Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены современные аспекты профессионального здоровья социальных работников. Сегодня практика социального обслуживания осуществляет планомерный переход от различных аспектов социального контроля и патронажа к психосоциальным технологиям личностно-ориентированного и социального взаимодействия, психолого-социального консультирования, коллективной и индивидуальной работы с запросами от различных социальных групп населения и клиентов социального обслуживания в целом. Основная цель вида профессиональной деятельности социального работника, согласно профессиональному стандарту – это предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Социальные работники, в процессе выполнения разноплановых трудовых функций, могут сталкиваться с различными профессиональными стрессами и трудностями, что, в свою очередь, может сказываться на их профессиональном здоровье, развитии профессиональной деформации и возникновении симптомов профессионального выгорания. Достаточно стремительные темпы цифровой трансформации образовательной деятельности влекут за собой необходимость трансформации подходов к профессиональной подготовке социальных работников в контексте понимания основ сохранения профессионального здоровья как субъекта труда как во время подготовки в высших учебных заведениях, так и в процессе освоения дополнительных профессиональных программ. Для уже работающих социальных работников, с определенным стажем социальной деятельности, в контексте сохранения профессионального здоровья целесообразно реализовывать программы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности. В постоянно изменяющихся социально-экономических условиях социальным работникам необходимо поддерживать свой профессионально-личностный потенциал, что позволит быть включенным в активную социальную жизнь и в профессиональную деятельность.

Ключевые слова:
социальный работник, профессиональное здоровье, профессиональное выгорание, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность
Текст

Введение. Современные изменения, связанные с социально-экономическими и цифровыми трансформациями различных сторон общественной жизни, напрямую затрагивают как сферу профессионального образования специалистов, на различных его уровнях, так и сферу профессионального труда. Традиционно выделяются два основных направления развития общественных средств труда, общества и человека в нем. Первое направление – это направление технологического плана, напрямую связанное, в динамике исторического развития, с научно-техническим прогрессом и развитием собственно средств трудовой деятельности. Второе направление – уже более современное, направление организационного плана, которое основано на исследовании непосредственно человека как личности и как субъекта профессиональной деятельности, анализе профессионально важных качеств, учета качества профессиональной подготовки, раскрытия человека как профессионала в труде [8]. Именно в рамках второго направления приоритетное значение приобретает качество выполнения профессиональной деятельности, результативность труда и наличие результатов, наличие определенного уровня профессионального здоровья специалистов, соответствующая квалификация для выполнения определенного функционала, наличие соответствующего образования, знаний, умений, навыков, компетенций.

Социальная служба, социальная помощь, социальное обеспечение в нашей стране в 2023 году перешагнуло свой тридцатилетний рубеж: уже на протяжении такого длительного времени социальная работа, в широком смысле, активно и динамично развивается как самостоятельная профессия социальной направленности, как область научных исследований и практических разработок, как направление подготовки бакалавров и специалистов в программах среднего, высшего и дополнительного образования. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что практика социального обслуживания осуществляет планомерный переход от различных аспектов социального контроля и патронажа к психосоциальным технологиям личностно-ориентированного и социального взаимодействия, психолого-социального консультирования, коллективной и индивидуальной работы с запросами от различных социальных групп населения и клиентов социального обслуживания в целом. Существующие социально-экономические условия, глобализация, информатизация, цифровизация различных сторон общественной жизни трансформируют сам институт социальной работы, ориентированность и направленность помогающих специалистов социальной практики на социальное развитие и социальную вовлеченность [1].

Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Профессиональный стандарт социального работника был утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в 2013 году. В 2020 году в данный профессиональный стандарт были внесены дополнения и изменения, согласно Приказу Минтруда России от 18.06.2020 № 354н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» [16]. Согласно данному профессиональному стандарту, основная цель вида профессиональной деятельности социального работника – это предоставление социальных услуг получателям социальных услуг в целях улучшения условий жизнедеятельности и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Важно понимать, что к профессиональной деятельности социального работника на сегодняшний день предъявляются различные новые требования, которые нашли отражение в описанных трудовых функциях профессионального стандарта (предоставление социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-трудовых, социально-медицинских услуг получателям социальных услуг и др.), при этом значительно увеличился документооборот. Социальные работники, в процессе выполнения разноплановых трудовых функций, могут сталкиваться с различными профессиональными стрессами и трудностями, что, в свою очередь, может сказываться на их профессиональном здоровье, развитии профессиональной деформации и возникновении симптомов профессионального выгорания [3, 9].

