ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ СОТРУДНИКОВ ДЕЖУРНЫХ СМЕН С ГРАЖДАНАМИ, ДОСТАВЛЕННЫМИ В СЛУЖЕБНОЕ ПОМЕЩЕНИЕ ДЕЖУРНЫХ ЧАСТЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается профессиональное общение сотрудников дежурной смены с гражданами, доставленными в дежурную часть вследствие выявленного преступления, административного правонарушения, происшествия. Содержание и структура общения, его результат в форме взаимопонимания, взаимодействия или же межличностного конфликта, а также закономерности динамики психологических состояний задействованных участников являются предметом исследования. Методологическую основу исследования составили такие научные подходы и принципы познания, как феноменологический, структурный, функциональный, личностный, системный. Методы научно-познавательной деятельности: наблюдение и опыт, описание, сравнение, универсальные анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение и систематизация, аналогия, моделирование Феноменология ситуации общения сотрудников дежурных смен и доставленного в дежурную часть гражданина нередко выявляет ее эмоционально напряженный характер и конфликтное содержание, прежде всего у протестующего задержанного, препятствующее взаимопониманию и взаимодействию ее участников. Сотрудник дежурной смены воспринимает не только содержание текста вербальной информации доставленного, но и замечает характер психического состояния человека и его личностные особенности, обуславливающие в целом тип его поведения. Это характеризует профессиональное общение сотрудника структурно со стороны восприятия и понимания собеседника, поведение которого моделируется сотрудником в процессе первичного наблюдения. Сотрудники дежурной смены, принимающие задержанных лиц, работают в условиях объективной перегруженности и хронической усталости как основного психофизического состояния. Психическое состояние самого сотрудника также может быть потенциально конфликтным. Реальное поведение всех участников будет зависеть от соотношения и выраженности актуальных внешних и внутренних факторов, а также от установки сотрудника на конструктивное поведение и разрешение затруднительной ситуации.

Ключевые слова:
профессиональное общение, сотрудники дежурных смен, психические состояния, конфликтная ситуация, взаимопонимание и взаимодействие, конструктивное поведение и разрешение затруднительной ситуации, действия сотрудников по соблюдению прав и свобод граждан, доставленных в дежурную часть
Текст

Одна из характерных особенностей служебной деятельности сотрудников дежурных смен заключается в том, что она выполняется посредством профессионального общения с задержанными лицами или с гражданами, обратившимися в дежурную часть (далее ДЧ) по своей инициативе в качестве заявителей (потерпевших или свидетелей). Общение рассматривается как деятельность и как коммуникативный процесс, нацеленный на решение задач в совместной деятельности, эффективность которого зависит от установления, сохранения и развития контактов между людьми. Профессиональное общение сотрудника ОВД – это его взаимодействие с населением, другими сотрудниками правоохранительных органов, основанное на общих социально-психологических закономерностях взаимодействия, ориентированное на успешное и эффективное выполнение возложенных функций по охране прав, законных интересов граждан и государства[1].

Соответственно, можно понять, что эффективность решения служебных задач непосредственно зависит от уровня овладения сотрудником дежурной смены законами и правилами делового общения в правовом поле и его способностью применять необходимые способы общения в каждой конкретной юридически значимой ситуации с учетом личностных особенностей и психического состояния гражданина с ним взаимодействующего.

Обор литературы

Особенности профессионального общения сотрудника правоохранительных органов обусловлены нормами законности, профессиональной и гражданской этикой [7, с.3]. В статье 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) сформулированы основные требования к служебному, а также внеслужебному поведению сотрудника органов внутренних дел. В их числе, например, следующие:

- заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти;

- проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод [О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации: Федер. Закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Российская газета. – 2011. – 7 декабря]; и др.

В научной литературе, а также в практической деятельности ряда служб и подразделений органов внутренних дел изучение и понимание особенностей  и динамики личностных особенностей и психологических состояний граждан  имеет большое значение для  выявления и устранения причин и условий совершения преступлений. Это может иметь положительный результат в профилактической деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также для совершенствования их профессиональной деятельности в целом.

