного решения служебных задач, соответственно, проявляет и развивает возможности слушателей в адаптации к учебно-служебной, а в дальнейшем к профессиональной деятельности. В эмпирическом исследовании особенностей социально-психологической адаптации слушателей к учебно-служебной деятельности (достигаемого уровня, характерных трудностей в ее процессе) была выявлена положительная динамика изучаемых показателей адаптивности личности в течение обучения. Выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности социально-психологической адаптации слушателей. Эффективность учебно-служебной деятельности слушателей зависит от индивидуальных психологических особенностей личности и комплексной работы сотрудников института по обеспечению комфортных условий для усвоения обучающимися знаний, формированию умений и навыков эффективного разрешения оперативно-служебных задач.

Ключевые слова:
социально-психологическая адаптация, учебно-служебная деятельность, сотрудники полиции общественной безопасности МВД России, сотрудники внутренней службы МВД России, слушатели факультета профессиональной подготовки, Казанский юридический институт МВД России
Текст

Актуальность настоящей работы заключается том, что служба в    МВД России, зачастую осуществляемая в экстремальных условиях, требует от сотрудника органов внутренних дел психологически устойчивой адаптивной личности, способной к гибкому мышлению и поведению, самостоятельному оперативному решению служебных задач в эмоционально напряженных и стрессогенных ситуациях.
Целью исследования явилось выявление особенностей социально-психологической адаптации у сотрудников полиции общественной безопасности МВД России и сотрудников внутренней службы МВД России (слушателей) к учебно-служебной деятельности Казанского юридического института (КЮИ) МВД России.
В нашей работе мы исходим из предположения о том, что профессиональная адаптация в образовательных учреждениях системы МВД России формируется как социально-психологическая  адаптация к требованиям совместной учебной деятельности, направлена на совершенствование профессионально необходимых знаний, умений, навыков, обучение способам и приемам оперативного решения служебных задач, соответственно, проявляет и развивает возможности слушателей в адаптации к учебно-служебной, а в дальнейшем к  профессиональной деятельности, имеющей важное социальное значение. Следует отметить, что такая адаптация к учебно-служебной, а в дальнейшем к профессиональной деятельности, в свою очередь, является фактором психосоматического здоровья развивающегося субъекта. 
В статье представлены предварительные результаты эмпирического исследования по проблемам социально-психологической адаптации слушателей Казанского юридического института МВД России к учебно-служебной деятельности. В работе приводятся некоторые результаты  проведенного со слушателями анкетирования, по итогам которого выстраивается сравнительная характеристика уровней адаптации у  сотрудников полиции общественной безопасности и сотрудников внутренней службы МВД России. Рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации обучающихся в образовательных организациях МВД России. Успешная адаптация обучающихся к учебно-служебной деятельности является одним из основных критериев психологического здоровья и дальнейшей профессиональной эффективности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Обор литературы
Проблема адаптации обучающихся в вузах МВД России как объект исследования многих ученых занимает важное место в современных психологических исследованиях. Поскольку профессиональная служба в МВД России требует от сотрудника активной, психологически устойчивой, адаптивной к любым социальным и профессиональным изменениям  личности, способной оказывать правомерное влияние на людей и добиваться от них выполнения законных требований, используя убеждение [13].
Понятие «адаптация» в переводе от латинского «adaption» означает приспособление. В широком смысле адаптация трактуется как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Исследователи понятия «социально-психологическая адаптация» (А.А. Реан) отмечают, что ее следует рассматривать как психологическую адаптацию и социальную адаптацию в их совокупности, что предполагает достижение личностью самореализации в гармонии с социальной средой. При этом эти стороны адаптации не тождественны, а иногда даже вступают в противоречие. Так, социальная среда может, как облегчать процесс адаптации, так и затруднять его. Каким бы внутренним адаптационным ресурсом ни обладала личность, если общество относится к ее социальной позиции негативно, не признает ее ценностей, норм, не дает возможности удовлетворить значимые потребности, успешная социально-психологическая адаптация крайне затруднена, если вообще возможна. Например, широко представлены в разных сферах деятельности, в том числе, в органах внутренних дел проявления эмоционального выгорания и профессиональной деформации. Мы расцениваем их как результат дезадаптации личности. Симптомы дезадаптивности возникают  «в результате кумулятивного системного влияния множества внешних и внутренних стресс-факторов, обуславливающих дезадаптивность личности в профессиональных и жизненных ситуациях» [11, с.18].
Таким образом, социально-психологическая адаптация как феномен возникает при взаимодействии двух систем – личности и социальной среды, причем в ситуациях, когда либо меняется привычная для человека социальная среда, либо возникает необходимость изменить способ взаимодействия с нею. Важны все этапы и периоды жизни, в том числе,  детство человека, для его полноценной социальной реализации [15]. Адаптация — это процесс и результат внутренних изменений в онтогенезе личности, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования [9].
Профессиональная адаптация в образовательных учреждениях системы МВД России представляет собой сложный многокомпонентный (социальный, психологический, физиологический, педагогический) процесс. Она предполагает адаптацию к требованиям учебной деятельности, которая  направлена на совершенствование профессионально необходимых знаний, умений, навыков, нацелена на обучение способам и приемам оперативного решения служебных задач, соответственно, проявляет возможности слушателей в адаптации к учебно-служебной деятельности.
На успешность адаптационных процессов влияют как объективные (связанные с влиянием внешних условий), так и субъективные (связанные с особенностями личности) факторы (табл.1)[1, 4, 14] 

