Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
Россия
Россия
Россия
Статья посвящена проблеме формирования финансовой грамотности студентов экономических вузов в условиях интеграции учебных дисциплин. Целью работы является выявление возможностей интегративных связей учебных дисциплин в повышении уровня финансовой грамотности в рамках преемственности образовательных программ бакалавриата и магистратуры. В качестве средства интеграции предлагается использовать модели простых и сложных процентов. Отмечена значимость формализованных моделей в выполнении финансовых операций наращения, дисконтирования и, соответственно, в оценке эффективности принятия финансовых решений. В работе представлены результаты мониторинга динамики уровня финансовой грамотности студентов экономического университета. Проведен онлайн-опрос студентов бакалавриата в разрезе курсов обучения и магистрантов. Респондентам предложены вопросы, касающиеся выявления объективного уровня финансовой грамотности (знание финансовых терминов, активность на рынке финансовых услуг, владение формулами простых и сложных процентов и пр.). В отдельный блок включены вопросы о субъективном уровне финансовой грамотности респондентов и потребности в дополнительных знаниях и умениях по финансовой грамотности. Результаты анализа эмпирического материала свидетельствуют о положительной корреляции объективного и субъективного уровней финансовой грамотности студентов, а также необходимости в дополнительных знаниях по финансовой грамотности. При этом более высокие уровни финансовой грамотности связаны с навыками владения моделями простых и сложных процентов и демонстрируют положительную динамику совокупного эффекта интеграции учебных дисциплин. Изучение активности студентов на рынке финансовых услуг определяет широкое использование цифровых финансовых инструментов. Полученные выводы определяют необходимость владения студентами экономических вузов формализованными методами оценки принятия финансовых решений, что в будущем позволит избежать ошибок в практической деятельности и обеспечить необходимый уровень цифровой финансовой грамотности.
мониторинг, финансовая грамотность, интеграция, экономическое образование, модель простых процентов, модель сложных процентов
1. Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25.09.2017 № 2039-р URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/
2. Гуляева М.А. Комплексный подход к формированию финансовой грамотности студентов профессиональных образовательных организаций //Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - № 4. - С. 11-20.
3. Далингер В.А. Теоретические основы интеграции математики и естественнонаучных дисциплин. // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 8. - С. 121-122.
4. Еремина О.И. Повышение финансовой грамотности молодежи как императив современного образования // Проблемы управления качеством образования: сб.ст.XIII Всерос.науч.конф. - Пенза, 2020. - С. 60-63.
5. Кирищиева И.Р., Диланян А.Р. Финансовые вычисления в финансовой грамотности населения // Транспорт: наука, образование, производство. Сб. науч. тр. Международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2020. - С. 136-139.
6. Осташевский С.М., Петров В.С. Финансовая грамотность и пути ее повышения как актуальная проблема профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. - 2021. - № 3(31). - С. 86-90.
7. Kumar P., Pillai R., Kumar N., Tabash M.I. The interplay of skills, digital financial literacy, capability, and autonomy in financial decision making and well-being. Borsa Istanbul Review. 2023, vol. 23, issue 1, pp. 169-183.
8. Lin Chien-An, Bates Timothy C. Smart people know how the economy works: Cognitiveability, economic knowledge and financial literacy. Intelligence. 2022.V. 93.