Так, например, исследователи обращают внимание на возможности усовершенствования деятельности следователя, участкового уполномоченного полиции  (УУП), инспектора по делам несовершеннолетних (ПДН) и др., потенциально присутствующие в коммуникации с гражданами. Ведь именно общение является средством выполнения служебных задач сотрудников различных служб и подразделений органов внутренних дел МВД России в процессе их взаимодействия с гражданами. Исследователь Калашников И.В., характеризуя деятельность участкового уполномоченного полиции,  отмечает различные  возможности ее усовершенствования. Например: «на постоянной основе в ходе отработки административного участка, в целях профилактики имущественных преступлений проводить работу среди населения о необходимости защиты и охраны их личного имущества, постановки объектов различных категорий и форм собственности под охрану ОВО  Росгвардии» [3, с.140]. Там же автор отмечает возможности использования помощи активных граждан при обходе домов и прилегающих территорий с последующими от них сообщениями в дежурную часть о подозрительных явлениях и событиях ими замеченных. Работа с этими группами граждан также проводится в процессе профессионального общения сотрудников полиции и имеет конструктивный, как правило, характер и результаты. Этим активным неравнодушным гражданам может оказываться консультативная помощь со стороны сотрудников полиции (в нашем примере со стороны УУП или сотрудников дежурной части). Думается, что есть еще не используемые  возможности совершенствовать деятельность сотрудников  дежурных смен посредством также нахождения дополнительных ресурсов в их профессиональном общении как основном инструменте решения служебных задач.

Для этого необходимо точнее понять закономерности поведения в контексте анализа личности задержанного и  доставленного полицейскими в ДЧ, а так же в контексте взаимосвязи личности и социальной ситуации. В данном случае имеется в виду социальная ситуация как условие социализации (десоциализации) и адаптации (дезадаптации) личности, в частности, с учетом микро и макро контекста, например, выделяя типы межличностного взаимодействия субъектов в современной российской ситуации.

Особенности профессионального общения сотрудников дежурной смены обусловлены и его  структурой. Профессиональное общение в отечественной научной литературе рассматривается как сочетание трех составляющих:

- восприятие, изучение собеседниками друг друга  и когнитивная оценка, что обуславливает взаимопонимание  между участниками общения;

- прием, передача, то есть обмен информацией между людьми с использованием речевых и неречевых средству (движений, жестов, мимики, пантомимики);

- взаимодействие как организация совместной деятельности и психологическое воздействие одного человека на другого [1].

Именно воздействие на другого с присущими ему эффектами (влияние, власть, изменение поведения в сторону конструктивного) составляют главное содержание профессионального общения полицейского [8, с.79].

Достичь такого взаимопонимания и взаимодействия в единстве всех трех  составляющих общения крайне непросто и в обычной ситуации даже дружеского диалога двух людей, приятных друг другу.

Взаимопонимание и взаимодействие непосредственно взаимосвязаны : взаимопонимание - основа взаимодействия. Взаимопонимание – это понимание собеседниками друг друга, мысленное представление каждым того, о чем думает другой человек[2]. Взаимодействие[3] – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из сторон выступает здесь как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет дальнейшее  изменение и развитие участников данного процесса. Если при их взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно является источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Взаимодействие как конструктивный результат профессионального общения предполагает не только влияние людей друг на друга, но и непосредственную организацию их совместных действий, позволяющую  им реализовать общую для них деятельность.

Рассматриваемый нами факт задержания гражданина и его принудительного доставления в отдел полиции часто самим задержанным переживается, прежде всего,  как акт насилия и ущемления его прав и свобод. Это усиливает проявления внутренних конфликтов в личности и затрудняет взаимодействие с ней.

Конфликтная ситуация – это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои не совпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Оппоненты (противники в споре) отличаются друг от друга позицией, «силой» или рангом[4]. Выраженная конфликтная ситуация, как правило, изменяет психическое состояние ее участников на первоначально неблагоприятное для разумной когнитивной оценки происходящего и оптимальной адаптации к ситуации.

Психические состояния могут быть нормальными (сон, бодрствование и пр.) и психопатологическими (отклоняющимися от нормы). Их также называют психическими и поведенческими расстройствами.[5]

Психическое состояние – это временное текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное содержанием и условиями его деятельности, а также личностным отношением к этой деятельности[6].

Однако у сотрудника динамика его психического состояния и поведения может  и должна своевременно оцениваться им самим и прогнозироваться в ее вариантах проявления, в том числе, как неприемлемого, нежелательного, недопустимого. Такая оценка осуществляется сотрудником в процессе самоанализа, самооценки, рефлексии. Она  представляет собой процесс самопознания путем  рационального осмысления, осознания человеком того, как он воспринимается другим субъектом, собеседником. Содержательной стороной рефлексии в данной ситуации является процесс мышления, включающий не только поток собственных мыслей, но и ход мыслей, представлений партнера по общению [4, 9]. На наш взгляд, личностным вектором рефлексивной оценки собственного поведения у сотрудника выступает его социальная ответственность[7]. Она  предполагает осознание причин, ошибок, последствий  собственных решений и действий (бездействия) в прогнозируемых или возникающих ситуациях  (профессиональных, личностных, социальных,  экономических и др.), что обуславливает саморегуляцию субъекта правозащитного поведения в процессе непрерывного обучения и саморазвития в служебной деятельности. Такой сотрудник ориентируется на социальные мотивы и нормативные способы решения задач защиты жизни и прав человека через правомерные поступки с осознанием социально значимых последствий собственного поведения.