 

Таблица 1. Факторы, влияющие на процесс адаптации
 

Факторы

Характеристика

Субъективные

-психологическая готовность к профессиональному обучению,

-направленность личности,

-уровень развития познавательных процессов и способностей,

-тип нервной системы, черты характера,

-физическая подготовленность,

-социальное происхождение,

-половозрастные особенности,

-особенности взаимоотношений с курсовыми офицерами и преподавателями.

Объективные

-особенности службы в учебном заведении,

-микроклимат, традиции, установки в коллективе,

-особенности взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом,

-особенности содержания и форм обучения,

-продолжительность обучения,

-национальный состав,

-климатические особенности региона,

-жилищно-бытовые условия,

- обеспечение денежным довольствием,

-организация досуга обучающихся.

Важную роль в психологическом сопровождении учебно-служебной деятельности обучающихся, контроля и содействия обучающимся оказывает психологическая служба вуза. Основные направления работы психологической службы в образовательных организациях МВД России представлены в таблице 2.
 

Таблица 2. Виды деятельности психологической службы вуза
 

Название

Характеристика

1

Психопрофилактика

Комплекс профилактических мероприятий направленных на предупреждение развития психических расстройств [5, с. 10-11].

2

Психодиагностика

Разработка и использование разнообразных методов распознания  индивидуальных психологических особенностей человека [2, с. 9-12]

3

Психологическое консультирование

Оказание поддержки и содействия посредством беседы, в решении проблем возникающих в душевной жизни человека в социуме [10, с.41]

4

Психокоррекция

Исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия [10, c. 43]

5

Психогигиена

Методы по сохранению, укреплению и улучшению психического здоровья. Пропаганда психологических знаний и здорового образа жизни [5, с. 10-11].

