Метаморфоза парадигмы государственного управления и новые требования к квалификационным характеристикам госслужащих
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современных условиях быстро изменяющейся внешней среды, нарастающей международной напряженности и усложняющейся государственной политики теория государственного управления должна быстро адаптироваться и изменяться. Традиционные модели государственного управления, основанные на строгой иерархической подчиненности, имеют крайне низкую эффективность, что обуславливает необходимость их радикального переосмысления и перепроектирования. Такая метаморфоза парадигмы государственного управления не могла не повлиять на требования к квалификационным характеристикам государственных служащих, вовлеченных в процесс государственного управления. Ключевым трендом изменений является отказ от командных методов управления в пользу методов, основанных на соучастии, вовлеченности в процесс, эффективной мотивации при выполнении своих функциональных обязанностей. Цель исследования – проанализировать основные концепции (моделей) теории государственного управления; определить функции и задачи государственных служащих, упорядочить их по определенным признакам; выделить ключевые тенденции в развитии общества, оказывающие воздействие на квалификационные характеристики государственных служащих. Исследование основано на фундаментальных концепциях и положениях, представленных в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых, статистических данных национальных и зарубежных агентств и институтов, эмпирических данных. Научные методы: анализ литературы, сравнительный анализ, синтез, обобщение, наблюдение; методы научной абстракции и абстрактного мышления. Новизна исследования заключается в выводе о трансформации парадигмы государственного управления в сторону социального партнерства и децентрализации функций государственного управления, повышения ответственности госслужащих.

Ключевые слова:
государственные служащие, государственное управление, концепции государственного управления, квалификационные характеристики, эффективность управления, мотивация, цифровизация, компетенции
Список литературы

1. Needham C., Mangan C. The 21st century public servant. Birmingham: University of Birmingham, 2014, 28.

2. Weber M. Economy and society: an outline of interpretive sociology. Berkley: University of California, 1922, 1469.

3. Hood C. A Public Management for all seasons? Public Administration, 1991, 69(1): 3-19. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.1991.tb00779.x

4. Olsen J. P. Maybe it is time to rediscover bureaucracy? Journal of Public Administration Research and Theory, 2005, 16(1): 1-24. https://doi.org/10.1093/jopart/mui027

5. Hood C., Lodge M. Competency, bureaucracy, and public management reform: a comparative analysis. Governance, 2004, 17(3): 313-333. https://doi.org/10.1111/j.0952-1895.2004.00248.x

6. Merton R. K. Bureaucratic structure and personality. Social Forces, 1940, 18(4): 560-568. https://doi.org/10.2307/2570634

7. Rhodes R. A. W. Recovering the craft of public administration. Public Administration Review, 2015, 76(4): 638-647. http://dx.doi.org/10.1111/puar.12504

8. Pfiffner J. P. Traditional public administration versus the new public management: accountability versus efficiency. Institutionenbildung in Regierung und Verwaltung: Festschrift fur Klaus Konig, eds. Benz A., Siedentopf H., Sommermann K. P. Berlin: Duncker & Humbolt, 2004, 443-454.

9. King A. Overload: problems of governing in the 1970s. Political Studies, 1975, 23(2-3): 284-296. https://doi.org/10.1111/j.1467-9248.1975.tb00068.x

10. Hughes O. E. Public management and administration. N. Y.: Palgrave Macmillan, 1998, 288. https://doi.org/10.1007/978-1-349-26896-2

11. Оsborne D., Gaebler T. Reinventing Government. N. Y.: Penguin Press, 1992, 405.

12. Hood C. The "new public management" in the 1980s: variations on a theme. Accounting, Organizations and Society, 1995, 20(2-3): 93-109. https://doi.org/10.1016/0361-3682(93)E0001-W

13. Fortin Y., Van Hassel H. Contracting in the New public management: from economics to law & citizenship. Amsterdam: Ios, 2000, 285.