Однако устойчивое личностное в сотруднике  может также подвергаться выраженному прессингу со стороны взаимодействующих с ним субъектов на его потребностно-мотивационную, волевую, интеллектуальную сферы, что в итоге кумулятивного эффекта и обобщения негативных переживаний может трансформировать структуру личности данного сотрудника.  

Поэтому внезапное, на первый взгляд, возникновение и обострение конфликтной ситуации зачастую не является, как правило, спонтанным, беспричинным, необъяснимым. Возникая в данный конфликтный момент времени, оно подготовлено предшествующим негативным опытом каждого из участников. Интенсивность выражения конфликтного отношения к собеседнику  зависит и от других факторов, более статичных в личности, устойчивых, длительно формирующихся еще генетически. В их числе, например, темперамент личности, ее характер, или даже способности и направленность. Они, безусловно, проявляются в поведении личности.

Так, в литературе выделяются следующие виды поведения человека [8, с. 73]:

  1. Агрессивное – это поведение, при котором человек выбирает такие методы для достижения желаемого результата, которые  нарушают права других людей. Агрессивный человек навязывает свои убеждения и не учитывает интересы остальных. Такое поведение свойственно людям, которые любят все  брать под свой контроль. Отношения с другими людьми построены на негативе, носят конфликтный характер;
  2. Пассивное – это поведение, при котором человек жертвует своими интересами и позволяет остальным нарушать свои права. Пассивный человек не выражает публично свои мысли, эмоции, убеждения. Он постоянно извиняется, оправдывается, говорит тихо и неуверенно. Чужие интересы он ставит выше собственных убеждений. Чаще всего принимает роль жертвы  и чувствует себя беспомощным и слабым.

Пассивное поведение, как и агрессивное, - это признак неуверенности в себе. Но в отличие от агрессивного поведения, пассивный человек не берет на себя ответственность за свои действия. Он передает другим людям право принимать за него решения. Целью пассивного поведения  является предотвращение любого конфликта  еще на стадии его появления, а также  облегчение своей жизни перекладыванием своей ответственности  на других;

  1. Ассертивное – это поведение, предполагающее прямое и уверенное выражение  своих мыслей. Такое поведение свойственно людям,  уверенным в себе. Это «золотая середина» между агрессивным и пассивным поведением Ассертивный человек способен отстоять свои права  и решать жизненные трудности, не вступая при этом в конфликты. Он знает то, что ему нужно и говорит об этом открыто, может с легкостью отказать другому человеку в ситуации, когда это будет необходимо. Уважает себя и мнение  других людей, при этом он не зависит от мнения остальных.

Данная классификация предполагает анализ поведения задержанного гражданина  в контексте личностного подхода к анализу девиантного криминального поведения. Таким образом, индивидуальные  личностные особенности лиц, доставляемых в ДЧ, обуславливают психологические особенности их поведения и особенности общения сотрудника дежурной части  с такими людьми.

Каждый день в ДЧ доставляют не одного человека, все они  разные по возрасту, по состоянию здоровья  и психологическим особенностям,  и требуют к себе определенного отношения. В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится подросткам с их неустоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представления подростка о морали и праве в силу возрастных причин не стали еще осознанными, чтобы быть автоматическими регуляторами его поведения. Зависимое положение подростка, мнением и желанием которого зачастую  никто не интересуется, консервативные подходы и методы воспитания, реализуемые в школе и дома,  невостребованность в жизни общества и самого подростка социальных ценностей и идеалов, предлагаемых молодежи, бездуховность, потребительство и неспособность к созиданию порождает у многих апатию, безразличие к себе и другим [2], игнорирование закона и норм права.

Иными словами, как правило, им трудно объективно оценить сложившуюся ситуацию, на основе этой оценки сформировать у себя позитивное отношение к конфликту и желание выбрать один из способов его эффективного разрешения.

В данном случае слабость одной стороны общения может отчасти компенсировать сила другой стороны, сотрудника дежурной смены. Поможет ему в этом развитие  конфликтологической компетентности.

Конфликтологическая компетентность - важнейшая характеристика личности и профессионализма современных специалистов, в том числе, и сотрудников дежурной смены. В их профессиональной деятельности довольно часто возникают межличностные конфликты, которые связаны с тем, что с действиями сотрудников не согласны задержанные лица, потому что позиция сотрудников всегда беспристрастна, в то время как задержанные являются заинтересованными лицами[8].