Так, обобщая важность социально-психологической адаптации обучающихся (курсантов, слушателей) вузов МВД России, можно сделать вывод, что адаптивность, как сформированное личностное качество,  является одним из определяющих и диагностических критериев психологического здоровья и актуальной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к дальнейшей профессиональной деятельности [3].
Адаптированные обучающиеся хорошо  ориентируются в образовательной среде, четко выделяют в ней значимых субъектов и важные для себя объекты, чувствуют себя в образовательной среде комфортно, выполняют предъявляемые требования, умеют действовать по заданным алгоритмам и  инструкциям. Во взаимодействии с социальным окружением у них преобладает  парная коммуникация с руководителем курса или  с кем-то из преподавателей, чья оценка имеет наибольший вес.  Следующий шаг в личностном росте обучающихся  этой группы – переход к самостоятельно  управляемой деятельности (учебной, служебной, трудовой). Образовательная среда должна предоставить стимулы для познания собственных  способностей и возможностей (игровая, соревновательная деятельность) и вариативные условия для свободного выбора (многообразие предметных кружков и факультативов, по дисциплине – многообразие заданий) [7, с. 63-64].
Отметим одну из глобальных  проблем в МВД России  - нехватка кадров. В связи с этим, например, в конкретной  дежурной части нестабильный график работы. Из-за этого у сотрудников  нет полноценного  отдыха, невозможно построить планы на ближайшее будущее. Работая в таком режиме постоянно, им трудно полноценно адаптироваться к служебной деятельности, они адаптируются к ней в общем плане, то есть, собственно  приспосабливаясь - подчиняясь такому графику работы. Полноценная адаптация, как отмечалось выше,  предполагает большее, не просто пассивно приспособиться к существующему, а искать возможности  изменения  способов  взаимодействия с профессиональной средой, обучаться и научиться совершенствовать свои личностные и профессиональные данные для достижение личностью самореализации в гармонии с социальной  и профессиональной средой. 
 Часто в этом процессе позитивного самоизменения и саморазвития действующим сотрудникам помогает психологическая служба на местах. Сотрудникам оказывается психологическая помощь, как «непосредственное применение пси¬хологических методов, приемов, способов и техник в целях повышения социально-психологической компетенции людей и оказания психологической поддержки, как отдельной личности, так и группе или организации» [6, c.89].  Для молодых начинающих сотрудников является трудным именно с профессиональной точки зрения, обретение  опыта, как в служебной деятельности, так  и в жизни,  осмысление его и переоценка неудачливых или ошибочных действий. На формирование необходимых профессиональных умений и навыков конструктивного научения,  самоанализа собственной результативности и совершенствования профессионально важных качеств, способностей и компетенций и направлено обучение по изучаемым дисциплинам в процессе профессиональной подготовки полицейских в вузах МВД России, в частности, по дисциплине «Морально-психологическая подготовка»
Психологическое исследование особенностей адаптации обучающихся было проведено нами в КЮИ МВД России с января по май 2023 года со слушателями факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Слушателями явились сотрудники органов внутренних дел (ОВД) МВД России, прибывшие в КЮИ МВД России из различных регионов (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Кировская область, Нижегородская область) для прохождения профессиональной подготовки.
Ведущая деятельность данной категории обучающихся - учебно-служебная деятельность. Она вызывает качественные изменения в личности слушателей, в частности, углубляет, обобщает и систематизирует их представления о содержании, целях и задачах профессиональной деятельности и закономерностях ее динамики. По многим вопросам служебной деятельности появляется понимание того, что является наиболее важным. Учебно-служебная деятельность определяется нами как профессионально-ориентированное воспитание и развитие личности  сотрудников ОВД и их подготовка в процессе профессионального обучения к основам служебной деятельности, способам и приемам  решения типовых задач служебной деятельности, а также развитию когнитивного и личностного потенциала обучающихся, раскрывающегося при решении оригинальных нетиповых задач. 
Сотрудники полиции общественной безопасности МВД России - выполняют широкий перечень обязанностей. От работы ее подразделений зависит общая раскрываемость уголовных дел, предупреждение административных правонарушений и порядок в регионах. Эта разветвленная и многофункциональная система состоит из: дежурных частей; участковых уполномоченных; инспекций по безопасности на дорогах; следственных изоляторов; специальных приемников, где находятся лица, задержанные за различные правонарушения; отделов, ответственных за содержание несовершеннолетних подозреваемых.
Сотрудники внутренней службы МВД России – обеспечивают  бесперебойное функционирование основных частей полиции (ГИБДД, участковые, дознание и другие), сюда же входят специалисты финансовой части, тыловые и кадровые подразделения, материального обеспечения
Данные группы сотрудников в нашем исследовании задействованы как  слушатели факультета профессиональной подготовки – это граждане, впервые принятые на службу в органы внутренних дел, которые проходят  профессиональное  обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей. Отметим также, что слушателями факультета профессиональной подготовки являются и  сотрудники по программам переподготовки в целях приобретения ими компетенции, необходимой для осуществления нового вида оперативно-служебной деятельности и получения новой квалификации, и по программам повышения квалификации в целях совершенствования имеющейся и (или) приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления оперативно-служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности;