14. Hondeghem A., Vandermeulen F. Competency management in the Flemish and Dutch civil service. International Journal of Public Sector Management, 2000, 13(4): 342-353. http://dx.doi.org/10.1108/09513550010350355

15. Aberbach J. D., Christensen T. Citizens and consumers. Public Management Review, 2005, 7(2): 225-246. https://doi.org/10.1080/14719030500091319

16. Pardeep S., Vayunandan E. Administrative theory. New Delhi: PHI Learning, 2010, 544.

17. Лукашенко А. М. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании. Современная конкуренция. 2009. № 6. С. 96-105. https://www.elibrary.ru/kzjert

18. Bonder A., Bouchard C.-D., Bellemare G. Competency-based management - an integrated approach to human resource management in the Canadian public sector. Public Personnel Management, 2011, 40(1): 1-10. http://dx.doi.org/10.1177/009102601104000101

19. Dingelstad J., Borst R. T., Meijer A. Hybrid data competencies for municipal civil servants: an empirical analysis of the required competencies for data-driven decision-making. Рublic Personnel Management, 2022, 51(4): 458-490. https://doi.org/10.1177/00910260221111744

20. Kruyen P. M., Van Genugten M. Opening up the black box of civil servants’ competencies. Public Management Review, 2020, 22(1): 118-140. https://doi.org/10.1080/14719037.2019.1638442

21. Rhodes R. A. W. Waves of governance. The Oxford handbook of governance, ed. Levi-Faur D. Oxford: Oxford University, 2012, 33-49. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199560530.013.0003

22. Denhardt R., Denhardt J. The new public service: an approach to reform. International Review of Public Administration, 2003, 8(1): 3-10. http://dx.doi.org/10.1080/12294659.2003.10805013

23. Denhardt R., Denhardt J. The new public service: serving rather than steering. Public Administration Review, 2000, 60(6): 549-559. http://dx.doi.org/10.1111/0033-3352.00117

24. Denhardt R., Denhardt J. The New Public Service: Serving, Not Steering. N. Y.: M. E. Sharpe, 2007, 222.

25. Van Kersbergen K., Van Waarden F. "Governance" as a bridge between disciplines: cross-disciplinary inspiration regarding shifts in governance and problems of governability, accountability and legitimacy. European Journal of Political Research, 2004, 43(1): 143-171. https://doi.org/10.1111/j.1475-6765.2004.00149.x

26. Osborne S. P. New public governance?: Emerging perspectives on the theory and practice of public governance. L.: Routledge, 2010, 448.

27. Bovaird T. Public governance: balancing stakeholder power in a network society. International Review of Administrative Sciences, 2005, 71(2): 217-228. https://doi.org/10.1177/0020852305053881

28. De Vries M., Nemec J. Public sector reform: an overview of recent literature and research on NPM and alternative paths. International Journal of Public Sector Management, 2013, 26(1): 4-16. http://dx.doi.org/10.1108/09513551311293408

29. Horton S. Competency management in the public sector: European variations on a theme, eds. Farnham D., Hondeghem A. Amsterdam: Ios, 2002, 189.

30. New public governance, the third sector and co-production, eds. Pestoff V., Brandsen T., Verschuere B. N. Y.: Routledge, 2012, 424.

31. Williams P. The competent boundary spanner. Public Administration, 2002, 80(1): 103-124. https://doi.org/10.1111/1467-9299.00296

32. Kickert W. J. M. Public governance in the Netherlands: an alternative to Anglo-American "managerialism". Public Administration, 1997, 75(4): 731-752. https://doi.org/10.1111/1467-9299.00084

33. Гершанок Г. А., Ломоносова Я. Г. Лидерство и менеджмент в системе государственной гражданской службы. Социальные и экономические системы. 2022. № 6-7. С. 213-221. https://www.elibrary.ru/lawkii

34. Lips M. Digital government: managing public sector reform in the digital era. L.: Routlege, 2019, 302. https://doi.org/10.4324/9781315622408

35. Choi Y., Lee H., Irani Z. Big data-driven fuzzy cognitive map for prioritising IT service procurement in the public sector. Annals of Operations Research, 2018, (270): 75-104. https://doi.org/10.1007/s10479-016-2281-6

36. Provost F., Fawcett T. Data science and its relationship to big data and data-driven decision-making. Big Data, 2013, 1(1): 51-59. https://doi.org/10.1089/big.2013.1508

37. Berner M., Graupner E., Maedche A. The information panopticon in the big data era. Journal of Organization Design, 2014, 3(1): 14-19. http://dx.doi.org/10.7146/jod.9736

38. Orlikowski W. J. Using technology and constituting structures: a practice lens for studying technology in organizations. Organization Science, 2000, 11(4): 404-428. https://doi.org/10.1287/orsc.11.4.404.14600

39. Desouza K. C., Jacob B. Big data in the public sector: lessons for practitioners and scholars. Administration & Society, 2017, 49(7): 1043-1064. https://doi.org/10.1177/0095399714555751

40. Kim G.-H., Trimi S., Chung J.-H. Big-data applications in the government sector. Communications of the ACM, 2014, 57(3): 78-85. https://doi.org/10.1145/2500873


Войти или Создать
* Забыли пароль?