Конструктивное поведение сотрудника дежурной смены предполагает его действия по соблюдению прав и свобод граждан, доставленных в дежурную часть [Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389 (ред. от 06.07.2020) "Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696)].   Представленное в  приказе МВД России от 30 апреля 2012 года № 389 Наставление устанавливает последовательность действий оперативного дежурного после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части.

Что входит, например, в обязанности оперативного дежурного? В числе его должностных обязанностей: осуществляет сбор, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке на охраняемых объектах, регулярно поддерживает связь с караулами, выясняя состояние службы, работу средств связи и сигнализации, своевременно доводит полученную информацию до руководства отряда ведомственной охраны (ВО).

Таким образом, для исследования заявленной темы и обобщения полученных результатов в выводах, практически значимых для оптимизации служебной деятельности необходимо определиться с методологией нашего познания и его основными методами как способами выявления интересующих нас фактов, их интерпретации и дальнейшего практического применения.

Материалы и методы

Любое явление привлекает исследователя как некий феномен, и проявляется это явление также не во всех его возможностях, а как определенный феномен – «то, что видно», то, что мы воспринимаем сознанием. Мы приводим здесь ситуации из конкретного профессионального опыта и как они могут быть интерпретированы сознанием воспринимающего сотрудника. Поведение и его многообразные причины и факторы  относительно вторичны.

Профессиональное общение как целостный процесс возможен при наличии всех трех, как минимум, его структурных элементов – коммуникации, социальной перцепции, интеракции. Они находятся в определенных отношениях, и результат общения определяется характером этих отношений. Личность сотрудника дежурной смены также может рассматриваться сквозь призму структурного подхода, когда ее различные структурные составляющие (например, характер, темперамент, способности, направленность, состояния, когнитивные способности и пр.) в итоге могут влиять на результаты общения в целом.

Функциональный подход мы используем для понимания профессионального общения и поведения сотрудника дежурной смены в контексте его активной профессиональной и личностной адаптации к условиям служебной деятельности, к ситуациям профессионального общения. Конфликт в ситуации взаимодействия сотрудника с гражданином также нами рассматривается в контексте функции – конструктивный либо деструктивный способ взаимодействия и стиль поведения (опять таки, как гражданина, так и сотрудника).

Деятельностный подход в нашей работе предполагает рассмотрение особенностей и поведения сотрудников дежурных смен, взаимодействующих с гражданами – участниками профессионального общении как вида деятельности, реализуемого в процессе служебной деятельности сотрудников и обусловленных ее актуальными характеристиками.

Личностный подход, реализуемый в данной статье, применяется нами для выявления и понимания существенных факторов, определяющих процесс и результат общения взаимодействующих субъектов.

Исходный тезис для понимания интересующей нас реальности профессионального общения сотрудника дежурной смены с гражданином, доставленным в ДЧ: психика человека системна, взаимосвязана и взаимообусловлена. Функциональный подход, характеризующийся  изолированным исследованием отдельных компонентов психологических явлений, благодаря фундаментальным исследованиям Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, А. Н. Леонтьева и др., сменился системным подходом. Системный подход реализуется в личностном, целостно-психологическом и социально-психологическом подходах к исследованию юридико-психологических проблем, в том числе  проблем профессиональной деятельности и общения  сотрудников [5,6]. Системность нашего анализа предполагает охват наиболее значимых существенных взаимосвязей и взаимодействий, а также  выделение ведущих системообразующих факторов наблюдаемого сотрудником поведения гражданина.

Профессиональное общение сотрудников дежурных смен   рассматривается нами как система взаимосвязанных элементов. Она включает такие компоненты, как: цель и результат, потенциальные возможности участников и их актуальные действия, условия выполнения (ситуация общения), факторы как причины поведения субъектов, перестройки структуры общения в ответ на изменение субъектом (субъектами) условий общения.

Результаты исследования

Ситуация общения сотрудника дежурной части и доставленного гражданина нередко вызывает протест у задержанного и становится конфликтной по содержанию и характеру общения, блокируя возможность установления и развития контактов, вызывая коммуникативные барьеры, препятствуя взаимопониманию и взаимодействию ее участников. Все они непроизвольно переживают в этой ситуации эмоционально напряженное психическое состояние, которое подавляет их желание сотрудничать и возможности конструктивного поведения в ситуации противоречия.  Мало того, что предыдущее психическое состояние задержанных лиц уже было негативным, дезадаптивным, отклоняющимся от социальной нормы, последующий факт его задержания и принудительного доставления в отдел полиции многократно усиливает  расторможенные отрицательные эмоции, вызывая протестное неконструктивное поведение.

Именно такое измененное психическое состояние и определяет последующие факты нарушения общественного порядка, грубого сопротивления действиям сотрудников полиции, как в момент задержания данного лица, так и в момент его доставления в помещение дежурной части отдела полиции и в процессе его дальнейшего нахождения там.