Общество и государство нуждаются в высококвалифицированных специалистах и создают условия для полноценного развития личности специалиста. Казанский юридический институт МВД России – один из ведущих вузов МВД России, готовит квалифицированные кадры для органов внутренних дел. В институте созданы все необходимые условия для образовательного процесса на высоком уровне в соответствии с современными требованиями к профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел, серьезное внимание уделяется воспитанию обучающихся в духе традиций МВД России, всестороннему развитию их личности.
Обучение на факультете профессиональной подготовки в Казанском юридическом институте МВД России характеризуется как личностно-ориентированное образование. В частности, это предполагает «построение образовательного процесса (его содержательных и процессуальных компонентов), нацеленного на развитие опыта выполнения человеком специфических личностных функций: мотивации, целеполагания, смыслоопределения, ценностной ориентации, рефлексии, свободы выбора, нравственной ответственности, духовности, диалогичности, эмпатии, самостоятельности, автономности, креативности и др.» [7, с.59].
Для достижения обозначенных целей  в образовательном процессе используются современные психолого-педагогические технологии [12],  изучаются особенности моделирования криминальных ситуаций и использования активных методов обучения, таких как деловая игра, кейс-метод, для формирования навыков применения физической силы, специальных средств, для выполнения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях служебной деятельности, в том числе ситуациях риска. 
В эмпирическом исследовании приняли участие 30 человек, в возрасте от 20 до 39 лет, из них 19 мужчин и 11 женщин. Для исследования испытуемые были разделены на две группы по 15 человек в зависимости от характера служебной деятельности - на сотрудников полиции общественной безопасности и сотрудников внутренней службы МВД России. В состав исследуемой группы слушателей общественной безопасности входят сотрудники полиции дежурных частей, патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных, инспектора по делам несовершеннолетних. Группа слушателей внутренней службы, принявшая участие в исследовании,  включает специалистов финансовой части, тылового и кадрового подразделения, материального обеспечения.
Уровень социально-психологической адаптации определяли по методике Р. Даймонда и К. Роджерса [8]. Данная методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации. Материал представлен 101 утверждением. Данная методика измеряет следующие показатели: адаптивность/дезадаптивность; принятие себя/непринятие себя; принятие других/не принятие других; эмоциональный комфорт/ эмоциональный дискомфорт; внутренний контроль /внешний контроль; доминирование/ведомость; эскапизм.
Для того чтобы выявить проблемы, затрудняющие процесс адаптации слушателей факультета профессиональной подготовки к прохождению обучения в КЮИ МВД РФ, нами было проведено анкетирование слушателей. 
Материалы и методы
Материалом нашего основного исследования, в том числе, в его перспективе, являются актуальные проблемы и  факты, закономерности и механизмы социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности слушателей факультета профессиональной подготовки КЮИ МВД России, теоретические подходы и эмпирические исследования по заявленной теме. 
Функциональный подход мы используем в нашей работе для  понимания особенностей профессионального общения и поведения сотрудника органов внутренних дел  в контексте его активной профессиональной и личностной адаптации к условиям служебной деятельности, к ситуациям профессионального общения. Лишь полноценная адаптация как основная функция психики способна обеспечить самореализацию личности в своем труде, как главную потребность человека. Соответственно, если сотрудник будет получать радость и удовлетворение в своем труде, он реализует свои возможности и способности, совершенствует свои профессиональные познания и опыт, работает не по шаблонам, а оценивая каждую задачу как особенную, имеющую значение для него и других. Дезадаптивность личности провоцирует внутриличностные и межличностные конфликты, стереотипизацию деятельности и общения, потерю интереса к работе, эмоциональное выгорание. Конфликт в ситуации взаимодействия сотрудника с гражданином также нами рассматривается в контексте адаптивной функции, когда сотрудник выбирает конструктивный либо деструктивный способ взаимодействия и стиль поведения. 
Принцип детерминизма, используемый  в нашем исследовании, позволяет понять соотношение факторов, влияющих на социально-психологическую адаптацию слушателей к учебно-служебной, а в дальнейшем к профессиональной деятельности. 
Принцип единства сознания и деятельности является важным для изучения содержания и характера изменений в когнитивных, личностно-смысловых проявлениях обучающихся сотрудников. 
Принцип развития в исследовании социально-психологической адаптации способствует пониманию закономерных тенденций динамики личности субъекта учебно-служебной деятельности. 
Результаты исследования
Исследования проводили в два этапа - в первый месяц обучения в КЮИ МВД России и в завершающий (четвертый) месяц обучения.
На основании полученных данных проведенной диагностики выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности социально-психологической адаптации слушателей.
Анализ исследуемых данных в первый месяц обучения показал следующие результаты (табл.3 и рис.1). По интегральным показателям интерпретации методики слушатели группы полиции общественной безопасности имели значения ниже нормы по шкалам: «принятие других» - 32,4, «эмоциональная комфортность» - 39,0. Средние значения были по шкалам: «адаптация» - 58,2%, «самопринятие» -54,5%, «интернальность» -36,1. Высокое значение – 62,5% составило по шкале «стремление к доминированию». 
Интегральные показатели у слушателей группы сотрудников внутренней службы показали следующие результаты. Две шкалы имели низкие значения: «принятие других» - 34,6, «эмоциональная комфортность» - 30,2. Средние значения отмечены по шкалам: «адаптация» - 42,1%, «самопринятие» - 55,9%, «интернальность»  - 38,9, «стремление к доминированию» - 50,0%. 