Вопросы сохранения профессионального здоровья для специалистов социальной службы, в частности, для социальных работников, имеют значимый междисциплинарный характер. В социальной сфере, как показывает практика, достаточно высокой является текучка кадров, специалисты постоянно подвергаются риску профессионального (эмоционального) выгорания в ходе взаимодействия с различными группами лиц, уровень оплаты труда является в целом невысоким. Стресс и возможные нарушения профессионального здоровья у социальных работников выражены, прежде всего, внутренним конфликтом между повышенными требования, увеличенной ответственностью и невозможностью все их идеально выполнить. Человек в состоянии стресса мобилизует свои внутренние ресурсы, стремясь выполнить работу, однако что-то в силу отсутствия способностей, что-то в силу отсутствия времени выполнить не может или не успевает. Прилагаются большие усилия, доходя до критического уровня, переходя который стресс для этого работника превращается в дистресс, когда специалист уже ничего не может с собой поделать, демонстрируя чувство подавленности, апатии и дезадаптивного поведения [1, 2].

Следует также отметить, что социальная работа требует от социального работника как профессионала определенных гуманистических качеств, умения сопереживать, проявлять эмпатию, переносить чужие трудности как свои собственные. Это прекрасные качества, но, как не парадоксально, они тоже имеют свой предел. И если специалист слишком сильно вживается в ситуацию каждого человека, то нет ничего удивительного, что он быстро «перегорает». Эмоции должны «раздаваться» дозировано, ни один самый профессиональный специалист не сможет полностью отдаваться каждому профессиональному случаю [4].

Кроме того, социальные работники вынуждены постоянно сталкиваться со сложными клиентами, с экстремальными ситуациями, со сложными жизненными ситуациями – все это со временем накапливается и может достаточно негативно отразиться на профессиональном здоровье специалиста. Помимо этого, часто попадаются неадекватные и агрессивные клиенты, работа с которыми требует большой эмоциональной отдачи, к которой надо быть готовым и знать, как в подобных ситуациях себя вести, чтобы, выполнив свой профессиональный долг, не навредить себе [5].

К сожалению, не всем клиентам, стоящим на социальном обслуживании, можно оказать качественную социальную помощь. Это связано с тем, что не все люди воспринимают помощь, некоторые сильно сопротивляются, а другие под социальной помощью видят что-то другое. С такими клиентами сложно работать, при том, что результат зачастую полностью отсутствует. В этой связи социальные работники нередко испытывают амбивалентные эмоции: это, с одной стороны, радость и удовлетворение за качественное оказание социальных услуг с искренними благодарностями от клиентов, а, с другой стороны, – разочарование от невозможности установить контакт со сложными клиентами, которые часто переходят на оскорбления и агрессивно реагируют на любые попытки оказания социальной помощи. Поэтому в процессе работы социальные работники испытывают как когнитивные, так и эмоциональные перегрузки в плане профессионального здоровья, ведь такая деятельность требует постоянного напряжения познавательных процессов (память, внимание, мышление) и, помимо этого, переживания негативных эмоций от агрессивно настроенных клиентов [14].

Многие специалисты, приходя на работу в социальную сферу на должности социальных работников, не всегда к этому оказываются готовы. Их понимание профессиональной деятельности социальных служб не соответствует действительности. Отсюда проблемы, которые испытывают специалисты, столкнувшись со сложными профессиональными ситуациями. Помимо этого, очень мало специалистов знает, как противостоять эмоциональному выгоранию, что делать, если усталость не проходит после продолжительного отдыха и негатив от работы все больше усиливается [10].

Важно подчеркнуть, что достижение человеком, специалистом достаточно высокого уровня профессионализма, успешности выполнения профессиональной деятельности, сохранение профессионального здоровья в динамике трудовой жизни происходит в течение определенного времени и требует не только наличия качественного профессионального образования, но и отработку решений профессиональных задач в процессе труда (и в процессе профессиональной подготовки). С.А. Дружилов вводит понятие «индивидуальный ресурс профессионального развития человека» (ИРПР). Ключевым в данном понятии является термин «ресурс». Понятие ИРПР предполагает, что у человека имеются как и реальные профессиональные возможности, способности, индивидуально-личностные характеристики, так и ресурсные, пока несформированные или нереализованные профессиональные свойства. Наличие у человека ИРПР будет способствовать возможности профессионального роста, профессионального развития и сохранения профессионального здоровья в рамках современного общества [6].

Проведенный анализ научной литературы показывает, что для сохранения профессионального здоровья социальных работников, особенно молодых специалистов, возможно проводить обучающие мероприятия. При этом достаточно стремительные темпы цифровой трансформации образовательной деятельности влекут за собой необходимость трансформации подходов к профессиональной подготовке социальных работников в контексте понимания основ сохранения профессионального здоровья как субъекта труда как во время подготовки в высших учебных заведениях, так и в процессе освоения дополнительных профессиональных программ (программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации) [13]. Предполагается включение в учебные планы специальные дисциплины, направленных на формирование профессиональных компетенций в разрезе сохранения профессионального здоровья будущих социальных работников. При этом, как показывает практика, помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, для социальных работников возможно и целесообразно использовать методы и приемы коучинга как образовательную технологию, которая вписывается в практику профессионально-личностного сопровождения обучающихся с позиций наставничества [4, 11, 15].