Психическое состояние как отдельного гражданина, обратившегося в дежурную часть, так тем более граждан, принудительно доставленных в служебное помещение дежурных частей  органов внутренних дел, как правило, бывает эмоционально окрашенным, имеющим эмоциональное содержание, различное по знаку и виду эмоций. Ситуация дальнейшего общения сотрудника дежурной части  с гражданином может меняться по характеру, знаку и интенсивности переживаемых эмоций.

Например, в ситуации задержания поведение гражданина на месте происшествия нередко характеризуется его выраженным протестом вплоть до агрессивного нападения на сотрудника полиции. Это отчасти связано с тем, что он еще чувствует себя в условиях относительной свободы и независимости, а также его агрессия может подпитываться реакцией недовольства действиями полицейских у прохожих и зевак по типу «Нашли кого задерживать, ищите настоящих убийц и грабителей, сколько их на свободе гуляет безнаказанно».  К моменту его доставления в отдел полиции задержанный гражданин начинает осознавать, что дело принимает серьезный характер, да и поддержки случайных прохожих уже нет, он остается один наедине с сотрудниками, применившими властные полномочия. Его агрессия может смениться страхом и тревожностью, пониманием того, что легкой победы в его поединке с полицией не ожидается.

Сотрудник дежурной смены в процессе последующего общения с гражданином, воспринимает не только содержание текста информации в речи доставленного, но и характер психического состояния человека. Это  характеризует его профессиональное общение структурно  со стороны восприятия и понимания собеседника.

Для полного и достоверного понимания  возможной динамики происходящего, необходимо учитывать и особенности психического состояния действующих сотрудников.

Сотрудники дежурной смены, принимающие задержанных лиц, работают в условиях объективной перегруженности, информационно-когнитивного диссонанса и хронической усталости как основного психофизического состояния. Их профессиональное психическое состояние это уже зачастую  устойчивая характеристика протекающих психологических процессов за длительный период времени службы.

Психическое состояние самого сотрудника дежурной смены также  может быть потенциально конфликтным, ибо эмоциональное и когнитивное состояние сотрудника может быть подвержено влиянию прессинга нерешенных профессиональных и бытовых повседневных задач и проблем. Кроме того, поведение задержанного гражданина также может быть заразительным эмоционально. Как правило, латентное предконфликтное состояние каждого из участников рассматриваемой ситуации общения в процессе профессиональной деятельности из потенциального становится актуальным, в реальности многократно усиленным.

Любое психическое состояние, а устойчивое, личностное, тем более,  оказывает влияние на психические свойства личности и ее когнитивные возможности (известный в науке принцип «единства аффекта и интеллекта[9]» как закономерность поведения, а соответственно, его возможность и как  условие понимания поведения своего и собеседника). Хронически неблагоприятные психические состояния способны постепенно разрушать даже сложившиеся устойчивые характеристики личности сотрудника и его когнитивной сферы, что, в частности, проявляется у сотрудников органов внутренних дел в эффектах профессиональной деформации.

Начнем с лиц, с которыми сотрудникам (по их отзывам) в процессе профессионального общения приятно «иметь дело». С такими людьми можно столкнуться, когда доставляют людей образованных, имеющих свои принципы, мнение. Они так же, как агрессивные могут быть задержаны полицейскими, например, как участники митинга. Среди молодежи, которые часто составляют основную часть  доставленных, встречаются те, кто выделяется и сразу обращает на себя внимание социально важными особенностями поведения. Результатом их хорошего воспитания в семье является  способность подростка к самовоспитанию как интеллектуальному, нравственному процессу [2], который является условием успеха в процессе деятельности и общения. Например, их характеризует способность вести себя уважительно по отношению к тому сотруднику, который его задержал и доставил в дежурную часть. Задержанный  проявляет уважение к каждому сотруднику, обращаясь на «Вы», называя специальное звание сотрудника. Естественно, и к ним каждый сотрудник, кто работает с ними, проявляет уважение, дает ответы на четко поставленные гражданином вопросы. Такие люди встречаются и среди лиц, которые были впервые доставлены в отдел, в силу какого-либо правонарушения, совершенного данным человеком из-за незнания правил, законов. С такими людьми выстраивается определенное общение, где сотрудник стремится донести все то, что гражданин не знает, чтобы повторных ситуаций в дальнейшем уже не возникало. Их общение характеризуется взаимопониманием и взаимодействием.