 

Таблица 3. Параметры социально-психологической адаптации в начале учебно-служебной деятельности
 

Название шкал

Норма

Полиция общественной безопасности МВД России

Сотрудники внутренней службы

МВД России

параметры

интегральный показатель;

(норма)

параметры

интегральный показатель;

(норма)

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

адаптивность

68-136

-

68

-

49,6%

(40-60)

24

-

-

42,1%

(40-60)

дезадаптивность

68-136

-

69

-

33

-

-

2

принятие себя

22-42

-

30

-

54,5%

(40-60)

-

33

-

55,9%

(40-60)

непринятие себя

14-28

-

25

-

-

26

-

3

принятие других

12-24

-

12

-

32,4 %

(40-60)

-

15

-

34,6%

(40-60)

не принятие других

14-28

-

-

30

-

-

34

4

эмоциональный комфорт

14-28

-

16

-

39,0%

(40-60)

13

-

-

30,2%

(40-60)

эмоциональный дискомфорт

14-28

-

25

-

-

-

30

5

внутренний контроль

26-52

-

30

-

36,1%

(26-52)

-

33

-

38,9%

(26-52)

внешний контроль

18-36

-

-

38

-

-

37

6

доминирование

6-12

-

11

-

50,0%

(40-60)

-

9

-

48,6%

(40-60)

ведомость

12-24

-

22

-

-

19

-

 
 

Рис.1. Распределение уровней социально-психологической адаптации респондентов в зависимости от характера служебной деятельности

Анализ исследуемых данных в завершающий (четвертый) месяц обучения показал следующие результаты (табл.4 и рис.2). К четвертому месяцу обучения параметры интегральных показателей у двух исследуемых групп значительно увеличились.  
У слушателей полиции общественной безопасности отмечается увеличение параметров по всем шкалам: «адаптация» увеличилась на 13,9%, «самопринятие» - 5,1%, «принятие других» - 19,5%, «эмоциональная комфортность» - 19,1%, «интернальность» - 15,3%, «стремление к доминированию» - 15,3%.
У слушателей сотрудников внутренней службы также выявлено увеличение параметров по всем шкалам: «адаптация» увеличилась на 16,2%, «самопринятие» - 2,4%, «принятие других» - 15,1%, «эмоциональная комфортность» - 27,2%, «интернальность»  - 10,9%, «стремление к доминированию»  - 12,9%.

 

Таблица 4. Параметры социально-психологической адаптации в конце учебно-служебной деятельности
 

Название шкал

Норма

Полиция общественной безопасности МВД России

Сотрудники внутренней службы

МВД России

параметры

интегральный показатель;

(норма)

параметры

интегральный показатель;

(норма)

низкий

 

средний

высокий

низкий

средний

высокий

1

адаптивность

68-136

-

 

110

-

63,5 %

(40-60)

-

98

-

58,3%

(40-60)

дезадаптивность

68-136

-

 

63

-

-

70

-

2

принятие себя

22-42

-

 

34

-

59,6%

(40-60)

-

35

-

58,3%

(40-60)

