Тула, Тульская область, Россия
Тула, Тульская область, Россия
В работе предпринимается попытка предложить подход к совершенствованию системы оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов на основе опыта российских вузов, в период, когда высокое качество высшего образования, по меньшей мере естественно-научного и инженерного, признавалось во всем мире, и опыта университетов США. Обсуждение и критика существующей системы оплаты труда свидетельствуют о том, что системы построена без учета общеизвестных подходов к организации и стимулированию туда. Опыт системы высшего образования показывает, что средний уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов должен превышать средний уровень оплаты труда в стране не менее чем в два раза. Соотношение уровня оплаты труда наиболее высококвалифицированных преподавателей — заведующих кафедрами, профессоров, докторов наук и наименее квалифицированных преподавателей — ассистентов должно составлять не менее чем 3–3,5 раза. Оплата труда начинающих преподавателей, не имеющих ученых степеней и званий, имеющих опыт работы, не должна быть ниже среднего уровня оплаты труда в экономике. Постоянная часть оплаты труда в форме окладов должна составлять не менее 80-85% средней оплаты труда. Переменная составляющая в форме стимулирующих выплат не является обязательным элементом системы оплаты труда и может быть сохранена в форме премиальных выплат по итогам работы. Целесообразны дифференциация окладов по величине научно-педагогического стажа и доплаты за исполнение обязанностей руководителей факультетов и их заместителей.
качество образования, опыт, постоянная часть оплаты, переменная часть оплаты, формы стимулирования
1. Басовский Л. Е., Басовская Е. Н. Проблема формирования системой образова-ния человеческого капитала России // Научные исследования и разработки. Экономика. 2022. №. 5. С. 24-29. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2022-10-5-24-29 (дата обращения: 07.06.2023).
2. Басовский Л. Е. Деградация основной функции образования как управленче-ская проблема // Научные исследования и разработки. Экономика. 2023. №. 1. С. 61-66. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9111-2023-11-1-61-66 (дата обращения: 07.06.2023).
3. Басовский Л.Е. Постиндустриальные уклады в экономике России / Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. М.: ИНФРА-М, 2017. 159 с.
4. Долженкова Ю.В., Сафонов А.Л., Чуб А.А. Архитектура оплаты труда препо-давателей высшей школы в бюджетной сфере Российской Федерации // Выс-шее образование в России. 2022, том 31, № 7. С.25-41.
5. Шибанова А.А., Кочанжи И.Д. Совершенствование системы оплаты труда преподавателей вузов // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 7. С. 609-616.
6. Богатырева И.В., Динукова О.А. Пути оптимизации оплаты труда преподава-телей высших учебных заведений в современных экономических условиях // Экономика труда. 2021. Т. 8. № 2. С. 143-158.
7. Долженкова Ю.В. Новая система оплаты труда в бюджетной сфере: анализ внедрения и перспективы развития // Самоуправление. 2021. № 3 (125). С. 273-276. (дата обращения: 7.06.2023).
8. Сафонов А.Л. Долженкова Ю.В. Оплата труда в бюджетной сфере: состояние и тенденции развития // Социально-трудовые исследования. 2022. № 46(1). С. 64-71.
9. Пуляева В.Н., Иванова И.А. Эволюция системы оплаты труда работников бюджетной сферы // Креативная экономика. 2021;15(5). C. 1897-1912.
10. Иванова И.А. Пуляева В.Н. Концептуальные подходы к определению меха-низма оплаты труда в отраслях бюджетной сферы и обоснованию структуры их заработной платы// Самоуправление. 2021, 3(125). С.324-327.
11. Прогунова Л.В., Компсон Д. Должностная структура и оплата труда профес-сорско-преподавательского состава университетов США (опыт зарубежной стажировки) // Вестник ТГЭУ. 2002. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dolzhnostnaya-struktura-i-oplata-truda-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-universitetov-ssha-opyt-zarubezhnoy-stazhirovki (дата обращения: 07.06.2023).
12. Курбатова М.В., Левин С.Н. Эффективный контракт в системе высшего обра-зования РФ: теоретические подходы и особенности институционального про-ектирования // Журнал институциональных исследований. 2013. Т. 5. № 1. С. 55-80. URL: https://www.hjournal.ru/journals/journal-of-institutionalstudies/2013-god/36-nomer-1/479-effektivnyjkontrakt-v-sisteme-vysshego-obrazovaniyarf-teoreticheskie-podkhody-i-osobennostiinstitutsionalnogo-proektirovaniya.html (да-та обращения: 10.05.2023).
13. Mescon Michael H, Albert Michael, Franklin Khedouri Franklin. Management. Harper & Row, 1988. 777 p.
14. Tennent K.D. The Age of Strategy: From Drucker and Design to Planning and Por-ter. In: Bowden B., Muldoon J., Gould A., McMurray A. (eds) The Palgrave Hand-book of Management History. Palgrave Macmillan, Cham. 2020. URL: https://doi.org/10.1007/978-3-319-62348-1_36-1