Есть среди таких задержанных, способных к взаимопониманию и взаимодействию с сотрудником, и люди, по их словам случайно проходившие около митинга - любопытные «зеваки», а также люди, которые занялись асоциальной деятельностью, ибо не видели для себя других путей устройства своей жизни. Так, например, привезли в дежурную часть девушку, которая закладки размещала. На вопрос сотрудника, почему она это делает, она ответила, что она за 2 недели зарабатывает 100 000. Для нее это шанс заработать легкие деньги. Объективно некоторым гражданам трудно найти себе сферу деятельности, где они могли бы заработать честным путем себе на жизнь. Дополнительные программы государства социальной поддержки населения привлекли бы часть таких граждан в социально полезную активность, и они не стали бы искать иных путей легкого заработка. Большинству людей хочется работать по призванию и получать достойную оплату своего труда. Им хочется спокойно работать и спокойно спать.  По нашему мнению, здесь есть еще неиспользуемые  ресурсы в сфере трудовой занятости, которые могли бы заинтересовать граждан.

Далее следует упомянуть лиц среди доставленных, которые ведут себя пассивно, как «марионетки». Когда их доставляют в дежурную часть, они покорно, без лишних слов, выполняют все требования сотрудников, с такими людьми так же складывается спокойное, управляемое сотрудником  общение. Некоторые действующие сотрудники таких людей характеризуют, например, по темпераменту, относя их к флегматикам или даже к меланхоликам. В числе последних можно обнаружить слабых по темпераменту, неуравновешенных людей, ранимых по складу характера. Как и у холерика, у них переменчивое настроение и преобладают негативные оттенки, но, как правило, с аутоагрессией. Это пассивный, неуверенный в себе, ранимый тип. Плохо адаптируется к изменениям, часто винит себя или жалуется на тех, кто его вынудил вести себя асоциально.

Основная же масса задержанных это агрессивные, буйные, недоброжелательные лица, в том числе, страдающие хроническим алкоголизмом, наркозависимые, «уличные» трудные подростки и бродяжничающие взрослые, испытывающие антипатию к социальному порядку и его нормам, и, соответственно, к сотрудникам полиции как представителям таких правил поведения, обязательных для всех граждан. Такие лица при доставлении пытаются спровоцировать сотрудника на межличностный конфликт, вывести его из себя, показав свою власть и лидерство в общении. Они  часто употребляют грубые нецензурные выражения в адрес сотрудника, в том числе, и в адрес тех представителей закона, которые в данные момент непосредственно с ними не работают, не контактируют. Эти лица демонстрируют к сотрудникам свою неприязнь, иногда прибегают и к более жестким проявлениям антипатии, когда нападают на полицейского.

И здесь в практике профессионального общения рядовых сотрудников можно наблюдать 2 варианта общения с задержанными провокаторами. К сожалению, часто бывает так, что этим лицам все-таки удается спровоцировать сотрудника на ответную грубость, вывести его из себя. После первоначальных попыток  сдержаться, общаться с ними  в спокойном тоне, сотрудник спонтанно переходит на агрессивный уровень задержанного лица, интонация становится угрожающей, речь громкой, на повышенных тонах, с использованием нецензурной брани. Иногда это оказывает действие, нейтрализующее агрессора,  провокатор пугается и успокаивается, а иногда, наоборот, он воспринимает это как вызов, продолжает агрессировать.  Таким эмоционально неуравновешенным полицейским необходимо совершенствовать личность в процессе воспитательной работы сотрудников МВД России относительно духовно-нравственного воспитания, по мнению В.Я.Кикотя [5], а также в этом направлении разрабатываются программы психологического сопровождения и поддержки, развития личности сотрудника [6,c.62].

Либо сотрудник, обладающий волей и выдержкой, сильный духом, спокойно реагирует на данные провокации, общаясь на ровных тонах, с уважением, и бывают случаи, когда это положительно действует на задержанного, гражданин успокаивается, выполняет требования сотрудника и перестает конфликтовать.

Однако так бывает не часто. В основном, конфликтующие задержанные до конца придерживаются своих эгоистических принципов и неоднократно бывают не только доставлены в отдел, но  и оставлены там на некоторое время.

Таким образом, психологические особенности поведения  большинства граждан,  доставленных в дежурную часть, достаточно стандартны и  предсказуемы. Их поведение зачастую зависит не от собственных устойчивых личностных регуляторов, которые оказываются недостаточно сформированными, а является следствием депрессивного или иного неравновесного состояния, возникающего вследствие часто употребляемых крепких напитков или наркотиков, а также результатом хронически накопившейся неудовлетворенности своим образом жизни в социуме как доминирующим  негативным психическим состоянием. Как правило, это зачастую психически неуравновешенные граждане. Общей чертой этой группы является их агрессивное поведение. Первым делом они начинают кричать, «доказывать» что их доставили по несправедливости, ругаются нецензурной бранью, оскорбляют сотрудников, даже пытаются сбежать. Неприятно для работающих в отделе сотрудников бывает, когда эти агрессоры начинают ходить в комнате задержанных с одного угла в другой, и рассматривают сквозь окно дежурную часть, выкрикивая оскорбительные реплики.