непринятие себя

14-28

-

 

23

-

-

25

-

3

принятие других

12-24

-

 

18

-

51,9%

(40-60)

-

19

-

49,7%

(40-60)

не принятие других

14-28

-

 

20

-

-

23

-

4

эмоциональный комфорт

14-28

-

 

25

-

58,1%

(40-60)

-

27

-

57,4%

(40-60)

эмоциональный дискомфорт

14-28

-

 

18

-

-

20

-

5

внутренний контроль

26-52

-

 

40

-

51,4%

(26-52)

-

39

-

49,8%

(26-52)

внешний контроль

18-36

-

 

27

-

-

28

-

6

доминирование

 

6-12

 

 

17

65,3%

(40-60)

-

 

16

61,5%

(40-60)

ведомость

 

-

12-24

18

-

-

20

-

 


Рис.2. Распределение уровней социально-психологической адаптации респондентов в зависимости от характера служебной деятельности

Таким образом, к концу обучения все слушатели (респонденты) факультета профессиональной подготовки, переподготовки повышения квалификации КЮИ МВД России успешно адаптировались к учебно-служебной деятельности.
Обсуждение и заключение
Обсуждения результатов по интегральным показателям теста:
1.    Шкала «Адаптация».
По шкале «адаптация» слушатели двух групп имели средние значения, однако у слушателей группы сотрудников внутренней службы значения были ниже (на 7,5%), но в пределах нормы. Так, у слушателей двух групп уровень приспособления к новой обстановке с принятием требований и правил общества расположен в пределах нормы.
2.    Шкала «самопринятие».
Степень удовлетворенности слушателей личностными характеристиками, имеет средние значения, то есть показатель адекватного восприятия себя находится в норме.
3.    Шкала «принятие других».
Неадекватное, критичное восприятие слушателями окружающих людей выявлено у слушателей по данной шкале, которые имеют  показатели ниже нормы. Возможно, это связано со сменой привычной обстановки (домашней, рабочей) на проживание и обучение с людьми разного возраста (от 20 до 40 лет) и семейного положения.
4.    Шкала «Эмоциональная комфортность».
Степень эмоционального отношения слушателей к окружающим явлениям имеет низкие значения, которые  проявляются в негативных эмоциональных состояниях, подавленности, неуверенности. У группы слушателей сотрудников внутренней службы данные значения ниже на 8,8%, чем у слушателей полиции общественной безопасности. Низкие параметры эмоциональной комфортности, возможно, являются следствием неадекватного восприятия слушателями окружающего их общества по шкале «принятие других» и нежелании подчиняться в межличностных отношениях, что выражено по шкале «Стремление к доминированию».
5.    Шкала «Интернальность».
Предрасположенность слушателей двух групп к форме локуса контроля 
находятся на среднем уровне. Это говорит о том, что слушатели принимают ответственность и адекватное понимание за происходящие события в своей жизни.  
6.    Шкала «Стремление к доминированию».
Уровень стремления к лидерству у всех слушателей имеют средние значения, проявляя гибкость или жесткость в зависимости от ситуации.
По результатам проведенного анкетирования слушателями факультета профессиональной подготовки отмечены следующие факторы затрудняющие процесс учебно-служебной адаптации: 

  •  отрыв от семьи и близких; 
  • повышенная тревожность, волнение и страх за семью; 
  • смена привычного круга общения; 
  • приспособление к совместному проживанию с людьми разного возраста (от 20 до 40 лет);
  • необходимость ограничения свободы и выполнение физических нормативов в неподготовленном зрелом возрасте, 
  • необходимость отработки занятий, пропущенных во время несения службы в нарядах;
  • недостаточным количеством времени на самостоятельную подготовку к семинарским и практическим занятиям.