Для уже работающих социальных работников, с определенным стажем социальной деятельности, в контексте сохранения профессионального здоровья целесообразно реализовывать программы психолого-педагогического сопровождения профессиональной деятельности, которые могут включать в себя профессиональный психологический отбор на должности социальных работников, в соответствии с требованиями профессионального стандарта; реализацию процедур профессиональной аттестации, подтверждение наличия необходимого уровня профессионализма в социальной службе; помощь в выборе образовательных маршрутов с целью повышения уровня профессиональной компетентности; проведение своевременных психодиагностических процедур состояния профессионального здоровья; проведение тренинговой работы с социальными работниками и т.п. [7, 10, 12].

Выводы. Таким образом, можно отметить, что содействие сохранению профессионального здоровья социальных работников требует необходимого сосредоточения усилий как во время получения образования, так и в динамике выполнения социальной деятельности. Наличие необходимого уровня профессионального здоровья у социальных работников, на протяжении трудовой жизни, становится фактором благополучного профессионального развития специалистов и качества жизни в целом. В постоянно изменяющихся социально-экономических условиях всем субъектам социальной службы и, прежде всего, социальным работникам, необходимо поддерживать свой профессионально-личностный потенциал, что позволит быть включенным в активную социальную жизнь и в профессиональную деятельность.

Список литературы

1. Авчинникова С.О. Профессиональное здоровье специалистов социальной сферы на разных этапах построения карьеры // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11-3 (113). С. 7-10.

2. Асмаковец Е.С. Готовность специалистов в области социальной работы к работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Том 12. № 3. С. 30-45.

3. Асмаковец Е.С. Стрессоры специалистов в области социальной работы // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3. С. 6-14.

4. Асмаковец Е.С., Мельничкин С.П. Опыт разработки программы снижения воздействия стресс-факторов в профессиональной деятельности социальных работников // Психологическое сопровождение образовательного процесса. 2013. Том 1. № 3-1. С. 197-207.

5. Введенский А.И. Аксиология здоровья в системе ценностей работников социальной сферы // Общественное здоровье и здравоохранение. 2021. № 1 (69). С. 9-13.

6. Дружилов С.А. Информационное общество: социально-гигиенические аспекты трансформации института занятости и трудовой сферы // Гигиена и санитария. 2020. Том 99. № 7. С. 662-668.

7. Караванова Л.Ж., Качаев Р.И. Личностные факторы профессиональной успешности специалистов по социальной работе // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 2. С. 125-140.

8. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.

9. Корчагина Л.М. Психосоциальные технологии по профилактике и преодолению профессионального выгорания социальных работников / Психосоциальные технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса в современном социальном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 6 октября 2021 года. Липецк: Липецкий государственный университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. С. 72-76.

10. Куприянова Э.Р., Шульгина Т.А. Супервизия как инструмент профилактики профессионального выгорания специалистов по социальной работе // Коллекция гуманитарных исследований. 2022. № 2 (31). С. 45-50.

11. Макеева Н.Ю. Использование коучинговых технологий в подготовке специалистов по социальной работе / Традиции и новации в профессиональной подготовке педагога. Сборник научных трудов III Международной научно-практической конференции, Тверь, 26-28 марта 2020 года; под ред. И.Д. Лельчицкого. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. Выпуск 18. С. 194-198.

12. Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е., Петров В.Е. Психологическое консультирование личности в процессе профессионализации: учебное пособие. М.: Издательский Центр РИОР, 2020. 136 с.

13. Мальцева Т.В., Ульянова И.В., Михайлова В.К., Русскова Ю.Н., Родин В.Ф. Интерактивные технологии обучения как средство формирования профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России: монография. Рязань: ИП Коняхин А.В., 2018. 260 с.

14. Мартыненко А.В. Социальная работа как новый компонент в системе охраны здоровья (обзор литературы) // Здравоохранение Российской Федерации. 2023. Том 67. № 1. С. 95-92.

15. Передерий В.А., Скрипниченко Л.С. К вопросу о поддержании профессионального здоровья персонала в образовательных организациях // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. 2021. Том 10. № 3. С. 18-24.

16. Приказ Минтруда России от 18.06.2020 № 354н «Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2020 № 59014) [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 01.07.2023).

Рецензии
1. К вопросу о профессиональном здоровье социальных работников Авторы: Уразаева Гульнора Ильхамовна


Войти или Создать
* Забыли пароль?