Однако в этой группе психологически неприятных лиц тоже могут встречаться различные типы поведения: например, личностно агрессивные, жестокие по характеру и просто импульсивные, склонные действовать по первому побуждению, с недостаточно развитой способностью выбирать разумные действия и прогнозировать свое будущее.

Подытожим личностные черты сознательных нарушителей социального порядка, доставленных в дежурную часть:

  1. Плохая  социальная приспособленность, общая неудовлетворенность своим положением в обществе;
  2. Импульсивность, поведения, которая проявляется в сниженном самоконтроле над своим поведением, в необдуманных поступках, эмоциональной незрелости;
  3. Нарушение или деформированность восприятия и понимания значения нормативного контроля. Они оценивают социальную ситуацию не с позиций нравственно-правовых требований, а исходя из личных переживаний, обид, эгоцентрических желаний. Словом, они характеризуются дезадаптивностью,  инфантильностью, стойким нарушением социальной адаптации;
  4. Нарушения в сфере общения. Неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это, в свою очередь, снижает возможность адекватной самооценки и социальной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны представителей закона, окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой.

Все вышеперечисленное побуждает сотрудника дежурной смены  определить для себя необходимые и профессионально требуемые особенности и правила общения с задержанными.

Основная его задача – это конструктивное поведение и разрешение затруднительной ситуации.  

Любой конфликт воспринимается его участниками как деструктивное явление, но он несет в себе и конструктивные функции. Позитивные последствия конфликтов связаны с тем, что выясняются, решаются и устраняются существующие между людьми противоречия, уходит эмоциональная напряженность из отношений, происходит сплочение группы, поиск и выработка новых решений и т. д.  Поэтому пассивный уход от конфликтов – это не совсем конструктивная установка.

Но стоит отметить, что конструктивный потенциал, заложенный в конфликтной ситуации, реализуется только в том случае, если участники конфликта сумеют грамотно разрешить те противоречия, которые лежат в основе конфликта.

Таким образом, действия сотрудника полиции после задержания гражданина зависят от характера правонарушения,  личности нарушителя, ситуации взаимодействия. Но существуют некоторые особенности общения сотрудника с задержанными.

1.Есть общие определенные требованию к общению сотрудника дежурной части с задержанными, проявляющими разные особенности поведения.

Например,  сотрудник должен задавать все вопросы громко и четко, коротко и понятно для задержанного. В случае необходимости говорить достаточно жестко, уверенно. Ведь полицейская практика показывает, что нормальный спокойный тон подходит не каждому, воспринимается как слабость сотрудника. Поэтому нужно использовать сначала спокойный тон, в случае, если он не подходит для дальнейшей работы переходить на требовательный и принципиальный.

  1. Не надо пытаться состязаться с задержанными нарушителями в остроумии и сарказме. В случае, если он начинает с сотрудником разговор в указанной манере, не стоит прерывать его. Показывать свой образовательный уровень и начитанность перед этими людьми нет смысла.

3.Нужно стараться не поддаваться эмоциональному воздействию нарушителя. Сотруднику необходимо держать ситуацию под контролем, вести себя спокойно, но внимательно по отношению к задержанному. Если окажется, что необходимы строгие меры, так как эмоциональные вспышки нарушителя продолжаются или переходят в физические действия и/или оскорбления, следует сделать ему предупреждение перед тем, как принять соответствующие меры.

4.Нельзя угрожать нарушителю, следует искать способы внушения ему норм взаимодействия и склонять к согласию с требованиями сотрудника и их принятию. Иногда даже незначительная грубость или угроза вызывают у человека страх, который может привести к серьезному беспокойству, психологическому напряжению и диссонансу в поведении.

Если нарушитель выполнил указания можно высказать ему свое одобрение. Это ничего не стоит, а выиграть для результата дальнейшего взаимодействия можно много.

5. Необходимо понимать и учитывать основное психическое состояние задержанного лица. Например, страх у задержанного может проявляться в виде возбужденного или подавленного эмоционального состояния. Чаще всего при усилении страха его высшая форма – ужас - сопровождается именно подавленным состоянием, депрессией. Иногда страх  может выражаться в фобиях. Недостаточный самоконтроль в дальнейшей ситуации может приводить к социальным проблемам, неправильному поведению, к глупым и опасным поступкам.