Выводы
Анализ социально-психологической адаптации слушателей в первом месяце обучения показал наличие низких, средних и высоких показателей.
Слушатели группы полиции общественной безопасности по интегральным показателям превосходят (параметры выше) группу слушателей сотрудников внутренней службы. Возможно, это связано с экстремальными условиями деятельности правоохранительных органов: работа с антисоциальным окружением; конфликтные условия; исполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего дня и в темное время суток; дефицит времени для оценки ситуации и принятия правомерного решения; недостаток достоверной информации или перегрузка информацией; высокая эмоциональная напряженность и т.д. Имея опыт с неблагоприятными факторами служебной деятельности, сотрудники правоохранительных органов оказались психологически устойчивее к смене обстановки. 
Сотрудники внутренней службы, обеспечивая внутренние хозяйственные функции в рамках организации, а именно работая непосредственно в помещении с личным составом, были менее подготовлены к резкой перемене условий деятельности.
Так, общий адаптивный уровень в первый (начало) и в четвертый (конец) месяцы обучения показал средний и высокий результаты. Это говорит о том, что слушатели факультета профессиональной подготовки успешно адаптировались к условиям обучения в КЮИ МВД России. 
По интерпретации методики Р. Даймонда и К. Роджерса именно развитие таких психологических качеств как самопринятие, принятие других, доминирование помогают адаптации проходить легко.
Таким образом, эффективность учебно-служебной деятельности слушателей факультета профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации КЮИ МВД России зависит от индивидуальных психологических особенностей личности и комплексной работы психологов, курсовых офицеров, кураторов учебных взводов, профессорско-преподавательского состава института по обеспечению комфортных условий для усвоения обучающимися знаний, формированию умений и навыков эффективного разрешения оперативно-служебных задач. Она возрастает в процессе решения  учебно-служебных задач, то есть в процессе выполняемой деятельности происходит дальнейшее формирование качеств, неявно задействованных в обычном режиме служебной деятельности и актуализированных в ходе учебной деятельности. В то же время наиболее сильные стороны личности обучающегося, обеспечивающие, как правило, высокие результаты на службе, упражняются и совершенствуются в процессе профессионального обучения.  

Список литературы

1. Денисов Н.Л. Факторы, влияющие на адаптацию к условиям учебной среды студентов гражданского и курсантов военного вузов: дис. … канд. мед.наук. Томск, 2010.126 с.

2. Духновский С.В. Межличностные отношения субъектов образовательного процесса и их комплексная диагностика // Вестник практической психологии образования. - 2014. - Том 11. - № 3. - С. 90-98.

3. Жигалова Е.А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России.2014.№4(71). / URL:https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kursantov-k-sluzhebnoy-i-uchebnoy-deyatelnosti-vysshih-uchebnyh-zavedeniy-mvd-rossii (Дата обращения 20.05.2023).

4. Земцова Е.М. Адаптация курсантов к обучению в военном вузе средствами преподавательского курса физики: дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2005.303 с.

5. Ильина О.И. Моделирование технологий психологического просвещения и психопрофилактики в работе психолога образовательной организации / О.И. Ильина, И.В. Носко, С.Н. Бушкова.-Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2022.- 64 с.-URL:https://www.dvfu.ru/science/publishing-activities/catalogue-of-books-fefu/.

6. Мальцева Т. В. Подходы к преодолению внутриличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 72-76.

7. Организация учебного процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России /Н.В.Ходякова [и др.]; под ред. Н.В.Ходяковой. - М.: Академия управления МВД России, 2023. - 152 с.

8. ОсницкийА.К.Определение характеристик социальной адаптации /А.К. Осницкий // Психология и школа. - 2004. - № 1. - С.43-56.

9. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479 с.

10. Савинков С.Н. Психологическая служба в образовании: учебное пособие для вузов / С.Н. Савинков.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.-169 с.- (Высшее образование).- Текст: непосредственный.

11. Уразаева Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - 2(16). - С.14-20.

12. Уразаева Г.И. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников полиции: учебно-методическое пособие / Г.И.Уразаева. - Казань: КЮИ МВД России, 2017. - 400 с.

13. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. - М.: ЛитРес, 2022. - 416 с.

14. Шелепова М.А. Педагогические условия профессиональной адаптации будущих следователей в вузе МВД России: дис. … канд. пед. наук - СПб. - 2004.- 195 с.

15. Эриксон Э. Детство и общество / Э.Эриксон. - СПб.: Издательство Питер, 2019. - 448 с.

Рецензии
1. Особенности социально-психологической адаптации к учебно-служебной деятельности слушателей факультета профессиональной подготовки Казанского юридического института МВД России Авторы: Печенкова Елена Анатольевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?