Обсуждение и заключение

В  данной статье рассматривается профессиональное общение сотрудников дежурных смен с лицами, доставленными в помещение дежурной части. Исследование данной проблематики системно предполагает глубокое изучение всех ее вопросов в их взаимосвязи и взаимозависимости с выявлением ведущего системообразующего признака. Например, мы рассмотрели особенности профессионального  общения в зависимости от его структуры, или в контексте взаимосвязи с личностными особенностями каждого из участников и его психическим состоянием. Ведущим системообразующим признаком грамотного профессионального общения в нашей работе была выделена рефлексивная позиция сотрудника дежурной смены как показатель его интеллектуального личностного состояния. Также ведущим системообразующим признаком сформированного адаптивного конструктивного профессионального общения может выступать социальная ответственность сотрудника дежурной смены как основной мотив и актуальная  ценность  его служебной деятельности.

В данной статье характеризуются действия сотрудника полиции после задержания гражданина в зависимости от: 1)  ситуации -  правовой (характера нарушения) или социально-психологической (макро и микросоциальной, а также межличностной – в форме  нерешенного конфликта или, напротив,  достигнутого взаимодействия); 2) личности (нарушителя или сотрудника дежурной смены) с характерными психическими состояниями каждого из участников.

Рассматриваются общие определенные требованию к общению сотрудника дежурной части с задержанными, проявляющими разные особенности поведения. В их числе требования к формам воздействия, оценки и самооценки, типам взаимодействия, методам познания эффективности профессионального общения в контексте целей, его этапов, достигаемых результатов.

Анализ актуальной проблемы, предпринятый в нашей статье, обозначает перспективные направления совершенствования организации и управления деятельностью сотрудников дежурных смен, но не является завершенным и может актуализировать многие другие научные исследования по важной теме для правоохранительной практики.

 

[1] URL: https://dogmon.org/professionalenoe-obshenie-yurista.html (дата обращения: 16.05.2023)

[4]URL: https://psychologos.ru/articles/view/konfliktnaya-situaciya (дата обращения: 16.05.2023)

[5] URL: http://personpsy.ru/slovar_ponjatij/psihicheskie_sostojanija/ (дата обращения: 16.05.2023)

[6] URL: https://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihicheskoe-sostoyanie.html (дата обращения: 16.05.2023)

[7] Социальная ответственность является  воспитываемым и развиваемым свойством личности и тесно связана отношениями с: а) восприятием, тревожностью («как инициируется»); б) интеллектом, характером, долгом, способностями и возможностями («как анализируется»); в) деятельностью / бездействием («в чем проявляется»); г) активностью, инициативой, конформизмом («как проявляется»): Никулин С.Г. Формирование социальной ответственности сотрудников органов внутренних дел: теория и практика. / С.Г.Никулин. – Казань: КЮИ МВД России, 2022. - С.8.

[8] URL: https://newtechaudit.ru/konstruktivnoe-povedenie/ (дата обращения: 16.05.2023)

[9] Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.С.Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Г.М.Андреева. - М.: МПСИ, 2009. - 160 с.

2. Демидова-Петрова Е.В. Преступность несовершеннолетних в современной России: вопросы изучения и предупреждения: монография / Е.В.Демидова-Петрова. - Казань: КЮИ МВД России, 2021. - 464 с.

3. Калашников И.В. Совершенствование деятельности участкового уполномоченного полиции по выявлению и устранению причин и условий совершения преступлений. - Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 7. - С.136-141.

4. Лебедев А.Н. Рефлексивное мышление как фактор саморазвития личности //Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В.В.Знаков, А.Л.Журавлев. - М.: Издательство Институт психологии РАН, 2018. - 2216 с.

5. Мальцева Т. В. Особенности использования психологических технологий в работе психолога органов внутренних дел Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 88-93. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-88-93.

6. Мальцева Т.В. Проблемы конструктивности психологической помощи в условиях стрессогенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2021. - № 1. - С.60-65.

7. Нежкина Л.Ю., Фонталова Н.С. Профессиональное общение сотрудников органов внутренних дел // Baikal Research Journa: Электронный научный журнал Байкальского государственного университета. - 2020. - том. 11. - № 3. - C.1-8.

8. Профессиональна подготовка полицейских: Учебник в 4-х ч. / Под общей редакцией В.Л.Кубышко. - М.: ДГСК МВД России, 2020. - Профессиональный цикл. - Ч. 1. - 536 с.

9. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексивная регуляция психических состояний /А.О.Прохоров, А.В.Чернов. - Москва: Издательство ИП РАН Когито-Центр, 2022. - 191 с.

Рецензии
1. Профессиональное общение сотрудников дежурных смен с гражданами, доставленными в служебное помещение дежурных частей органов внутренних дел Авторы: Лебедев Игорь Борисович


Войти или Создать
* Забыли пароль?